Проект сотрудничества с родителями в начальной школе «взаимодействие. Взаимодействие семьи и школы Общие основы взаимодействия семьи и школы

  • 03.09.2023

Светлана Садовщикова
Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность

: традиции и современность

«Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».

Антон Макаренко

Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) – как один из важнейших аспектов взаимодействия семьи и детского учреждения. Воспитание подрастающего поколения подразумевает взаимопонимание между дошкольным учреждением и семьей . Очень часто педагоги и родители малышей не находят общего языка – им не хватает терпения, такта, а зачастую, и времени для того, чтобы слышать и понимать друг друга. Новые требования ФГОС ДО усиливают роль родителей в воспитательном процессе, как на уровне каждого детского сада, так и на муниципальном. Перед системой образования поставлены четкие задачи : за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом детском учреждении ответственность возложена на родителей, поскольку качество образования и развития дошкольников зависит от активной позиции родительской общественности (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. 9) .

Сотрудничество родителей и педагогов основывается на равенстве партнерских позиций, уважительном отношении двух заинтересованных сторон. В ходе взаимодействия обязательно учитываются индивидуальные способности и возможности. Активное совместное взаимодействие родителей и педагогов – возможность лучше узнать слабые и сильные стороны друг друга, правильная система взаимоотношений , основанная на взаимопознании , взаимодоверии , взаимопонимании и взаимоуважении . Работа по организации активного взаимодействия ДОУ с родителями находится в стадии динамичного развития. И если еще несколько лет назад привлечь родителей к работе детского садика было довольно сложно, то сегодня обстановка кардинально изменилась.

Родители стали намного инициативнее и часто сами предлагают новые формы общения.

- Педагоги стали более профессиональными и смелыми, активно использующими в работе творческий потенциал и фантазию.

Изменились формы общения воспитателей с родителями, которые сегодня взаимодействуют не только с активной ячейкой, но и со всеми родителями. Несмотря на то, что при подготовке к групповым мероприятиям инициатива чаще исходит от педагогов , хорошо уже то, что родители охотно поддерживают эти начинания.

Традиционные формы подразделяются на :

Информационно – наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);

Индивидуальные (беседы, консультации) ;

Коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).

Досуговые (совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя);

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе , так и в жизни детского сада.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact» , где «inter» - это взаимный , «act» - действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком) .

Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей . В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т. д.) . Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Различают следующие формы дискуссии :

Круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

Симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

Дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь» , которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Такие интервенции известны под другими названиями - «структурирующие упражнения» , «моделирующие игры» , «ролевые игры» и т. п.

Термин «интерактивные игры» , подчеркивает два основных признака : игровой характер и возможность взаимодействия .

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания . В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями , позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями , повысить педагогическую культуру родителей , расширить представления детей по различным образовательным областям.

Список использованной литературы

1. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей . // Управление ДОУ 2002г., № 4 .

2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г . А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94.

3. Арнаутова, Е. П. Планируем работу с семьёй . [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70

4. Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6

5. Богославец Л. Г., Давыдова О. И., Майер А. А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5

6. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н . П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6

7. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия [Текст] / Т . П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

8. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г ., №7.

9. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду.

10. Шатверян Т. С., Прищепа С. С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений» .

Взаимодействие педагогов с семьёй : традиции и современность

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка; на них ложится основная ответственность за его развитие. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой. Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД МАОУ Гимназия № 3 Павленко Оксана Владимировна

Тема: Технология сотрудничества во взаимодействии семьи и школы

Цель: Организовать совместные мероприятия с родителями

«Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника …. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...»

К. Д. Ушинский

Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеют социум, семья, а школа направляет этот процесс в русло конкретных педагогических задач. Драматург и писатель Виктор Розов писал: «Я придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати-поле. Дом-это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне не говорили о воспитательном значении школы, все-таки основы формирования личности начинаются в семье.»

Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью и обществом. На сегодняшний день актуальное значение приобретает не только взаимодействие в нашем традиционным понимании, а прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании детей.

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка; на них ложится основная ответственность за его развитие. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой. Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Семья – маленькое сообщество кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность, воспитать в детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность.

Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и школы, он стремится к достижению конечной цели– обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. Следовательно, целесообразно значительную часть сотрудничества организовывать совместно с семьей и школой. Общеизвестно, что родители младших школьников испытывают огромный интерес к делам школы, поэтому именно этот период следует использовать для укрепления единства семьи и школы в деле воспитания.

Януш Корчак подчеркивает, что «сотрудничество, вера в опыт и совместная жизнь движут обучение и воспитание». Нельзя не согласиться с данным высказыванием, так как личный опыт, совместная работа школы и семьи в условиях сотрудничества позволяют поднять на качественно новый уровень педагогический процесс, сделать его более интенсивным и эффективным.

Таким образом, семейно-педагогическое сотрудничество может быть представлено через взаимодействие учителей, воспитателей и родителей осуществляемое в совместной ценностно значимой̆ деятельности на основе субъект-субъектных отношений, характеризующееся диалогическим общением, направленностью на совместный поиск решения педагогических задач и преодоление конфликтов в условиях партнерства и взаимосодействия, что обеспечивает личностный рост школьников и развитие воспитательного потенциала семьи.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Каждая школа в работе с родителями имеет свой определённый опыт. Проведение таких совместных мероприятий, как круглые столы, фестивали, выставки, родительские спектакли, и многие другие мероприятия способствуют взаимопониманию учителей, родителей, детей, где они одновременно являются организаторами и участниками.

Основная форма работы с семьей из моей практики - это вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. На протяжении второго года работы в классе, в котором я работаю, сложилась традиция проведения ряда мероприятий, активными участниками которых являются родители («Ищем Деда мороза и подарки»).

Задача сотрудничества «Семья и школа» - сделать школу и семью союзниками в воспитании детей.

Работа с семьёй – важная задача образовательной системы. Без сотрудничества педагога с родителями невозможно решать никакие вопросы воспитания, развития ребёнка. Вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. «Туристический слет» - школьный слет, посвященный Всемирному Дню Туризма 27 сентября. Школьники и родители проходили испытания на лесной поляне в городском парке. На каждой станции были свои задания. Завершился туристический слет пикником, который подготовили родители. Заряд бодрости и сплоченности получили участники соревнований.

Перед воспитателями стоит очень важная задача – поселить счастье в каждой семье. В основе нашей работы с семьёй – педагогика равноправного сотрудничества, диалога и взаимодействия. Лейтмотив общения: “Школа - для семьи, вместе с семьёй”. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

Сделать родителей непосредственными участниками педагогического процесса нам позволяют разнообразные формы взаимодействия.

В поисках доверительности, теплоты отношений у каждого педагога своя тайна, свой взгляд и свои подходы. Повернуть семью лицом к ребёнку, его интересам и проблемам, вызвать расположение и симпатии к делам класса, школьного учреждения, мне помогают следующие, наиболее оправдавшие себя в работе, интерактивные формы сотрудничества.

Каждый воспитатель группы продленного дня выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемым и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы воспитателя группы продленного дня с родителями.

Свою работу с детьми выстраиваю на основе тесного взаимодействия с семьей, через проведение совместных мероприятий и праздников. Их задача: обогатить родителей педагогическими знаниями для успешного всесторонне- гармоничного развития личности ребёнка. Активно использую разнообразные формы работы: экскурсии, стенгазеты, выставки детских работ, конкурсы, праздники, мастер-классы, акции, беседы и др. О нескольких из них я хочу вам рассказать.

Первый праздник, который провела в первом и во втором своем классе в группе продленного дня - День матери, вошедший теперь в традицию класса. День матери занимает особое место в нашей стране. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. Поддержим традиции бережного отношения к женщине, закрепим семейные устои. Ко Дню матери с привлечением пап класса я надумала испечь сахарное печенье, помимо открыток. В организации праздника участвуют только папы. В преддверии праздника папы и дети в столовой гимназии готовят из сахарного песочного теста печенье для мам, вырезают различными формочками тесто и посыпалось печенье яркими посыпками, орехами и с помощью повара подарки выпекают, а вечером дома с папами сладкий подарок, созданный своими руками, будет вручен любимым мамам. В классе после того, как печенья испеклись, мы привязывали ленту на печенье. Можно только представить, как папы и дети совместно готовят печенье! Если раньше родители (особенно папы) были только пассивными зрителями школьной жизни своего ребенка, то сейчас они становятся ее активными участниками. Цель такого праздника: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. И теперь с каждым годом дети и папы ждут это мероприятие в классе. Некоторые родители поделились своими яркими впечатлениями об этом мероприятии и рассказали, как они дома стали тоже к празднику выпекать печенье всей семьей.

Школьное мероприятие «Осенняя ярмарка» - это масштабное мероприятие, охватывающее учащихся всей школы и их родителей. Это событие долгожданное, любимое и детьми, и родителями. Подготовка начинается заблаговременно: вместе с детьми родители продумывают тематику своих столов, изготавливают плакаты, баннеры, шьют костюмы, придумывают, кричалки-зазывалки. Дети и родители приходят на ярмарку со своим «товаром» для продажи, одетые в традиционные русские костюмы. Такая совместная деятельность и родителей сближает, работает на сплочение классного коллектива, заряжает позитивной энергией на весь учебный год.

Следующее мероприятие - День именинника, ставшее традицией класса. За организацию мероприятия отвечают родители, я готовлю сценарий праздника. Родители делятся на творческие группы и определяют для каждой группы свое мероприятие. Кто-то из этой группы занимался покупкой подарков, другая часть родителей занималась организацией стола, а третья помогала с конкурсами для детей.

Новогодняя мастерская – добрая традиция проведения предновогодних мастер-классов по изготовлению елочных игрушек из фетра, магнитов с символикой года, изготовление совместно с родителями огромных конфет, ставших прекрасным дополнением к торжеству.

Акция «Кормушки и скворечники для птиц» - одна из старейших традиций развешивание скворечников, синичников, гоголятников и прочих птичьих домиков. Ученики пришли в школу с кормушками и скворечниками, которые они изготовили вместе с родителями.

Праздник первой отметки – еще один из праздников ставший традиционным в начальной школе имеет важное значение в жизни ребят и их родителей. Название праздника говорит само за себя. Какие отметки самые лучшие, с какими надо дружить, а какие приносят только слезы и неприятности. Чтобы узнать эти ответы на все вопросы, в классе провела мероприятие. Получение первых школьных отметок – знаменательное событие в жизни каждой семьи.

На тематических выставках представляем детские работы, поделки, изготовленные детьми, сделанные семьями.

Акция «Бессмертный полк» - посвящена чествованию героев Великой Отечественной войны и поклонению их памяти. Участники акции будут нести транспаранты, на которых изображены портреты дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, которые защищали нашу Родину в Великой Отечественной войне. Цель акции - сохранение семейной памяти о родственниках участниках боевых сражений. Наш класс вместе со своими родителями принял активное участие.

По организации совместной работы начальной школы и семьи в условиях сотрудничества позволила прийти к таким выводам: в свою очередь большинство родителей принимают активное участие в проведении мероприятий для детей: участвуют сами, помогают в организационных вопросах.

Взаимодействие педагогов с родителями в целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса необходимо! Таким образом, создание единой воспитательной среды нужно для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей решает поставленные воспитательно-образовательные задачи в целях воспитания гармонично развитой личности ребёнка.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей. От эффективности взаимодействия между педагогом и родителями зависит решение многих задач воспитания и обучения, что дает нам право говорить о семейно-педагогическом сотрудничестве.

Сотрудничество учителей и воспитателей группы продленного дня, учащихся и родителей в образовательно-воспитательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание учеников учиться в школе.

Список литературы

1. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2000. – 176 с.

2. Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. – Екатеринбург: У–Фактория, 2009. – 384 с.

3. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. – М. : Народное образование, 2000. – 272 с.

4. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии: учебное пособие для студ., обуч. / Г. К. Селевко. – М., 2002. – 196 с.

5. Семёнов, В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды / В. Д. Семёнов. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.

6. Организация сотрудничества семьи и школы./ И.Парфенова, Е.Казакова // Воспитание школьников. - 2002. - №3. – С.25-28.

7. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании. Л.Байбородова // Воспитательная работа в школе. – 2003. - № 4. – С.8-12.

8. Гайворонская Н. И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.

Подписи к слайдам:

Осенняя ярмарка

Социализация личности ребенка невозможна без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.

Спасибо за внимание! Фотоматериалы для презентации подготовлены из опыта работы воспитателя группы продленного дня МАОУ Гимназии №3 г. Южно-Сахалинска - Павленко Оксаны Владимировны


ФИО: Кайгородова Татьяна Павловна

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»

Пермский край Карагайский район

Должность: учитель начальных классов

« ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ »

ПРОЕКТ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ

в начальной школе

Длительность проекта: 4 года.

Ребёнка воспитывает всё, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо нравственность достигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам.

Соловейчик В.

Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся приносит положительный воспитательный и образовательный результат.

Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего. Учащиеся, родители и классный руководитель – коллектив единомышленников. Это сплоченный, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления.

На период с 2012 по 2016 учебный год мною разработана программа воспитания «Вместе – дружная семья». Для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании я составила данный проект. Совместно с родителями мы наметили план деятельности, рассчитанный на 4 года по направлениям. На первом родительском собрании выбран родительский комитет. Все родители распределены по инициативным творческим группам: «Культура и творчество», «Спорт и здоровье», «Информация», «Труд и хозяйство», «Туризм и экскурсии». По желанию родители выбирали вид деятельности, в котором они могут оказать содействие, помощь. Члены родительского комитета становятся не только инициаторами дел в классе, но и полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Не могу не отметить, что на первом году взаимодействия необходимо создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для детей. Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребенка: его подготовленность к школе , уровень тревожности , развития интеллекта, мотивации , эмоциональный фон («Десять моих я», «Краски», «Мое настроение» и т.д.). Начинаю изучать семью каждого из учеников. После этого я налаживаю взаимоотношения с родителями, с бабушками, дедушками и другими ближайшими родственниками своих учеников. Перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса. Практически в каждом классном коллективе формируется активная творческая группа родителей, которая помогает мне заинтересовать других родителей разного рода деятельностью, направленной на достижение желаемого результата. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.

В течение многих лет работы в школе накоплен опыт взаимодействия с семьей. Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В школе созданы и работают родительские комитеты классов, Совет школы.

Срок реализации проекта : 4 года.

Участники проекта :

    родители учащихся

    классный руководитель

    педагог-психолог

    учителя-предметники

Цель:

Создание условий для активизации процесса воспитания и создание условий для совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребенка, его успешной социализации и самореализации.

Задачи:

1.Создать условия для конструктивного взаимодействия: родитель — учащийся учитель;

2.Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;

3.Организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного и прочего характера;

4.Привлекать родителей к управленческой деятельности школы (Совет школы, Совет профилактики, родительский комитет).

5.Создать условия для формирования у родителей положительного отношения к школе.

Предполагаемые результаты

    Участие родителей в управлении ОУ (Совет школы ОУ, Совет профилактики, родительский комитет);

    Вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

    Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, индивидуальные беседы);

    Сближение взрослых и детей через совместное переживание положительных эмоций в ходе сотрудничества;

    Повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

    Формирование положительного отношения к школе.

Показатели результативности:

    Сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и в конце реализации проекта;

    Степень активности учащихся в подготовке и проведении мероприятий;

    Степень активности родителей в реализации проекта;

    Степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;

    Эмоциональный настрой учащихся и их родителей;

    Презентация результатов проекта.

Механизмы реализации проекта

    Создание системы отношений: организация традиционных, тематических и творческих совместных мероприятий.

    Использование приемов и форм в работе, направленных на демонстрацию семейного передового опыта воспитания, опору на семейные традиции.

    Использование в деятельности приемов КТД, применение различных форм совместной работы, создание ситуации успеха, эмоционального фона.

    Использование приемов, стимулирующих социальную активность.

    Способствовать положительной мотивации родителей и учащихся и возможности активного проявления себя в различных видах совместной деятельности.

    Диагностика участия родителей в учебно-воспитательном процессе.

Семья и школа – это два социальных института, и от согласованности их деятельности зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

Основные направления в работе с родителями

Диагностическое

    Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (беседы, посещение семьи).

    Проведение мониторинга удовлетворенности родителей учащихся жизнедеятельностью в классе и школе. (Наличие огромного количества разработанных анкет и диагностик позволяют отследить не только динамику развития взаимоотношений, но и другие моменты при сотрудничестве с родителями).

Просветительское

    Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей, психолога, социального педагога, библиотекаря, учителей-предметников.

    Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

    Оформление буклетов-памяток для родителей по взаимодействию с детьми.

Коррекционное:

    Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций.

    Индивидуально-профилактическая работа с родителями слабоуспевающих и одаренных детей.

    Индивидуальная коррекционная работа с одарёнными детьми.

Консультативное:

    Индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка;

    Посещение семьи.

Организационное:

    Проведение совместных традиционных творческих и тематических мероприятий по реализации направлений воспитательной работы («День открытых дверей в классе», где демонстрирую родителям достижения учащихся, родителей и педагогов школы).

    Проведение родительских собраний, конференций, диспутов, встреч с администрацией учебного заведения.

    Дни коллективного отдыха родителей и детей, коллективно-творческая деятельность.

Этапы реализации проекта

Организационный – сбор информации о семьях учащихся (диагностики): изучение образа жизни семей, выявление особенностей семейного воспитания, изучение воспитательного потенциала семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.), выявление положения детей в системе семейных отношений.

Составление социального паспорта класса: составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей; обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей и др.

Основной создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы: организация работы родительского комитета класса, общешкольного родительского комитета, работа лектория психолого-педагогического просвещения родителей, проведение дня открытых дверей в классе, в ОУ. Организация совместного досуга: формирование системы массовых мероприятий с родителями, организация совместной общественно — значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; пропаганда здорового образа жизни.

Заключительный – рефлексия, анализ результатов проекта, выводы мониторинговых исследований.

Основные идеи взаимодействия

Наиболее эффективными формами работы с родителями считаю родительские собрания и мероприятия . Именно они дают толчок для работы, позволяют спланировать основную деятельность с родителями, а также скорректировать её. Совместное обсуждение целей и задач учебно-воспитательного процесса в классе, позволяет определить планы сотрудничества, решить проблемы классного коллектива, подвести итоги работы за год. Разнообразные формы деятельности помогают во многом разобраться, создать атмосферу доверия, установить психологический контакт. Творческие формы собраний позволяют привлечь наибольшее число родителей к разнообразной внеурочной деятельности. Пример родителей — неоценимый образец для детей.

Примерная тематика классных родительских собраний

1 класс

1.Первые дни ребенка в школе. Трудности адаптации первоклассников. Встреча за круглым столом.

2. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Лекция психолога о результатах диагностики детей, поступающих в первый класс.

3. Игра и игрушка в жизни младшего школьника. Родительская конференция.

4. Перелистывая страницы учебного года. Подведение итогов года за чашкой чая.

2 класс

1. Поощрения и наказания детей в семье. Семейные традиции. Круглый стол.

2. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка. Игра. Тренинг.

3. О разумной родительской любви. Совместный праздник с детьми.

4. Как взрастить в ребенке нравственность? Из опыта семейного воспитания.

3 класс

1.Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе. Лекция психолога.

2. Эстетическое воспитание в семье — школа высококультурного человека.

3. Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения. Презентация опыта.

4. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?

5. Поощрение и наказание как методы воспитания. Дискуссия.

4 класс

1.О памяти и интеллектуальном развитии школьника. Лекция психолога.

2. О родных и близких с любовью. Семейная гостиная.

3.Как научить своего ребенка жить в мире людей? Круглый стол.

4. «Прощай, начальная школа»! Праздник.

В плане улучшения качества семейного воспитания особое внимание уделяю системе педагогического всеобуча родителей , который начинается до поступления ребенка в школу. Цель работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе, успешному обучению, а также достижению желаемых результатов в воспитании в течение всего срока обучения в школе.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система мер по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

    совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

    сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

    педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

    поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

    содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

    опора на положительный опыт семейного воспитания.

Ключевые мероприятия 2012-2013 учебного года

Диагностические:

    Лекция педагога-психолога об итогах психологического обследования учащихся, поступающих в первый класс.

    Анкетирование и мониторинг: «Вы и ваши дети», «Общественная оценка и поддержка школы родителями», «Школа глазами родителей», «Изучение характера отношений между педагогами и родителями» и др.

    Педагогические практикумы: «Какие вы родители?», «Во что играют наши дети?»

Просветительские:

    Родительское собрание «Игра и игрушка в жизни младшего школьника». Родительская конференция.

    Школьная научно-практическая конференция исследовательских работ младших школьников (Приглашение родителей).

    Изготовление и распространение буклетов-памяток на темы воспитания и обучения.

    Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традициями школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.

Коррекционные:

    Родительское собрание «Перелистывая страницы учебного года». Подведение итогов года за чашкой чая.

    Тренинги: «Грубость и агрессивность», «Ошибки в воспитании».

    Круглые столы, собрания, родительские комитеты по обмену и распространению передового опыта воспитания.

    Индивидуально-профилактическая работа.

Консультативные:

    Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности младших школьников».

    Регулярные индивидуальные консультации для родителей («О преодолении трудностей адаптации первоклассников в школе», «Оказание необходимой помощи и поддержки одаренным учащимся и учащимся, имеющим затруднения в обучении», «О корректном поведении в школе и вне школы», «Злость и агрессия», «Построение конструктивных взаимоотношений со сверстниками» и другие).

    Консультации для родителей «Как подготовить проектно-исследовательскую работу».

Организационные:

    Родительское собрание «Первые дни ребенка в школе. Трудности адаптации первоклассников». Встреча за круглым столом.

    Рейды: «К уроку готов!», «Обложка», «Сменка», и другие (организация и проведение силами родителей).

    Тематические мероприятия: литературная гостиная «В гостях у сказки», математический турнир «Веселые звездочеты», семейная игра «Пословица недаром молвится», «Вечер отдыха для первоклассников» (помощь в организации и проведении, а также участие родителей).

    Ремонт класса, его озеленение, помощь при генеральных уборках.

    Организация экскурсии в районный краеведческий музей;

    Совместный отдых на природе.

    Посещение театрализованных представлений.

    Подготовка художественных номеров для праздника «Посвящение в первоклассники» и участия в концерте, посвященному Дню Победы.

    Участие в разнообразных творческих конкурсах: «Жизнь леса и судьбы людей», «Экоёлочка», «Вода – бесценный дар природы», «Зелёная планета», в акции «Птицы за моим окном» (при содействии родителей).

Классное руководство – это не работа, это образ жизни . Считаю, что силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, на работу с родителями никогда не будут потрачены напрасно . В течение многих лет работы веду наблюдения за деятельностью учащихся и их родителей. Листы активности родителей и учащихся помогают увидеть результаты моего труда, что позволяет своевременно корректировать работу с учащимися и их родителями и с учетом возникающих проблем составлять планирование на следующий учебный год. Необходимо отметить , что на каждом этапе работы, мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказываем пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, менялось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались по запросам участников воспитательного процесса.

В данном проекте отражена только деятельность с родителями.

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

В статье 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные формы работы с семьей в настоящее время рассматриваются как препятствие к функционированию ДОУ в режиме развития. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиции и инновации, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Многие традиционные формы работы с семьей, которые раньше рассматривались как сугубо устойчивые и неизменные, в действительности существуют бок о бок с современными формами работы, начинают соответствовать новым требованиям, видоизменяясь при этом по существу, выступая в качестве проводника современности и некогда традиционных подходах.

Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация в потенциале – будущая традиция.

Планируя в своем ДОУ работу с родителями, мы не только проводили анализ предыдущей деятельности, но и стали вспоминать все то, что нам запомнилось из своего дошкольного и школьного детства. Ведь всем известно, что информация или мероприятия, подкрепленные эмоциональными переживаниями, запоминаются лучше. И желательно, чтобы это были позитивные переживания. Лично у меня остались в памяти такие школьные мероприятия (к сожалению, детский сад я не посещала), как:

– общие торжественные линейки,

– политинформация по понедельникам,

– общая утренняя гимнастика,

– пионерские костры,

– субботники,

– тематические вечера,

– классные часы

и ежегодные новогодние елки с карнавальными костюмами, на которых дежурили наши родители, играли роли д. Морозов и дарили подарки за костюмы (шили мы их своими руками также с помощью родителей).

То есть массовые яркие мероприятия способствовали созданию сплоченного коллектива детей, педагогов и родителей, развитию творческих способностей и многого другого.

Чем же плохи были традиции прошлых лет?

Конечно, детский сад отличается от школы. Но, я думаю, школьным учителям далеко не все равно, какие дети и родители к ним придут. Кроме готовности к школе мы хотим научить детей и родителей жить в коллективе. И не просто жить, а жить в доверии, взаимоуважении, добре, желании прийти на помощь (если это необходимо), наслаждаться общением друг с другом, испытывать как можно больше положительных эмоций.

А для этого в нашем детском саду созданы все условия . В первую очередь, хочется отметить, что у нас работает стабильный, сплочённый педагогический коллектив с высоким образовательным и профессиональным уровнем педагогической культуры.

Убеждена, что в работе с родителями не малую роль играют и остальные члены коллектива. 80% наших сотрудников работают в детском саду не первую пятилетку. Их отличают такие качества, как ответственность, трудолюбие, желание поддержать друг друга в трудную минуту. И, конечно, это любовь к детям!

Очень важно первое впечатление о детском садике: как встретили, кто встретил, с каким настроением. Настроить родителей и детей на позитивный лад нам помогает приятная музыка с утра и улыбки доброжелательных и внимательных сотрудников, так как все приветливы к родителям и гостям ДОУ.

А помните? Встречи руководителем и педагогами 1-го сентября детей и родителей у входа в здание с музыкой и праздничным настроением? Почему бы и нет? Уже несколько лет мы с педагогами, сказочным персонажем, шарами и музыкой в День знаний встречаем наших детей и родителей на улице, чтобы поздравить всех с праздником и сказать о том, что мы очень рады их видеть!

Материально-техническую базу стараемся пополнять и обновлять в соответствии с ФГОС ДО. Развивающая среда в группах и кабинетах современная, мобильная, многофункциональная.

На сегодняшний день это: уголки уединения, легко превращающиеся в различные игровые зоны, развивающие стенды, объемные, мобильные и полифункциональные конструкторы, интерактивная доска, песочные столы, мобильные легкие мольберты для рисования в разных помещениях детского сада и на территории, компактный планетарий, мини-музей, радиоточка, интерактивная комната для родителей, игротека и многое другое.

Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Успех и результат сотрудничества зависит от интуиции, инициативы и творческого начала не только коллектива педагогов, но и коллектива родителей, которые готовы прислушиваться, довериться и двигаться в одном направлении с нами.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Что интересного мы можем предложить нашим родителям для комфортного и радостного проживания дошкольного детства их детьми? И не только предложить, но и вовлечь мам и пап в процесс развития и воспитания.

Вот лишь некоторые формы работы с родителями, используемые в нашем учреждении:

– Организация работы группы кратковременного пребывания ДОУ с 2011 года, где родители являются непосредственными участниками педагогического процесса.

– Организация работы консультативного пункта с 2010 года для родителей и детей, не посещающих дошкольные учреждения.

– Сопровождение детей на прогулках (экскурсиях ) за пределами детского сада.

– Организация 1 раз в год дегустации блюд родителями. Это позволяет родителям отслеживать качество питания в ДОУ.

– Для творческого общения существует такая форма работы с семьей, как тематические выставки родительских и детско-родительских работ, совместное оборудование мини-музеев, фотовыставок и др.

– В 2015 году была оборудована интерактивная комната для родителей, где реализуется инновационная система информирования родителей о жизни их детей в детском саду и консультирования по актуальным вопросам, с использованием современных информационных средств.

– Праздники, развлечения и литературные вечера – одна из важнейших форм работы с родителями. Мы придаем огромное значение данному виду сотрудничества. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в данных мероприятиях, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

– В 2014 году была оборудована радиоточка детского сада, которая обеспечивает позитивный настрой, психолого-педагогическое информирование родителей; способствует формированию их нового менталитета и изменению самой сущности взаимодействия родителей с детским садом.

– Ежегодное участие в акциях , способствующих сближению родителей, педагогов и воспитанников. В 2014-2015 уч. году нас порадовала акция «Зарядка для всех!» , которую мы стали проводить ежегодно.

– С 2016 года посезонно проводим «Неделю здоровья », в которой принимают активное участие все участники образовательного процесса. Результатом является желание детей активно заниматься спортом, укрепление здоровья и подъем настроения.

– Акции «Посади дерево». Ежегодно совместно с родителями высаживаем на территории ДОУ деревья и кустарники . В результате этой акции на территории появились липы, различные виды деревьев еловых пород, туя и маленькие пока дубочки.

– В связи с тем, что наш сад компенсирующего вида, для нас актуальны групповые и индивидуальные консультации родителей детского сада. Все педагоги – воспитатели и специалисты – уделяют большое внимание этому виду сотрудничества. Специалисты со стажем и высокой квалификацией не жалеют времени на беседы с родителями. В результате совместными усилиями достигают высоких результатов по коррекции нарушений, имеющихся у воспитанников.

– Для нас стало традицией проводить вечера в детском саду для выпускников и 1 раз в 5 лет встречи выпускников . После таких запоминающихся мероприятий родители выпускников берут на себя обязательство увеличить рождаемость населения и вернуться к нам с малышами. Так и происходит.

– Сотрудничество с НП ЦП д/с № 395 , работа в Родительском комитете детского сада. Это контроль за качеством питания в ДОУ, материальное оснащение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, организация детских праздников и др.

На протяжении 5 лет директором НП ЦП д/с № 395 был наш родитель, который в недалеком прошлом работал директором школы. Он прекрасно знал, с какими трудностями приходится встречаться образовательным учреждениям и активно помогал нам. В настоящее время эстафету принял другой родитель, активный, инициативный и жаждущий деятельности.

Конечно, мы не забываем благодарить родителей за каждый добрый жест в нашу сторону, за каждое доброе слово, сказанное в наш адрес.

В последние годы нашими педагогами были разработаны проекты и методические пособия по работе с родителями, которые получили высокую оценку на международной ярмарке УЧСИБ:

1. Проект «Радиоточка в ДОУ как средство создания информационной среды для взаимодействия участников образовательного процесса»

2014 г. Большая золотая медаль.

2. Проект «Интерактивная комната как компонент современной образовательной среды ДОУ»

2015 г. Малая золотая медаль.

3. Проект «Времена года»

2016 г. Серебряная медаль.

4. Методическое пособие. Тетрадь для работы с родителями «Игры и упражнения по лексическим темам для развития речи детей с ОНР (4-5 лет, 5-6 лет)».

2015 г. Малая золотая медаль, 2017 г. Малая золотая медаль.

Учителя-логопеды И.Б. Чувакова и М.Ю. Сушкова стали лауреатами городского конкурса «Инновационные методики и технологии в обучении» в номинации «Лучшая учебно-методическая разработка». Эти разработки очень помогают в совместной с родителями работе по коррекции нарушений речи.

И.Б. Чувакова в 2015 г. получила Диплом лауреата конкурса статей электронной газеты «Интерактивное образование». Статья «Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей».

Детский сад посещают 200 детей и, соответственно, почти в 2 раза больше родителей. Мы всегда активно сотрудничаем с родителями для того, чтобы нашим детям было комфортно, уютно и радостно находиться в детском саду. Ведь совместные с родителями мероприятия позволяют лучше раскрыться детям, повысить их активность, почувствовать гордость за свою семью. Участие в конкурсах позволяет раскрыть творческие способности детей, сблизить детей и родителей, выявить одаренных детей, а иногда и родителей. Совместное благоустройство территории и помещений ДОУ повышает ответственность и бережливость, развивает вкус детей. А благодаря всем этим видам сотрудничества создается наш мирок, наша семья, в которую вливаются каждый год все новые дети и родители.

Конечно, есть трудности и разочарования и у нас. Это маленькие помещения, переполненные группы и многое другое. В этом случае мы стараемся не падать духом, исправляем ошибки, если есть, подключаем чувство юмора. Как в хорошей семье, стараемся жить дружно, не выносить сор из избы, и все сложные вопросы решаем у меня в кабинете за закрытой дверью…

Современная система дошкольного образования не стоит на месте. Она претерпевает значительные изменения.

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Вспоминая и учитывая в работе давно забытые традиции, мы открываем все новые и новые формы взаимодействия с родителями, которые и помогают нам достигать высоких результатов в воспитании наших детей.

Наши родители, заходя в детский сад, знакомятся с такими пожеланиями:

Заходя в детский сад – улыбнитесь!

Занесите искринку добра!

В мир фантазий детей окунитесь!

В нем так много уюта, тепла.

Пусть не будет в нем ссор и ворчанья,

Ведь дела можно миром решить!

Нам от Вас нужно лишь понимание.

Будем вместе детишек любить!