Психология, Упражнения Личностного Роста. Упражнения для развития сильных сторон личности Упражнение «Я в будущем»

  • 26.10.2023

Щарыпова Елена Владимировна,

Педагог-психолог МАОУ гимназия №55 города Томска

Тренинг личностного роста для педагогов, направленный на изменение восприятия самого себя; формирование положительной самооценки, оптимизм, умение принимать самого себя; умение воспринимать окружающих адекватно и позитивно.

Тренинг личностного роста для педагогов

В современном обществе человек живет в окружении разнообразных проблем, связанных с его социальной жизнью, материальным положением, межличностными отношениями и многими другими.

И живя в рамках уже существующей общественной системы, далеко не каждый успевает задумываться о своем предназначении, внутреннем мире; о самопознании, самосовершенствовании, не успевает, как говорил еще Марк Аврелий, «смотреть внутрь себя».

По-нашему мнению, гармонизация и духовный рост личности способны быть «универсальным средством» в решении многих жизненных вопросов – сила человека в нем самом.

Серьезные проблемы возникают у педагога, которые не умеют общаться в обычной и профессиональной жизни, где необходимо отказываться от многих привычек и ломать стереотипы. Неподготовленному педагогу очень трудно выйти из этой ситуации без потерь, нервных срывов и даже заболеваний, депрессий, конфликтных ситуаций. Поэтому, педагог должен находиться в постоянном личностном росте.

Личностный рост педагога изменяет общую характеристику личности педагога – расширяет диапазон гуманности, справедливости, честности, демократичности, способствует повышению эмпатии, гибкости поведения в зависимости от ситуации, профессиональной компетентности в практической передаче знаний, способность к поиску нового, осуществляет постоянную рефлексию настроения, достижения.

Личностный рост педагога меняет восприятие самого себя - формирует положительную самооценку, оптимизм, учит принимать самого себя, учит воспринимать окружающих адекватно и позитивно.

Когда происходит личностный рост педагога, то у него меняются профессиональные функции, т.е. от традиционной трансляции знаний и развития ребенка до процесса открытия и самостоятельного выбора ребенка, развития индивидуальной креативности во всех сферах жизни. У педагога меняются цели образования – появляется желание помочь каждому ребенку стать исследователем и развить способность к обучению на всю жизнь.

Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы и внутриличностные конфликты, мешающие работать радостно и счастливо, прежде всего, во взаимодействии с детьми и родителями.

Цель: Активизация процесса самопознания у педагогов, помощь педагогу в изменении своего отношения к социальному окружению и к собственной личности, в умении выражать себя своими индивидуальными средствами, характерными для каждого.

Задачи:

    Сформировать адекватную самооценку профессиональных качеств и уровня притязаний.

    Обрести навыки конструктивного самопознания.

    Выработать успешное поведение.

    Научиться воспринимать и понимать себя.

    Развивать коммуникативные навыки и групповую сплоченность.

Ход тренинга

Упражнение «Моя визитная карточка»

Цель:

Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру «Снежный ком».

Участники игры садятся в круг. Один из них, например, говорит « Меня зовут Миша, я люблю пельмени » ; следующий говорит « Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре » ; третий говорит « Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол » и т.д. То есть каждый из участников, выступающих с « визиткой » , сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.

Игра «Добрый день, шалом, салют!» (Упражнение-разогрев для участников группы)

Участники представляются и приветствуют друг друга на разных языках Материалы. Для каждого участника необходимо приготовить карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов вашей группы вы расширите список слов-приветствий.)

Приветствия

    Италия: Bon giorno;

    Швеция: Grüezi;

    США: Hi;

    Англия: Hello;

    Германия: Guten Tag;

    Испания: Buenos Dias;

    Гавайи: Aloha;

    Франция : Bonjours, Salut;

    Малайзия : Selamat datang;

    Россия: Здравствуй;

    Чехия: Dobry den;

    Польша: Dzièn;

    Япония: Konnichiwa ;

    Израиль: Shalom;

    Египет: Asalamu Aleikum;

    Чероки (США): Schijou;

    Финляндия: Hyvä päivää;

    Дания: Goddag;

    Турция: Merhaba.

Попросите участников начать игру, встав в круг.

Пройдите по кругу, держа в руках (или в коробке) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя, по одной.

Предложить членам группы прогуляться по помещению и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.

В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.

Игра-активатор «Друг к дружке»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.

    Правая рука к правой руке!

    Левая рука к левой руке!

    Спина к спине!

    Друг к дружке!

    Бедро к бедру!

    Ладошка к ладошке!

    Пятка к пятке!

    Друг к дружке!

    Носок к носку!

    Живот к животу!

    Большой палец руки к большому пальцу руки!

    Друг к дружке!

    Бок к боку!

    Колено к колену!

    Мизинец к мизинцу!

    Друг к дружке!

    Затылок к затылку!

    Локоть к локтю!

    Кулак к кулаку!

Рефлексия чувств:

    Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

Игра «Веревочка»

Цель : сплочение группы, выявление лидера.

Материалы: веревка длиной около 6 метров.

Участники стоят в кругу, держась руками за общую веревку. Веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат». Сначала возникает пауза и полное бездействие участников игры, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб. Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи?»

Упражнение «Найди пару»

Цель : сплочение участников тренинга.

Участники садятся в круг.

Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Упражнение «Идеальный педагог»

Ход упражнения

1 этап

Ведущий. Многим из нас свойственно стремление к совершенству. Что же такое совершенство. Давайте назовем по кругу ассоциации со словом «совершенство».

По определению Ожегова, совершенство – это полнота всех достоинств, высшая степень какого – либо положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства).

Давайте поищем положительные черты своего характера, которые замаскированы в нашем имени.

2 этап

Ход упражнения. Участники разбиваются на 2 группы – родители и педагоги по форме бейджей – сердечки и цветочки.

Ведущий. В течение 4 минут каждая группа формирует и записывает на листочке качества идеального, с их точки зрения, педагога. Затем каждая группа предлагает свой вариант с пояснениями. (Ведущий записывает на доске).

Потом все объединяются в одну группу и уже с общей позиции находятся 6 качеств совершенного педагога. (Ведущий записывает на доске).

Ведущий. Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным 6 критериям (участникам раздаются бланки со шкалами самооценки (См. приложение к тренингу) . Самооценивание проводится анонимно). Уровень развития каждого выбранного качества можно условно изобразить цифрой. Нижняя точка – это нижняя ступень развития, а верхняя – наивысшее. (Участники выполняют задание). Посмотрите на ваши шкалы, если ваши отметки на шкале пересекаются или находятся около 10, мы вас поздравляем, вы близки к совершенству. Ну а если расстояние между точками большое или они находятся ниже пяти, замечательно, вам есть к чему стремиться.


Упражнение «Нарисуй свою мандалу»

Цель : снятие стресса, усталости, напряжения или внутреннего конфликта.

Нарисуйте простым карандашом круг диаметром, соответствующим размеру вашей головы. До края листа должно оставаться не меньше 3 см. Найдите в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощущение равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например, про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра – вашего центра – изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой, как бы без вашего непосредственного участия. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто новое. Когда вы закончите рисовать, вы сможете обсудить вашу мандалу со всеми участниками тренинга.

Упражнение «Счёт»

Цель: Снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.

Все участники садятся по кругу.

Ведущий: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Ведущий несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине - 1-2. В ходе выполнения упражнения ведущий блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении психолог может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

Упражнение «Душечка-Марфушечка»

Все члены группы выходят за дверь. В помещении остается один человек. Ведущий зачитывает ему некий текст. Далее по одному в зал приглашаются участники и текст передается от одного к другому. После завершения передачи текста всем участникам зачитывается первоначальный текст.

«Марфуша была примерной девушкой. На демонстрации не ходила. Секс по пятницам и только с мужем. Вот пошла она в лес и повстречала НЛО. И с тех пор у нее все переменилось: дома сплошные демонстрации и продукты только с рынка».

Делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.

Игра «Ладонь»

Инструкция: Все участники тренинга стоят, образуя круг. Правая ладонь сверху – что я отдаю хорошего, левая ладонь снизу – что я беру, чего мне не хватает.

Анализ:

    Какие чувства вы испытали?

    Открылся ли кто-нибудь из коллег с неожиданной стороны?

Упражнение «Ценное качество»

Участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь».

После первого, а также каждого из последующих рассказов ведущий обращается к группе с вопросом: «Как вам кажется, о каком качестве шла речь?» (или: «Как вам кажется, о каком качестве нам хотела сообщить Елена Викторовна?»). После того как участники группы выскажут свои предложения, тренер обращается к самому рассказчику и просит его сказать, какое качество выбрал он.

Упражнение позволяет участникам тренинга лучше узнать друг друга, оно побуждает педагогов к проявлению творческой активности, развивает воображение. Кроме того, оно побуждает вникать в смысл того, что рассказывает один из них, а эта задача соответствует содержательным целям многих тренинговых программ личностного роста.

Правила поднятия самооценки

Все человечество состоит из оптимистов и пессимистов. А по отношению к себе, к своим способностям и возможностям все люди делятся на уверенных в себе, имеющих высокую самооценку, и малоуверенных в себе, имеющих заниженную самооценку. Если у первых все хорошо, то вторые не прочь изменить свою жизнь. Существуют определенные правила:

    Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить, все ли в порядке. Последний раз сделайте это перед сном.

    Помните о том, что большинство окружающих вас не знают о ваших недостатках, либо не замечают их. А изъяны есть у всех!

    Помните, что люди не замечают вещей столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что у вас дрожат колени, а для других вы просто стоите в расслабленной позе.

    Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей и это стало вашей привычкой, от нее следует немедленно избавиться, иначе вы все время будете думать, что ваши внешность, одежда, поступки тоже отличная мишень для критики.

    Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно выдавать фейерверк остроумных и блестящих мыслей. Внимательно слушайте других и они будут вам благодарны.

    Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным и отстраненным, вы лишь отталкиваете от себя людей.

    Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания. Сами подойдите к тому, кого выбрали, от этого выбора вы выиграете оба.

    Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то разговаривает резко, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может, для такого человека это единственный способ побороть смущение.

    Самое худшее, что вы можете сделать – это выставить себя в невыгодном свете. Но если подобное произойдет, то окружающие будут относиться к вам с симпатией: ведь вы дали им возможность испытать чувство превосходства.

Арт-терапевтическое упражнение «Солнечная поляна»

Цель : снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.

Материал : лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава и солнце.

Цветная и белая бумага, фломастеры, маркеры, акварельные краски, ножницы, клей. Магнитофон и аудиокассета с записью звуков природы.

Инструкция : Представьте, что мы находимся на чудесной солнечной поляне, где вот-вот раскроются бутоны разных прекрасных цветов. Это и ромашки, и васильки, и одуванчики, и ландыши. И каждый из вас сможет найти на этой поляне свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который появился в вашем воображении.

Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания своим друзьям и приклейте на нашу солнечную поляну.

Посмотрите, какая получилась прекрасная поляна с цветами! Если подойти к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат цветов. Они ободряюще улыбаются всем нам и желают удачной сдачи экзаменов.

Примечание : Создание участниками тренинга цветочной поляны сопровождается звуками природы или легкой приятной музыкой. (Например, можно использовать мелодии композитора Е.Доги, «Симфонию любви» Ф.Гойи, классические произведения Моцарта, Бетховена и др.).

Анализ:

  • Какие чувства у вас возникли после выполнения упражнения?

Рефлексия.

    По кругу продолжить фразу «Сегодня я….».

Подведение итогов тренинга. Прощание.

Приложение

Шкала для самооценивания

Тренинг «Стратегия личностного самосовершенствования»

Время, необходимое для проведения тренинга: 3 часа.

Цель: способствовать осознанию участниками необходимости самосовершенствования и стремления к личностному росту как условия жизненного благополучия.

Задачи : актуализировать личностный потенциал участников для самосовершенствования, саморазвития; показать пути личностного роста.

Ключевые слова: личностный потенциал, самосовершенствование, личностный рост, жизненное благополучие.

Структура тренинга

Этап

Методы и формы

Время

Ожидаемые результаты

Вступительное слово педагога

Объяснение педагога

Осознание участниками цели и задач тренинга

Обсуждение принципов работы

Мозговой штурм

Принятые принципы работы группы на тренинге.

Работа над понятиями

Рассказ педагога Мозговой штурм

Актуализация у участников понимания необходимости саморазвития; ознакомление с понятиями «развитие», «саморазвитие», «личностный рост»

Определение ожиданий участников от тренинга

Обсуждение в большом кругу

Участники осознают цель и задачи тренинга, понимают необходимость четко определять цель своего участия в любой деятельности (например, на тренинге)

Упражнение «Шаги к успеху»

Групповая работа с последующим обсу-ждением в кругу

Знакомство участников с принципами личностного роста на примере жизни известных людей

Упражнение «Твое будущее»

Индивидуальная работа участников с последующим обсуж-дением в общем кругу

Актуализация навыков моделирования жизненных перспектив, потребности во всестороннем развитии творческого, духовного, интеллектуального потенциала

Упражнение «Точка опоры»

Индивидуальная работа участников

Актуализация внутренних ресурсов участников занятия

Упражнение «Стратегия лич-ностного самосо-вершенствования»

Индивидуальная и групповая работа

Выработка участниками стратегии личностного самосовершенствования и составление программы личностного самосовершенствования

Подведение итогов тренингового занятия

Индивидуальная работа с обсуждением в кругу

Оценка результатов тренинга

Вступительное слово педагога (3 мин.)

Стратегия личностного самосовершенствования - понятие интегральное. Оно включает: адекватное восприятие окружающего мира; осознание своего места в нем, своих собственных возможностей; богатство эмоциональной и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности; всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала личности. Потребность в саморазвитии – это желание человека стать лучше, реализовать свои стремления, самоутвердиться, самосовершенствоваться. Вопрос о возможностях и путях личностного развития является таким же жизненно важными, как и вопрос создания семьи, рождения ребенка, профессиональной карьеры, потому что является основой их реализации. Программа тренинга составлена таким образом, что позволит в ходе работы найти ответ на такие вопросы: в чем необходимость личностного самосовершенствования; как работать над собой; что для этого нужно делать.

Обсуждение принципов работы на тренинге (7 мин.)

Цель: выработать принципы работы группы на тренинге.

Необходимое обеспечение : большой лист бумаги.

Ход проведения:

Педагог говорит: «Для эффективной работы на тренинге, для того, чтобы достичь поставленной цели, задач тренинга и работать в дружной, творческой атмосфере, участники договариваются о принципах сотрудничества».

Предлагаются такие принципы. Принцип позитивности. (Быть позитивными в отношении себя и других. Не критиковать, проявлять терпимость, уважение). Принцип пунктуальности. (Своевременно начинать и заканчивать работу над заданием; придерживаться регламента). Работать на результат. (Проявлять активность; осознавать цель задания; прислушиваться к мнениям других...)

Вопрос для обсуждения: Почему важно придерживаться принципов сотрудничества?

К сведению педагога . Принципы желательно записать на ватмане или доске, чтобы в случае необходимости к ним можно было обратиться.

Упражнение «Работа над понятиями» (20 мин.)

Цель: раскрыть сущность понятий «развитие», «саморазвитие», «личностный рост»; помочь участникам понять необходимость саморазвития.

Ход проведения:

1 этап. Педагог рассказывает участникам притчу «Три шага к успеху»:

«Во время одной радиопередачи интервью брали у известного спортсмена, чемпиона мира по большому теннису.

Всегда ли вы были чемпионом? - спросил ведущий.

Нет, конечно, не всегда, - ответил тот. - Когда я был маленьким, мне очень хотелось достичь чего-либо значимого. Но другие мальчики были более талантливыми, чем я. Поэтому чаще всего я любил проводить время с девушками, с которыми мне было интереснее, чем с ребятами.

А где сейчас эти мальчики? - спросил интервьюер.

Они не осуществили того, что могли в силу своих природных способностей. Они так и не смогли свои таланты достойно применить.

    А что позволяет человеку реализовать себя?

    Вам достаточно лишь сильно захотеть этого.

    И в чем заключается секрет?

Нужна дисциплина. Неважно, насколько ты талантлив от природы, нужно установить для себя определенные правила и придерживаться их. Нужно выбрать приоритеты и отказаться от многих вещей, которые временами могут казаться очень привлекательными.

Это и есть секрет успеха?

Нет, секрет в другом, - ответил чемпион, - и он намного сложнее, чем предыдущие. Его намного тяжелее достичь. Вы должны быть скромными и открытыми для восприятия, чтобы услышать то, что говорят вам судьи и тренер, чтобы принять нужный совет, своевременно оценить новые возможности и, главное, чтобы осознать - вы не знаете всего на свете. Эти три вещи являются составными частями моего успеха». (Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей / Пер. с англ. Е. Вач ковой. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 320 с.)

Вопросы для обсуждения: Почему талантливые ровесники героя рассказа не смогли реализовать себя должным образом? Что помогло чемпиону достичь выдающихся успехов в спорте? Перечислите шаги к успеху, которые позволили герою завоевать звание чемпиона (желание, которое стало целью жизни; дисциплина, которая позволила не отвлекаться по пустякам и растрачивать время; открытость новому, неизвестному). Как вы считаете, что является основным источником развития человека (среда, наследственность, сила саморазвития личности, открытые возможности?) В чем, по вашему мнению, заключается сущность развития личности, личностного роста?

II этап. Педагог записывает на доске слова «развитие», «саморазвитие», «личностный рост» и обращается к участникам с просьбой объяснить понимание значений этих слов. Участники называют варианты ответов, а педагог записывает их на доске.

В завершение педагог предлагает варианты определений:

развитие - процесс, в результате которого происходит изменение какого-либо качества, переход от одного качественного состояния к другому;

саморазвитие - развитие кого-нибудь качества собственными силами без влияния каких-либо внешних сил; умственное или физическое развитие человека, которого он достигает самостоятельными занятиями, упражнениями;

личностный рост - это непрерывный процесс, который подразумевает выполнение определенных действий, соблюдение определенных принципов и правил. Необходимость постоянного личностного роста диктуется как требова-ниями развития мирового сообщества, так и потребностью в самореализации.

Определение ожиданий участников от тренинга (10 мин.)

Цель: помочь участникам определить ожидания от тренинга.

Необходимое обеспечение: большой лист бумаги.

Ход проведения:

Педагог напоминает участникам тему тренингового занятия: «Стратегия личностного самосовершенствования», акцентирует внимание на цели и задачах тренинга. Педагог предлагает каждому участнику подумать и ответить на вопрос «Что я ожидаю от тренинга?» (о чем хотели бы узнать, какую информацию получить, какие навыки приобрести, над развитием каких личных умений поработать).

Педагог записывает ожидания на ватмане или доске.

Вопрос для обсуждения: Как вы думаете, почему мы с вами определяли личные ожидания от тренинга?

Упражнение «Шаги к успеху» (30 мин.)

Цель: знакомство участников с принципами, правилами личностного роста известных людей.

Необходимое обеспечение: бланки «Законы личностного роста и самосовершенствования».

Ход проведения:

Педагог акцентирует внимание участников на том, что личностный рост базируется на выполнении определенных действий, соблюдении определенных принципов и правил.

Педагог объединяет участников в 4 группы и предлагает им ознакомиться с информационным материалом и определить правила, которыми необходимо руководствоваться для саморазвития.

Информационный материал.

Законы личностного роста и самосовершенствования:

    Жить, прислушиваясь к сердцу, руководствуясь умом.

    Верить в свои силы.

    Творить добро.

    Быть требовательным к себе.

    Самоотверженно трудиться.

    Стремиться к самосовершенствованию.

    Служить людям, быть им необходимым.

    Жить по законам совести.

    Понимать людей, выбирать в друзья лучших из них.

    Ненавидеть праздность.

    Беречь результаты своего и чужого труда.

    Совершенствоваться всесторонне.

Подумайте, что из этого вам подходит сегодня, что можно сделать правилом вашей жизни через год, а что – в далеком будущем. Время выполнения: 15 мин.

Правила участники записывают на отдельном листе бумаги.

Презентация наработок групп.

Вопросы для обсуждения: Какую новую информацию вы получили, выполняя упражнение? Почему упражнение называется «Шаги к успеху»? Что является шагами к успеху? Будете ли вы использовать полученную информацию («шаги к успеху») в личной жизни? Как?

Комментарий педагога: Все великие люди жили с огромным напряжением сил, и, что интересно, жили долго, сохраняя работоспособность. Силы человека растут и крепнут в напряжении, в достижении результатов, а это увеличивает его потенциал. Важно и другое: чтобы напряжение венчалось успехом, чтобы затрата сил и энергии обязательно заполнялась увлеченностью, позитивными эмоциями. И это сочетание напряжения, труда, успеха, радости от результатов работы является еще одним условием жизнеутверждения и общественного признания. Нужно очень хорошо изучить себя, чтобы точно знать, что вы можете, где вы достигнете победы, что в работе вам приносит радость, удовольствие, что рождает позитивные чувства. И еще одно суждение вытекает из сопоставления биографий Ломоносова и Эдисона. Ломоносов создал себя вопреки неблагоприятным условиям, Эдисон - благодаря им. Значит, никто из жителей на земле не имеет права ссылаться на неблагоприятные обстоятельства как причину своей бездарности или ничтожества своего существования. Может быть разным и стиль жизни - борьба и творчество преобладали в деятельности Ломоносова; согласие, сотрудничество и творчество - у Эдисона. Но истинный характер, настоящая воля и настоящий талант всегда определяют жизненный путь человека, его успех. Упорство, терпение, труд, личностный рост и творчество - такие составляющие успеха любого выдающегося нашего современника.

К сведению педагога. Вы можете предложить участникам принести на занятие информацию о тех людях, которых они считают успешными.

Упражнение «Твое будущее» (30 мин.)

Цель: актуализация у участников навыков моделирования жизненных перспектив, потребности участников в разностороннем непрерывном развитии творческого, духовного, интеллектуального потенциала

Необходимое обеспечение: разноцветные фломастеры, карандаши, листы бумаги, бланк «Колесо жизни».

Ход проведения:

Это упражнение является подготовительным к составлению программы личностного роста участников. В этом упражнении участники определяют, какими они должны стать, осознают свои жизненные цели.

Педагог говорит участникам: «Возьмите лист бумаги и нарисуйте портрет идеального будущего мужа или жену. Перечислите достоинства, каким он или она должны обладать, чтобы вы могли их полюбить, жениться или выйти замуж. Время выполнения - 5 мин.

А теперь рядом отметьте, которые из этих качеств есть у вас?

Вопросы для обсуждения: Имеется ли противоречие между требованиями к партнеру и личностными качествами? Как вы думаете, почему?

Комментарий педагога: И . Кон, обрабатывая материалы по данному вопросу, констатировал, что в среднем юноша к девушке предъявляет 14 требований, а девушка к юноше -21. Необходимо, чтобы любимый был и красивым, и сильным, и мужественным, и любил верно, и имел хорошую специальность, и неплохо зарабатывал, был добрым, терпеливым, честным и т.д.. Юноши хотят, чтобы их любимая была интересным, добрым и чутким человеком, внимательным и умным собеседником, хорошей и умелой хозяйкой. Значит, полюбить мы хотим успешного человека, который выработал у себя все главные личные качества.

Вопрос для обсуждения: Как вы понимаете изречение «Человек является таким, каким он сам себя создал» (Народная мудрость)?

Педагог говорит участникам: «Вы рождены, чтобы творить чудную жизнь. Никогда не было и не будет никого похожего на вас. Вы уникальны. Особенное сочетание талантов, способностей, эмоций, идей, отношений и жизненной философии делает вас абсолютно неповторимыми среди всех людей, какие жили когда-либо. Чем вы хотите прославиться? Как вы хотите, чтобы люди думали и говорили о вас после того, как вас не станет? Какой след стремитесь оставить на земле? Что вы хотите сделать, чтобы изменить жизнь других людей?

Один мудрый учитель советовал ученикам начать задумываться о том наследии, которое они захотят оставить перед тем, как уйти... Хотя те были еще подростками, этот мудрый человек объяснил, что думать об этом нужно уже сейчас. Десять лет спустя, когда бывшие одноклассники собрались на вечере встрече выпускников, оказалось, что немногие из них послушались совета. Но те, которые прислушивались, достигли намного более значительного успеха, чем ученики, которые пропустили слова учителя мимо ушей. Эти молодые люди отличались от других своим отношением и к себе, и к окружающему миру. Они обладали большей самооценкой и самоуважением, были серьезнее и увереннее. Суждение о наследии, которое они оставят, оказало значительное влияние на их способ мышления.

Какой след вы хотите оставить после себя? В своем бестселлере «Семь привычек высокоэффективных людей» Стивен Кони утверждает, что есть четыре наибольшие жизненные цели - это «жить, любить, учиться и оставить след». Большинство великих людей в истории часто задумывалось о том, какую пользу они хотят принести обществу.

Педагог акцентирует внимание участников на том, что первым шагом к созданию себя является представление, мечта о том, какой личностью человек хочет стать, какой жизненной цели достичь.

Педагог предлагает участникам методику «Колесо жизни», в которой определено 8 основных сфер жизнедеятельности человека.

Комментарий педагога. Процесс личностного стратегического планирования делит жизнь на такие сферы. Это дает возможность четко определить, чего вы хотите достичь в каждой из них и как это сделать.

1. Профессия и карьера. Каким образом вы сможете достичь успеха, удовлетворения и вершин в своей карьере?

2. Семья и личная жизнь. Каким образом вы достигаете равновесия между внешним успехом и личными отношениями?

3. Финансовое благополучие. Как вы контролируете финансовую жизнь и достигаете финансовой независимости?

    Физическое здоровье и физическая форма. Как вы поддерживаете хорошую физическую форму, высокий уровень энергии и общее хорошее самочувствие?

    Личностный рост и развитие. Каким образом вы определяете и приобретаете ключевые знания и умения, необходимые вам для жизни?

    Социальная деятельность. Как вы организуете свою жизнь, чтобы изменить этот мир к лучшему и оставить в нем заметный след?

    Духовное развитие. Каким образом вы организуете внутреннюю жизнь, с тем, чтобы осознать свой потенциал как личности?

Необходимо определиться с перспективами, которые участники хотели бы достичь в каждой сфере жизнедеятельности, какими духовными ценностями обогатиться, какой личностью стать. Задание выполняется индивидуально.

Можно предложить участникам использовать бланк «Колесо жизни» для определения личных перспектив. Время выполнения: 25 мин.

Вопросы для обсуждения. Сложно ли было определять, «каким хочу быть» в духовной, интеллектуальной сферах? Если да - почему? Если нет - почему? К каким размышлениям побуждало нас это упражнение? В упражнении мы определялись с целями в разных сферах деятельности, можно ли сказать, что это личное стратегическое планирование? Почему?

Упражнение «Точка опоры» (20 мин.)

Цель: актуализация внутренних ресурсов участников занятия.

Необходимое обеспечение: листы бумаги, фломастеры, бланк «Самооценка уровня самоактуализации».

Ход проведения:

Педагог приводит изречение Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!» Это изречение мы часто слышим и, по-видимому, тоже хотели бы найти эту точку опоры. У каждого человека должны быть «точки опоры», которые помогают ему строить свое счастье: позволяют быть счастливым, выжить, выстоять, сохранить свое достоинство в самых сложных жизненных ситуациях. Точки опоры человека:

    Вера (в Бога, в идею, в человека); найдите веру.

    Надежда на лучшее.

    Любовь.

    Природа, потому что человек является ее творением, живет по ее законам. Именно в ней он находит ощущение жизни.

Дело, которое человек делает, которому служит с радостью, наслаждением, профессионально.

    Искусство и его ценности: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино.

    Люди: не только друг, мать, ребенок, любимый, но и знакомые, коллеги, все люди, с которыми человек встречается.

    И главное - Вы сами, ваше «Я» с осознанным чувством собственного достоинства.

У каждого из нас имеются сильные стороны: то, что мы ценим, принимаем в себе, любим, что дает нам ощущение внутренней свободы, уверенности в собственных силах, наша точка опоры.

Участники объединяются в пары и получают задание: «Сначала один из вас будет в роли «слушателя», другой - в роли «выступающего». В течение 2 минут выступающий будет говорить о своих сильных сторонах. Слушатели могут уточнять детали или просить выступающих объяснить что-то, но не имеют права высказываться. Выступающие не должны объяснять, почему они считают те или иные качества своими сильными сторонами: достаточно, что они сами в этом уверены. Потом участники меняются ролями.

Это упражнение является ключевым на данном этапе занятия, поскольку анализ своих сильных сторон позволяет раскрыть потенциал внутренних ресурсов участников.

На следующем этапе участники получают бланк «Самооценка уровня самоактуализации». Им необходимо определить собственную оценку своих качеств на шкале по пятибальной системе.

Самооценка уровня самоактуализации

Я воспринимаю свою жизнь целостно, нашел (знаю, определился) свое дело в жизни

5 4 3 2 1

Не нашел, не знаю, не определился

Я имею твердые моральные убеждения

5 4 3 2 1

Не имею

Я воспринимаю людей такими,

какие они есть

5 4 3 2 1

Не воспринимаю

Я достаточно гибкий в поведении, легко адаптируюсь к новой ситуации

5 4 3 2 1

Не адаптируюсь

Я могу отказаться от искушения

5 4 3 2 1

Не смогу

Я уверен в себе и смогу постоять за себя

5 4 3 2 1

Не смогу

Я смогу защитить себя от агрессии

5 4 3 2 1

Не смогу

Я творчески подхожу к делу

5 4 3 2 1

Не творчески

Я воспитываю себя, развиваю свои способности

5 4 3 2 1

Не развиваю

Я смогу сориентироваться в рыночных отношениях, сделать карьеру

5 4 3 2 1

Не смогу

Время выполнения 10 мин.

Вопрос для обсуждения. Какие мысли у вас возникали, когда вы заполняли бланк? Какая цель этого задания? Для чего, по вашему мнению, человеку нужно знать свои сильные стороны? Как вы можете использовать информацию о своих сильных сторонах. Как вы считаете, почему в теме «Стратегия личностного самосовершенствования» мы рассматривали индивидуальные качества личности как точки опоры для ее роста?

Упражнение «Стратегия личностного самосовершенствования» (50 мин)

Цель: выработка участниками стратегии личностного самосовершен-ствования и составление программы личностного самосовершенствования.

Необходимое обеспечение: листы бумаги, ручки

Ход проведения

Педагог говорит: Эндрю Гроув, президент «Іntеl Corporation», недавно заметил, что самое серьезное изменение, которое произошло за последнее десятилетие, заключается в том, что сегодня успех каждого человека зависит только от него самого. Ваше задание - постоянное приумножение своих достоинств; вы за все сами несете ответственность. Иоганн Вольфганг Гете писал: «Чтобы иметь больше, вы должны представлять собой больше». Чтобы достичь больших результатов во внешнем мире, вам необходимо поработать над миром внутренним, усовершенствовать себя. Личностное развитие - это могучий инструмент, который вы можете использовать для достижения любой поставленной цели.

Педагог записывает на доске слова «стратегия» и обращается к участникам с просьбой высказать собственное понимание значения данного понятия. Участники называют варианты ответов, а педагог записывает их на доске. В завершение педагог предлагает вариант определения слова «стратегия»:

Стратегия - искусство подготовки и выполнения определенных действий; искусство руководства, которое должно определять главное направление действий, поступков; способ действий, линия поведения.

Стратегия личностного самосовершенствования состоит из шагов:

1. Определение цели и смысла своей жизни, осознание духовных ценностей человечества и определения на их основе своих собственных духовных ценностей.

2. Познание самого себя, какой я есть (мои достоинства, интересы, недостатки, слабые и сильные стороны).

3. Формирование представлений: каким я должен стать.

    Определение программы саморазвития, создание своего образа, образа жизни.

    Тренировка себя, отработка необходимых качеств, умений, навыков.

6. Оценка результатов работы над собой, постановка новых заданий для личностного роста.

Как любая деятельность, личностный рост требует организации, а это означает выработку соответствующего плана работы, умение его реализовать в своей повседневной жизни, при необходимости исправить, откорректировать, наконец, проконтролировать результаты изменения своего внутреннего мира. К планированию саморазвития люди приходят не сразу. Обычно план саморазвития органически вытекает из образа жизни и служит дополнением к нему. Потом он превращается в самостоятельную часть саморазвития. Планирование своей жизни выступает как основа искусства саморазвития.

Выдающийся советский ученый, Герой Советского Союза, полярник и путешественник О.Ю. Шмидт в 1909 году на первом курсе университета составил ориентировочный план, в котором определил, что должен сделать, какие качества выработать. Для осуществления такого плана было бы нужно 1000 лет. Тогда план был сокращен вдвое. Хотя для осуществления последнего варианта нужно было бы прожить 150 лет, О.Ю. Шмидт сделал его программой жизни, решив интенсифицировать всю свою деятельность. И до 60 лет реально осуществил все, что наметил.

На следующем этапе педагог знакомит участников с методом «ПАКПРРЭ», который поможет определить стратегию личностного роста. На листе флип-чарта педагог записывает в соответствии со схемой такую информацию:

П прогнозирование (цель)

А активная позиция (что я сделаю)

К конкретность (сколько времени на это нужно)

П подтверждение (как я узнаю, что это уже начало происходить)

Р ресурсы (которые есть и которые еще нужны)

Р размеры (распишите по времени конкретно - что, когда и как) - то есть реальный план

Э экологическая рамка (что будет происходить с вами и вашим окружением, когда вы достигнете цели) - оценка с точки зрения последствий реализации цели, как позитивных так и негативных.

Педагог предлагает участникам разработать на основе предложенного метода стратегию личностного самосовершенствования. Время выполнения: 30 мин.

Вопросы для обсуждения . Какие знания мы получили, выполняя это упражнение? Как вы можете использовать полученную информацию о стратегии личностного самосовершенствования в дальнейшем?

Информационное сообщение педагога . Основное требование к саморазвитию - создание условий, при которых было бы невозможно не работать над собой, применение комплекса методов самостимулирования (например, подготовка доклада или сообщения, участие в конференции, заочное обучение в вузе, занятия в университете). Самое важное качество, которое гарантирует успех - это самодисциплина. Альберт Хубберд, один из мыслителей XXI ст. определил самодисциплину как «умение принудить себя сделать то, что нужно, тогда, когда нужно, нравится вам это или нет». Она является неотъемлемой чертой всех успешных людей.

Планированию можно и нужно научиться. Сейчас появляется много литературы, из которой вы можете почерпнуть дополнительную информацию о процессе планирования, например: П. Берд. Тайм-менеджмент. Планирование и контроль времени. М.:ФАСРПРЕС, 2003.

С чего нужно начинать реализацию стратегии? С планирования. Ежедневно планировать свою деятельность. План на будущий день составляется накануне вечером. В нем указывается, что нужно сделать, выясняются причины, которые помешали выполнению плана за прошлый день, дается оценка своим действиям и поступкам. Отработав умение планировать каждый день, можно приступать к следующему шагу: планировать дела на неделю. Постепенно планирование рабочей недели переходит к составлению планов на месяц, квартал, год. Лишь после этого можно составлять планы работы над собой на длительное время.

Работа над собой - это внутренняя организация всей жизни человека, оптимальная самореализация всех его сил и способностей, это стиль и содержание жизни. Каждый человек может плодотворно работать над собой. В саморазвитии нет ничего невозможного. Только не нужно спешить, ожидать сразу ощутимых результатов.

Подведение итогов (10 мин.)

Цель: провести общую оценку результатов тренинга.

Необходимое обеспечение: флип-чарт с записями ожиданий участников.

Ход проведения:

Педагог предлагает участникам ответить на вопрос: как они будут использовать полученную информацию? После высказываний участников педагог говорит:

Мы завершаем нашу работу в рамках программы «Стратегия личностного самосовершенствования». Ознакомьтесь, пожалуйста, с советами, которые пригодятся вам.

Советы всем и всегда

«Находите время для работы - это условие успеха.

Находите время для размышлений - этот источник силы.

Находите время для игры - это основа молодости.

Находите время для чтения - это основа знаний.

Находите время для дружбы - это условие счастья.

Находите время для мечты - это путь к звездам.

Находите время для любви - эта наполненная радостью жизнь.

Находите время для веселья - это музыка души».

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила. Считается корректным говорить только о поведении члена группы, а не о его личности. Важно анализ поведения детализировать по эпизодам, а не обобщать недифференцированно.

Каждый говорит от своего имени, кратко и только по существу.

5. Правило открытости, искренности в общении, эмпатии . Это правило предусматривает открытость позиций, взглядов, высказываний каждого; откровенность; авансирование доброго отношения ко всем членам группы; безоценочное восприятие участников группы, их мыслей и чувств; ориентацию членов группы на взаимную поддержку. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Раскрытие своего «Я» другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати участники группы, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете "эффекта попутчика")? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.

6. Правило активности. Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Каждый обязан активно на всех занятиях, высказывать свои мысли и выражать чувства. «Отсиживаться» на занятиях и быть сторонним наблюдателем запрещается. Участник тренинга должен активизировать свои интеллектуальные и эмоциональные силы на самореализацию, поддержку других членов Т-группы и развитие процесса тренинга.

Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. От активности каждого члена группы выигрывают все. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

7. Правило «стоп». Оно вводится с целью обеспечения психологической защиты личности и является уточнением к предыдущему. Данное правило означает, что каждый член группы имеет право отказаться от участия в одном из упражнений, а также отказаться отвечать на тот или иной вопрос членов группы.

8. Правило конфиденциальности (правило «купе»). Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.Особенно это касается сугубо личной информации, касающейся «личных» жизненных историй каждого. Рассматриваемое правило может быть ужесточено. Это значит, что даже члены группы не будут иметь права обсуждать сугубо личную информацию друг с другом вне занятий.

Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

Члены группы могут принять эти правила, внести в них изменения или добавить новые. Необходимо оставить возможность членам группы корректировать правила работы на любом из занятий. Задача тренера напоминать о правилах членам группы, контролировать их выполнение. Не рекомендуется принимать такие правила, которые заведомо не выполнимы.

Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на "ты". Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.

Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы "игровое имя" – то имя, по которому все остальные участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.

Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, их игровой характер позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

Правила необходимо принять решением группы. По ходу обсуждения, их надо записать фломастером на ватмане крупно и разборчиво. Свод правил должен находиться в поле зрения группы на всех последующих занятиях. Важно помнить, что соблюдение правил необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы.

Упражнения для тренинга личностного роста

Упражнение для тренинга личностного роста "Я в будущем"

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста "Шприц"

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать "иммунитет" к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел "посвящение": сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго - отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у "искусителя" сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста "Чемодан в дорогу"

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста "Цвет эмоций"

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста "Табу"

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста "Самопрезентация"

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

Удивление,

Интерес,

Радость.

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление-интерес-радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста "Пессимист, Оптимист, Шут"

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, - только факты и действия.

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием - пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "На какой я ступеньке?"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька - самооценка занижена

5-7 ступенька - самооценка адекватна

8-10 ступенька - самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста "Комиссионный магазин"

Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста "Зато..."

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;

После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "В чем мне повезло в этой жизни"

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: "В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Техника "Воскресный вечер"

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья - это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или - скажем - в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение - не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее - это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам... И вполне вероятно, что под этими "плитами" зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет... Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Ролевая игра "Соблазнение"

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной - уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают "обратную связь" той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

Что внутри вас помогало вам отказаться?

Лучшие упражнения для тренинга личностного роста

Упражнение для тренинга личностного роста "Я в будущем"

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста "Шприц"

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать "иммунитет" к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел "посвящение": сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго - отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у "искусителя" сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста "Чемодан в дорогу"

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста "Цвет эмоций"

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста "Табу"

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста "Самопрезентация"

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

Удивление,

Интерес,

Радость.

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление-интерес-радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста "Пессимист, Оптимист, Шут"

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, - только факты и действия.

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием - пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "На какой я ступеньке?"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька - самооценка занижена

5-7 ступенька - самооценка адекватна

8-10 ступенька - самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста "Комиссионный магазин"

Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста "Зато..."

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;

После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "В чем мне повезло в этой жизни"

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: "В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Техника "Воскресный вечер"

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья - это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или - скажем - в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение - не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее - это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам... И вполне вероятно, что под этими "плитами" зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет... Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Ролевая игра "Соблазнение"

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной - уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают "обратную связь" той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

Что внутри вас помогало вам отказаться?