Презентация по обществознанию на тему "Политическая система и политический." (11 класс, профильный уровень). Презентация на тему политическая система общества Модели политической системы современного общества презентация

  • 17.08.2023

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. СИСТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕЛОСТНА И ОБЛАДАТЬ СТРУКТУРНЫМ СТРОЕНИЕМ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ, МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ ЦЕННОСТИ, ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА коммуникативный элемент ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ПОЛИТЕЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И МЕЖДУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ И ОБЩЕСТВОМ








ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ (КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА НА ОСНОВЕ ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ) ФУНКЦИЯ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ФУНКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ (ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, МЕЖДУ СИСТЕМОЙ И СРЕДОЙ)


ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.ИСТОНД.ИСТОН, К.ДОЙЧ, Г. АЛМОНД Д.ИСТОН, К.ДОЙЧ, Г. АЛМОНД – ИССЛЕДОВАЛИ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ КАК СИСТЕМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. Д.ИСТОН Политическая система – одна из подсистем общества, выполняющая функции интеграции и приспособления к требованиям среды.




ДИКТАТУРА (НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ) 1.ОТСУТСТВИЕ СВОБОД. 2. ОТСУТСТВИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 3.ОТСУТСТВИЯ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА. ДИКТАТУРА (НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ) 1.ОТСУТСТВИЕ СВОБОД. 2. ОТСУТСТВИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 3.ОТСУТСТВИЯ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДИКТАТОРСКОГО ТИПА. АВТОРИТАРНЫЕ АВТОРИТАРНЫЕ: 1.ДОМИНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА НАД ОБЩЕСТВОМ; 2.ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ НАД ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ. ТИПЫ: 1) ТРАДИЦ. АВТОРИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОЛИГАРХИИ 2) НОВЫЙ АВТОРИТАРИЗМ. (АЗИЯ, АФРИКА). ТОТАЛИТАРИЗМТОТАЛИТАРИЗМ (ОТ ЛАТ. TOTALIS- ВЕСЬ, ЦЕЛЫЙ, ПОЛНЫЙ) ПОЯВИЛИСЬ В ХХ В.- ПОДАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ – ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО ОБЩЕСТВА, НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. ВИДЫ ТОТАЛИТАРИЗМА: ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ. ПРАВЫЙ ФЛАНГ- ФАШИЗМ И НАЦИОНАЛ- СОЦИАЛИЗМ. ЛЕВЫЙ ФЛАНГ- ДИКТАТУРЫ В СТРАНАХ СОЦИАЛИЗМА.


АВТОРИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ. НЕБОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НОСИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ: НЕБОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НОСИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ: МОНАРХ, ХУНТА, ОЛИГАРХИЯ И ТД. НЕОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЛАСТИ НЕОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЛАСТИ, ОТСУТСТВИЕ ДЕМОКРАТИИ И КОНТРОЛЯ. ЗАКОНЫ ПО СВОЕМУ УСМОТ РЕН ИЮ. ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ. НЕДОПУЩЕНИЕ ОППОЗИЦИИ НЕДОПУЩЕНИЕ ОППОЗИЦИИ И КОНКУРЕНЦИИ. ЗАКРЫТОСТЬ ЭЛИТЫ ЗАКРЫТОСТЬ ЭЛИТЫ, НАЗНАЧЕНИЕ СВЕРХУ.


ТОТАЛИТАРИЗМ. ЭЛЕМЕНТЫ: 1.НАЛИЧИЕ ОДНОЙ ИДЕОЛОГИИ; 2.ГОСПОДСТВО ОДНОЙ ПАРТИИ; 3 СЛИЯНИЕ ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА; 4. ПОГЛОЩЕНИЕ ПАРТИЕЙ- ГОСУДАРСТВОМ СЕХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР 5. ФИЗИЧЕСКИЙ И МОРАЛЬНЫЙ ТЕРРОР. К. ФРИДРИХ И З. БЖЕЗИНСКИЙ: К. ФРИДРИХ И З. БЖЕЗИНСКИЙ: - СХОДНОСТЬ НАЦИЗМА И КОММУНИЗМА - СХОДНОСТЬ НАЦИЗМА И КОММУНИЗМА - УНИКАЛЬНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА. - УНИКАЛЬНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА. ПРИЗНАКИ: 1.ОДНА ИДЕОЛОГИЯ 1.ОДНА ИДЕОЛОГИЯ 2.ОДНА ПАРТИЯ 2.ОДНА ПАРТИЯ 3.ТЕРРОР И КОНТРОЛЬ. 3.ТЕРРОР И КОНТРОЛЬ. 4. КОНТРОЛЬ НАД СМИ. 4. КОНТРОЛЬ НАД СМИ. 5.КОНТРОЛЬ НАД ОРУЖИЕМ. 5.КОНТРОЛЬ НАД ОРУЖИЕМ. 6.КОНТРОЛЬ НАД ЭКОНОМИКОЙ 6.КОНТРОЛЬ НАД ЭКОНОМИКОЙ


Политический режим (лат. regimen- управление) – совокупность способов и средств осуществления политической власти. Характеризующие показатели: -взаимоотношения между властью, обществом и личностью; -доминирующая идеология; -тип политической культуры общества; -наличие или отсутствие многопартийности (политический плюрализм), легальной оппозиции, разделения властей; -глубина расхождения между конституционными нормами и фактически проводимой властями политикой; -роль институтов гражданского общества.


Домашнее задание: п. 15, с (работа с источником). Дополнительно: составить тест по данной теме (не менее 20 вопросов).

Политическая система общества

Политическая система

Политическая система, ее компоненты Функции политической системы

  • 1. Функция целеполагания определение целей, задач, путей развития общества.
  • 2.Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.
  • 3.Распределение материальных и духовных ценностей.
  • 4.Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.
  • 5.Интегративная- это согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.
  • 6.Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.
  • 7.Регулятивная –это разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.
  • 8.Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
Понятие «Государство»

ГОСУДАРСТВО

СТРАНА= ГОСУДАРСТВО

Причины возникновения государства

Название теории

Сущность

Теологическая

Аквинский, Маритен

1.Государство – продукт божественной воли

2. Неравенство людей предопределено

Патриархальная

Аристотель Филмер

1. Люди-существа коллективные →семья→увеличение семей→объединение людей→ГОСУДАРСТВО = семья, государь - отец

Договорная

Государство – рациональное объединение людей на основе соглашения, по которому часть свободы и власти →государству

Теория насилия

Гумплович Каутский

Насилие, порабощение одних племен другими, для управления покоренными нужен аппарат принуждения - ГОСУДАРСТВО

Органическая

Государство – это продукт социальной эволюции. В процессе борьбы и войн (естественный отбор) складываются гос-ва

Материалистическая (классовая)

Разделение труда + совершенствование ОТ→↗ПТ→возникновение избыточного продукта→появление част. собственности→появление классов→гос-во

Психологическая

Петражицкий

Особенности человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми, готовность последних подчиняться.

Государство: признаки, функции, формы Понятие власти

Вла́сть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей

Власть – это отношения «господства – подчинения» возникающее между людьми. Одни главенствуют, проявляя свою волю, другие подчиняются этой воле.

Источниками власти (по М. Веберу) :

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция
Типология политических режимов

В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается определенный политический порядок или режим , т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти.

Выучить характеристику режимов

Демократия и Её основные принципы

ДЕМОКРАТИЯ

Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти

  • Народовластие
  • Принцип большинства , воля большинства выявляется через выборы и референдум
  • Уважение прав меньшинства – право меньшинства на оппозицию
  • Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль принадлежит народному представительству - парламенту
  • Политический плюрализм (многообразие):
  • многопартийность, многообразие политических идей, СМИ и т. д.

    -Гласность – открытость деятельности политических институтов, доступность информации, свобода слова

    -Правовое государство , основой которого является верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан

ПРИНЦИПЫ

Демократия и Её формы

Представительная

Прямая (непосредственная)

Власть осуществляется самим народом без политических посредников. Как?

  • Выборы на основе всеобщего избирательного права
  • Референдумы
  • Сходы и собрания граждан
  • Обращения граждан в органы власти
  • Митинги, демонстрации

Осуществление власти представителями народа – депутатами

  • Обязательно наличие представительного законодательного органа – ПАРЛАМЕНТА
  • В процессе представительной демократии участвуют профессиональные политики
Слабые места демократии
  • 1.Несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, СМИ, административными рычагами воздействия на принятие решений.
  • 2.Неэффективное осуществление демократических принципов порождает разочарование в массах избирателей, недоверие к власти, нежелание участвовать в выборах и
  • прочих демократических процедурах.
  • Это ослабляет демократический режим!
Как вы оцениваете политическую систему России? Какой тип режима преобладает? По Форме правления государства бывают

Монархия (единовластие)- форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один человек, занимающий престол по праву рождения

Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является народ и выборные органы- парламент и президент

Абсолютная (неограниченная) единоличное правление

Конституционная (ограниченная) монарх царствует, но не правит

Парламентская:

  • Верховенство парламента
  • Прав-во ответственно перед Парламентом
  • Премьер-министр формирует и возглавляет прав-во

Президентская:

  • Президент – глава государства и прав-ва
  • Президент избирается населением или выборщиками
  • Прав-во ответственно перед Президентом

Смешанная (парламентско-президентская): Сильный парламент и сильный президент; баланс полномочий

Форма государственного устройства

Гражданское общество и государство

Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства . Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества

Признаки правового государства

Политическая элита

Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти

Теория элит Г. Моска и В.Парето :

1.Общество делится на класс правящих и класс управляемых;

2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством

3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др.

4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений

ПАРТИЯ (parties, pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели

Политическая цель

Политологи в структуре партии выделяют три уровня

Члены партии, занимающие государственные посты

Официальная партийная организация: лидеры, аналитики, партийный актив, рядовые члены

Блок избирателей, массовая база партии

Государство

Гражданское общество

Гражданское общество

Партии обеспечивают связь гражданского общества и государства

Классификация партий

Находящиеся у власти

Коммунисты

Анархисты

Монархисты

Клерикальные

Социал-демократы

Либералы

Консерваторы

  • По отношению к власти : правящие и оппозиционные
  • По организационной структуре : массовые и кадровые
  • По программным установкам : крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые
  • По идеологическим установкам: консервативные, либеральные, социал.

Функции партий:

1.Связь гражданского общества и государства

2.Электоральная – участие в выборах

3. Политическая социализация граждан

4. Воспитание политических элит

Либералы

Проправительственные партии

Типы партийных систем

Партийная система – это механизм взаимодействия и борьбы партий за власть

Фр. политолог Дюверже: «Партийная система – это стабильный ансамбль партий , длительное время, принимающий участие в дележе власти »

Однопартийная система

Двухпартийная система = бипартизм

Система «2-х с половиной партии» или «2+»

Многопартийная система

Политическое лидерство

Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе

Характеристики

политического лидера

Программа

Выражение интересов опред. группы

Настойчивость, воля, мужество

Имидж, ораторские способности

Команда помощников

Поддержка власти и масс

Типы лидерства по м.веберу

Традиционное лидерство , основано на традициях (вожди племен, монархи) ПРИВЫЧКА

Рационально-легальное лидерство – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом. РАЗУМ

Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». ВЕРА

Органы государственной власти

Субъекты Федерации

Федеративное устройство России На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает в себя 83 субъекта Федерации. РОССИЯ= 21 республика +46 областей +9 краев + 1 автономная область +4 автономных округа + 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)

Политическое участие

Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в институты власти

Политическая элита (профессионалы)

Рядовые граждане

Прямое (непосредственное) участие

Представительное (опосредованное) через избранных представителей

Признаки участия

1. конкретное действие

2. добровольность

3. участие является действительным, а не фиктивным

СМИ в политической системе

СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории

Интернет

Важный социальный институт, инструмент управления поведением людей

Каналы распространения информации

  • Информационная; влияние на избирателя
  • Политическая социализация
  • Представление различных общественных интересов
  • Формирование общественного мнения
Избирательный процесс в России

Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов

Этапы :

  • - Организационный
  • - Выдвижение и регистрация кандидатов
  • - Предвыборная агитация
  • - Голосование и определение его результатов
  • - Обнародование итогов

Выборы

  • Всеобщие
  • Равные
  • Тайные
  • Прямые

Активное избирательное право

Пассивное избирательное право

Абсентеизм – уклонение от участия в выборах

1.Лоббизм (лобби)= группы давления;

2. Лоббизм - процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Законотворческий процесс в рф

1.Законодательная инициатива (внесения з/п в ГД)

2.Обсуждение з/п в ГД

3. Принятие з/п в ГД

4.Принятие з/п в Совете Федерации

5.Подписание Президентом и обнародование (опубликование)


Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховный главнокомандующий. Кандидат на должность президента РФ: гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Полномочия: назначает с одобрения Гос. Думы председателя Правительства РФ; предоставляет кандидатуру на должность председателя ЦБ, судей, ген. прокурора, назначает выборы в Гос. Думу и роспуск её, подписывает и обнародует ФЗ, представляет Россию на международной арене.


Государственная Дума РФ Гос. Дума Гос. Дума - нижняя палата Федерального собрания РФ (парламента). Гос. Дума состоит из 450 депутатов, входящие в свои фракции, спикера Гос. Думы и его заместителей. С 2007г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах с сроком на 5 лет (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Полномочия: одобрение кандидатур, принимает ФЗ, принимает гос. бюджет РФ.


Совет Федерации РФ Совет Федерации Совет Федерации верхняя палата Федерального собрания РФ (парламента). В Совет Федерации РФ входят: по 2 представителя от каждого субъекта РФ по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Полномочия: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, назначение выборов Президента РФ, принятый в Гос. Думе федеральный закон может быть либо одобрен, либо отклонен в Совете Федерации РФ, назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.


Правительство РФ Правительство РФ Правительство РФ это высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением. Основная задача правительства проводить в жизнь законы, принятые Федеральным собранием РФ (парламентом). Правительство состоит из министров и возглавляется премьер-министром. Как высший орган исполнительной властью правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. Структура правительства - это министерства, департаменты, ведомства, федеральные службы и т. д.


Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Полномочия: Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, По запросам Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ, По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ


Верховный Суд РФ Верховный суд РФ Верховный суд РФ - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, окружным (флотским) военным судам. Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей. Кандидатура на должность судьи: возраст не менее 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет.


Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) высший судебный орган по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Система Арбитражных судов: -ВАС РФ; -Федеральные арбитражные суды; -Арбитражные апелляционные суды; -Арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ. Судьи ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.


Прокуратура РФ Прокуратура РФ Прокуратура РФ – это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Функции прокуратуры: -Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации и т.д. и за соответствие издаваемых ими нормативных актов федеральным законам; -Надзор за соблюдением прав и свобод человека; -Надзор за соблюдением законов органами следствия; -Дознание и предварительное следствие; -Надзор за соблюдением законов органами исполнения наказаний. Генеральный прокурор назначается и освобождается Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

3 слайд

Описание слайда:

С 1991 г. российская политическая система претерпела радикальные изменения. До 1991 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик. В советский период политическая система СССР и РСФСР по сути была тоталитарной (до 1956 г.) и авторитарной, так как согласно ст. 6 Конституции СССР и РСФСР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Это означало, что один политический институт (КПСС) доминировал над всеми иными.

4 слайд

Описание слайда:

С развалом Советского Союза и КПСС в 1991 г. начинается новый период в развитии политической системы России: учреждается институт президентства, избирается парламент, возникают политические партии и другие институты гражданского общества.

5 слайд

Описание слайда:

В 1993 г. в стране начался политический кризис. Противостояние Президента России и парламента привели к кровавым столкновениям в Москве и расстрелу Белого дома (октябрь 1993 г.), где в то время заседал парламент. Конфликт между законодательной и исполнительной властью был решен в пользу последней.

6 слайд

Описание слайда:

Принятие Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. способствовало созданию нормативно-правовой базы для нового этапа реформирования политической системы российского общества.

7 слайд

Описание слайда:

Важнейшим институтом российской политической системы является государство. Особенность государственной структуры России состоит в том, что Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти. Он как бы возвышается над властными институтами, осуществляя взаимодействие между ними. Такое положение Президента во властных структурах наделяет его почти неограниченными полномочиями и минимальной ответственностью.

8 слайд

Описание слайда:

Кроме государства в политическую систему России входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и др.

9 слайд

Описание слайда:

Серьезным недостатком российской политической системы является разобщенность государственных институтов и институтов гражданского общества (государства и общества); отсутствие действенных механизмов влияния общества на государство. Очевидно, осознавая этот недостаток, Президент В. В. Путин предложил создать Общественную палату, которая могла бы стать связующим звеном между обществом и государством. В декабре 2005 г. закончилось формирование Общественной палаты, состоящей из 120 членов. В настоящее время она является одним из общественно-политических институтов российской политической системы. В целом же российская политическая система находится в стадии формирования и развития.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Начало формирования партийной системы России относится к концу XIX - началу XX в. В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. - партия эсеров, в 1905 г. - партия октябристов («Союз 17 октября»), партия кадетов (конституционно-демократическая партия), и др. Однако после победы революции большевики уничтожили все партии, кроме РСДРП (б), и в стране более чем на 70 лет установилось господство одной - коммунистической партии. По сути это была тоталитарная партия-государство, не допускавшая никакой критики и никакой оппозиции. Руководитель партии одновременно являлся руководителем государства.

12 слайд

Описание слайда:

Возрождение многопартийности в российской партийной системе началось в начале 90-х гг. XX в. Одними из первых (май 1990 г.) были образованы Демократическая партия России (ДПР) - лидер Н. Травкин и Социал-демократическая партия России (СДПР) - лидеры-создатели О. Румянцев, П. Курдюкин и др.

13 слайд

Описание слайда:

В апреле 1990 г. была образована Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - лидер В. Жириновский. В том же году возник блок ЯБЛ (Явлинский, Болдырев, Лукин), который впоследствии трансформировался в партию «Яблоко» - лидер Г. Явлинский. В феврале 1993 г. из разрозненных групп бывшей КПСС была образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) - лидер Г. Зюганов.

14 слайд

Описание слайда:

В течение 90-х гг. XX в. в России создавались и распадались десятки партий и партийных блоков. Среди них были даже такие, как «Партия любителей пива». Большинство из возникавших партий были партиями-«однодневками». Они создавались амбициозными политиками для участия в очередной выборной кампании, а затем прекращали свое существование.

15 слайд

Описание слайда:

12 декабря 1993 г. в России впервые после 1917 г. состоялись многопартийные парламентские выборы. О своем желании участвовать в выборах заявили 35 избирательных объединений, но лишь восемь из них смогли преодолеть 5%-ный барьер и сформировать фракции в Государственной Думе. В думской выборной кампании 7 декабря 2003 г. приняли участие 22 избирательных объединения. Большинство из них также являлись партиями-«однодневками». Только трем партиям («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР) и одному партийному блоку - «Родина» удалось преодолеть 5%-ный барьер. Неожиданное поражение потерпели такие известные партии, как «Яблоко», СПС (Союз правых сил) и Аграрная партия.

16 слайд

Описание слайда:

В декабре 2004 г. в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» были внесены существенные изменения. В частности, минимальная численность членов партии была увеличена с 10 до 50 тыс. Кроме того, теперь партия должна иметь свои региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ с численностью не менее 500 человек в каждом (раньше допускалось иметь 100 членов). Начиная с 1 января 2007 г. партии, не отвечающие требованиям закона, подлежали ликвидации по суду. Был также повышен порог прохождения в Государственную Думу с 5 до 7 %, отменены графа «Против всех» и минимальный порог явки.

17 слайд

Описание слайда:

В декабрьских выборах 2007 г. в Государственную Думу приняли участие 14 партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, Союз правых сил, «Яблоко», «Патриоты России», «Гражданская сила», Аграрная партия, «Зеленые», «Народный союз», Демократическая партия. Партия мира и единства. Партия социальной справедливости. В ходе выборов и подсчета голосов были определены следующие результаты: «Единая Россия» - 64,3 % (315 мест в Думе), КПРФ - 11,57 % (57 мест), ЛДПР - 8,14 % (40 мест), «Справедливая Россия» - 7,74 % (38 мест).

18 слайд

Описание слайда:

Одна из особенностей российской партийной системы состоит в том, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживает Президент, Правительство РФ, губернаторы), неизменно пользуется успехом у избирателей. Особенно велика роль административного ресурса в небольших городах и сельских районах, где роль средств массовой информации весьма ограниченна, а межличностные связи служат каналами, по которым политическая информация достигает индивидов. В таких условиях позиция местного «начальника» играет ключевую роль в электоральном выборе.

19 слайд

Описание слайда:

На выборах в Государственную Думу в 1995 г. административный ресурс использовала партия «Наш дом - Россия», лидером которой являлся тогдашний Председатель Правительства РФ В. М. Черномырдин. На выборах в Государственную Думу в 2003 и 2007 гг. безграничным административным ресурсом пользовалась партия «Единая Россия». Во-первых, потому что ядро партии составляли министры, губернаторы, мэры крупных городов и другие чиновники. Во-вторых, ее поддерживал Президент РФ. В итоге партия получила абсолютное большинство мест в Государственной Думе.

20 слайд

Современная российская партийная система является многопартийной. Однако эта многопартийность весьма аморфная, нестабильная. Наряду с известными партиями перед каждыми выборами неожиданно появляются, а после выборов исчезают десятки новых партий и партийных блоков, программы которых практически не отличаются друг от друга. Такая «многопартийность» распыляет электорат, мешает избирателям сделать правильный выбор. Однако наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению партий и партийных блоков внушает определенный оптимизм. Например, если в выборах в Государственную Думу в 1995 г. приняли участие 43 избирательных объединения, в 1999 г. - 26, в 2003 г. - 22, то в 2007 г. - только 14 партий.

22 слайд

Описание слайда:

Основной помехой на пути развития российской партийной системы является административный ресурс, который использует правящий класс для сохранения своей политической монополии и ограничения демократического партийного строительства.

Разделы: История и обществознание

Тип урока: урок лекция, с элементами лабораторной работы.

Цель урока: В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система».

Задачи:

  1. Ученики в процессе изучения новой темы усваивают понятие «политическая система», ее структуру и функции.
  2. Учащиеся формируют навыки структурного анализа на примере политических институтов.
  3. Ученики совершенствуют умение групповой работы и практического применения знаний.

Оборудование: презентация урока, мультимедиа, экран, документы.

Данный урок 1-ый в теме «Введение в политологию», поэтому проводится в форме лекции.

План урока:

  1. Мотивационно-организационный этап.
  2. Актуализация.
    – Что такое политика? Что такое система?
  3. Изучение нового материала – лекция.
    – Что такое политическая система.
    – Структура политической системы.
    – Институты политической системы.
    – Политические отношения.
    – Политическая культура.
    – Политические нормы и ценности.
    – Политический режим.
  4. Лабораторная работа по документам и с высказываниями.
  5. Обобщение: обсуждение документов и мнений учащихся.
  6. Подведение итогов – выделение проблем для подготовки творческих проектов – опережающее домашнее задание

Ход урока

I. Организационно-мотивационный.

Вступительное слово учителя: Какую роль на ваш взгляд играет политика в современной жизни человека?

Обсуждаются ответы учащихся.

– Может ли человек не зависеть от политики в своей жизни?

Проводится минидискуссия, учащиеся приходят к выводу, что современное общество и человек зависят от политики и той политической системы,в которой они живут. Поэтому необходимо изучение структуры политической системы и различных ее видов.

II. Основная часть.

Работа с презентацией (приложение ) – метод кластера.

Что такое политическая система?

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – целостный и взаимосвязанный комплекс всех элементов. Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Проводится анализ схемы из презентации – Структура политической системы.

Дается характеристика институтов политической системы.

1. Государство как основной институт политической системы (формы государства) . Государство представляет собой организацию политической власти, обладающую специальными механизмами для управления обществом: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях государство применяет такие меры как принуждение - органы насилия (армия, органы безопасности).

  • формы правления
  • формы государственного устройства
  • формы политического режима

2. Партии.

3. Общественные организации. (слайд № 9, 10, 13)

1. Нормативная подсистема

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. К ней относятся:

  • правовые нормы
  • моральные нормы
  • политические традиции
  • корпоративные нормы

2. Коммуникативная подсистема, в нее входят политические отношения

– взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.

Первая группа – отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Вторую группу составляют отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

3. Культурно-идеологическая подсистема

Являясь отражением и, формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение масс.

Велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы. Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей. Политическая культура представляет собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Значимость политической культуры состоит прежде всего в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. Хотя в социально разнородном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направлена против господствующей системы власти и играет дестабилизирующую, разрушительную роль.

Политическая культура выполняет весьма существенные для политической жизни общества функции. Ее регулирующая функция проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и их организаций на восприятие ими политических событий, оценку существовавших и ныне действующих политических систем и их отдельных элементов политических деятелей, должностных лиц аппарата управления, а также на процесс подготовки и принятия политико- управленческих решений и т.п.

4. Функциональная подсистема .

III этап урока

Класс делится на 6 групп, каждая группа получает задание:

1 гр. – объясните высказывание: «Политика - игорный притон, в котором зрители рискуют проиграться также, как игроки» Г. Мабли

2 гр. – объясните тезис «Человек есть существо политическое…» Аристотель

3-6гр. – работа с документами.

IV этап урока – Рефлексия

– обсуждение результатов работы групп по методу вертушки.

Домашнее задание:

Подготовить проектные работы по темам:

  • «Политические партии России – мой выбор»;
  • «Избирательная система в РФ – ее плюсы и минусы»;
  • «Работа органов местного самоуправления в нашем поселке».