Нужно ли возмещать пропущенный намаз. В какое время можно восполнять пропущенные намазы

  • 27.02.2024

Намаз - обязанность каждого мусульманина. Это опора ислама. Пятикратная молитва укрепляет веру; благодаря ей человек ощущает связь с Всевышним. Коран требует неукоснительного исполнения мусульманами намаза, ведь это ключ к двери от рая. Он очищает молящегося от грехов и дарует ему ощущение безграничного счастья. Современный мир диктует свои правила, и не всегда верующему человеку удается прочитать все пять молитв за сутки. Как восполнить пропущенный намаз и нужно ли это делать?

Что такое намаз?

Это молитвы, которые каждый мусульманин обязан читать пять раз в сутки. Намаз нужно совершать утром, в полдень, после обеда, вечером и ночью. Регулярность его совершения - главное требование ислама. Верующие люди должны помнить про 5 промежутков времени, установленные для намаза.

Регулярное чтение в сутки обязательной пятикратной молитвы является главным признаком веры человека в Аллаха. Об этом напоминает Пророк Мухаммед, и его слова закреплены в священном Коране. В хадисе Посланника Всевышнего сказано, что рухнет религия того, кто оставил намаз или забыл про него. Мусульмане стараются соблюдать прописанную Кораном регулярность молитв. Имамы (исламские священнослужители) учат людей, как восполнить пропущенный намаз, если он не был исполнен по уважительной и неуважительной причинам.

Важность молитвы

Все каноны Шариата доносились Аллахом до людей через Пророка Мухаммеда. Он же получал всю информацию от архангела Джебраила. Ангел был посредником между Всевышним и Пророком. Но однажды в ночь Вознесения Аллах позвал к себе Мухаммеда и одарил его ценным подарком - намазом. Эта произошло без участия посредника - архангела Джебраила. Именно поэтому намаз стал представлять особую ценность для Пророка и людей из его общины. Молитва эта была особым диалогом человека с Создателем.

Пренебрегать намазом нельзя. В Судный день Аллах будет спрашивать у людей регулярность совершения молитвенных ритуалов на земле. Поэтому каждый мусульманин обязан помнить про пятикратную молитву и знать, можно ли восполнить пропущенный намаз и как это делать.

В хадисе Пророка Мухаммеда говорится, что человек, который совершает пятикратную молитву в сутки, подобен тому, кто 5 раз искупался в реке. Как вода очищает человеческое тело от грязи, так намаз избавляет душу от грехов. Молитвы воздерживают человека от непристойных и запретных поступков и дарят ему духовную энергию. Намаз рекомендуется совершать во время тревог, переживаний, неудач. Регулярные молитвенные ритуалы помогают сохранять душевное спокойствие, придают человеку внутренние силы, с помощью которых он может преодолеть все преграды. Если мусульманин по какой-либо причине пропустил обязательную молитву, лучше обратиться к имаму за советом, как восполнить пропущенный намаз.

Правила проведения

Религия ислам строится на пяти столпах.

  1. Вера, что нет Бога, кроме Аллаха и Его посланника - Пророка Мухаммеда.
  2. Обязательное совершение намаза.
  3. Предоставление закята.
  4. Соблюдение поста в месяц Рамадан.
  5. Хадж - совершение паломнического путешествия в Мекку (тем, у кого есть возможность).

Намаз - это одно из главных деяний, за которое будет отчитываться каждый человек в Судный день. Очень важно не просто регулярно читать молитвы, а делать это искренне и от всего сердца.

Прежде чем приступать к молитвенному ритуалу, каждый мусульманин производит омовение. Намаз нужно совершает в чистой одежде, которая закрывает практически все тело: у женщин остаются открытыми только кисти рук и лицо, а у мужчин должна быть прикрыта часть тела от пупка до колен. Молитва читается в установленное время. Лицо молящегося должно быть повернуто в сторону Каабы (Мекка).

Утренняя молитва читается перед рассветом и состоит из двух рака"атов. Намаз, совершаемый в полдень, днем и ночью включает четыре рака"ата, а вечерняя молитва состоит из трех. Мусульмане должны соблюдать пятикратную регулярность молитв. В некоторых случаях пропущенный намаз не считается грехом. Нужно знать ситуации, когда непрочитанная молитва прощается, а когда — нет. Каждый мусульманин должен понимать, как восполнить пропущенный намаз.

Как восполнять обязательные ежедневные молитвы?

Намаз, который совершается в установленное время, называют «эда». Несвоевременно прочитанная молитва - это «када». Также в исламе существует такое понятие, как «фаид» — невозмещаемый намаз. Пропущенная обязательная молитва считается грехом. Чтобы его снять, нужно провести несовершенный молитвенный ритуал. Как и когда можно восполнить пропущенный намаз? Пророк Мухаммед так отвечал на этот вопрос: если кто-то из людей забыл совершить намаз, то должен сделать это, как только вспомнит. Если же человек уснул и не прочитал обязательную молитву, то обязан сделать это, как только проснется. Когда мусульманин пропускает намаз без причины, то он должен не только его восполнять, но и совершать покаяние (тауба).

Правила возмещения

У мусульман исполнение какого-либо действия несвоевременно называется «каза». Понятие это употребляется в религиозной сфере. Как правильно восполнять пропущенные намазы?

Не прочтенные обязательные молитвы можно читать в любой последовательности. Но для этого необходимо соблюдать определенное условие - присутствие намерения (ниййя). Намаз может восполняться во время коллективных молитв с другими мусульманами.

Обязательные молитвенные ритуалы нельзя совершать в течение 50 минут после восхода солнца, а также перед заходом дневного светила (в это время на него не тяжело смотреть). Намаз запрещается совершать в полдень, когда солнце находится «над головой».

Если пропущенные молитвы не превышают шести штук, то их следует читать в той последовательности, в которой они стоят обычно одна за другой. Если количество пропущенных намазов больше 6, то эта последовательность может не соблюдаться.

Ночная молитва также подлежит исполнению. Утренний намаз восполняется с фардом в промежуток времени, начинающийся после восхода солнца и заканчивающийся полуднем.

Уважительная причина

Нужно ли восполнять пропущенные намазы, если человек пропустил их по уважительным причинам? Пророк Мухаммед говорил, что возмещению подлежат все пропущенные намазы независимо от причины. Необходимо лишь соблюдать условия их проведения и отработки. Если человек возместил молитвы не в нужной последовательности из-за незнания, то можно все оставить как есть. Какая-бы уважительная причина не была у мусульманина, он обязан прочитать пропущенную молитву, когда у него появляется на это возможность. Возмещению не подлежат намазы, которые пропускаются умышленно. Но вместо этого человек должен покаяться перед Всевышним. Если намаз не был совершен из-за того, что мусульманин находился в дороге, то его следует провести, как только он окажется дома. Молитву можно прочитать в сокращенном варианте.

Бытовые неурядицы, лень, плохое настроение не считаются уважительными причинами несовершения обязательной молитвы.

Если проспал или забыл про намаз

Пророк Мухаммед говорил, что если человек уснул и не совершил намаз, то он должен его осуществить, как только проснется (Мус-лим 1/477). Если же мусульманин знал, что время утренней молитвы приходится на 06:00, но при этом поставил будильник на 08:00, то он считается умышленно пропустившим обязательную молитву. Такой человек очень легко может впасть в неверие.

Что делать, если пропустил утренний намаз? Когда его восполнить? Как правило, сунна утреннего намаза восполняется после восхода солнца до наступления полуденного времени.

Мнение ханафитского мазхаба

Его нужно учесть, чтобы точно знать, в какой последовательности возмещать пропущенные молитвы. Умар Насухи Бильмен писал, как восполнять пропущенные намазы по ханафитскому мазхабу. Он утверждает, что совершать пропущенные молитвы предпочтительнее перед чтением Однако оставлять суннат-намазы ради восполнения не прочтенных молитв нельзя. Мусульманин должен в первую очередь совершить обязательный намаз, а после может выделить время для чтения пропущенной молитвы.

Возмещение намаза женщинами

Каждый мусульманин обязан прочитать пропущенный намаз, даже если у него были на это уважительные причины. Когда можно восполнить молитвы женщинам, которые пропустили их из-за менструаций? В хадисах, переданных ль-Бухари, Муслимом, сказано, что женщине не нужно возмещать намазы, пропущенные во время ежемесячных менструальных циклов. Этого мнения придерживаются большинство сподвижников и последователей Пророка Мухаммеда. Но пост, не соблюденный женщиной по этой же причине, подлежит возмещению.

Чтобы прочитать намаз, необходимо совершение определенных действий телом. Намаз, каждый должен совершать сам за себя. Намаз, совершенный в свое время называется - Ада . Перечитанный по какой либо причине намаз, (например был совершен неправильно, или с какими-либо ошибками) пусть даже совершен в свое время, или после выхода своего времени, называют -Иаде .

Восполнение не прочитанных вовремя; «Фарзов» и «Уаджибов», называют, «Совершать каза». Выполняя ежедневные пятикратные намазы, а также делая «каза», необходимо соблюсти все правила. Того у кого нет долгов больше чем по пяти намазам, называют «Обладатель порядка ». Фарз пятничного намаза, нужно прочитать во время намаза Зухр. Пропустивший утренний намаз, если вспомнить об этом даже во время хутбы, должен будет немедленно сделать «каза». Пока не совершен какой-либо намаз, нельзя совершать последующие пять намазов. Сказано в хадисе: «Проспавший время намаза, или забывший о нем, если вспомнит о нем во время намаза за имамом, должен закончить намаз за имамом. Затем прочитать пропущенный намаз. Затем пусть заново прочитает намаз, прочитанный за имамом ».

Восполнение пропущенных обязательных намазов, является фарзом. Восполнение уаджибов, является уаджибом. Восполнять сунну, не нужно. Единодушное мнение ученых мазхаба Ханафи таково: «Суннаты было приказано читать только в свое время. Несовершенные вовремя суннаты, не остаются висеть долгом на мусульманине. Поэтому было сказано, что по прошествии времени, суннаты не восполняются. А вот сунна намаза Ссубх больше похожа на уаджиб. Поэтому ее нужно восстанавливать до намаза Зухр, вместе с фарзом утреннего намаза. Если, сунна Ссубха была просрочена до времени когда уже прочитан намаз Зухр, то восстанавливать его уже не надо, как и остальные просроченные суннаты. Восполнив пропущенную сунну, уже не получить за нее вознаграждения, сауабы. Будет прочитано как дополнительный, -нафиля - намаз. В книге « İbni Âbidîn » в разделе « Tergîb-üs-salât », (Таргиб-ус-салят) на стр. 162, говорится: «Суннаты можно прочитать сидя, не имея на то Узра. Не совершать их вообще, грех. Фарзы тоже можно прочитать сидя, но только если есть Узр, (уважительная причина)».

Большой грех, не совершить фарз намаз, без какой бы то ни было причины. Такие намазы, нужно восполнить. Фарзы и уаджибы можно оставить на Каза можно только если есть две причины. Первое, стоять перед лицом врага. Второе, опасность поджидающая путника (даже, если намерение быть в пути, меньше трех дней), в виде преступника, дикого зверя, сели, бури, шторма. Оказавшийся в такой ситуации, может совершать намаз, в любом направлений. Может читать намаз, встав напротив зверя, и делая намаз жестами. Если так сделать нет возможности, то можно оставить намаз на Каза. Оставление намаза на Каза по этим двум причинам, и оставление по причине забывчивости или сна, не является грехом.

В книге «Ашбах», сказано: «Занятый спасением утопающего, или попавшего в другую подобную ситуацию, и вследствие этого пропустившего намаз, прочитает намаз после ». То есть, когда заканчивается уважительная причина Узр, нужно восполнять пропущенные намаза. Можно отсрочить выполнение фарзов, кроме трех времен, когда читать намазы Харам, чтобы добыть пропитание своим детям, с намерением прочитать в свободное время. Отсрочивание на еще более позднее время, начнет вводить в грех. Потому что наш пророк (саллаллаху алейхи уассалам), и его сахабы, в битве «Хандак », несмотря на смертельную усталость и полученные тяжелые ранения, восполнили в ту же ночь пропущенные Каза намазы. Наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи уассалам) сказал: «Приблизить друг к другу два фарз намаза, большой грех ». То есть, не прочитать во время один намаз, прочитать его во время другого намаза, самый большой грех. Сказано в хадисе: «Прочитавшего намаз после выхода времени, Всевышний Аллах отправит в Ад на 80 хукба ». Одна хукба, равна 80-и годам на том свете. Один день на том свете равен, 1000 годам в нашем мире. Нужно подумать, если таково наказание за один пропущенный намаз, то каково будет наказание того, кто не совершает намаз вовсе.

Наш Пророк сказал (саллаллаху алейхи уассалам): «Намаз, опора религий. Совершающий намаз, укрепляет Ислам. Тот, кто не совершает намаз, разрушает Ислам ». Еще в одном хадисе говорится: «В Судный День, в первую очередь спросится за веру человека. Вторым же вопросом будет, совершал ли человек намаз ». Всевышний Аллах сказал: «О, мой раб! Если спасешься после вопросов о намазе, ты спасен. Я облегчу для тебя остальное ». В 45 аяте суры «Анкебут », сказано: «, и исполняй молитву, потому что молитва предохраняет от скверны и зла ». Наш Пророк (саллаллаху алейхи уассалам) сказал: «Больше всего, человек приближается к своему Господу, во время намаза ».

Несовершение намаза в свое время, бывает двух видов: 1 - По уважительной причине. 2 - Зная что намаз приказ сверху, не совершать его по лености.

Мусульманин совершает большой грех, оставляя намаз без уважительной причины, и совершая его после выхода времени. Это харам. Этот грех не прощается, даже после прочтения намаза в другое время. После совершения Каза этого намаза, прощается грех за неисполнение намаза. Этот грех не прощается, только если раскаяться. Если раскаяться после совершения Каза, то можно надеяться на прощение. Раскаявшись, нужно восполнить пропущенные намазы. Тот, у кого есть силы для восполнения пропущенных намазов, не станет этого делать, совершит особенный грех. Этот грех, начнет увеличиваться, через каждые шесть минут свободного времени, (6 минут, время достаточное для прочтения одного намаза). Потому что, мусульманин, должен восполнять пропущенные намазы, как только выпадет свободное время. Не придавшие значения восполнению пропущенных намазов, удостоятся вечного огня. В книгах « Umdet-ül-islâm » и « Câmi’-ül fetâvâ » сказано: «Если отказаться от совершения фарза на поле боя, имея на то возможность, то это подобно совершению 700 больших грехов ». Откладывание «Каза», еще больший грех, чем несовершенный вовремя намаз. Как только вознамериться и совершить «Каза», сразу прощается грех за неисполнение оного.

МОЖНО ЛИ ЗА МЕСТО СУННЫ, СОВЕРШАТЬ «КАЗА»

В книге сеийда Абдулкадира Гейлани « Fütûh-ul gayb » (Футух-уль гайб) сказано: «Верующий, в первую очередь, должен совершить фарзы. После окончания фарзов, должен читать, сунну. После этого, может читать нафиля (дополнительные) намазы. Читать сунну, имея долги по фарзам - большая глупость ». В хадисе, переданном от Али бин Абу Талиба (радиаллаху анх) говорится: «Зря старается тот, кто читает нафиля, когда у него есть долги по фарзам. Пока он не восполнит долги по фарзам, у него не будут приняты нафиля намазы ».

Ученый мазхаба Ханафи Абдулхак Дехлеви, разясняя этот хадис приведенный Абдулкадиром Гейлани, сказал: «Этот хадис говорит, что не примутся суннаты и нафиля намазы, пока есть долги по фарзам. Мы знаем что сунна, дополняют фарзы. Смысл этого в том, что если, при совершений фарза, была совершена ошибка, которая может послужить причиной непринятия фарза, то совершенные затем сунны, восполняют место этих ошибок, тем самым служат причиной принятия фарзов. А у кого есть долги по фарзам, то совершение сунны для него, не приносит никакой пользы».

Шариатский судья Иерусалима, Мухаммед Сыддик Ефенди, объясняя о восполнений намазов «фаийта» сказал: «У великого ученого Ибни Нуджайма спросили, - Если у человека есть долги по намазам, и во время утреннего, обеденного, предвечернего, вечернего и ночного намазов,сунну этих намазов будет читать с намерением восполнить пропущенные фарзы, то не получится ли так, что он отверг эти сунну. Он ответил, что суннаты этим самым, не будут отвергнуты. Потому что, совершение сунны пяти намазов, это совершение еще одного намаза, помимо фарза. Желание шайтана таково, чтобы намазы не совершались вовсе. Мы же, совершая кроме фарза, еще один намаз, тем самым унижаем шайтана. Совершая «Каза» фарза во время сунны, тем самым совершается и сунна. Тот, у кого есть «Каза», во время любого намаза, остальные намазы кроме фарза, должен возмещать пропущенный намаз, чтобы избавится от долга непрочитанного фарза. Этим самым совершаются и суннаты. Потому что, многие вместо того чтобы прочитать «Каза», читают сунну. Такие отправятся в Ад. Ну а те, которые вместо сунны, читают фарзы, спасутся от Ада ».

КАК СОВЕРШАТЬ «КАЗА». ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ НАМАЗОВ

Нужно как можно быстрее восполнять пропущенный намаз, и тем самым оберечь себя от неминуемого тяжелого наказания. Для этого, и сунну нужно читать с намерением возместить фарз намаз. Те кто не совершал намаз по лености, те у кого есть несколько лет пропущенных намазов, когда начинают постоянно совершать намазы, сунну читают с намерением возместить, первый пропущенный фарз намаз. Во всех четырех мазхабах, сунну разрешено читать с намерением возместить, пропущенный фарз. По мазхабу Ханафи, оставлять намазы на «Каза», без уважительных причин, большой грех, (Акбар-и Кабаир). И этот грех, все возрастает и возрастает, в геометрической прогрессии, с каждой свободной минутой, когда человек мог бы совершать намаз. Потому что пропущенный намаз нужно совершать как только выдастся свободная минута.

Чтобы избавится от мучений, не поддающемуся счету, нужно первую сунну намаза «Зухр», читать с намерением, возместить первый пропущенный «Зухр» намаз. Два ракаата сунны после полуденного фарза, читать с намерением, возместить первый пропущенный «Ссубх» намаз. Четыре ракаата сунны «Асра» читать с намерением возместить первый пропущенный «Аср». Сунну «Магриба», с намерением возместить пропущенный «Магриб». Во время первой сунны «ишаа», читать пропущенный «ишаа». Вторую сунну, читать с намерением возместить, пропущенный «уитр» намаз. Таким образом, возмещаются пропущенные намазы за один день. Сколько лет не совершался намаз, столько лет и нужно возмещать. Возмещение, так же нужно приблизить, читая пропущенные намазы в свободное время. То что, за несовершенные намазы грех возрастает в геометрической прогрессий, мы сказали выше.

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Пропущенные обязательные намазы могут быть восполнены (в качестве каза-намазов) в любое время дня и ночи, за исключением:
– восхода,
– заката,
– зенита,
– предзакатного времени, когда солнце бледнеет.

Господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) говорил:

ثلاث ساعات كان رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهانا أن نصلي فيهن، أو أن نقبر فيهن موتانا: «حين تطلع الشمس بازغة حتى ترتفع، وحين يقوم قائم الظهيرة حتى تميل الشمس، وحين تضيف الشمس للغروب حتى تغرب

Есть три промежутка времени, в которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам совершать намаз и погребение (исполнение погребального намаза): – когда солнце восходит, пока оно полностью не поднимется; – когда солнце находится в зените, пока оно не сдвинется; – когда солнце заходит, пока оно полностью не зайдет. (Муслим. Сахих. – № 831)

В любое иное время, кроме указанных промежутков, совершение каза-намазов разрешено. Нет необходимости связывать каза-намаз со временем конкретного намаза. То есть, скажем, восполнение пропущенного зухр-намаза отнюдь не обязательно совершать именно в зухр-время. Вполне можно в зухр-время восполнять пропущенные фаджр-, зухр-, аср-, магриб- и иша-намазы. В хадисе приводятся следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

من نسي صلاة فليصلها إذا ذكرها، لا كفارة لها إلا ذلك

Кто пропустил намаз, пусть исполнит его, как вспомнит. Иного искупления за это нет. (Муслим. Сахих. – № 684)

В данном хадисе восполнение пропущенного намаза не ограничивается каким-то конкретным промежутком времени. Поэтому при пропуске фаджр-намаза нужно восполнить его сразу, как человек вспомнит об этом. Если он вспомнит об этом в зухр-время, то тогда он его и должен восполнить.

Прочитанное вами на сайте о восполнении в зухр-время пропущенного зухр-намаза, а в аср-время – пропущенного аср-намаза и т. д. является лишь рекомендацией для облегчения восполнения намазов при большом, многолетнем количестве пропусков, чтобы восполнение не стало чрезмерным бременем. То есть это отнюдь не является неким обязательным правилом.

В отношении вашего вопроса об аср-намазе следует отметить, что после него вполне можно совершать каза-намазы вплоть до того момента, когда солнце побледнеет, готовясь к закату. Когда же оно побледнеет и приблизится к закату, в это время каза-намаз совершать нельзя, и лишь после заката его исполнение снова станет допустимым. Единственный намаз, который можно совершать в указанный предзакатный отрезок времени, – это текущий аср-намаз, если он еще не был исполнен. Поскольку солнце в это время еще не зашло, формально время для аср-намаза еще не закончилось, и соответственно его нужно совершить, чтобы он не перешел в разряд пропущенных. Впрочем, отметим, что такая задержка аср-намаза порицается. (Маргинани. Хидоя. – Том 2, стр. 41)

ولا صلاة جنازة " لما روينا " ولا سجدة تلاوة " لأنها في معنى الصلاة إلا عصر يومه عند الغروب لأن السبب هو الجزء القائم من الوقت لأنه لو تعلق بالكل لوجب الأداء بعده ولو تعلق بالجزء الماضي فالمؤدى في آخر الوقت قاض وإذا كان كذلك فقد أداها كما وجبت بخلاف غيرها من الصلوات لأنها وجبت كاملة فلا تتأدى بالنقص

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q601

Опуская «ужасающие последствия» по поводу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют некоторые неквалифицированные и категорически настроенные индивидуумы, обратимся к сути вопроса, оставив за каждым человеком право выбирать, действовать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики или ее полное отсутствие.

Восполнение молитвы (када’), не совершенной вовремя в отведенное для нее время, столь же обязательно, как и сама неукоснительность в выполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха (кяффара), кроме как это [то есть совершение пропущенной молитвы, пусть даже с опозданием]» . В своде хадисов Муслима говорится также и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи – о том, кто пропустил ее по небрежности .

Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», каждая ситуация, связанная с затруднительностью выполнения обязательных молитв , рассматривается персонифицированно. И если соблюдение молитвенной практики столь невозможно, тогда, как только появится случай, необходимо восполнение, так как обязательная молитва – это долг человека пред своим Создателем. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ. Как велика его милость, так и справедливо Его наказание.

Аспекты по теме

1. Относительно восполнения не совершенных вовремя молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) регулярно выполнять молитвы, пропущенные за весь тот период, когда он не молился, и с каждой обязательной молитвой совершать одну восполняемую . Восполняются только ракяаты фарда. Если сравнивать значимость фардов восстанавливаемых молитв с сунной молитв, выполняемых вовремя, то первое будет намного важнее и весомее. Безусловно, наилучшим считается выполнение полного ежедневного намаза (сунна и фард), затем – восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, совершать ли восполняемые молитвы до или после сегодняшних, то, с учетом других канонических положений, желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.

Допускается совершение восполняемых молитв совместно с другими молящимися (джама‘атом) .

2. Если человек совершил молитву, полагая, что читает ее своевременно, а позже выяснилось, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать совершенную молитву-намаз. Таково мнение как ученых шафиитского мазхаба, так и богословов-ханафитов .

3. Лучше и правильнее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сразу, как только появится возможность .

В научных трудах есть упоминания о том, что лучшим временем для молитвы является именно ее временной промежуток в сутках, однако это касается того случая, когда человек протянул не совершенную вовремя молитву аж до следующего дня или когда у него много обязательных долговых молитв, которые он восполняет постепенно. В последней ситуации лучше, если он будет совершать долговые вместе со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т.д., хотя может и в любое другое, позволительное для совершения молитвы время .

4. Если человек совершает подряд несколько пропущенных молитв, то верным и правильным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение только икамата перед каждой из последующих. Такое мнение является наиболее распространенным у богословов всех четырех мазхабов . Важно заметить, что чтение азана и икамата как перед своевременной, так и перед долговой молитвами является сунной, то есть желательным, похвальным действием.

5. Все ученые-богословы, кроме богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в обычной для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна) . Безусловно, это касается тех случаев, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на данный момент.

Восполнять пропущенные молитвы можно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.

Кто должен восполнять, а кто – нет

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, то все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит , ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить начиная с периода полового созревания.

Сочетание долговых молитв с дополнительными

По мнению богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, например «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять свои долговые молитвы. Они считают, что главным в данном вопросе является схожесть формы совершения молитвы-намаза. То есть, к примеру, обычную обязательную (фард) молитву-намаз можно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую выполняет. Каждый из молящихся проговаривает намерение на свою молитву .

Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к выполняющему фард (обязательную), но совершающий фард не может присоединиться к выполняющему сунну .

Молитва «Таравих» является дополнительной молитвой (сунна), поэтому, по мнению богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», можно сделать намерение на любую дополнительную, но только не на обязательную молитву (фард).

Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, поэтому поступать нужно по ситуации и в соответствии с мнением той группы ученых (то есть по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.

Путник и восполняемые намазы

Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Коране и Сунне, исламские богословы использовали косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался акцент, появилось два основных мнения.

Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты считали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То есть, когда человек пропустил ее, находясь в положении путника, восполнять он ее должен будет именно в сокращенной форме, даже если в этот момент уже находится на месте постоянного пребывания. Если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного пребывания, то четырехракяатные восполняются им тоже в четыре ракяата.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в своем заключении сделали акцент именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы. Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного пребывания, в два ракяата. Когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются .

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 89, хадис № 597; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 363, хадис № 2340; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 422, хадис № 1555, «сахих».

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 135; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 423, хадис № 1556 «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 364, хадис № 2341; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 544, хадис № 9059, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 532, хадисы № 603, 604.

Здесь речь идет только об обязательных (фардовых) пяти молитвах.

См., например: Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 43.

См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 249.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 774, 778.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 90, пояснение к главе № 37.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249.

Там же. С. 246.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1156, 1160.

Неофит – новый приверженец определенной религии.

Что касается «формы совершения, отличающейся от обычной», то это, например, погребальная молитва («Джаназа»), молитва по случаю солнечного затмения, праздничная молитва.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 223–227.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 136, 137.

Восполнение пропущенных намазов

Опуская «ужасающие последствия» по предлогу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют кое-какие неквалифицированные и категорически настроенные личности, обратимся к сути вопроса, покинув за каждым человеком право выбирать, функционировать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики либо ее полное отсутствие.

Восполнение молитвы (када’), не идеальной своевременно в отведенное для нее время, столь же в обязательном порядке, как и сама неукоснительность в исполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пускай совершит ее, в то время, когда отыщет в памяти. Нет на нем искупления греха (кяффара), не считая как это [то имеется совершение пропущенной молитвы, пускай кроме того с опозданием]» / 1/. В своде хадисов Муслима говорится кроме этого и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи - о том, кто пропустил ее по небрежности /2/ .

Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», любая обстановка, которая связана с затруднительностью исполнения необходимых молитв /3/. рассматривается персонифицированно.

И в случае если соблюдение молитвенной практики столь нереально, тогда, когда покажется случай, нужно восполнение, поскольку необходимая молитва - это долг человека перед Аллахом. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ.

Насколько велика Его милость, так справедливо и Его наказание.

Нюансы по теме

1. Довольно восполнения не идеальных своевременно молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) систематично делать молитвы, пропущенные за целый тот период, в то время, когда он не молился, и с каждой необходимой молитвой выполнять одну восполняемую /4/. Восполняются лишь ракяаты фарда. В случае если сравнивать значимость фардов пропущенных молитв с сунной молитв, делаемых вовремя, то первое будет намного серьёзнее и весомее.

Непременно, наилучшим считается исполнение полного ежедневного намаза (фард и сунна), после этого - восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, выполнять ли восполняемые молитвы до либо по окончании сегодняшних, то, с учетом вторых канонических положений, нужно выполнять восполняемые молитвы до утренней, до либо по окончании полуденной, до послеполуденной, по окончании вечерней и до либо по окончании ночной молитв.

Допускается совершение восполняемых молитв совместно с вторыми молящимися (джама‘атом) /5/ .

2. В случае если человек совершил молитву, полагая, что просматривает ее вовремя, а позднее стало известно, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать идеальную молитву-намаз. Таково вывод как ученых шафиитского мазхаба. так и богословов-ханафитов /6/ .

3. Лучше и вернее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сходу, когда покажется возможность /7/ .

В научных трудах имеется упоминания о том, что лучшим временем для молитвы есть как раз ее временной промежуток в днях, но это относится того случая, в то время, когда человек протянул не идеальную своевременно молитву аж до следующего дня либо в то время, когда у него большое количество необходимых долговых молитв, каковые он восполняет неспешно. В последней ситуации лучше, если он будет выполнять долговые совместно со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т. д. не смотря на то, что может и в любое второе, позволительное для совершения молитвы время.

4. В случае если человек совершает подряд пара пропущенных молитв, то верным и верным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение лишь икамата перед каждой из последующих. Такое вывод есть самый распространенным у богословов всех четырех мазхабов /8/. Принципиально важно подметить, что чтение азана и икамата

как перед своевременной, так и перед долговой молитвами есть сунной, то имеется желательным, похвальным действием.

5. Все ученые, не считая богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в простой для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна) /9/. Непременно, это относится тех случаев, в то время, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на этот момент.

Восполнять пропущенные молитвы возможно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.

Кто обязан восполнять, а кто - нет

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не обязан. Единственное, в случае если, к примеру, приняв Ислам, он не сходу начал делать необходимую молитву либо пропустил необходимый пост, то все это нужно восполнить.

2. В случае если человек был полностью неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав выполнение религиозной практики, он так же, как и неофит /10/. ничего не восстанавливает.

3. В случае же, в то время, когда человек был носителем постулатов веры, но не выполнял религиозную практику, нужно все восполнить, начиная с периода полового созревания.

Сочетание долговых молитв с дополнительными

По точке зрения богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, к примеру «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять собственные долговые молитвы. Они уверены в том, что главным в данном вопросе есть схожесть формы совершения молитвы-намаза. То имеется, на пример, простую необходимую (фард) молитву-намаз возможно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую делает. Любой из молящихся проговаривает намерение на собственную молитву /11/ .

Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к делающему фард (необходимую), но совершающий фард не может присоединиться к делающему сунну /12/ .

Молитва «Таравих» есть дополнительной молитвой (сунна), исходя из этого, по точке зрения богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», возможно сделать намерение на любую дополнительную, но лишь не на необходимую молитву (фард).

Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, исходя из этого поступать необходимо по обстановке и в соответствии с мнением той группы исследователей (то имеется по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.

Путник и восполняемые молитвы

Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Сунне и Коране, исламские богословы применяли косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался выговор, показалось два главных мнения.

Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты думали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То имеется, в то время, когда человек пропустил ее, пребывав в положении путника, восполнять он ее обязан будет как раз в сокращенной форме, даже в том случае, если в данный момент уже находится на месте постоянного нахождения. В случае если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного нахождения, то четырехракяатные восполняются им также в четыре ракяата.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в собственном заключении сделали выговор именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Принципиально важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы.

Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного нахождения, в два ракяата. В то время, когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются /13/ .