Оровез, барды, друиды и воины

  • 08.02.2024

«Нома» - признанный шедевр мировой оперы, сам автор - Беллини считал, что в случае наводнения это единственное его произведение, которое стоило бы спасать. Написана она была в конце девятнадцатого века на заказ для оперного театра по неизвестной трагедии.

История, представленная либретто, происходит до нашей эры. Главная героиня – верховная жрица. В храме друидов, понятно, очень строгие правила: жрицы должны забыть земных мужчин. Однако Норма влюбляется в римлянина Поллиона, который отвечает ей взаимностью. Поллион становится даже отцом её детей, которых ей приходится тайно воспитывать. Помогает ей в воспитании детей подруга.

Прошли годы, и Поллион охладел. И даже увлекся ещё одной жрицей этого храма, но только более молодой. Адальжиза тоже влюбилась в него. Но на его предложение бежать с ним в Рим девушка не готова согласиться сразу. Она просит совета у верховной жрицы. Норма, которая всегда держала в тайне свои отношения, гневается. Она готова даже убить его детей. Но в последний момент Норма опомнилась. Жрица обращается с молитвой к природе, к луне…

Норма пробует поговорить с возлюбленным, она, конечно, просит вернуться к ней, забыть молодую жрицу Адальжизу. Римлянин гордо отказывается. Тогда Норма отправляет против его войск свои.

И вдруг Поллиона застают в их храме, что было запрещено. Ему грозит смертная казнь. Норма предлагает свою помощь в обмена на забвение Адальжизы. Но снова отказ…

И вот Норма признается всем в своих грехах. Она добровольно идёт на костёр, а Поллион следует за ней, так как восхищен её самоотверженностью и смелостью. Получается, что после гибели они опять будут вместе, но уже в другом мире.

Опера о страсти, любви, самоотверженности, она учит ради этого прекрасного чувства иногда поступиться своими интересами.

Картинка или рисунок Беллини - Норма

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Ярмарка тщеславия Теккерей

    Две подруги завершают учебу в пансионе мисс Пинкертон и теперь их ждут разные пути. В первую очередь от того, что они вышли из разных слоев общества, и имеют разный склад характера: Эмилия – дочь состоятельных родителей, полна добродетелей

  • Краткое содержание Закон Набата Солоухин

    В одну из ночей в деревне Некрасиха одновременно загорелось несколько домов. Зарево багрового цвета распространилось столь далеко, что его можно было увидеть в близлежащих поселках

  • Краткое содержание Омон Ра Пелевин

    Герей романа рядовой советский мальчик с нерядовым именем Омон, особенностью характера которого является рьяная страсть к небу. Омон поступает в летное училище, а позже становится космонавтом, впереди у которого подготовка к полету на луну.

  • Краткое содержание Янссон Последний в мире дракон

    Муми-тролль, играя в саду, случайно зацепил стеклянной банкой крошечного дракона. Это случилось среду ясным летним днем. Дракончик был очень маленький, с коробок для спичек, крылья были прозрачные и напоминали плавники золотой рыбки

  • Краткое содержание Филиппок Толстого

    Основным персонажем произведения, названного писателем былью, является маленький мальчик, называемый всеми ласковым именем Филипок.

В. Беллини опера «Норма»

Опера В. Беллини «Норма» написана по трагедии Луи Александра Сомэ, французского писателя. Она выделяется на фоне многих произведений этого жанра своей необычайной красотой и виртуознейшими сопрановыми ариями. Даже сам Беллини считал ее шедевром и говорил, что если внезапно случится какое-то кораблекрушение, то единственное произведение, которое просто необходимо будет спасти – это «».

Краткое содержание оперы Беллини «Норма» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

сопрано верховная жрица, влюбленная в римлянина
Оровез бас верховный жрец храма друидов и отец Нормы
Клотильда сопрано подруга Нормы, воспитывающая ее детей в тайном убежище
Поллион тенор римлянин, в которого влюбились Норма и Адальжиза
Адальжиза сопрано дева храма, соперница Нормы

Краткое содержание оперы «Норма»


Действие оперы разворачивается в 50 г до н.э. Норма – это девушка, являющаяся верховной жрицей храма друидов. Она нарушила обет и влюбилась в проконсула Поллиона. Более того, она даже тайно родила от него детей. Но как это иногда случается, страсть Поллиона угасла, и он обратил свой взор на другую девушку - юную Адальжизу, которая ответила ему взаимностью. Молодой человек позвал свою возлюбленную жить вместе с ним в Рим, а она решила прежде всего спросить совета у верховной жрицы. Узнав об этом, Норма сильно разгневалась и решила отомстить ему. В момент отчаяния она даже была готова убить своих детей, потому что ненавидела их отца, но передумала, так как ее остановила Адальжиза, пообещавшая уговорить Поллиона остаться с ней. Римлянин отказался это сделать, и Норма отправляет войско на восстание против его армии.

Внезапно Поллиона застают в храме друидов и выносят ему приговор, за осквернение священного места. Норма пытается спасти возлюбленного и предлагает ему сделать выбор в ее пользу, забыв Адальжизу. Поллион остается непреклонен и отвергает жрицу. Тогда Норма собирает воинов, жрецов и сообщает о том, что одна из жриц нарушила обет и ее нужно предать огню. Без страха Норма восходит на костер, а вслед за ней устремляется ее возлюбленный Поллион, восхищенный силой ее духа. Так, любящие сердца снова оказываются вместе.

Фото :





Интересные факты

  • Одна из самых популярнейших и виртуозных арий в мире – это каватина Нормы «Casta diva», в ней жрица обращается в молитве к луне.
  • Жемчужину оперы – арию Каста Дива, Беллини переделывал восемь раз, каждый раз недовольный получившимся результатом.
  • Первая исполнительница Нормы, Джудитта Паста, долго не соглашалась петь знаменитую каватину, так как была уверена, что не справится с ней.
  • Самой известной исполнительницей Нормы является Мария Каллас, она даже отождествляла себя с главной героиней. Кстати, она исполнила эту оперу на сцене всего 89 раз.


  • В 1956 году в Италии был снят фильм о В. Беллини, который назвали «Casta diva».
  • Интересная история связана с исполнительницей Джудиттой Паста. Ее вилла, в которой когда-то собирались такие гении искусства, как.В. Беллини, Д. Россини , Стендаль и другие, сейчас является отелем, имеющим название Casta diva Resort. Его главная особенность – передать стиль эпохи XIX века. Примечательно, что все виллы в этом большом отеле получили название в честь главных героинь из различных опер: Дорабелла («Так поступают все »), Виолетта («Травиата »), Амина («Сомнамбула»), Норма («Норма»), Джильда («Риголетто »).
  • Любопытно, что с названием оперы связано одно очень вкусное блюдо pasta alla Norma. По существующей версии, знаменитый комедиограф Нино Мартольо, отведав очень вкусное блюдо, произнес фразу «Это Норма»! Он намеренно сравнил прекрасный вкус пасты и это гениальное произведение своего соотечественника.

Популярные арии и номера

Марш из I действия - слушать

Ария Нормы "Casta diva" - слушать

Дуэт Нормы и Адальжизы "Mira, o Norma" - слушать

История создания оперы «Норма»

В 1830 году заключил выгодный контракт, по которому обязан был сочинить для театра "Ла Скала" два произведения. Одним из них оказалась «Норма». Выбирая сюжет, он остановился на трагедии Луи Александра Сомэ. Прочитав это произведение первый раз, оно вызвало у него бурю восторга, и композитор принялся творить. Премьера оперы была назначена на 26 декабря 1831 года. Беллини с предвкушением ждал этого момента и требовал максимальной самоотдачи от исполнителей. Он назначал им дополнительные прогоны, чтобы отшлифовать каждый такт и каждое движение.

К сожалению, репетиции в театре начались лишь за 20 дней до премьеры, поэтому постановка была «сыровата». К тому же накануне Беллини потребовал, чтобы генеральная репетиция прошла еще и утром, перед премьерой. Естественно, все исполнители были изнурены и не смогли показать всей красоты произведения. Публика встретила оперу не очень восторженно. Сам Беллини назвал это «торжественным фиаско». Однако уже на следующий день все кардинально изменилось, и после второй же постановки оперу ждал ошеломительный успех.

Постановки


Российская публика смогла познакомиться с оперой «Норма» благодаря немецкой труппе в 1835 году. В исполнении отечественных певцов она была показана в 1837 году в Санкт-Петербурге.

Одной из самых долгожданных премьер «Нормы» считается ее современная постановка в 2005 году в «Новой опере». Причем этот спектакль был куплен и привезен из Государственной оперы Штутгарта. Главной особенностью этой постановки стало перенесение всех событий в другое время. Режиссеры Йосси Вилер, Серджио Морабито решили, что эта Норма должна непременно проходить в XX веке, а храм друидов заменен католическим костелом. Однако критики не оценили этой работы и назвали спектакль спорным.

Еще одна неоднозначная и яркая современная постановка состоялась на Зальцбургском фестивале в 2013 году благодаря совместной работе режиссеров Моше Лейзера и Патриса Сорье. Все события были перенесены в Италию времен Муссолини, причем действие, происходящее на сцене подчас не стыкуется с текстом оперы. Исполнительница партии Нормы – Чечилия Бартоли поразила публику своими вокальными данными и оригинальной интерпретацией.

В сентябре 2014 года в Опере Сан-Франциско состоялась очень оригинальная постановка оперы «Норма» режиссера Кевина Ньюбери. Зрители были в восторге от шикарных декораций на сцене. Друиды в своем храме сооружали огромного Троянского коня, который должен был помочь им атаковать римлян. Концовка спектакля была вообще достаточно хитроумной. Здесь режиссер очень тонко провел связь с другим композитором, который восхищался «Нормой» - Р. Вагнером. Когда главная героиня призналась в своих грехах, она вместе с Поллионом зашла в подготовленного Троянского коня и подожгла факел. В одно мгновение героев окружает огненное кольцо – явный намек на оперу Вагнера. Только Брунгильду огонь оберегает, а Норма и ее возлюбленный оказываются поглощены пламенем.

В Софийском театре оперы и балета прошла постановка «Нормы» режиссера Хуго де Ана, которая оставила яркий след в истории этого спектакля. Эта версия отличается от других своей музыкальностью и незабываемой игрой света. Это не случайно, ведь Хуго де Ана сам отвечает за костюмы, декорации и даже освещение.

Помимо театральных постановок, «Норма» была успешно экранизирована.


Первая работа в этом жанре была осуществлена в 1974 году режиссером П. Журданом, где в роли Нормы выступила несравненная М. Кабалье.

Одна из популярнейших версий – работа режиссера Бориса Айрапетяна. Примечательно, что уже ранее он работал с этим произведением и ставил спектакль в Ереванском театре в 2003 году, позже он был с успехом поставлен на Новой сцене Большого театра. Любопытно, что его фильм-опера – это первая подобная работа, снятая в России за двадцатилетний период. Солистами были выбраны Асмик Папян (Метрополитан-опера) и Гегам Григорян (Мариинский театр). Как отмечает сам режиссер, первая трудность, с которой пришлось столкнуться, это то, что солисты по привычке по время исполнения партий искали глазами дирижера. Однако ему удалось справиться с этим. Съемки фильма проходили в древнем храме в Армении, который был возведен римлянами в честь завоевания, что придавало особую атмосферу.

Из всего творческого наследия В. Беллини именно опера «Норма» уже более 180 лет с блеском ставится по всему миру и признана критиками подлинным шедевром. Возвышенный стиль трагедии, страсть героев и их самопожертвование, борьба чувств – все это не может оставить равнодушными ни одного слушателя. К тому же это все приправлено классическими образцами бельканто. Предлагаем вам по достоинству оценить шедевр классической музыки и лучшее творение итальянского композитора В. Беллини, посмотрев оперу «Норма» в шикарной постановке и в отличном качестве.

Винченцо Беллини «Норма»

Опера в двух действиях;
Либретто Феличе Романи

Действующие лица:
Норма, верховная жрица бога Ирминсула (сопрано)
Поллион, римский проконсул в Галлии (тенор)
Адальжиза, жрица (меццо-сопрано)
Оровезо, отец Нормы, жрец-друид (бас)
Флавио, центурион (тенор)
Клотильда, приближенная Нормы (сопрано)
Дети Нормы, друиды, галльские воины.

Действие оперы происходит в оккупированной римлянами Галлии за 50 лет до Р.Х.

I действие.
Картина первая: Священный лес друидов.

Друиды и галльские воины собрались в священном лесу в ночь новолуния. Оровезо призывает всех подняться на холм и ждать там появления Луны, чтобы после этого трижды ударить в гонг и призвать Норму. Оровезо и друиды молятся богу Ирминсулу, чтобы он вдохнул в душу Нормы пророческий огонь, наполнил ее сердце ненавистью к римлянам. Пусть она даст сигнал к началу войны, которая должна освободить галлов от ненавистного владычества Рима. Особенную ненависть у собравшихся вызывает римский герб - орлы, которые, как считают друиды, оскверняют священные галльские леса. Исполнив воинственный хор, все отправляются на холм заниматься астрономическими наблюдениями.

В опустевший лес приходят Поллион, римский проконсул в Галлии и его доверенный друг центурион Флавио. Он предупреждает Поллиона о том, что римлянину смертельно опасно появляться в этом священном лесу: об этом предупреждала Норма. При этом имени Поллион меняется в лице. Он больше не любит Норму, свою тайную любовницу и мать его детей, его сердце занято другой - молодой жрицей Адальжизой, и он уверен в ее ответном чувстве. Флавио резонно интересуется: не боится ли Поллион гнева Нормы? Поллион, конечно, опасается, и ему даже приснился сон на эту тему.
- Снится мне, - рассказывает он, - что стоим мы с Адальжизой у римского алтаря Венеры (арию Meco all"altar di Venere можно послушать в исполнении Франко Корелли) во всем белом, слушаем гимны Гименею и таем от любви взаимной, как вдруг, откуда ни возьмись, появляется страшная тень в мантии жрицы и ударяет молнией прямо в алтарь. Белый свет меркнет, моя красавица Адальжиза исчезает, из алтаря раздаются звуки рыданий, слышится плач моих детей. И монструозный голос, эхо от которого несется по всему храму, возглашает: "Это - месть Нормы ее неверному возлюбленному!"
- Слышишь? - Флавио обращает внимание Поллиона на звуки, несущиеся из храма Ирминсула. - Сюда идет Норма! Пошли отсюда скорее…
- Варвары что-то замышляют против меня, - не сдается Поллион, - но я сумею разрушить их планы! Сила, которая защищает меня, преодолеет силу друидов! (кабалетта Me protegge, me difende). Эта сила - моя любовь, и чихать я хотел на все их проклятые друидические алтари, а все эти "священные леса" сожгу - как нечего делать! (Немудрено, что галлы так настроены против римского владычества).
И с этими гордыми словами храбрые римляне поспешно ретируются.
Входит процессия воинов и друидов во главе с Оровезо, они возглашают прибытие Нормы и предвкушают скорую схватку с римлянами. Торжественно появляется Норма со священным золотым серпом в руке. Но первыми же словами Норма разочаровывает воинственных компатриотов: час Рима еще не пробил, еще рано нападать на чужеземцев - так написано в священной книге небесных пророчеств. Золотым серпом срезает Норма ветку омелы в знак мира и поет свою арию-молитву непорочной богине-Луне (знаменитую арию Casta Diva можно послушать в исполнении Джоан Сазерленд). В этой молитве она просит богиню вдохнуть покой в сердца воинственных галлов и принести мир на исстрадавшуюся землю.
Галлы нехотя соглашаются подождать с началом восстания, но только не очень долго. Своей первой жертвой они выбрали Поллиона. Норма обещает наказать ненавистного проконсула, но она слишком хорошо знает, что не сможет этого сделать - она все еще любит Поллиона и надеется на его возвращение (кабалетта Ah! bello a me ritorna).
Все расходятся. В лесу остается одна Адальжиза. Она страдает: ею нарушен обет целомудрия, который она, жрица дала богу Ирминсулу. Это прекрасный римлянин заставил ее забыть обо всем - Ах! Если бы бог мог защитить ее от искушения!
А вот и Поллион - он наконец дождался юную прелестницу. Напрасно Адальжиза пытается прогнать римлянина, он упорен и настойчив. Как и полагается в таких случаях, он уверяет наивную простушку, что без нее ему не жить, и что пусть она лучше его на месте зарежет, чем лишать своей любви (любимая тема всех теноров во всех операх). Адальжиза слабо упрекает Поллиона в том, что она теперь по его милости уже далеко не так невинна, как раньше, и угрызения совести ее замучили практически уже насмерть, а как ей было хорошо раньше, до встречи с прекрасным иноземцем!
Поллиону эта волынка начинает надоедать, и он ставит вопрос ребром: согласна ли Адальжиза ехать с ним в Рим или останется здесь? Такого развития событий девушка не ожидала: очевидно, она собиралась еще долго морочить поклонника.
- Едем в Рим! - зовет Поллион (дуэт Vieni in Roma, ah! vieni, o cara). Он обещает девушке законный брак! Перед Адальжизой встает простой выбор: либо ехать в Рим - центр цивилизации, в качестве законной жены римского проконсула, либо оставаться на родине простой, никому не нужной жрицей с сильно подмоченной репутацией. Адальжиза задумывается секунд примерно на пять - и - соглашается ехать! (Кто бы мог подумать!). Влюбленные сливаются в экстазе и договариваются о совместном отбытии в Рим.

Картина вторая: Перед домом Нормы.

Перед домом - Норма с детьми и ее приближенная наперсница Клотильда. Норма уже знает, что Поллиона отзывают в Рим, и боится, что он бросит ее с детьми. Если узнают о ее детях от римлянина, что с ними будет? Приходит Адальжиза: она хочет испросить у Нормы разрешения на побег с иноземцем (святая простота!). Она рассказывает Норме, как впервые встретилась с пришельцем: это было в храме. Он вошел - и все - жизнь решена!
"Какие воспоминания!" - шепчет Норма (дуэт Oh, rimembranza!). А Адальжизу потянуло на откровенность - она рассказывает, какими словами соблазнитель роковой объяснялся ей в любви. "Надо же! - думает Норма, - и мне ведь Поллион теми же самыми словами объяснялся и точно так же красоту мою описывал!" (Видно, у доблестного воина было заготовлено одно любовное объяснение на все случаи жизни. Когда-то давно, в молодости, он его добросовестно заучил - и вот! - ни разу не подводило!). Расчувствовавшись, Норма освобождает Адальжизу от священных обетов и разрешает ей бежать вместе с возлюбленным.
- Но кто же это? - интересуется Норма.
- Да вот он, - указывает Адальжиза на как нельзя кстати вошедшего Поллиона.
- Что ты сделала, дура! - кусает локти Поллион, но поздно!
Норма сразу же обрушивает на любовничка массу обвинений. Бедная наивная Адальжиза в трансе: оказывается, ее прекрасный принц не так прост, оказывается, у него есть жена - и кто? - Норма! (трио Oh, di qual sei tu vittima). Поллион сначала обескуражен, но быстро приходит в себя и прямо говорит Норме, что неизвестно еще, кто больше виноват в том, что случилось, и пусть небо судит, кто кого соблазнил: он Норму или она его!
Зря он это сказал: Норму уже не удержать, она - на грани нервного срыва и ненормативной лексики. Напрасно пытается Поллион увести с собой Адальжизу, она не желает иметь ничего общего с изменником и обманщиком. Скандал достигает грандиозных размеров, но никогда еще кухонная ссора не принимала таких изящных музыкальных форм!

II действие.
Картина вторая: Дом Нормы. Ночь.

В доме, на медвежьих шкурах спят дети Нормы и Поллиона. Норма решила их убить, чтобы невинные существа не были замучены галлами или не стали рабами у римлян. В чем же вина этих детей? В том, что они - дети Поллиона. Так смерть им! - и Норма заносит нож… Но что это: рука жрицы дрожит… "Батюшки! Это ведь и мои дети!" - догадалась Норма… Тогда она решает отдать своих детей Адальжизе, чтобы та вместе с Поллионом увезла их в Рим, сама же Норма хочет для себя лишь смерти. Она велит Клотильде привести юную жрицу.
Приходит заплаканная Адальжиза. Норма велит ей поклясться сделать все, чего бы она, Норма, ни попросила. Адальжиза клянется, и Норма излагает ей свой план. Но Адальжиза отказывается: она больше не любит Поллиона, она хочет вернуть его Норме! Адальжиза указывает Норме на детей и напоминает ей о ее материнском долге (красивейший, какой-то сомнамбулический дуэт Mira, o Norma). Адальжиза обещает Норме, что уговорит Поллиона вернуться к жене и детям, или она останется с Нормой и вместе с нею и детьми скроется от людей. Норма соглашается. Дамы прекраснодушно решают остаться навеки подругами и вместе преодолевать невзгоды судьбы (блестящий финал дуэта Si, fino all"ore estreme - можно послушать в исполнении Марии Каллас и Джульетты Симионато).

Картина вторая: Священный лес друидов.

В лесу собрались галльские воины, они тоже узнали, что проконсул уезжает в Рим, и не хотят отпускать ненавистного угнетателя живым. Они ждут лишь сигнала богов для начала восстания. Приходит Оровезо и приносит плохие новости: Норма все еще не хочет начала войны. И воины, и Оровезо обескуражены, но не могут идти против воли богов.

Картина третья: Храм Ирминсула.

Норма ждет результата миссии Адальжизы: удастся ли ей уговорить Поллиона не бросать ее, Норму, и детей? Страшные минуты длятся так томительно…
Приходит Клотильда и сообщает, что Адальжизе не удалось переубедить Поллиона. Наоборот, встретив сопротивление, страстный римлянин совсем потерял голову от любви и поклялся выкрасть прекрасную Адальжизу прямо из храма. В ярости Норма бросается к священному гонгу и ударяет в него три раза - это сигнал к началу войны!
Вбегают Оровезо и друиды. Звучит воинственный хор. А тут и Поллиона приводят, его захватили, когда он проник в обитель девственных жриц и пытался похитить одну из них. Его ждет смерть, Норма сама хочет нанести удар, но рука ее уже не в первый раз дрожит, и она просит всех выйти и оставить ее наедине с Поллионом. Публика удивлена, но не возражает. И вот бывшие возлюбленные наедине, впервые с начала спектакля.
- Ну вот ты и в моих руках… - констатирует жрица (сцена In mia man alfin tu sei). Она предлагает Поллиону сделку: он навсегда отказывается от Адальжизы, а она гарантирует ему жизнь. Но гордый Поллион даже слышать об этом не хочет. Тогда Норма обещает зарезать детей и сжечь Адальжизу на костре. Поллион сломлен, он на коленях молит Норму о милосердии, но слишком поздно!
Поллион хочет отобрать у Нормы нож, чтобы убить себя и защитить невинных, но Норма зовет жрецов и воинов, она хочет объявить имя жрицы, которая предала Родину и теперь будет отвечать по всей строгости друидических законов за свое страшное злодеяние. Норма называет ее имя - это она сама, Норма. Все впадают в ступор, никто не может этому поверить. Это - невозможно!
- Теперь ты должен понять какое сердце ты предал, какое сердце потерял, - обращается Норма к потрясенному Поллиону (сцена Qual cor tradisti). Напрасно ты пытался бежать от меня, жестокий римлянин: так решили силы, которые сильнее и тебя и меня. Мы будем вместе всегда - и в жизни и в смерти, и на этом костре, который сейчас навеки свяжет нас, мы будем вместе!
- Слишком поздно я понял, какая ты необыкновенная, прекрасная женщина! - проникся Поллион, - моя страсть горит с новой силой, не проклинай меня в свой последний час, ибо я и умирая буду твердить, что люблю тебя…
- Батюшки! А как же наши дети? - в очередной раз догадалась Норма. Она обращается к Оровезо с просьбой взять ее детей под опеку и быть внукам верной защитой. Оровезо сначала потрясен сообщением, что он к тому же еще и дедушка, но соглашается принять детей. Норма и Поллион счастливы - теперь они взойдут на жертвенный костер со спокойной душой, чтобы соединиться уже навечно.

Призрачная справка:

"Норма" - вторая из двух опер Беллини, что планировались летом 1830 года в Милане (за них Беллини заплатили невиданный до сих пор гонорар в 12 000 лир).
Романи, как и было широко принято в те годы, "лепил" либретто из того, что "под руку попадётся", и из написанных ранее. Беллини же "мешал" ему постоянно, пересматривая и урезая либретти. Беллини, например, отказался от сцены сумасшествия, где Норма должна была прыгнуть в пропасть (композитор, по-видимому, предвидел, что когда-нибудь это сбудется в "Тоске").
Вообще, Беллини очень много работал над "Нормой", написав, согласно документальным свидетельствам, не менее восьми вариантов арии "Casta Diva". Очень много вариантов осталось от Дуэта в Первом акте Адальджизы и Поллиона; кроме того, композитор полностью выбросил симфонию, заменив её новой (существующуей поныне).
Также Беллини менял трио в конце Первого акта - возможно, для постановки в Бергамо под его руководством в 1832 году.
Существующие сегодня партитуры "Нормы" проблематичны, включая издания Monterosso, 1973; Braner, 1976 - a клавир, изданный Boosy (London, 1848) включает много разночтений с Ricordi.
Далеко не простая роль Нормы была написана для Джудитты Пасты; в отсутствие своего любимого тенора Рубини, партию Поллиона композитор написал для могучего ветерана Доменико Дондзелли - чем во многом и объясняется отсутствие в роли Поллиона "заоблачных" пассажей. Адальджиза, ныне обычно отдающаяся меццо-сопрано, была написана для высокой сопрано Джулии Гризи (позже она сама стала не только знаменитой Нормой, но и Эльвирой в "Пуританах"). Вокальная строчка роли Оровезо была также изначально ограничена вокальными данными Винченцо Негрини.
Премьера прошла без успеха; отчасти этому способствовал финал первого акта, заканчивавшийся трио, а не более сложным (как было принято тогда) ансамблем.

Тем не менее, "Норма" быстро стала популярной. Она была поставлена в Неаполе, Бергамо и Венеции в 1832 и в Риме в 1834 году.
Вскоре "Hорма" была дана в Вене (на немецком) в мае 1833; в Лондоне - в июне того же года.
Вагнер дирижировал "Нормой" в Риге в 1837 году, а в Париже даже дописал арию для Оровезо (имея в виду Луиджи Лаблаша) "Norma il predisse", которая так и не исполняется (WWV 552). "Норма" была исполнена в Нью-Йорке (на английском) впервые в 1841 году; пела Гризи. Первое представление в Метрополитен (на немецком) - в 1890 (Лилли Леман). Роза Понсель спела свою первую Норму в Мет в 1927 году, а Мария Каллас дебютировала в этой партии в Лондоне (1952), затем в своём американском дебюте (Чикаго, 1954) и в своём первом появлении на сцене Мет в 1956 году.
На русской сцене опера была впервые поставлена в 1837 году (Мариинский театр, Петербург).

Призрак Оперы

✨ О чём "Норма" Беллини?

"Норма" Винченцо Беллини - это совершенно особая опера. Во-первых, она - главный шедевр этого талантливого композитора, во-вторых - эталон бельканто, а в-третьих, в ней есть главная лирическая ария всех времён и народов - очень трудная каватина Нормы. И вообще, всех выдающихся Норм сразу заносят в особый исторический список.

Этот список открыла легендарное сопрано начала 19 века Джудитта Паста, для которой опера и была написана, а последним номером в нём на сегодняшний день значится Чечилия Бартоли, которая широко разрекламировала свою Норму в Зальцбургской постановке. Наша Анна Нетребко собиралась её спеть в Ковент Гарден и Метрополитен, но потом отказалась. И конечно, в нём красным цветом записана Мария Каллас, которая спела этот спектакль 89(!) раз.

Сюжет "Нормы" разворачивается ещё до нашей эры, во времена Юлия Цезаря, так что человеку со среднем уровнем эрудиции придётся не раз погуглить, что это за друиды с бардами, кто такие весталки и зачем жрицы постоянно жнут какую-то священную омелу.

Она главная жрица друидов, грозная и прекрасная дева, умеющая читать будущее. Весь народ ждёт, когда же боги дадут ей знак начать восстание. Но тут не всё так просто...

Никто не знает, что Норма - давно уже не целомудренная дева, а прелюбодейка и преступная пособница оккупантов. Несколько лет назад она влюбилась в красавца Поллиния - римского проконсула, нарушила свой обет целомудрия и даже тайно родила аж двоих детей (мальчиков).

Всё это время она внушает народу, что время для восстания ещё не настало. Вот и в своей знаменитой каватине "Casta diva" в начале оперыона поёт, что в восстании нет никакого смысла, потому что римляне и так падут:

"Рим сгибнет от нечестий своих и от пороков,
теперь нам ждать недолго".

Правда, она умалчивает о том, что "недолго" - это лет 500.

Она жнет омелу золотым серпом и возносит молитву Луне о мире. Мир нужен её душе и любимому Поллиону. Так она ограждает его от мести галлийцев.

При этом, конечно, такой грех против патриотического и священного долга разъедает её душу. Попробуйте вложить всю эту комбинацию чувств в одну арию, а не просто спеть красиво!

Мария Каллас (здесь каватина без заключительной быстрой кабалетты)


Поллион

Римскому проконсулу Поллиону давно уже кажется, что его командировка в эту варварскую Галлию, где враждебные друиды всё время что-то замышляют, затянулась.

Франко Корелли в роли Поллиона

Но больше всего он хочет поскорее бежать от Нормы. И его где-то можно понять: представьте на мгновение, что ваша жена (пусть и тайная) - не просто женщина, а великая жрица, которая видит вас насквозь (она же ясновидящая). Такого никто долго не выдержит. Поэтому на данном этапе его мечта - бежать от неё и этих внезапных детей, с которыми он тоже не понимает, что делать.

Он уже успел влюбиться в девушку попроще - юную и кроткую Адальжизу и собирается завтра же отбыть с ней в Рим, не сообщая о своих планах Норме. Адальжиза согласна. Она, конечно, не подозревает, что Поллион - тайный возлюбленный Нормы.

Адальжиза

Адальжиза - весталка.

Хелена Лусик Сего в роли Адальжизы

Это как бы будущая жрица на стажировке, она пока не дала обет целомудрия. Но она натура чистая и робкая, поэтому сомневается в том, что поступает правильно, и приходит за советом к своему кумиру - Норме.

Тут выясняется, кто на самом деле её жених, и для Нормы разверзается ужасная пропасть. Она требует ответа у изменника, но тот, к её ужасу твёрдо говорит: "Да уж лучше смерть, чем быть с тобой!".

С этого момента слово "смерть" не выходит из головы у бедной Нормы.

Чем дальше, тем страшнее

Ужасный демон мести поселяется в душе Нормы. Она берёт кинжал и идёт в комнату, где спят её дети.

Вряд ли это можно объяснить тем, что она начиталась Еврипида (его Медея убивает своих детей, чтобы побольнее отомстить неверному мужу). Древние кельты книг вообще не знали. Спишем это на сильнейший стресс.

Кстати, во французской драме, по которой Беллини и его либреттист писали эту оперу (она называлась "Норма или Детоубийство"), Норма действительно убивает обоих своих детей в припадке безумия. Но наша - оперная Норма не такая!

В душераздирающем монологе над детскими кроватками она борется с демоном мести и побеждает его, а потом зовёт свою соперницу - Адальжизу.

Женская дружба - не миф

Приходит Адальжиза и на наших глазах разворачивается просто поэма на тему женского благородства и дружбы!

" Мне не жить на свете, после всего, что я наделала - говорит Норма. - Выходи за него замуж, уезжайте и будьте счастливы. Только возьми с собой в Рим моих детей".
"Ах, нет! - говорит верная Адальжиза. - Я пойду к нему, расскажу, как ты страдаешь, и верну его тебе! И вы будете счастливы с вашими детками! В крайнем случае заберём их и уедем с тобой вдвоём туда, где нас никто не найдёт!"
"О, чистая душа! С такой подругой мне никто не нужен!"
"О, Норма! Я буду верна тебе до последнего часа!"

И они плачут, обнявшись.

Тут звучит прекрасный дуэт двух ангельских голосов.

Чечилия Бартоли (Норма) и корейское сопрано Суми Чо (Адальжиза)


Но романтических опер без финальных катастроф не бывает...

Норма с последней надеждой ждёт известий от Адальжизы, но узнаёт от служанки, что ничего не вышло. Поллион не хочет и слышать о Норме. Наоборот, он собирается силой увезти Адальжизу в Рим.

Эта весть обрушивает с горы лавину невероятной силы разрушения. "Ах, так?!" И Норма бьёт в набат, криками призывая галлийцев к восстанию против римлян.

Галлийцы вспыхивают как спички. Здесь звучит маленький хор на 1000 вольт с нежнейшей заключительной молитвой Ирмину, который должен спуститься к Ирминсулю (тут уже неважно, кто это такие).


Душа Нормы жаждет крови, и она готова лично принести человеческую жертву во имя победы. Кто же станет этой жертвой? Разумеется, Поллион, которого как раз схватили в пределах священной рощи в процессе попытки похищения весталки (Адальжизы).

И тогда она решает сама шагнуть в жертвенный костёр. Поллиону тоже не жить, и после смерти они уж точно будут вместе.

И влюблённые дружно шагают в огонь. Хоть и невероятно, но очень эффектно.

________________________________________

культшпаргалка

Norma

Является превосходным образцом традиции бельканто . Заглавная партия - одна из самых трудных в репертуаре сопрано . Она была написана для Джудитты Пасты , на принадлежащей ей вилле . Она же впервые спела Амину в «Сомнамбуле ». Признанной исполнительницей партии Нормы является Зинка Миланова . Самой знаменитой Нормой XX века была Мария Каллас . Самая знаменитая (из существующих) видеозаписей - Античный театр Оранж (20 июля 1974 года), в партии Нормы - Монтсеррат Кабалье .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Картина первая. Священная роща друидов

    В рощу приходят друиды во главе с верховным жрецом Оровезо. Он просит богов благословить народ на войну против римлян и помочь Галлии сбросить ненавистное иго угнетателей. После ухода священников в роще появляется римский проконсул Поллион со своим центурионом Флавием. Поллион признается другу, что разлюбил верховную жрицу, дочь верховного друида Норму, которая ради него изменила своей религии, нарушила обет целомудрия и родила двух сыновей. Теперь сердцем Поллиона завладела молодая жрица Адальжиза, которую он недавно видел в храме. Заслышав звуки труб, созывающие кельтов к священному камню, римляне уходят. Торжественно входят жрецы и жрицы. Норма поднимается на помост для приношения жертвы богам. Во всеуслышание она обращается к богам и предсказывает падение власти римлян - такова воля богов (каватина «Casta Diva »). Перед священным камнем склоняются друиды. Все уходят. Остается Адальжиза. Она молит богов дать ей силы забыть Поллиона, которого она заметила в храме. Тем временем возвращаются Поллион и Флавий. Поллион клянется Адальжизе в любви и предлагает уехать с ним в Рим . Адальжиза в смятении, но поняв, что любит Поллион и ради этой любви готова отречься от служения в храме, чтобы быть счастливой, соглашается.

    Картина вторая. Покои верховной жрицы

    Норма в глубокой скорби. Она делится опасениями со своей подругой Клотильдой. Поллион собирается покинуть страну, так как возвращается в Рим, хотя почему-то утаил от нее это. Норма догадалась, что Поллион оставил её ради другой, но имени своей соперницы не знает. Входит Адальжиза. Она признается Норме в преступной любви к Поллиону, кается в том, что ради него готова нарушить обет целомудрия. Норма, сознавая, что она сама первая совершила такое же преступление, готова простить Адальжизу, и просит назвать имя того, кого она полюбила. Входит Поллион. Адальжиза указывает на него. Он в смятении, но объявляет Норме, что между ними все кончено и хочет увести Адельжизу. Но Адальжиза потрясена предательством и оталкивает римлянина. Она слишком чтит верховную жрицу, чтобы стать возлюбленной того, кто изменил ей.

    Акт второй

    Картина первая. Покои верховной жрицы

    Охваченная отчаянием Норма склонилась над колыбелью своих детей. Она задумала лишить их жизни. Но чувство материнской любви одерживает верх над ненавистью к их отцу. Входят Клотильда и Адальжиза. Норма готова отказаться от Поллиона. Она просит Адальжизу стать матерью её и Поллиона детям и забрать их в Рим. Но Адальжиза не хочет быть предательницей. Она пойдет к Поллиону и напомнит ему о его долге перед Нормой.

    Картина вторая. Священная роща друидов

    Галльские воины ожидают сигнала к началу восстания против римлян. Пришедший Оровезо вдохновляет их.

    Картина третья. Придел Ирминсула в храме друидов

    Норма ожидает возвращения Адальжизы. Но вместо неё приходит Клотильда. Разговор Адельжизы с Поллионом не принес положительных результатов. Римлянин непреклонен - он навсегда покидает бывшую возлюбленную. Норма думает, что юная соперница нарушила данное ей обещание помочь и осталась с Поллионо и решает отомстить. В храм входят воины и Оровезо. Норма ударяет мечом по бронзовому щиту, давая тем самым сигнал к началу восстания. За стенами шум и крики. В храм приводят Поллиона. Он пытался совершить святотатство - похитить из храма жрицу-девственницу. Ему угрожает смерть. Норма требует оставить их наедине. Она предлагает Поллиону спасение, если он откажется от Адальжизы, хотя и не вернется к ней, Норме. Но Поллион предпочитает смерть. Возвращается Оровезо с воинами. Норма приказывает сложить костер - на нём погибнет нарушительница обета - истинная виновница всего. Воины требуют назвать её имя. Норма открывает правду - это она, верховная жрица, нарушила обет целомудрия. Она просит своего отца, Оровезо, простить ее и заботиться о её сыновьях и помня, что те - его кровь и плоть. За пределами храма разгорается пламя костра. Норма прощается с отцом. Поллион пытается её остановить, но жрица непреклонна. Тогда Поллион, поняв, что всегда любил ее, принимает решение разделить участь Нормы. Они вдвоем восходят на костер.