Северо-восточный крым. Презентация на тему "северо-восточный крым" Известные личности, которые жили и творили в Восточном Крыму

  • 12.05.2020

Урок №13 «Крымоведение» 7 класс.

Северо – Восточный Крым: крупнейший сельскохозяйственный регион». Географическое положение, состав региона, краткая история заселения, освоения и развития территории.

Особенности природы.

Планируемые результаты:

Личностные: повышение географической культуры учащихся, воспитание бережного отношения к ландшафтам малой Родины, к окружающей среде;

Метапредметные: развитие познавательного интереса, творческих способностей при изучении отдельных регионов Крымского полуострова;

Предметные: изучение особенностей географического положения Северо – Восточного Крыма, истории заселения и развития территории, особенности природы.

Оборудование: демонстрационная карта «Административно – территориальное деление Крыма», атлас стр. 5, тетрадь с печатной основой «Крымоведение: мозаика Крымских регионов» под редакцией А.В.Супрычева для 7 класса, мультимедийный комплекс с прямым доступом в Интернет.

Ход урока:

I . Организационный момент.

На предыдущих уроках мы изучили «Центральный Крым», «Центрально – Северный Крым», поэтому вы имеете представление по какому плану изучается Крым региональный и на какие моменты необходимо обратить внимание. Сегодня, уважаемые учащиеся, вы будите мне помогать в освоении новой темы.

II . Изучение нового материала.

Северо – Восточный Крым – присивашско – равнинный регион, расположенный в северо –восточной части Крымского полуострова.

Внимательно изучите карту атласа «Административно – территориальное деление Крыма» и дайте ответ на вопрос: «Какие районы входят в состав изучаемого региона, назовите их центры?

Нижнегорский район с центром – Нижнегорский, Советский с центром - Советский, Кировский с центром – Кировское. Можно добавить, что Нижнегорский район – наш восточный сосед. Своих соседей необходимо знать!

Внимательно изучите карту и назовите крупные населенные пункты Северо – Восточного Крыма. Это Садовое, Желябовка, Михайловка, Изобильное Нижнегорского района, Пушкино, Некрасовка, Чапаево, Заветное Советского района, Золотое Поле, Яркое Поле, Приветное, Владиславовка Кировского района. Даже в топонимике перечисленных сел можно смело говорить, что территория которую мы изучаем, имеет сельскохозяйственное направление - «Золотое и Яркое» поля, говорят о развитии зернового хозяйства, а «Садовое», «Изобильное» -выращивание фруктов, винограда и овощей. У села Ястребки Нижнегорского района установлен знак географического центра Крыма.

Давайте вместе проанализируем географическое положение территории: омывается Азовским морем, граничит с крепкими центральными районами полуострова: Джанкойский, Красногвардейский, Белогорский. Недалеко от региона расположен крупный город - порт Феодосия на побережье Черного моря, здесь протекает Салгир и проходит железнодорожная магистраль, соединяющая Армянск и Керчь. Побережье региона на северо – востоке омывает залив Сиваш, который имеет солёность 200 промилле. Берега залива чрезвычайно расчленёны и извилисты. Сегодня все крымчане много наслышаны о трассе «Таврида», строительство которой начнется в 2017 году. Транспортная развязка между городами Джанкой, Феодосия и Керчь будет проходить через Владиславовку - Кировский район. По понятным причинам географическое положение Северо – Восточного Крыма станет ещё лучше, а это значит, что экономика региона увеличит свою отраслевую структуру хозяйства.

Используя дополнительный материал, заполняем таблицу «Особенности природы Северо – Восточного Крыма». Работаем с картами атласа (на уроке устанавливается творческая атмосфера, где происходит работа в «парах» учитель – класс). Преобладает равнинный рельеф, т.к. в основании расположена Скифская плита. Минеральными ресурсами регион беден. Умеренный климатический пояс с зимними температурами примерно равными ноль градусов, летние - около двадцати. Самая низкая температура воздуха зафиксирована в Нижнегорске 11.01.1940 год – минус 36,8 градусов. Годовое количество осадков – 400 – 500 мм. По территории региона протекает Салгир, распространены темно – каштановые почвы и черноземы. Растительный мир представлен на засоленных почвах – злаком волоснец, кирмек, на нетронутых территориях – типчак, ковыль (до 70 % территории распахано и занято пшеницей, кукурузой, подсолнечником, садами и виноградниками). В Северо – Восточном Крыму расположен уникальный природный объект – государственный ботанический заказник «Присивашский», в котором находится под охраной целинная степь с лекарственными растениями, большие заросли ромашки аптечной – ценного, очень популярного и востребованного лекарственного растения. Агармышскому лесу более 200 лет. В 1964 году он был объявлен заповедным. Бук, граб, дуб – основные «жители» старокрымского леса. Здесь охраняются крымский бук, редкий вид граба - граб восточный, дуб пушистый и дуб скальный. Гора Агармыш – классический карст средиземноморского типа. Вода, растворяя верхнеюрские известняки, образует разнообразные гроты, колодцы, шахты, пещеры. Здесь расположена пещера «Бездонный колодец» со скоплением газа метана и углекислого газа на дне, что делает её посещение невозможным для туристов, поэтому вход в пещеру закрыт железобетонной плитой. Животный мир представлен грызунами, которые принимают активное участие в рассеве семян различных растений: лисы, мыши, куницы. Вот таким предстаёт перед нашим взором регион Северо –Восточного Крыма.

Ещё регион имеет много интересных объектов на своей территории. Курганы - «пирамиды степей». Один из них – Ногайчинский курган у села Червоное Нижнегорского района. В 1974 году здесь было найдено захоронение женщины, которая предположительно жила в конце II в. до н.э. – I в. н.э. с золотыми украшениями и изделиями украшенными драгоценными камнями.

Город Старый Крым - объект культурно – исторического наследия. История города начинается с далёкого XIII века и сегодня предлагает туристам ознакомиться с древней действующей в Крыму мечетью хана Узбека, построенной в 1314году, Монастырь Сурб Хач- древний памятник армянской архитектуры. Для любителей литературы можно предложить более современные исторические достопримечательности – дом – музей А.Грина и К.Паустовского. Одним словом мы ещё раз убедились в том, что « Крым – музей под открытым небом!»

Демонстрация видеоролика «Старый Крым Кировский район Крым» продолжительность 04.54мин. от 04.07.2015год (удобный, актуальный и короткий ролик!)

Северо – Восточный Крым – огромный участок степи, на котором разбросано множество сел и поселков, население которых занимается сельским хозяйством, но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

III . Подведение итогов урока.

Спасибо за работу на уроке! Вы очень тонко подметили характерные черты природы Северо – Восточного Крыма, замечательно работали с тетрадями и картами атласа, поэтому учитывая ваши ответы оценки, зарабатывают самые трудолюбивые ребята.

IV . Домашнее задание: стр.40- 45 тетрадь!

ЮГО - ВОСТОЧНЫЙ КРЫМ

Юго-Восточный Крым - прибрежно-горный регион, расположенный в юго-восточной части Крымского полуострова. С понятием Юго-Восточный Крым тестно связано поэтический топоним Киммерия. Киммерия - легендарная земля, простирающаяся вокруг Коктебеля на север, запад и восток на некоторое не совсем определённое расстояние, но, вероятно, до Старого Крыма, Судака и Феодосии , соотвественно. В состав Восточного Крыма входят следующие города и поселки городского типа: Коктебель , Новый свет , Орджоникидзе, Курортное, Береговое, Морское, Приморский. Каждое из этих названий связано с многочисленными легендами и древней историей.

Восточный Крым - это изумительный уголок с величественными горами, дикими утесами, таинственными гротами и уютными сказочными голубыми бухтами. Здесь можно насладится букетом знаменитых вин и коньяков, или шампанским из подвалов князя Голицына. Визитными карточками этих мест являются Новый свет, Коктебель, Судак и Феодосия и, как контраст с ними, многокилометровые песчаные пляжи Азовского моря на полуострове Казантип. Генуэзская крепость, Лысая гора и Золотой пляж, Кара-Даг и Узын-Сырт, курортные города и замечательная природа - все это Восточный Крым.

Восточный Крым – это литературный Коктебель, где все картины и события выстроены вокруг Дома Поэта, это Феодосия с ее художниками-киммерийцами и Старый Крым с первым и последним домиком Грина. Это перевалы Демерджи и Караби, скалы Нового Света, подводный мир в бухтах Кара-Дага или сказочные полеты на дельтаплане.

Три четверти Восточного Крыма – это степные равнины с богатыми черноземными почвами. Не лишенные фантазии учителя географии сравнивают горную цепь Юго-Восточного Крыма со спиной вынырнувшего из моря кита или той огромной рыбы, которую Синдбад-мореход принял за остров. От долгого лежания на поверхности ее спина обросла деревьями, на ней появились озера, зашумели водопады и даже стали селиться люди.

Регион Юго-Восточного Крыма включает в себя много достопримечательностей, среди них хочется выделить:

- Генуэзская крепость , г. Судак. Генуэзская крепость - памятник средневековой архитектуры мирового значения, единственная генуэзская цитадель, сохранившаяся в Крыму. Построенная генуэзцами в период с 1371 по 1469 годы.

- грот Шаляпина , п. Новый свет. Удивительный грот с многовековой историей зовется сейчас гротом Шаляпина. Название грота связано с визитом знаменитого певца. Он любил бывать в гостях у своего друга графа, и конечно, не мог обойти вниманием грот вместе с его содержимым.


- Дом-музей Максимилиана Волошина , пгт. Коктебель. Дом-музей Максимилиана Волошина, возможно, единственный из музеев в мире, который пережил войны и сохранил тайну и обаяние эпохи Серебряного века в атмосфере жизнетворчества своего хозяина.


- Феодосийская национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского , г. Феодосия . Феодосийская национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского - один из старейших художественных музеев Украины, уникальный, всемирно известный музей маринистической живописи, первый на территории Украины публичный музей.


Потухший вулкан Кара-Даг , пгт. Коктебель . Вулкан Кара-Даг является самым древним вулканом Европы с почтенным возрастом в 140 миллионов лет. Его морское побережье представляет собой группу удивительных по красоте бухт, во многие из которых можно попасть только с моря. Эти бухты закрыты нависающими скалами высотой до трехсот метров с подводными гротами и пещерами. Одним из самых удивительных творений вулканической деятельности можно с уверенностью назвать скалу в море Золотые ворота, через которые может спокойно пройти довольно крупный катер.


Климат этого курортного региона умеренный, характеризуется отсутствием резких температурных колебаний. Благодаря морским бризам летний зной переносится довольно легко. Купальный сезон начинается в конце мая и длится до начала октября. Южные склоны гор покрыты средиземноморской растительностью, восточнее Крымские горы плавно переходят в степной ландшафт. Пляжи Юго-Восточного Крыма песчано-галечные, с добавлением мелкого ракушечника.

Юго-Восточный Крым предоставляет широкие возможности для развития различных видов туризма. Пешеходные маршруты по Юго-Восточному Крыму проводятся в основном параллельно береговой линии и по долинам рек.

Большие возможности для велосипедного туризма дает Судак . В Судаке также есть широкие возможности для активного отдыха. Это дайвинг, конные прогулки, полеты на парапланах. Новый свет располагает природными ресурсами для развития такого вида туризма как скалолазание. В городе Феодосия находится центр дельтапланеризма, проводятся дегустационные экскурсии на Новосветский завод шампанских вин и дельфинарий. В городе проводятся различные фестивали.

Этот район привлекателен для тех, кто предпочитает относительно недорогой и спокойный отдых. Шикарных здравниц, как на ЮБК, здесь немного, преобладают небольшие, уютные, достаточно комфортабельные дома отдыха и пансионаты. Жилье по сравнению с ЮБК немного дешевле, преобладает частный сектор, а не многоэтажки.

Здешнее побережье очень красиво, в чем-то экзотично, много уютных бухт и скал. Пляжи, в основном, мелкогалечниковые, а в Феодосии и восточнее - песчаные.

Этот район издавна облюбовали автотуристы, поэтому практически все здравницы и частный сектор ориентированы на отдыхающих с авто. В летний сезон в каждом городе и поселке побережья для автотуристов оборудованы летние автокемпинги и автостоянки.

Здешние места, особенно выдающиеся в море мысы - Меганом, Киик-Атлама и др., - очень удобны для любителей различных видов парусного спорта из-за постоянно дующих несильных ветров. А бухты Коктебеля и Нового Света, обрывистый берег Карадага как магнитом притягивают поклонников дайвинга (подводного плавания).

Достопримечательностей в этом районе поменьше, чем в горном юго-западном Крыму (особенно исторических), но великолепных и необычных пейзажей, природных памятников вполне достаточно.

Неземные, безлюдные ландшафты яйлы Караби, таинственная Долина Приведений с гигантским каменным хаосом и крепость Фуна у горы Демерджи, средневековый армянский монастырь Сурб-Хач под Старым Крымом, Белая Скала у Белогорска, водопад Джур-джур, партизанский мемориал у Калан-Баира, руины "длинных стен" у Чигенитры и многие другие памятные места всегда будут интересны путешественникам. А умопомрачительные пейзажи, открывающиеся чуть ли не с каждой вершины, не оставят равнодушными настоящих ценителей прекрасного.

В 1475 г. османы за три дня отвоевали Каффу и дали ей имя Кефе, чуть дольше стояла Солдайя, но и она перешла к туркам, став Судаком. Керчь в составе Османской империи именовалась городом Черзети, который быстро пришел в упадок, часто подвергаясь казацким набегам.

Тем временем Крымский полуостров заинтересовал Российское государство. Османская империя понимала, что надо укреплять свои позиции и в начале XVIII в. инициировала строительство крепости Ени-Кале . Но в 1774 г. крепость и Керчь стали собственностью Российской империи, а с 1783 г. весь Крым принадлежал России .

Быт и мировоззрение народов Восточного Крыма

Как видим, история Восточного Крыма буквально переполнена событиями. Вместе с тем не стоит забывать, что прошлое - это прежде всего жизнь и деятельность конкретных людей, которые что-то производили и оставляли после себя следы своего существования.

Первые обитатели Восточного Крыма питались благодаря охоте и собирательству. Неандертальцы жили в пещерах, облачались в одежду, сделанную из шкур убитых животных, ели мясо, поджаренное на костре. В эпоху мезолита древние жители Крыма уже имели лук и стрелы, но также пользовались копьями и дротиками, изобретенными ранее. В низовьях крымских рек, которые впадали в Азовское море, всегда было много дичи, поэтому эта часть востока полуострова была особенно привлекательна для первых охотников.

Кроманьонцы уже жили родовыми матриархальными общинами, они начали строить дома в виде шатров из костей и веток. Кроме того, на этом этапе истории зародились первые религиозные представления и примитивное искусство.

Появление земледелия в период неолита привело к быстрому заселению отдельных территорий. Но, даже в эпоху бронзы были такие обитатели Восточного Крыма, которые вели полуоседлый образ жизни. Представители ямной культуры, следы которых обнаружены в захоронениях, расположенных на окраине Феодосии, были скотоводами. В погребениях этих людей ученые нашли повозки на четырех колесах, которые, скорее всего, одновременно были и средствами передвижения, и жилищами.

В эпоху ранних металлов жители Восточного Крыма поклонялись Солнцу, богу плодородия, у них возник культ быка.

В первой половине 2 тыс. до н. э. значительная часть обитателей востока полуострова имела жилье в виде землянки или полуземлянки. В конце эпохи бронзы кочевников осталось мало, но в связи с ухудшением климата в XI-X вв. до н. э. оседлые жители степных районов покинули родные места. Тот, кто остался, вынужден был вернуться к занятию своих предков - к кочевничеству.

Киммерийцы жили в начале эпохи железа. Их внешний вид и конская сбруя полностью соответствовали времени. Киммериец ходил в кафтане, подвязанном широким поясом. К такой одежде крепилось оружие. Семьи воинов-скотоводов двигалась за своими кормильцами на повозках. Они оставили немного захоронений, умерших сородичей чаще предавали земле в курганах бронзового века. Редкие погребения этого народа украшены изваяниями в форме человеческого тела с оружием. Интересно, что черты лица на таких каменных статуях не изображались. Видимо, из-за каких-то религиозных соображений.

Та часть людей, которая жила в Восточном Крыму в эпоху поздней бронзы и не смогла или не захотела вернуться к кочевничеству, отошла в Горный Крым и в предгорные районы полуострова. Там переселенцы строили землянки и полуземлянки, а со временем начали возводить наземные сооружения с каменными стенами. Возле таких жилищ найдены ямы для хранения зерна. Данную культуру ученые называют кизил-кобинской и почти сходятся к мнению о том, что ее представители были таврами.

Обитатели горных районов Восточного Крыма селились коллективно, по несколько больших семей, использовали лепную посуду, а с приходом греков познакомились с гончарными изделиями. Усопших кизил-кобинцы хоронили в ящиках из камня, которые возвышались над поверхностью земли.

В отличие от большинства местного населения скифы были воинами-кочевниками, поэтому понадобилось время, чтобы они научились обрабатывать землю и сумели осесть. Даже их женщины могли выступить против врага в случае надвигающейся опасности, поэтому неудивительно, что представители этих племен поклонялись богу войны. Со временем часть скифов перешла к оседлому образу жизни. Вокруг населенных пунктов Восточного Крыма тогда появились многослойные курганы, в которых находились склепы членов конкретной семьи.

Первые восточнокрымские греки жили в землянках и полуземлянках. Города с большими домами они построили не сразу. О возникновении античных полисов Крыма и характерных чертах быта их жителей, детально рассказано в отдельном цикле статей нашего сайта, поэтому предложим читателю самостоятельно ознакомиться с этой информацией. В III в. до н. э. грекам надо было думать о безопасности собственных жилищ, поскольку варвары начали активизироваться. В то время эллины укрепляли ранее существовавшие поселения, например, на землях поселка Береговое; строили новые твердыни (в том числе на Биюк-Янышаре). Однако подобные действия не смогли спасти многие поселения вокруг Феодосии, где в конце II - в I в. до н. э. уже никого не было. Что тогда произошло точно неизвестно, но есть предположение, что боспоряне пострадали в результате набега сарматов. В I в. до н. э. Асандр возобновил строительство крепостей. При нем выросли Кутлакская твердыня и укрепления Солхатской долины.

Что касается религии эллинов Восточного Крыма, то они традиционно почитали богов Олимпа. В Феодосии верховным божеством был Аполлон. Мертвых эллины предавали кремации. Христианство начало проникать в эту часть полуострова в III-IV вв., а чуть раньше, в начале нашей эры, ее население познакомилось с гностическими учениями.

Готы Восточного Крыма в отличие от эллинов, изначально были воинами, Боспорское царство даже предоставляло им свои суда. С помощью таких кораблей германцы занимались пиратством. Постепенно все изменилось: почувствовав вкус мирной жизни, готы забыли о способе существования предков, начали обустраивать собственные поселения. Крымская природа таким же образом повлияла и на аланов. Это дикое сарматское племя надолго поселилось в Крыму. Как уже упоминалось, его представители в ІІІ в. были основателями Сугдеи, которая в VIII в. стала центром христианского епископата. Аланы также жили на территории Феодосии.

В той части Восточного Крыма, где с XIII в. осели монголо-татары, жизнь также стабилизировалась. Столица улуса Солхат превратилась в город с развитой инфраструктурой. Там обитали представители различных национальностей, которые селились отдельными общинами. Почти всем известно, что татары, обитавшие в Крыму, издавна были приверженцами ислама. Однако мало кто знает, что мусульманство распространилось именно из Солхата. При этом в тех районах, где монголо-татар было немного, пришлые язычники часто принимали христианство.

О способе жизни венецианцев и генуэзцев написано достаточно. На нашем сайте также есть статья, в которой детально рассказано об этих жителях Восточного Крыма. Поскольку население факторий было многонациональным, оно исповедовало разные религии. Среди обитателей крепостей встречались православные и католики, представители армянской христианской общины и иудеи. После того как итальянские крепости Крыма оккупировали османы, там резко возросло количество мечетей. Эти и другие земли полуострова стали важным придатком Османской империи, Стамбул много делал для того, чтобы в Крыму преобладал ислам и распространялась турецкая культура.

С конца XVIII в. мусульмане постепенно покидали Крым, многие татары тогда отправились жить в Турцию. Власти очередной собственницы полуострова, Российской империи, немедля принялись заселять опустевшие земли. В Восточный Крым приехали русские помещики с собственными крестьянами и европейские переселенцы. Так в те времена в Судаке появились немцы, а в Коктебеле - болгары. Особенности быта народов, которые проживали в Восточном Крыму в разные периоды его истории, частично сохранились до наших дней. Мировоззрение современных крымчан - это также симбиоз различных представлений о вселенной и роли человека в ней.

Развитие сельского хозяйства, ремесел, промышленности
и торговли в Восточном Крыму

Археологам удалось найти мезолитические стоянки возле Нового света и севернее Судака, в которых рядом с жилищами людей уже содержались выловленные жеребята, дикие поросята и горные козлята. Земледелие и настоящее скотоводство появились в неолите. В тот период прошлого происходило активное заселение просторов вокруг современной Феодосии и территорий Керченского полуострова. Одна из таких стоянок располагалась у поселка Приморский.

Жители Восточного Крыма, которые выбрали для себя оседлый образ жизни, отдавали предпочтение выращиванию крупного рогатого скота. Люди, не успевшие распрощаться с кочевничеством, чаще разводили мелкую живность. В бронзовом веке человечество уже приручило коз, овец, коров и лошадей, сеяло пшеницу и ячмень.

Памятников катакомбной культуры здесь меньше, но они также есть. Данная культура характеризуется переходом к комплексному земледельческо-скотоводческому хозяйству. Возле жилищ ее представителей обнаружены каменные округлые постройки, которые могут быть загонами для домашних животных. Земледельческо-скотоводческие хозяйства существовали и у представителей кизил-кобинской культуры.

Киммерийцы были кочевниками-скотоводами, поэтому землю они не обрабатывали, а в основном воевали и выращивали лошадей. Что касается следующих обитателей Восточного Крыма - скифов, то с V-IV вв. до н. э. значительная их часть занялась обработкой грунта и разведением домашнего скота. Сегодня известно, что первые земледельческие села скифов располагались на Ак-Монайском перешейке (Фронтовое) и на территории Керченского полуострова (Андреевка). В IV в. до н. э. вокруг Феодосии образовался большой сельскохозяйственный район, границы которого проходили у низовья Салгира, возле рек Кучук-Кара-Су и Биюк-Кара-Су, шли по Керченскому полуострову до Казантипа, а на юге Восточного Крыма заканчивались у Черного моря. Скифы-земледельцы жили в густо расположенных каменных домах, которые стояли в селах и хуторах. Зерновые культуры, которые выращивались скифами на востоке Крымского полуострова, продавались в Грецию.

Внешний вид скифа вначале мало чем отличался от облика киммерийца, но со временем изменилось оружие, стали появляться новые украшения. Археологами найдены иные наконечники стрел, длинные мечи и шлемы, выполненные из бронзы. До V в. до н. э. в Восточном Крыму делали украшения в зверином стиле. Позже на смену им пришли греческие украшения.

Во времена античной колонизации Восточного Крыма, где-то в середине VI в. до н. э., начала расти Феодосия. Ей было суждено стать крупным портом и главным торговым центром полуострова. В этом городе даже чеканили собственные деньги. Товары из Восточного Крыма попадали в Балканскую Грецию, в города Причерноморья, и на Эгейские острова. Многие страны мира доставляли свою продукцию в Крым. Однако греки не только торговали, они были хорошими рыболовами, умели охотиться, занимались соляным промыслом, изготовлением тканей, посуды и украшений, выделывали кожу. Эллины в Восточном Крыму выращивали виноград, зерновые культуры, фрукты и овощи, разводили домашний скот. Кроме того, жизнь заставила их научиться столярному делу, строительному ремеслу и плотничеству. Крымские греки также имели собственные суда.

При половцах усилилась роль Сугдеи (Судак). В X-XIII в. этот город был крупнейшим торговым центром Крыма. В его порт привозили товары из Руси, Восточной Европы и евразийских степей, туда заплывали средиземноморские суда и корабли, на борту которых были купцы из Западной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и других уголков света.

При монголо-татарах большое торговое значение имел Солхат. Там можно было приобрести заморские пряности, ткани, кожи, продать воск, мех, мед и многое другое. При этом город особенно славился невольничьими рынками. Среди проданных рабов Солхата был египетский султан Бейбарс. В столице Крыма обитали хорошие гончары, строители и ювелиры. Там стоял монетный двор, услугами которого пользовалась даже генуэзская Каффа.

Соседи монголо-татар - итальянцы - были талантливыми ремесленниками. Чужеземцев особенно удивляли замечательные изделия генуэзских камнерезов. Кроме того, жители факторий умели обрабатывать металлы, шили одежду и головные уборы, делали украшения, которые пользовались спросом далеко за пределами Газарии. За период пребывания итальянцев на востоке Крыма вновь возросла экономическая роль Феодосии. Она снова процветала: принимала торговые суда чуть ли не со всего света и отправляла за море местный товар. В османский период истории Крыма Каффа оставалась таким же важным торговым центром Северного Причерноморья, продолжала расти и развиваться.

При османах Восточный Крым прославился ароматными яблоками и белой черешней из садов Судака. Крестьяне всего восточного побережья занимались виноградарством и огородничеством, сеяли зерновые и бобовые культуры. По ту сторону Черного моря ценилась рыба, выловленная жителями Восточного Крыма. Далеко за пределами полуострова знали местных башмачников, ткачей, ювелиров. Их изделия продавались в многочисленных лавках Кефе и Судака, где также можно было приобрести мед, масло и другие продукты. Там же располагались невольничьи рынки.

В Восточном Крыму во времена владычества Российской империи выращивали виноград и ловили рыбу. Еще в конце XVIII века в Старом Крыму посадили шелковицы, лимонные деревья и другие культуры, но местный климат понравился лишь грецким орехам, миндалю и табаку. В Феодосии и в Керчи занимались добычей поваренной соли. На рубеже XIX и XX вв. Феодосия вновь стала большим торговым портом.

Курорты Восточного Крыма, памятники истории и архитектуры

То, что Восточный Крым может быть курортной зоной, россиянам стало понятно лишь во второй половине XIX века. Татары же ездили в Солхат (Старый Крым), чтобы оздоровиться, еще во времена существования Крымского улуса. Сохранились воспоминания доминиканского монаха д"Асколи, который гостил в столице Крыма в первой половине XVII века. Он писал, что каждый год с весны до середины лета в Солхат прибывают татары, которые принимают там оздоровительные горячие ванны с травами и цветами. Д"Асколи утверждал, что такие ванны могут исцелить от многих болезней. В 60-е гг. XIX в. вспомнили традиции предков и Старый Крым вновь прославился, как место для оздоровления. С тех пор в город приезжали люди, страдающие болезнями легких и нервными заболеваниями. В то время вновь стали делать ванны с лечебной травой, собранной за пределами населенного пункта.

Курортная история Коктебеля началась в конце XIX в., после того, как наследники Э. А. Юнге решили распродать часть ранее принадлежавших ему земель. Люди скупали участки и строили на них дачи. Данную местность знали, как место отдыха интеллигенции. Перед Великой Отечественной войной в Коктебеле уже сдавались номера и комнаты для туристов, в поселке существовало кафе «Бубны».

Параллельно разрастался Судак. Г. Москвич в 1910 г. писал, что туристы Судака имеют возможность купаться, кататься верхом и на лодках, совершать экипажные прогулки. В 1880 г. туда уже массово приезжали отдыхающие, в основном студенты и интеллигенция, поэтому было принято решение возвести земскую больницу. Впрочем, в XIX веке в восточной части полуострова объекты здравоохранения уже не были диковинкой. Например, с 1813 г. работала городская больница в Феодосии, а с 1829 г. - в Керчи, с 1864 г. существовала старокрымская врачебная амбулатория.

История медицины Восточного Крыма берет свое начало еще во времена античности. Тогда местное население использовало целебные грязи и морскую воду для борьбы с различными заболеваниями. После варварских набегов медицина возродилась в конце XIII века. Тогда, уже при генуэзцах, в Феодосии (Каффе) открылась больница святого Иоанна.

В начале XX в. было принято решение построить курорт Александрида в урочище Канакская балка, но работы шли долго, а дальнейшие революционные действия не позволили закончить задуманное. Во времена Первой мировой войны, чтобы оздоровиться, на восток полуострова начали приезжать раненые бойцы. В том же Старом Крыму открыли небольшой санаторий. Но Гражданская война прервала процесс формирования здешних курортов.

Туристы приезжают в Восточный Крым не только для того, чтобы подлечиться. В этом регионе полуострова расположено немало памятников истории и архитектуры.

В Феодосии, например, до наших дней сохранились мечеть Муфтий-Джами, возведенная при османах в 1623 г., храм Св. Сергия (XIV в.), церковь во имя святой великомученицы Екатерины (1875), фонтан Айвазовского и многие другие здания и архитектурные объекты, среди которых на первом месте руины крепости Каффа и башня Константина .

Среди самых интересных построек Судака - генуэзская башня Чобан-Куле и Лютеранская кирха (1887).

В Коктебеле туристов всегда привлекает Завод марочных вин и коньяков, строительство которого началось в 1879 г. Годом раньше Л.С. Голицын открыл винодельню в Новом свете, которой было суждено стать Заводом шампанских вин - еще одной достопримечательностью Восточного Крыма.

В Старом Крыму также есть несколько интересных мест - монастырский комплекс Сурб-Хач (середина XIV в.) и мечеть Узбека (1314).

На Керченском полуострове располагаются не менее дивные туристические объекты: останки античных городов Пантикапей и Нимфей, Царский курган (IV в. до н. э.), турецкая крепость Ени-Кале (начало XVIII в.) и российская твердыня Керчь (вторая половина XVIII в.), а также Большая Митридатская лестница (1832-1840), на первом ярусе которой можно посмотреть на копию Склепа Деметры.

Основные тенденции развития культуры и
образования Восточного Крыма

Культура Восточного Крыма - это традиции, архитектура, литература, музыка, живопись, фотография, кинематография… Не секрет, что все это формировалось веками, благодаря стараниям и талантам представителей многих народов.

Что касается архитектуры, то в этой части полуострова представлены образцы древнегреческого зодчества, памятники венецианско-генуэзского периода истории, татарские, армянские, русские постройки. Впрочем, в XV-XVIII вв. в Крыму образовалось единое архитектурное направление, которое можно охарактеризовать, как симбиоз деталей, принесенных османами, армянами и представителями крымско-татарского народа.

Талантливые архитекторы, так же, как философы и поэты, жили в Восточном Крыму еще во времена существования Боспорского царства. Греки познакомили местное население с качественно новыми материальными и культурными ценностями, в результате чего появилась греко-скифо-меотская культура. И эти ценности смогли пережить даже истинно скифскую кочевую культуру, которую принимали пришлые народы. Правда, есть информация и о том, что сарматы со временем все же варваризировали боспорян, но греческая культура не исчезла бесследно.

Активная застройка античных городов Крыма привела к развитию живописи и скульптуры. Рисунки в вышеупомянутом склепе Деметры позволяют сделать вывод о том, что во времена строительства данного памятника архитектуры живопись уже была сюжетной.

В византийский период истории полуострова, а также при итальянцах, христианская культура уверенно проникла и в Восточный Крым. В это время храмы украшались фресками. Такие образцы церковного искусства сохранились до сегодняшнего дня, их можно увидеть в городах Восточного берега и в юго-западной части Крыма.

О монументально-декоративном искусстве Восточного Крыма периода Средневековья известно мало. То, что уцелело, появилось в XIV в. И уже тогда был заметен сельджукский архитектурный стиль. Есть мнение, что в XII-XIII вв. церковную утварь и предметы, которые использовались во время богослужений, доставляли из Малой Азии.

Со временем в культуру Восточного Крыма влились армянские веяния, а с возникновением Крымского ханства они укрепляются вместе с сельджукскими. Вместо церковного строительства начинается период возведения мечетей и мавзолеев.

Во второй половине XIX в. христианство возвратилось в Крым в облике православия. Русская культура, элементы которой просматриваются еще во времена существования Тмутараканского княжества, теперь уже плотно укоренилась на полуострове. Восточный Крым стал местом работы и отдыха для многих талантливых личностей, подданных Российской империи.

В начале XX века возникла Киммерийская школа живописи, представители которой изображали неповторимые пейзажи Восточного Крыма. Среди талантливых художников, которые работали в этом направлении, .

На берегах Восточного Крыма снимали киноленты «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Спортлото-82», «Пираты XX века», «Человек с бульвара Капуцинов», «9 рота», «Отдамся в хорошие руки», «Обитаемый остров» и другие.

Край, где развивается культура в современном понятии этого слова, трудно представить без учебных заведений. Информация о школах и гимнасиях в античных полисах есть в статье «Греческие города-государства Крыма» . Генуэзцы также не были безграмотными, как и жители Крымского ханства, которые получали знания в медресе, и восточнокрымские армяне, имевшие свои школы. Особенное место в то время занимала духовная школа при Сурб-Хаче. Современное образование в Восточном Крыму началось с приходом россиян.

В августе 1811 г. в Феодосии открыли уездное училище. Вначале оно было двухклассным, но с 1836 г. стало трехклассным. При уездном училище работало нижнее отделение, по окончании которого дети свободно читали, писали, умели считать и знали основы Закона Божьего. В 1868 г. его преобразовали в приходское училище. С 1860 г. в городе существовал частный женский пансион, а с 1866 г. работало женское училище, позже ставшее гимназией. В 1885 г. уездное училище переименовали в городское, вскоре длительность обучения там увеличилась до шести лет. С 1912 г. оно было четырехклассным высшим начальным училищем. С 1873 г. действовала Феодосийская казенная мужская прогимназия. После установления советской власти в ее здании располагался техникум народов Востока, позже там был учительский институт. С XIX в. в Феодосии также работали приватные школы. В 1902 и 1915 гг. в городе появилось два частных реальных училища, которые вскоре прекратили свое существование, поэтому в 1913 г. местные власти открыли казенное учебное заведение такого типа. Кроме того, спустя некоторое время, в городе появились Учительский институт, ремесленные классы, женская профессиональная, мореходная школы, армянское училище.

Благодаря быстрому росту количества учебных заведений, высокому уровню преподавания Феодосия стала культурно-образовательным центром Восточного Крыма. В этот древний город стремились творческие люди, любители истории и просто романтики. С 1880 г. существует феодосийская Национальная картинная галерея Ивана Айвазовского, а через год появился первый крымский музей - музей Древностей. В начале XX в. Феодосия, как никакой другой город Крыма, привлекала литераторов.

Но не только в Феодосии развивалось образование. Керчь в конце XIX-в начале XX ст. считалась одним из образовательных центров Таврической губернии, в городе работали народные, мореходное и ремесленные училища, женская и мужская гимназии, действовал Кушниковский девичий институт. В 1919-1921 гг. в Керчи существовал Боспорский университет. В 1804 г. приняли решение о строительстве училища виноделия в Судаке. В Старом Крыму, к примеру, в 1842 г. открыли четырехклассную земскую школу. Согласно данным А. А. Шелягова в 1914-1915 гг. в Феодосийском уезде, в который входило и Керчь-Еникальское градоначальство, было 304 учебных заведения (из них 8 средних или I разряда и 3, относящихся к II разряду и прогимназиям).

Известные личности, которые жили и творили в Восточном Крыму

Крымский полуостров всегда привлекал богему и людей, которые искали идеальное место для творчества. В Восточном Крыму побывали известные политики, художники, поэты, писатели, певцы и люди других публичных профессий. Поскольку этот регион достаточно большой, рассмотрим связь известных личностей с отдельными городами и поселками побережья.

Начнем с Керчи. В разные времена в этом населенном пункте с древней историей бывали императоры Петр Первый и Александр Первый. В 1820 г. в Керчь выслали А. Пушкина, а в 1888 г. этот город посещал молодой А. Чехов. В 1914 г. керчане имели возможность послушать стихи В. Маяковского, но, если верить, газетным заметкам того времени, творчество футуриста им не понравилось. В Керчи жил и писал картины Ж. Матрунецкий. В 1942 г. там на свет появился аккордеонист и вокалист В. Ковтун, во второй половине XX в. родились журналист С. Доренко и певица А. Свиридова.

В Феодосию приезжала Екатерина II. «Богом данный» город поражал своей историей и природой А. Пушкина, К. Паустовского. Там жили творческие люди: И. Айвазовский, К. Богаевский, М. Цветаева, В. Мухина, М. Волошин, Л. Лагорио, А. Фесслер, А. Грин, С. Балухатый, В. Закруткин, А. Барсак и другие.

С XIX в. и по сегодняшний день знаменитости едут в Коктебель. В этом поселке первыми появились участки Э. Юнге, П. фон Теша, Е. Кириенко-Волошиной, оперной солистки М. Дейша-Сионицкой. Среди известных людей, которые творили и обитали там позже, можно назвать публициста Г. Петрова, М. Волошина, Н. Гумилева, сестер Цветаевых, Л. Дмитриеву, Ф. Раневскую, В. Алейникова, Л. Полищук, и многих других. Даже Ленин приезжал в Коктебель.

В Старом Крыму похоронена графиня де Ля Мот (Миледи из романа А. Дюма). В этом поселке жил А. Грин и надолго останавливался К. Паустовский.

Известные гости Судака: Екатерина Вторая, императрица Мария Александровна, будущий монарх Александр Третий, Николай Второй, исследователь К. Габлиц, академик П. Паллас, поэт и драматург В. Капнист, историк П. Кеппен, ботаник Х. Стевен. В Судаке бывали А. Грибоедов, художники И. Айвазовский и К. Богаевский, композиторы А. Глазунов и Н. Черепнин, а также А. Толстой, М. Волошин, М. Булгаков и другие знаменитые личности.

С поселком Новый свет связано имя Л. С. Голицина, который выкупил имение у дворянина де Галере и начал заниматься виноделием. Этот почти крайний уголок Восточного Крыма вдохновлял Н. Левина и М. Волошина.

Вот такой он Восточный Крым. Земля, овеянная легендами и древней славой, место встречи талантливых людей, стратегически важный уголок полуострова и просто курортная зона, подходящая для отдыха романтических натур. Восточный Крым пережил многое и немало событий еще впереди. Но трагические моменты прошлого и перипетии настоящего только укрепляют дух местного населения, учат радоваться каждому мгновению, еще больше любить милые сердцу море, горы, степь и ценить гостей полуострова, которые давно уже воспринимаются, как неотъемлемая часть жизни крымчан.

INLIGHT

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Северо-восточный Крым, пожалуй, самый
неизвестный и малопосещаемый регион
Крыма. Но в этом далеком уголке вы
сможете найти массу интересного и
необычного. Это место для тех, кто
прокладывает
дороги
себе
сам.
Рекомендуемый
вид
транспорта
велосипед,
мото
или
квадроцикл,
внедорожник или обычная легковая
машина.

Особенности природы северо-восточного Крыма
план
характеристика
Рельеф,
минеральные
ресурсы
Рельеф равнинный. Северо-Крымская низменность.
Северо-Казантипское и Восточно-Казантипское
месторождения газа.
Климатические
условия
Характеризуется климатом умеренного пояса со снежной
и ветреной зимой, короткой весной, жарким и сухим
летом и дождливой осенью.Зимняя температура - -2,3,
летняя - +23. Годовая сумма осадков от 340 –350 мм.
Внутренние воды
Мокрый Индол, Чурук- Су, Биюк-Карасу, Сухой Индол
Почвы
Каштановые, солонцы солончаки, луговые
Растительный мир
Полынь, типчак, ромашка, дуб, граб
Животный мир
Жаворонок, куропатка, перепел гадюка, ящерица, уж,
суслик, полевка Хомячок

Географический центр Крыма
В Нижнегорском районе есть своя «изюминка». Еще в
советские времена здесь, в селе Ястребки был
установлен знак «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КРЫМА»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОТАНИЧЕСКИЙ ЗАКАЗНИК
«ПРИСИВАШСКИЙ»
В нем находится под охраной целинная степь с лекарственными
растениями, в том числе обширные заросли ромашки аптечной – ценного и
очень популярного лекарственного растения Не меньшей пользой для
здоровья обладает озеро Сиваш, обрамляющее заказник. .

АГАРМЫШСКОМУ ЛЕСУ
Более 200 лет. В 1964 году он был объявлен заповедным.
Бук, дуб, граб – основные породы старокрымского леса.
Здесь находятся под охраной уникальный крымский бук,
редкий вид граба – граб восточный и две разновидности
дуба: пушистый и скальный.

СИВАШ – берег залива чрезвычайно расчленен и извилист.
Береговая линия не имеет четких, стабильных очертаний и
создает картину сложного природного лабиринта. Большая
часть узких, вытянутых в северо-восточном направлении
полуостровов называется «тюпами» или «кутами», а
временно заливаемые из-за сгонно-нагонных течений
участки суши – «засухами»

Гора АГАРМЫШ - классический карст средиземноморского типа. Вода, растворяя
известняки, образует разнообразные гроты колодцы, шахты, пещеры. Здесь
находится интересная пещера «Бездонный колодец». Вход в эту пещеру закрыт
железобетонной плитой. Бездонный колодец - вскрытая шахта. Представляет
собой провал, выводящий в камеру диаметром 4 м, со дна которой начинается
38 метровая расширяющаяся книзу шахта. На дне - глыбовый навал, на стенах
- отдельные натеки. По поводу этой полости имеется много легенд, нашедших
отражение в ее названиях. Основная особенность - повышение в теплый период
концентрации углекислого газа до опасной для жизни (до 4 об.%). Рекордное
содержание СО2 - 7,62%. Спуск только в изолирующем противогазе. Содержание
кислорода падает до 1416%. Зимой концентрация
углекислого газа понижается».

АРАБАТСКАЯ СТРЕЛКА –
От Акмонайского перешейка в северо-западном направлении
простирается узкая и длинная (113 км) коса. Она отделяет от
Азовского моря его мелководную и очень соленую (до 200
промиллей) лагуну – Сиваш. Арабатская коса состоит в основном
из ракушечного материала, ширина от 270 метров до 8 километров.

ГЕРБЫ РАЙОНОВ

НИЖНЕГОРСКИЙ
Нижнего́ рский (до 1944 г. Сеитле́р; крымскотат. Seyitler, Сейитлер) - посёлок
городского типа в присивашском степном регионе Республики Крым,
центр Нижнегорского района. Наиболее крупные и значимые предприятия
Нижнегорского включают в себя завод по производству комбикорма, соков,
масел, разных круп, муки и плодоовощных консервов. В посёлке есть
хлебный комбинат и организации, предоставляющие жилищнокоммунальные услуги. Многочисленные мелкие предприятия Нижнегорского
занимаются торговой и строительной деятельностью

Сове́тский
(до 1944 - Ички́, крымскотат. İçki) - посёлок городского
типа в Советском районеРеспублики Крым России (Автономной
Республики Крым). В поселке действуют сельэнерго-, райагрострой-,
инкубаторно-птицеводческое предприятие и другие предприятия местного
значения, которые занимаются обслуживанием сельскохозяйственных
предприятий района. Наибольшие предприятия: комбинат хлебопродуктов,
винодельческий завод, типография. На территории района действует
449 предприятий. Торговое обслуживание населения осуществляют
предприятия потребительской кооперации и предпринимательские
структуры.

КИРОВСКОЕ
́ -Тере́к; крымскотат. İslâm Terek, Ислям
Ки́ровское (до 1945 года Ислам
Терек) - посёлок городского типа на востоке Крыма. Центр Кировского
района республики. Население – около 7 тыс. человек. Промышленность
посёлка представлена такими предприятиями: ОАТП «Кировское
ремонтно-транспортное
предприятие»
(машиностроение
и
металлообработка), типография, ОАТП «Кировский комбикормовый
завод».

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЙОНОВ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КРЫМА
В основе экономики
– сельскохозяйственное производство.
В последние годы в районе ведутся активные работы по развитию
сферы туризма и отдыха. Особенно перспективными являются
территории на побережье Сиваша. Разнообразие природных
ландшафтов (поймы, косы, мелководья, тростниковые заросли),
месторождения уникальных лечебных грязей, наличие рыбных прудов,
большая концентрация охотничьих видов птиц – все эти факторы
создают благоприятную почву для развития в районе рекреационной и
туристической деятельности (прежде всего, промыслового туризма).
Быстрыми темпами развивается сельский («зеленый») туризм, что
также обусловлено благоприятными природными условиями. Большое
внимание уделяется развитию народных промыслов, в основном
связанных с переработкой продукции овцеводства.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КРЫМА
В первую очередь это курганы – так называемые «пирамиды степей» Один из них
– Ногайчинский курган у села Червоное (Нижнегорский район) – в 1974 году
порадовал уникальной находкой. Было обнаружено захоронение женщины,
которая предположительно жила в конце второго века до н.э. – первый век н.э.
Голову женщины венчала золотая диадема, шею украшала массивная золотая
гривна с изображением грифонов, на груди покоилась золотая брошь, на руках и
ногах были браслеты, а кисти рук украшены драгоценными камнями Остатки
деревянной шкатулки содержали золотые перстни флаконы для благовоний,
бусы, засеужку из горного хрусталя в виде дельфина

Город СТАРЫЙ КРЫМ – туристическая «Мекка» Кировского
района

Старый Крым - город в восточной части Крыма.
Население
-
около
10
тыс.
чел.
Главными
достопримечательностями
города
являются
постройки XIII-XIV веков, когда Кырым был центром
Крымского Юрта. Хорошо сохранились до наших дней ныне
действующая мечеть хана Узбека. В восточной части города
расположены развалины монетного двора, караван-сарая и
мечети Куршум-Джами, а в 5 километрах к западу от Старого
Крыма находится средневековый армянский монастырь СурбХач (Святой Крест), возрождение которого началось в
последние годы. Помимо этого в городе находится
этнографический
музей,
посвящённый
культуре
крымскотатарского народа.

МЕЧЕТЬ ХАНА УЗБЕКА В г. СТАРЫЙ КРЫМ
Хан
Узбек,
вступивший
на
золотоордынский престол в 1312 году, став
приверженцем ислама, велел построить в
Солхате красивую мечеть и высшее
мусульманское духовное училище медресе. Строительство мечети было
начато в 1314 году. По сообщению
турецкого путешественника Эвлии Челеби,
в
1512-1513
годах
при
МенглиГирее Iмечеть была соборной. Сейчас
мечеть представляет собой прямоугольное
в плане здание базиликального типа с
входом с северной стороны и встроенным в
северо-восточный
угол
минаретом.
Продольной осью здание ориентировано в
направлении север-юг, с тем, чтобы
находящиеся в здании правоверные,
молясь, лики свои обращали к югу, в
сторону Мекки.

СУРБ-ХАЧ
Сурб-Хач
Армянский
монастырь. Церковь, носящая
имя
Сурб-Ншан,
была
построена в 1358 году, во
временад
армянской
колонизации Крыма. Позднее,
к храму был пристроен гавит
(притвор) с колокольней. А в
1719 - братский корпус с
кельями
для
монахов.
Монастырь более походит на
крепость, чем на смиренную
обитель. Окна - как бойницы,
а с колокольни, похожей на
сторожевую башню, пока лес
не обступил монастырь, была
видна подъездная дорога.

МУЗЕЙ ГРИНА В СТАРОМ КРЫМУ
Экспозицию музея составляют две
небольшие комнаты. Одна из них сохранена
полностью в первозданном виде. Здесь
умер Александр Степанович. Железная
кровать у окна, кушетка, на которой у
постели больного дежурила Нина
Николаевна Грин, барсучья шкура, старый
будильник, вазочка для цветов. Во второй
комнате - книги, рукописи, старые
фотографии с видами Старого Крыма и КараДага.

ДОМ-МУЗЕЙ К.Г. ПАУСТОВСКОГО
Музей находится в доме с
тенистым старым садом. Здесь
писатель останавливался в 1950е гг. В подтверждение этому
создана
оригинальная
экспозиция
под
открытым
небом – чудесный сад, в
котором представлены цитаты
из произведений Паустовского.
Словно
сам
писатель
рассказывает посетителю о
своем любимом уголке. В
четырех
залах
воссоздан
типологический
интерьер
провинциального мещанского
дома начала ХХ в., развернута
экспозиция, рассказывающая о
жизни и творческом пути
Паустовского.

ТОПОНИМЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КРЫМА
АГАРМЫШ – «Побелевшый»; горный массив в
Крыму, самая восточная часть Внутренней гряды
Крымских гор
Сейтлер – поселок Нижнегорский
Сиваш- «липкий»
Солхат- искаженное от армянского Сурб-Хач
Сурб-Хач- в переводе с армянского "святой крест"

Памятные исторические места Северо-Восточного Крыма
Старый Крым - город музеев
Музейный комплекс города
Литературно-художественный
Дом-музей А. С. Грина
Дом-музей К. Паустовского
Музей культуры и быта татар
Музей истории и краеведения
Памятные места Старого Крыма
Мемориальный комплекс
Средневековая церковь
Мечеть султана Бейбарса
Мечеть Узбека и медресе
Мечеть Куршум-Джами
Развалины караван-сарая
Источник св. Пантелеймона
Старокрымское кладбище, в т.ч.
---могила Александра Грина
---могила Юлии Друниной