Аллегория – понятие, примеры из литературы, отличие от метафоры. И.А.Крылов Басня "Стрекоза и муравей" Забыла обо всем

  • 16.02.2024

В 1808 году была опубликована басня Ивана Крылова "Стрекоза и муравей". Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню "Цикада и муравей" Жана де Лафонтена (1621-1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца VI века до н.э. Эзопа.

Прозаическая басня Эзопа "Кузнечик и муравей" выглядит так:

В зимнюю пору муравей вытащил для просушки из потаенного места свои припасы, который накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?» Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».

Лафонтен изменил этот сюжет. Эзоповский кузнечик мужского рода превратилася в лафонтеновскую цикаду женского рода. Поскольку слово "муравей" (la Fourmi) во французском языке тоже женского рода, то получился сюжет не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.


Вот перевод басни Лафонтена "La Cigale et la Fourmi" / Цикада и Муравей от Н. Табатчиковой:

Лето целое Цикада
День-деньской была петь рада.
Но уходит лето красно,
А на зиму нет припасов.
Голодать она не стала,
К Муравьихе побежала,
У соседки одолжить, если можно, есть и пить.
«Лишь придет к нам лето снова,
Все сполна вернуть готова, -
Обещает ей Цикада. -
Слово дам я, если надо».
Муравьиха ж крайне редко
В долг дает, беда вся в этом.
«А что делали вы летом?» -
Говорит она соседке.
«День и ночь, не обессудьте,
Песни пела всем, кто рядом».
«Если так, я очень рада!
Вот теперь и потанцуйте!»

Как мы видим, Цикада не просто просит у Муравьихи еды, она просит еды в долг. Однако Муравьиха лишена ростовщических наклонностей и отказывает соседке, обрекая её на голодную смерть. То, что Лафонтен между строк предрекает цикаде смерть, понятно уже из того, что главной героиней выбрана именно цикада. В диалоге Платона "Федр" про цикад рассказано следующее предание: "Цикады когда-то были людьми, еще до рождения Муз. А когда родились Музы и появилось пение, некоторые из тогдашних людей пришли в такой восторг от этого удовольствия, что среди песен они забывали о пище и питье и в самозабвении умирали. От них после и пошла порода цикад: те получили такой дар от Муз, что, родившись, не нуждаются в пище, но сразу же, без пищи и питья, начинают петь, пока не умрут".

Иван Крылов, задумав переложить басню Лафонтена на русский язык, столкнулся с тем, что цикада в России тогда была мало известна и Крылов решил заменить её другое насекомое женского пола - стрекозу. Однако в то время стрекозой называли двух насекомых - собственно стрекозу и кузнечика. Поэтому "стрекоза" у Крылова прыгает и поёт, как кузнечик.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» -
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». -
«А, так ты...» - «Я без души
Лето целое все пела». -
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Муравей Крылова гораздо более жесток, чем муравьи Эзопа или Лафонтена. В других сюжетах Кузнечик и Цикада просят лишь еды, т.е. подразумевается, что теплый кров на зиму у них всё же есть. У Крылова же Стрекоза просит у Муравья не просто еды, но и теплого крова. Муравей, отказывая Стрекозе, обрекает её на смерть не только от голода, но и от холода. Этот отказ выглядит ещё более жестоким, учитывая, что мужчина отказывает женщине (у Эзопа и Лафонтена общаются однополые существа: у Эзопа - мужчины, а у Лафонтена - женщины).

Стрекоза и муравей. Художник Е.Рачев

Стрекоза и муравей. Художник Т. Васильева

Стрекоза и муравей. Художник С.Яровой

Стрекоза и муравей. Художник О.Воронова

Стрекоза и муравей. Художник Ирина Петелина

Стрекоза и муравей. Художник И. Семенов

Стрекоза и муравей. Художник Яна Ковалева

Стрекоза и муравей. Художник Андрей Кустов

Басня Крылова была дважды экранизирована. В первый раз это произошло уже в 1913 году. Причём вместо стрекозы по уже упомянутым причинам в мультфильме Владислава Старевича участвует кузнечник.

Второй раз басню Крылова экранизировал в 1961 году режиссёр Николай Федоров.

И.А. написал много запомнившихся нам произведений. Особенно многим полюбилось про муравья и стрекозу. И хотя басня известна под авторством Крылова, сюжет данный он позаимствовал у француза Лафонтена, а тот - у древнего грека Эзопа. Не потеряла она актуальности и в наше время. Так что с полным основанием можно считать, что такая ситуация не зависит от времени, в котором проживают люди.

Герои басни "Стрекоза и Муравей" (Крылов)

Мораль произведения ясна даже детям. Героями данной басни являются Муравей и Стрекоза. У Эзопа и Лафонтена трудолюбивый персонаж также звался Муравьем, а вот его легкомысленного собеседника нарекали Цикадой, Жуком и Кузнечиком. Очевидно, что Муравей во всех странах стал символом трудолюбия, тогда как беспечность присуща многим. Возможно, Крылов второй героиней сделал Стрекозу потому, что она более привычна для нашей местности, тогда как кто такие цикады, мало кому известно. Русский баснописец любил простой язык и народные выражения. Поэтому его басни понятны как людям, имеющим образование, так и только начинающим учиться детям.

Басня "Стрекоза и Муравей" являет собой яркий пример двух противоборствующих качеств характера - лени (праздности) и трудолюбия. В сюжете произведения говорится о следующем. Жила веселая Стрекоза, пока было тепло, она порхала и пела. Время пролетело быстро, ей негде жить и нечего есть. Наступает холодная зима, которую непросто пережить даже тем, кто заранее позаботился о себе, а Стрекоза явно не из таких. Теперь ей уже не до песен, ведь когда голоден, сложно развлекаться. Стрекоза ослабла, ей тоскливо, в надежде на помощь она отправляется к своему куму Муравью. К нему она обращается с просьбой предоставить ей кров и еду. Дама полагает, что кум ей в этом не откажет, ведь помощь ей нужна ненадолго, всего лишь до весны. Однако тот отнесся к ее просьбе прохладно и поинтересовался, трудилась ли кумушка прошедшим летом.

Стрекоза несколько удивлена этим вопросом, ведь было столько других, более приятных занятий. Она резвилась, пела песни, гуляла по мягкой траве. Вероятно, нечто подобное Муравей и предполагал услышать (а может быть, и сам видел беззаботную куму с приятельницами, пока шел с очередной травинкой для утепления своего жилища). Поэтому отправляет ее восвояси, говоря, что раз она занималась подобным времяпрепровождением, то надо продолжать в том же духе и начинать плясать. В произведении сталкиваются праздность и трудолюбие. Об этом повествует басня "Стрекоза и Муравей". Крылов показывает, к каким печальным последствиям может привести непрактичность Стрекозы - она остается без крыши и еды.

Вывод

Басни прозрачна: не хочешь замерзнуть или голодать - работай, а не развлекайся. Здесь явно прослеживается осуждение халявщиков - людей, привыкших жить за счет других. Некоторые считают, что Муравей проявил излишнюю жестокость.

Басня "Стрекоза и Муравей". Крылов, Лафонтен и Эзоп. Сравнительный анализ

В басне Эзопа Кузнечик просил дать ему еды, у Лафонтена Цикада тоже хотела получить заготовленные припасы в долг. Русский Муравей отказал не только в еде, но и в теплом крове. Так как в басне четко говорится, что жилья у Стрекозы не было, так как ее домом становился ближайший куст, становится понятно, что она обречена на

голодную смерть, если не замерзнет раньше. Также в греческой и французской басне герои были однополые: мужчины у Эзопа, женщины у Лафонтена. Здесь же мужчина прогоняет женщину. Но это типично для нашего народа, чтобы выжить, надо работать. На эту тему придумано много поговорок и пословиц. Так что сложно осудить Муравья за его решение. Поэтому надо уметь самому о себе заботиться, не рассчитывая на помощь окружающих, вот чему учит басня "Стрекоза и Муравей". Крылов И.А. очень ясно и четко передал мораль русскому народу.

Сценарий урока чтения в 4 классе.

Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Цели урока:

Обучающая: познакомить с новой басней русского баснописца; закрепить

литературоведческие понятия «басня», «баснописец», «олицетворение»; дать

понятие «ирония», «аллегория» учить работать с текстом басни: правильно

называть, выделять части текста и объяснять мораль басни; учить отличать басню

от других произведений.

Развивающая: р азвивать речь, мышление, фантазию, наблюдательность; развивать умение сравнивать, обобщать; умение выразительно читать тексты басен, развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому литературному языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор; компьютер, подключенный к сети интернет; призентация к уроку.

Ход урока.

I. Организация класса. 1 СЛАЙД

II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся. 2-10 СЛАЙД

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте прослушаем запись произведения (прослушивание аудиозаписи басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»)

Что вы помните о И.А.Крылове? 3, 4 ,5 СЛАЙД – биография автора

Произведение какого жанра вы прослушали? (басня)

Что такое басня? Прочтите. 6 СЛАЙД

Из каких частей состоит басня? 6 СЛАЙД

Чем басня отличается от других произведений?(в них есть МОРАЛЬ)

Что такое мораль? Давайте прочитаем. 6 СЛАЙД

Кто являются героями басен? 7 СЛАЙД

Что в них высмеивается? 7 СЛАЙД

Какие басни И.А.Крылова вы помните? 8,9,10 СЛАЙД

Прочитайте морали к данным басням. Объясните их.

Проведение физ. паузы.

Цель: предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников.

Прежде чем преступить к изучению нового произведения, давайте отдохнем.

Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного».

Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. (осёл, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.)

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением русского баснописца И.А.Крылова, а так же с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.

IV. Знакомство с новым материалом.

  1. Знакомство с темой урока.

Как вы думаете, кто будет главными героями этой басни?

Есть ли у вас предположения, кого будет высмеивать автор в этой басне?

Почему так думаете?

2. Первичное восприятие текста

Давайте посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (через интернет)

Назовите героев басен.

Оправдались ли наши предположения?

Как изображена в басне стрекоза?

А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему?

Как он относится к своему герою? (С уважением, показывает его трудолюбие и старательность.)

  1. Вторичное восприятие текста

Откройте учебники на стр. 33, прочитаем басню.

А) Словарная работа. 12 СЛАЙД

а) в басне нам встретилось выражение «Лето красное».

Как вы понимаете его смысл?

б) «Зима катит в глаза» - как сказать по другому?

г) «Помертвело чисто поле»

Объясните, как вы это понимаете.

А почему оно стало пустым?

д) «Нет уж дней тех светлых боле».

«Боле» - значит больше.

Ребята, а что это за светлые дни? (Тёплые, солнечные).

е) «Нужда» - забота, тягость.

ё) «И кому же в ум пойдёт», т. е. кто же додумается, придумает.

ж) «Удручена» - разочарована, опечалена, растеряна.

з) «Вешние дни» - тёплые, весенние дни.

и) «В мягких «муравах» - в мягкой траве.

Проведение гимнастики для глаз по методу Жданова.

А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

Прикрыли ладонями глаза так, чтобы пальцы были наложены друг на друга, а нос оказался между ладонями. Досчитали до 10.

Открыли глаза, часто поморгали.

Посмотрели на право, налево, часто поморгали.

Посмотрели вниз, вверх, часто поморгали.

Посмотрели по диагонали, часто поморгали.

Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.

Б) Работа с текстом.

Давайте прочтем басню еще раз, расставляя логические паузы.

Ребята, как вы уже заметили, И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором, а по–другому говорят с иронией .

В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. 13 СЛАЙД

Давайте прочтем, что такое ирония - тонкая, скрытая насмешка.

Где в басне ИРОНИЯ? Давайте прочтем.

А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ 13 СЛАЙД – слово греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

Найдите где в басни АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает легкомыслие и беззаботность Стрекозы.

Есть ли в этой басни МОРАЛЬ?

Прочтите МОРАЛЬ басни. Объясните ее. 14 СЛАЙД

Почему в басне именно муравей показан трудолюбивым?

Сколько героев в этой басне? Назовите их. (стрекоза, муравей, автор)

Давайте прочитаем басню по ролям.

V. Подведение итогов.

С каким произведением мы познакомились?

Какого оно жанра?

Что такое басня?

Кто главные герои этой басни?

Что высмеивается в баснях?

Чему учат басни?

С какими новыми литературными понятиями познакомились?

Что такое мораль, аллегория, ирония?

К какому герою басни можно отнести пословицу? 15 СЛАЙД

VI. Домашнее задание.

Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть, выполнить задание в рабочей тетради на стр. 22.

Все молодцы, спасибо за работу. 16 СЛАЙД

Список литературы:

  1. Deti-Online.com – Басни Крылова «Лебедь, щука и рак». Читает Валентин Гафт. Mp3
  2. Биография Крылова – интернет -ресурсы
  1. Интернет –ресурсы. Мультфильм по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» mult pro.net basni krylova strekoza muravej .html
  2. Литературное чтение. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.- 2-е изд. дораб. - М: Вентана – Граф,2012.
  3. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие.- 2-е изд. испр.- М.: Вентана – Граф, 2012.
  4. Гимнастика для глаз по методу Жданова – интернет – ресурсы youtube.com watch?v=FuYkFCQxBf4 .
  5. Интернет-ресурсы. Картинки для призентации Deti-Online.com, › , › Словарная работа
    «Лето красное»
    «Зима катит в глаза»
    «Помертвело чисто поле»
    «Нет уж дней тех светлых боле»
    «Нужда»
    «И кому же в ум пойдет»
    «Удручена»
    «Вешние дни»
    «В мягких
    муравах
    »

    Прослушайте произведение.

    Что такое басня?

    Басня - краткий рассказ нравоучительного характера.

    Басня состоит из двух частей:

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    МОРАЛЬ – основная мысль басни, нравоучение
    Иван

    Андреевич

    Крылов
    Спасибо за работу!
    Урок окончен!
    Здравствуйте, ребята! Настройтесь на предстоящую интересную и плодотворную работу!

    К какому герою можно отнести пословицу?
    Делу время, а потехе час.
    Биография баснописца.

    Именно басня стала тем жанром, в котором талант Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.
    В 1812 Крылов становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Он не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но много работал по составлению библиографических указателей и
    славянорусского
    словаря.
    9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался.
    Похоронен в Петербурге.
    Биография

    И.А.Крылова.
    Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук. В 1809г.-в 43 года создал более 200 басен.
    Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
    Он был разносторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом (играл на скрипке), художником. В 1809 году издается первая книга басен И.А. Крылова.. После чего он становится великим русским БАСНОПИСЦЕМ.
    «Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же попляши!»
    Мораль той
    басни такова…….

    Иван
    Андреевич Крылов

    Басня
    МОРАЛЬ -главная мысль басни, нравоучение.
    ИРОНИЯ – тонкая скрытая насмешка.
    АЛЛЕГОРИЯ - в переводе с греч. - «иносказание»


    Иван Андреевич Крылов считал часть своих басен заимствованными. Сюжеты этих басен он брал у древних баснописцев. Но поэт-критик Жуковский называл переводные басни Крылова тоже оригинальными.

    Для того, чтобы понять, на какой высоте стоит Крылов в сравнении со всеми предшественниками, достаточно сделать сравнение любой заимствованной басни с оригиналом и подражаниями. Например, и Хемницер, и Крылов оба подражали Лафонтену в басне «Стрекоза и Муравей»

    Вот как эта басня выглядит у Лафонтена: «Стрекоза, пропевши все лето, осталась без запаса, когда настала зима. Пошла она к соседу-муравью и просит одолжить несколько зерен, чтобы прожить до весны, обещая отдать долг с процентами. Муравей не хотел давать Стрекозе в долг и спросил, что она делала все лето? День и ночь пела. Ты пела, так теперь пляши.

    Хемницер сделал стихотворный перевод этой басни Лафонтена, но при этом ничего не изменил в сюжете. Его перевод достаточно прост и наивен.

    Крылов же в своем варианте басни подробно описывает характер действующих лиц. Сначала он представляет читателям Стрекозу, подвижную, резвую, с живым темпераментом и веселым характером. Характеризуя Стрекозу, он не сказал просто «прыгающая», а употребил слово «попрыгунья», нашел в русском языке такое слово, которое не на всякий язык перевести можно. И притом употребил его для того, чтобы придать Стрекозе качество нравственное, обозначить не лучшую черту ее характера – легкомыслие.

    В России, в отличие от теплых стран, лето короткое, и Крылов два раза обозначил эту особенность русского климата: во-первых, от этой непродолжительности, оно нам милее и оттого в народе называют лето прекрасным: «Лето красное пропела». Во-вторых, Стрекоза не успела даже оглянуться, как лето пролетело, и настала зима.

    У Лафонтена нет упоминания о скоротечности лета и это вполне понятно – лето в Европе гораздо продолжительнее, чем в России. Крылов еще более подчеркивает прелесть нашего лета, когда рисует картину зимних полей: «Помертвело чисто поле». Зима у Крылова не приходит, как в басне Лафонтена и переводе Хемницера, у Крылова зима приезжает на санях, причем по-русски, быстро: «Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза». У Лафонтена Стрекоза не меняет своего поведения с наступлением зимы. А у Крылова она уже не в силах ни летать, ни прыгать: «К Муравью ползет она».

    Всего двумя словам, «попрыгунья» и «ползет» гениальный баснописец обозначил начало и конец целой драмы в жизни насекомого.

    Обращение Стрекозы к Муравью «Не оставь меня, кум милый!» отражает старинный патриархальный обычай, по которому русский человек обращается к своим соседям с употреблением родственных названий, тем самым показывая, что он смотрит на свой народ, как на единую семью. Стрекоза у Крылова надеется пережить зиму за счет Муравья в его жилище.

    У Лафонтена ни о какой безвозмездной помощи и речи не идет, Стрекоза в его басне лишь просит взаймы, обещая вернуть и капитал и проценты. Такая модель поведения более характерна для жителей Европы.

    Нельзя не заметить, что Крылов гораздо глубже вошел в натуру насекомого и психологически верно изобразил врожденное легкомыслие Стрекозы. Она не раскаивается, не обещает изменить образ жизни и трудиться, а всего лишь «…Злой тоской удручена». Стрекоза все еще находится под обаянием летних развлечений, не может оторваться от них:

    «До того-ль голубчик было?
    В мягких муравах у нас
    Песни, резвость всякий час,
    Так, что голову вскружило!»

    А в словах «И до вешних только дней Прокорми и обогрей» слышна затаенная мечта неисправимой Стрекозы о том, что как только придут радостные весенние дни, она у Муравья и лишнего дня не останется, а упорхнет на луга и на цветы.

    В своем варианте басни «Стрекоза и Муравей» Крылов обнаружил совершенно свободное творчество. Его произведение коренным образом отличается от басни Лафонтена и перевода Хемницера. В басне Лафонтена Стрекоза не обращается по-родственному к муравью. И помощь она просит с обещанием вернуть долг с процентами. Такая ситуация более характерна для западного менталитета. При этом Стрекоза у Лафонтена полна раскаяния и обещает исправиться. А у Крылова природная легкомысленность стрекозы показана более достоверно, с подчеркиванием неисправимости попрыгуньи. И ни о каком займе с процентами попрыгунья из басни Крылова даже не помышляет. Она рассчитывает на бескорыстную помощь муравья.

    В варианте басни Крылова даны характерные приметы нашей страны и черты, присущие русскому народу, с семейным взглядом на жизнь, с любовью к природе и с патриархальными обычаями. Действующие герои басни у Крылова в отличие от Лафонтена отличаются живым характером. Все это дает основание называть басню И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» оригинальной.

    Иван Андреевич в своем варианте басни «Стрекоза и Муравей» устами Муравья укоряет людей за лень, беззаботность, праздность, легкомыслие. Люди с такими пороками часто забывают о будущем, не трудятся, ничем не обеспечивают себя на черный день и поэтому часто попадают в беду. Трудолюбивый Муравей, который на сложное время, то есть на зиму, успел устроить себе запасы, услыхав речь легкомысленной Стрекозы, которая все лето только пела, а теперь голодает, выносит ей суровый приговор: «Ты все пела? Это дело! Так поди же попляши».

    Министерство образования Республики Башкортостан

    Институт развития образования РБ

    Урок по литературному чтению в 4 классе на тему:

    «Басни. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

    Выполнила учитель начальных классов

    МОБУ лицей №4 г.Баймак

    Баязитова Г.Г.

    2015

    Тема: Басни . И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» Цели урока: 1) познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения;
    2) развивать речь, внимание, мышление:элементы анализа и синтеза;
    3)воспитывать трудолюбие, стремление правильно распределять своё время;

    Планируемые результаты: Предметные УУД : познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
    Личностные УУД : формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
    Метапредметные УУД: познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
    коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
    регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

    Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
    Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, ЭОР, памятки для учащихся по работе с басней, сигнальные карточки, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение.4 класс, 1 часть, М., «Вентана-Граф», 2013 (УМК «Начальная школа 21 века»).

    Ход урока .

    1. Организационный момент.
    - Прозвенел и смолк звонок
    Начинается урок,
    Он пойдёт ребятам в прок.
    - Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы. (Слайд: название учебного предмета)

    2.Работа над новым материлом.
    1) Актуализация знаний.
    Демонстрация слайда-анимации.
    - Нанесите на карту литературных жанров названия или часть текста произведений.
    - Какого литературного жанра не хватает? (Басни.)
    - Чему посвящен сегодня урок? (Басне)
    - Вспомним, что такое басня? (Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют животные, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки) - А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль). Слайд (определение: Мораль - нравственное наставление автора. Мораль чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.)
    - А как называют автора басни? (Баснописец)
    -Произведения какого известного башкирского поэта баснописца мы проходили на уроках родного языка?(Зайнап Биишевой «Конь и Овод»)
    2)Работа с иллюстрацией.
    - Посмотрите иллюстрации на доске.
    -Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (Слайд: портрет И.А.Крылова)
    3)Рассказ учителя: - Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев». Строки его басен стали пословицами и поговорками.

    4) Формулирование проблемы.
    - Вы догадались, что на уроке нам предстоит встреча с новой басней И.А. Крылова.
    - Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора.)
    - Что нужно для достижения этой цели?
    (Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно - выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).-
    - А вот как называется басня, вы узнаете после речевой разминки.
    5)Речевая разминка:
    Речевые упражнения (текст на слайде)
    Без работы хоть убей,
    Жить не может муравей. Надлугом,гдепасутся козы козы,
    На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
    (Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).
    - А почему именно эти персонажи? (Будем читать басню «Стрекоза и Муравей»)
    -Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.
    - Давайте послушаем ваши рассказы о героях басни (Выступают заранее подготовившиеся учащиеся)
    - Какими вы их представляете?
    6)Парная работа . Определите черты характера главных героев. (о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д., о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.)
    7) Первичное восприятие текста.
    -А теперь давайте прослушаем текст басни. Какими в ней показаны герои?
    (Слушание басни в аудиозаписи)
    - Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
    -Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
    -Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала-разминка.
    8) ФИЗМИНУТКА.
    Нёс однажды Муравей
    Две травинки для дверей.
    На полянке под кустом
    Муравьишка строит дом.
    Лишь снежок запорошит
    Стрекоза к нему спешит.
    Ты, кума, не торопись,
    А за дело - ка возьмись.
    1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.

    9)Самостоятельная индивидуальная работа.
    -Прочтите басню в учебнике самостоятельно и ответьте на вопрос: сформулирована ли мораль отдельной частью? (нет)
    - Значит, чтобы найти смысл поучения басни, нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в ваших памятках к работе с литературными произведениями («Памятки для чтения»)
    - Исследование будем проводить, работая в группах. Памятки на столе.
    10)Работа в группах.
    повторение правил групповой работы.
    - Вспомним правила работы в группе: (на слайде)
    Работай дружно.
    Спокойно высказывай своё мнение.
    Уважай мнение другого.
    Терпеливо выслушивай мысли других.
    Вместе находи правильное решение.
    Капитан определяет выступающего.
    Самостоятельная работа в группах.

    3.Закрепление пройденного.
    -Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. Команда может ответить на 4 вопроса учителя.Отвечать команды будут по - очереди.
    Викторина (по 4 вопросов каждой группе)
    1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.
    2. Чтобы понять незнакомые слова и выражения, которые встретились в басне, выполним задание:
    - Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (слайд)
    Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения)

    Зима катит в глаза.
    В мягких муравах у нас.
    Голову вскружило.
    Оглянуться не успела.
    В ум пойдет.
    Помертвело чисто поле.
    Злой тоской удручена. Забыла обо всем.
    Не хочется думать.
    Неожиданно наступила зима.
    Быстро прошло.
    В поле стоит мёртвая тишина.
    Тоскует.
    В мягкой траве у нас.
    3. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)
    4. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)
    5. Настали ли нужда и голод для Муравья?
    6. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
    7. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
    8.Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).
    9. Как вы относитесь к Стрекозе?
    10. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?
    11. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?
    - Мы знаем, что басни писались не ради этих насекомых. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
    12. Чему учит нас эта басня? Какова мораль? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
    Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
    - Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.
    - Из частичек пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию. Зачитайте названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.
    4.Итог урока: 1)Рефлексия.
    Вывод по проблеме:
    Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
    Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
    Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
    Нужно ли изучать басни?
    Чему они учат?
    Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
    - если работа в группе не вызвала затруднений –зелёный;
    - если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
    - если смогли справиться лишь с помощью других – красный1
    . 2)Домашнее задание .
    Выразительное чтение басни наизусть.
    Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

    Дополнительный материал:
    СТРЕКОЗА.
    Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой!
    МУРАВЕЙ.
    Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
    Приложение 2

    Памятка к работе над басней

    1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
    2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
    3.Кто является главными героями в басне?
    4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
    5.Что осуждается в басне?
    6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
    7.Что должен понять из этой басни читатель?
    8.Какое выражение басни стало крылатым?

    Работа в группах