Что сделать чтобы лучше запомнить информацию. Как правильно изучать материал, чтобы хорошо его запомнить. Проверять произношение и написание

  • 31.08.2023

Большинству из нас обладатели отличной памяти кажутся некими фокусниками, невесть как быстро запоминающими нужную информацию.

Многие люди изучают один язык десятилетиями и так и не могут пробиться выше среднего уровня. Другие в то же время с легкостью овладевают полезной лексикой - но, черт возьми, как они это делают?

Исследованием этого вопроса недавно заинтересовался Мартин Дресслер, профессор нейробиологии института Макса Планка. И знаете что? Оказалось, что действительно существует простейшая схема, благодаря которой обладателем прекрасной памяти может стать буквально каждый.

Исследование гениев

Мартин Дресслер исходил из того, что чемпионы-мнемотехники отличаются от обычных людей особым складом ума. Проведя тестовую группу, набранную из таких мнемонов, Мартин с удивлением осознал, что почти все они для запоминания информации пользуются одной и той же техникой, с небольшими различиями.

Мозговая активность

Проведенное МРТ показало и схожесть строения мозга между гениальными «запоминателями» и обычными людьми. Отличительные факторы наблюдались лишь в самой мозговой деятельности, а не в реальной структуре мозга.

Дресслер задался целью понять, может ли особенная мозговая деятельность привести к серьезным когнитивным изменениям индивида и пришел к довольно неожиданным результатам.

Локус

Локус. Иначе эта же техника называется дворцом памяти. Общая идея заключается в том, что вы представляете действительно хорошо известное помещение (это может быть ваша квартира, это может быть одна комната или даже путь домой из вашего офиса - любое знакомое пространство). Затем вы просто стараетесь провести ассоциативный ряд «ориентир - то, что нужно запомнить».

Научное обоснование

Эта знаменитая стратегия использовалась еще сотни лет назад. Ученые полагают, что успех ее может быть связан с самой эволюцией человека. Ведь мы развивали наш мозг так, чтобы помнить места для охоты, места, в которых безопасно, и территории, куда заходить не следует. Привязывая, к примеру, слова иностранного языка к физическим свойствам местности, вы тем самым будто пробуждаете заложенные в разуме изначально способности.

Проверка практикой

Группа профессора Мартина Дресслера работала по системе локуса шесть недель. Люди тратили на тренировку всего тридцать минут в день и в конце, при экзаменовке, результаты оказались такими же высокими, как и у признанных чемпионов мнемоники.

МРТ-анализ мозга также показал, что умственная деятельность новичков стала значительно отличаться - мозг принялся задействовать другую часть для запоминаний.

Что это значит для вас

Эксперимент нейробиологов показал, что большинство из современных существующих систем обучения изначально строятся на неправильных предпосылках. Вот, почему люди учат несчастный английский язык десятилетиями и никак не могут продвинуться.

Вам действительно стоит попробовать описанную выше технику локуса - результат же будет заметен уже после первых двух недель тренировок.

Здравствуйте, мои любимые читатели.

Вы когда-нибудь думали, как быстро запомнить большой объем информации? Как не забыть все на утро? Как отложить все полученные таким интенсивным путем знания в долговременную память?

Все эти вопросы касаются каждого человека, которому хоть раз приходилось запоминать тонны материалов к экзамену, презентации или просто для улучшения собственных знаний.

Не раз я сталкивалась с тем, что многие не отрываясь от учебников, сидят и день и ночь в попытках запомнить как можно больше. А есть ли в этом смысл? Может они делают что-то не так? Может, есть другой выход?

Сегодня я и хочу с вами обсудить, как можно быстро и максимально эффективно запоминать новый материал.

7 советов, как быстро выучить то, что быстро выучить невозможно

  • Выделяйте основные мысли.

Каким бы ни был важным и большим за короткий срок, в нем всегда будет как минимум 50% воды. Вводные слова и придаточные предложения, примеры и разглагольствования автора - это то лишнее, что можно со спокойной душой отсечь от текста.

Во время чтения мысленно выделяйте основные мысли и запоминайте именно их . Формируйте так называемый скелет, на который в дальнейшем вы будете просто накладывать свои thoughts . Один только этот метод поможет вам сократить время на изучение материала в несколько раз.

  • Не читайте текст несколько раз.

Да, именно так. Чем больше раз вы читаете текст, тем сильнее вы начинаете останавливаться на всяких ненужных вещах и мелочах. Тем больше вы начинаете отвлекаться от самого важного. Наш мозг устроен таким образом, что лучше уж вы прочитайте один раз очень внимательно, выделяя основные мысли, а затем перескажите его, чем читать десять раз одно и то же в попытках запомнить. Это даст намного больше эффекта за короткое время.

  • Не проговаривайте про себя слова.

Мозг способен и без проговаривания улавливать смысл того, что видят глаза. Поэтому попробуйте не останавливаться на каждом слове во время чтения, а скользить по тексту глазами . Да, будет сложно, но это значительно ускорит процесс.

Если вы регулярно работаете с большим объемом информации, которую нужно запоминать или вам просто необходимо развить свою память по максимуму, воспользуйтесь советами Станислава Матвеева — рекордсмена по запоминанию. Этот человек доказал, что каждый способен на большее, чем он думает.

  • Не сидите на месте.

Походите по дому. Разложите вещи в шкафу. Вяжите или вышивайте крестиком. Встаньте и пойдите гулять в парк. Делайте любое физическое дело, когда уже пытаетесь пересказать то, что прочитали. Ученые не раз отмечали, что физическая подвижность увеличивает работоспособность и продуктивность мозга . Так пользуйтесь тем, что в вас уже есть.

  • Делите на части.

Как бы вам ни хотелось за день, вряд ли у вас это получится. Наш мозг просто не способен без подготовки освоить тонны материала. Поэтому я советую делить все на части. Освоили одну часть - отдохните, попейте чай, выйдите на улицу на 15 минут. В общем, перезагрузите свой мозг .

Даже если вам и требуется освоить как можно больше материала за день - планируйте отдых . C самого утра запланируйте, например, в какое время вы будете учить, а в какое - relax . Запланируйте время обеда и отдыха. Тогда вероятность успеха у вас будет намного выше, чем если вы просто встанете с утра и будете учить до ночи.

  • Развивайте периферийное зрение.

Чтобы значительно сократить время на чтение - развивайте умение читать всю строку целиком . Так, вам не придется бегать глазами по строчке, вы будете видеть все сразу. Конечно, этому не научишься за короткое время, но если вам постоянно приходится работать с большими объемами информации, этот навык становится крайне необходимым.

Уже сейчас вы можете начать заниматься, чтобы развить в себе эти способности. Хорошим помощником в этом может стать онлайн сервис Brainapps . Там можно зарегистрироваться и пользоваться хорошими тренажерами.

Также можно приобрести премиум-аккаунт и воспользоваться еще бо льшими возможностями (например, пройти профессиональный курс по скорочтению , получать регулярные подстроенные под ваш уровень тренировки, получить доступ ко всем играм-тренажерам, представленным на сайте и т.д. ).

Уделяйте подобным занятиям 5-10 минут в день, и уже через пару недель вы значительно увеличите скорость прочтения одной страницы текста. Я это на себе испытала.

  • Повторяйте через каждые 2-3 часа.

Чтобы не потерять то, что вы недавно выучили из полочек своей краткосрочной памяти, повторяйте выученный материал через каждые 2-3 часа. Это и освежит ваши знания, и поможет перемещать информацию в промежуточную память.

Я надеюсь, что среди этих советов вы найдете то, что поможет вам не только правильно учить, но и правильно планировать свое обучение. Если вам предстоит выучить много материала, попробуйте эти методы. И лично я, и многие мои ученики не раз пробовали их на себе.

А если вы хотите получать еще больше информации о любых аспектах английского языка - подписывайтесь на рассылку моего блога. Вас ждет самая актуальная и верная информация, много интересного и полезного.

Инструкция

Рассчитайте время, которое потребуется на подготовку к экзамену. Ни в коем случае не оставляйте все на последний день. У человеческого организма есть предел, до которого он способен воспринимать информацию, и это стоит учитывать. Спланируйте, сколько тем, страниц или параграфов вам нужно изучить за день. Последние сутки перед экзаменом оставьте на отдых и легкое повторение.

Поймите про себя, какой тип памяти у вас лучше развит. Различают зрительную, слуховую и моторную. Если вы лучше помните то, что увидели, больше читайте и выделяйте маркером важные места в конспекте. Если на первом месте слуховая память, читайте или проговаривайте основные мысли вслух. А если тактильная - пишите конспекты или шпаргалки. Кстати, они будут нелишними практически для всех, даже если не использовать их на экзамене.

Не начинайте сразу зубрить материал . Сначала просмотрите его, выявите основные идеи и факты. Составьте краткий конспект или план ответа на основе опорных слов. И попробуйте им воспользоваться. Начинайте с самых сложных и непонятных тем. Отведите для них утренние часы, даже если вы считаете себя совой.

Чередуйте работу и отдых. Лучше всего использовать режим школы: 40-45 минут зубрежки и 10-15 минут для расслабления. Во время отдыха обязательно меняйте вид деятельности: пройдитесь, сделайте зарядку, не нагружайте глаза и уши другими образами.

Повторите изученный материал по экзаменационным вопросам. Их список обычно студентам известен. Имитируйте испытание: напишите вопросы на листочках и тяните. Прочитав задание, кратко набросайте ответ. Те моменты, которые даются особенно трудно, перескажите вслух кому-то из близких. Это придаст вам уверенности.

Используйте для повторения зеркало: рассказывайте материал своему отражению. Старайтесь выглядеть уверенно, пусть ваш голос звучит твердо. Если вы не нашли ответы на какие-то вопросы, задайте их преподавателю на консультации перед экзаменом.

Применяйте мнемонику или метод ассоциаций для запоминания сложных понятий, формул или дат. Например, годовщину какой-нибудь битвы можно соотнести с днем рождения знакомого. Придумайте стишок или смешную фразу, в которой каждое слово будет соответствовать символу в формуле. Такой творческий подход позволит накрепко усвоить нужную информацию.

Источники:

  • Как быстро выучить материал

Часто русский язык называют одним из самых трудных их-за правил, исключений в них, словарных слов и т.д. Но если отнестись к изучению языка внимательно, в системе, с установлением причинно-следственных и ассоциативных связей, можно заметить, как изменится отношение к нему.

Инструкция

Школьники обычно с трудом усваивают словарные слова. Бывает, что запомнив их так, как они написаны в учебнике, ученик не может сориентироваться, увидев то или иное слово в тексте. Создайте необходимые условия, чтобы запоминание происходило не механически, а осознанно, чтобы школьнику было интересно учить трудные для него слова. А то, что понято, закрепится в памяти навсегда.

Попытайтесь мысленно поставить себя на место ученика данного возраста. Постарайтесь вспомнить, как проводил работу по запоминанию словарных слов ваш учитель. Подумайте, как бы вам , чтобы педагог с вами занимался по данной теме? Теперь проанализируйте запланированную вами структуру урока, методы, которые вы применяете, и внесите что-нибудь новое. Ваша цель – заинтересовать .

Первое, что следует сделать при работе с новым словарным словом – записать его на доске, поставить , прочитать. Цветом или шрифтом выделите ту букву или их сочетание, которые необходимо запомнить. Произнесите сначала вы, затем вместе с детьми.

Разберите слово по составу. Часто дети пишут вместо одной другую, так как не могут разобраться, к какой морфеме она относится. Поэтому до урока найдите интересную информацию о происхождении этого словарного слова. Для детей разного возраста по- объясняйте этимологию слова. Обратитесь к соответствующему словарю, попытайтесь превратить сухую и скучную информацию, данную в нем, например, в сказку, которая заинтересует младших школьников. Этимологический анализ способствует тому, что дети начнут понимать причинно-следственные связи, почему оно является словарным, а значит, запомнят его написание. Запишите слово в тетради или в специальные словарики.

Для младшего школьного возраста рекомендуется использовать как можно больше наглядных средств, поэтому, если это возможно, проиллюстрируйте или найдите рисунок, соответствующий данному трудному слову. У ребенка возникнут ассоциации, когда ему необходимо будет написать предложение с этим словом.

Теперь попросите детей придумать свои предложения, где встречается новое слово. Можете вспомнить и ранее изученные. Дайте задание составить текст из 3-4 на заданную тему, где встречались бы слова из словарика. Через некоторое время попросите учеников зачитать полученные высказывания и посчитать, кто употребил больше всего словарных слов.

Обязательно обращайте внимание на все уже изученные слова, которые встречаются во время выполнения заданий. Не забудьте повторить новый материал в конце урока. В качестве домашнего задания полезно дать творческую работу, связанную с новым словом. Опирайтесь на интересы школьников. Если ребенок хорошо , попросите проиллюстрировать словарное слово. Если же ученик сочиняет сказки, пусть напишет историю, например, о дружбе словарных слов и т.д.

Видео по теме

Человеку любого возраста для запоминания большого объема материала требуется значительное количество усилий. Экспериментально доказано, что механическое перечитывание текстов дает практически нулевой результат. Поэтому главное – использовать правильный подход. В целях облегчения усвоения большого материала рекомендуют применять комплексный учебный метод.

Инструкция

Организационные моменты
Учите в утренние часы, с 7 до 12 часов, и в послеобеденное время - с 14 до 18 часов. Это оптимальное время для запоминания. За сложную информацию беритесь с утра. Если вы ограничены во времени, то старайтесь хорошо высыпаться, соблюдать режим дня, и 10-минутные перерывы .

Делите весь объем информации на количество дней, за которые ее следует выучить. Оставляйте один день в запасе на повторение, если возможно. Специалисты считают, залогом успешного запоминания материала является его правильное распределение во времени.

Разбейте большой материал на разделы, блоки, желательно смысловые. Или же блоки, равные по физическому объему. Если не очевидно, то сами придумайте ассоциативную связь между разделами, озаглавьте их.

Запомните последовательность блоков или разделов. Для этого составьте короткий план. Также используйте ассоциативные цепочки, смысловые ассоциации и другие методы.

Повторите, а точнее - перескажите информацию после первого прочтения. Это гораздо продуктивнее, чем ее еще несколько раз. Принимайтесь за следующий блок материала. Проработав его, повторите быстро первый и второй. И так далее, по нарастающей схеме.

На следующее утро, после пробуждения, быстро повторите заученное в прошлый день. Пользуйтесь опорными словами, конспектами и прочими методами или, лучше, пересказывайте по памяти. По конспектам затем проконтролируйте, все ли удалось вспомнить. На следующий день начинайте повторение с того места, на котором в предыдущий день.

Источники:

  • Приемы эффктивного повторения и запоминания

Как сказал известный американский мастер экрана Спенсер Трейси: «Все что нужно актеру - выучить роль и не натыкаться на мебель». Знаменитый артист, конечно же, шутил, но и в этой шутке есть своя доля правды. Роль вам все же придется выучить.

Инструкция

Для начала, несколько раз внимательно прочитайте весь текст, включая реплики ваших партнеров. Вникните в смысл происходящего в пьесе. Отметьте незнакомые слова, выясните и правильное произношение. Распланируйте свою работу относительно того времени, которым располагаете. Учитывая возможность непредвиденных обстоятельств, всегда оставляйте некоторое время себе в запас.Теперь можно приступать непосредственно к заучиванию.

Для того чтобы быстро , необходимо соблюдать несколько простых правил.Учитывайте, что в первые 10-20 минут умственной работы трудно переключиться от предыдущей деятельности. Поэтому к заучиванию текста готовьтесь заранее. Например, перечитайте то, что учили накануне. Во время заучивания роли, не чередуйте эту работу с похожей. Перерывы, которые вы делаете, лучше заполняйте максимально неинтеллектуальной деятельностью (физические упражнения, прогулка). Лучший способ забыть только что выученный текст - сразу же вслед за этим пытаться запомнить другой материал.Избегайте, по возможности, отвлечений во время заучивания роли. Если сразу откликнуться на позвонивший телефон или ответить обратившемуся человеку, потом очень трудно вернуться к работе. Избавьтесь от всех отвлекающих моментов: отключите телефон, попросите знакомых или домочадцев не беспокоить вас. Что же делать, если это невозможно? Допустим, телефон. Не поднимайте сразу же трубку. Пусть он прозвонит несколько раз, а вы в это время закрепите то, что делаете сейчас. Еще раз прочитайте последнее предложение, повторите вслух заучиваемую фразу и т.д. А теперь отвечайте на звонок. Используйте эффект незаконченного действия. Не заучивайте до конца. Отложите часть работы на утро. Тогда психологическое напряжение, вызванное незавершенным действием, закрепит запоминание.

Кроме самого текста, вам необходимо выучить также моменты выхода и вступления. Для того, чтобы не учить чужие роли, договоритесь с кем-нибудь из домочадцев. Пусть он почитает сценарий, исключая ваши реплики, чтобы вы запомнили, когда вам нужно реагировать.Учить старайтесь перед зеркалом, для того, чтобы отработать эмоции. Не пользуйтесь только своим опытом, прочитайте несколько книг на тему пьесы, для того, чтобы понять особенности психологии своего персонажа.Все жесты, перемещения и действия с реквизитом запоминайте уже непосредственно на репетициях, учитывая движения ваших партнеров, и местонахождение декораций.

Видео по теме

Запоминание словарных слов - важнейшая часть в изучении любого иностранного языка. Используя разные методы, можно легко и быстро выучить новые слова. Хорошим подспорьем является применение творческих приемов в обучении.

Вам понадобится

  • - компьютер с выходом в интернет,
  • - словарь,
  • - картонные карточки.

Инструкция

Вырежьте прямоугольные карточки. Заполните их словарными словами. Для этого на одной стороне напишите слово, которое хотите , а на другой - его перевод. Для большей наглядности нарисуйте на карточке изображение предмета. Это повысит эффективность запоминания.

Найдите себе помощника. Это может быть близкий родственник, с которым вы живете. Попросите его называть , которые написаны на карточках. Вы в это время будете переводить их. Этот способ больше подходит для тех, кто информацию лучше воспринимает через слух.

Напишите несколько раз одно и то же слово. Воспользуйтесь или ручками. Некоторые люди быстрее заучивают слова, когда повторяют определенные действия. Проговаривайте вслух слова, которые пишете.

Скачайте в интернете аудиофайлы на том языке, который изучаете. Закачайте их в свой плеер. Помимо запоминания новых слов, вы услышите, как они правильно произносятся.

Поощряйте себя. На большом листе нарисуйте ступени, по которым вы будете взбираться на самую последнюю из них. Выучив 100 новых слов, нарисуйте звезду на ступени. Придумайте награду, которую получите по достижении последней ступени.

Видео по теме

Связанная статья

Школьные годы чудесные для многих остались омрачены огромным количеством материала, который необходимо было выучить. Каждый справлялся с этим по-своему: кто-то перечитывал десятки раз, кто-то писал шпаргалки, кто-то предпочитал спать с учебником. Однако существуют методики, благодаря которым, текст запоминается легче.

Вам понадобится

  • - диктофон;
  • - аромалампа и эфирное масло.

Инструкция

Приступайте к изучению материала в первой половине дня. Выберите время, когда вы уже и ясно соображаете, но еще не успели устать, и постарайтесь «впихнуть» в себя как можно больше полезной информации. Не нужно откладывать текст на последний день. В этом случае психологический момент сыграет свою роль: вам будет страшно даже подходить к учебнику, и вы ничего не запомните.

Прочитайте текст , вникните в его суть. Даже если вы зазубриваете наизусть отрывок из литературного произведения, необходимо понимать, о чем в нем идет речь. Мысленно составьте краткий план прочитанного.

Подумайте, какая память у вас развита лучше: зрительная или слуховая. Если зрительная, то, приступая к изучению текст а, внимательно рассмотрите страницу. Обратите внимание, какой у нее номер, сколько в текст е абзацев, загнуты ли уголки листа. Несколько раз прочитайте первый абзац. Затем мысленно представьте перед собой страницу и «прочитайте» с нее текст .

Если вы лучше запоминаете на слух, прочитайте текст на диктофон, а затем регулярно прослушивайте запись, разбивая информацию на отрывки и заучивая его.

Человек хорошо запоминает информацию, которая ассоциируется у него с определенными запахами. Приступая к заучиванию текст а, зажгите аромалампу, наполнив ее эфирным маслом. Подойдет масло цитрусовых, мяты, розмарина, можжевельника, эвкалипта, муската. После этого вам достаточно будет приоткрыть флакончик и почувствовать знакомый аромат, чтобы вспомнить текст .

После того как вы выучили текст , отвлекитесь, займитесь другими делами, и не открывайте книгу. Повторить его следует лишь вечером. Во сне человеческий мозг сортирует информацию, раскладывает ее по полочкам, удаляя ненужную. Вы и сами удивитесь, когда, поймете, что можете воспроизвести текст с любого места.

Быстрое запоминание текста - одна из повседневных проблем многих школьников и студентов. Зачастую на заучивание какой-либо информации тратится много времени и сил. Однако запомнить текст вовсе не сложно, если соблюдать несколько простых правил.

Необходимые условия для запоминания текста

Если нужно запомнить какой-то текст, читать его лучше всего утром, когда мозг еще не слишком загружен, наиболее активен и хорошо воспринимает необходимую информацию, при этом выделять основные мысли. Читать желательно в спокойном месте, где нет посторонних шумов, стараться не отвлекаться на различные мысли. Некоторые люди имеют особенность лучше усваивать информацию в условиях шума, в таком случае не следует изменять своим привычкам.


Чтобы прочитанный текст зафиксировался в памяти, его нужно пересказать. Способ воспроизведения текста зависит от того, какой вид памяти лучше воспринимает информацию. Если хорошо развита зрительная память, то краткое содержание текста можно записать, сделать что-то вроде шпаргалки. Если же лучше развито слуховое восприятие, то можно рассказать прочитанное кому-нибудь или самому себе. Улучшает запоминание текста его обсуждение.

Во время прочтения текста не желательно проговаривать слова или возвращаться взглядом к уже прочитанному. Внимание при этом рассеивается, раздражается нервная система, да и уровень восприятия резко снижается.


Конечно же, чтобы текст лучше усваивался, нужны постоянные тренировки. Прежде всего, нужно тренировать непосредственно память, причем в комплексе как слуховую, так и зрительную.


Также одним из немаловажных факторов для является периферийное зрение – возможность захватить взглядом больший объем текста.


Видео по теме

Реальный разговор с носителем языка может стать проблемой, если вы вовремя не вспоминаете нужные фразы, а также плохо понимаете, о чем с вами говорят. Попробуйте эффективные способы запоминать иностранные слова, и со временем добьетесь свободного общения!

1. Завести словарь

Можно вспомнить школу и вести словарь традиционно: разделить страницу в тетради на 2 колонки и записывать слова . Или подойти творчески. Выберите 7-10 выражений для изучения в ближайшие дни и попробуйте их записать на иностранном языке без перевода, а рядом выписать синонимы и антонимы. Другой вариант: делить слова по тематическим группам, а рядом записывать предложения с ними. Помните, что отдельные слова гораздо сложнее запоминать и применять, чем готовые фразы и словосочетания с ними.

2. Проверять произношение и написание

Воспользуйтесь любым одноязычным словарем в интернете, чтобы посмотреть написание слова, послушать произношение и повторить вслух за носителем языка. Делайте это сразу, как приступили к изучению нового выражения.

Это гарантированный способ найти и освоить много актуальных выражений на изучаемом языке. Но материалы нужно выбрать правильно. Если вас интересует современная разговорная лексика и сленг, читайте то же самое, что и на своем языке: посты в социальных сетях, ленты новостей, блоги реальных людей. Если выбрали книгу, то пусть в ней будет больше диалогов и меньше описаний.

4. Играть в словарные игры

Веселый способ проверить качество запоминания новых слов и провести время на уроке интересно. Найдите поиском в интернете кроссворды, предложения с пропусками, тесты, memory games. Возьмите за привычку после каждого занятия тренировать с их помощью новые слова 5-10 минут.

Регулярно пользуйтесь любым из этих способов или каждым по очереди, чтобы надолго запоминать иностранные слова и пользоваться ими в разговоре!

Совет 9: Маленькие хитрости: как выучить словарные слова

Каждый учитель скажет, что словарные слова – это очень важно: их знание помогает нам научиться грамотно писать по-русски. Как помочь ребенку выучить словарные слова?

Каждая мама представляет, что такое выучить с ребенком словарные слова: их много, все они разные. Времени на то, чтобы их выучить, уходит много, а результат часто не радует. Что же делать?


Учить, конечно. И стараться сделать так, чтобы зубрежки было поменьше, а учеба превратилась в игру. Вот несколько советов, которые могут помочь справиться со сложными, но такими нужными словарными словами.


· Учитель выдал список словарных слов? Отлично! Подумайте, куда его можно повесить так, чтобы была возможность повторять их понемножку. Отличный вариант – на стенку в кухне, рядом с тем местом, где обычно сидит ребенок. Пусть слова всё время будут перед глазами.


· Нет списка? Сделайте его сами, так даже лучше. Напишите 4-5 слов, которые сейчас проходят в классе, крупными буквами.


· Прочитайте слова вслух с ребенком. Если слов задали сразу много, лучше делать это небольшими порциями – до десяти слов. Ярким маркером отметьте буквы, которые сложно запомнить. Например, в слове «ЗАЯЦ» - подчеркните «Я», «БЕРЕЗА» - отметьте «Е».


А теперь поиграем в игры со словами.


Первая игра, геометрическая.


Например, нам нужно запомнить, слово «МОЛОКО». Сложные буквы – О, они круглые. Значит, нам нужно придумать что-то круглое с молоком, например, круглая банка с молоком катится с горки. Можно даже нарисовать эту банку и придумать про нее историю.


Возьмем другое слово: «ЗАВОД». Сложная буква – А, похожа на треугольник. Значит, можно нарисовать треугольное здание завода. А если перед этим словом было слово «МОЛОКО», можно сказать ребенку, что на этом заводе разливают молоко – в круглых банках. Всё это помогает нам подключать фантазию и делать безликие слова ожившими и знакомыми.


Вторая игра: придумываем рассказы.


Суть игры в том, чтобы придумать словосочетания, в которых все сложные буквы будут понятными и простыми. Например, мОлоко мОкрое. В первом слове буква непонятна, а во втором – никто не ошибется, напишет О. А вот словосочетание на вторую букву: молОко в лОжке. На зАвод пойдём зАвтра. Если получится смешно – это очень хорошо: так быстрее запомнится.

Не возникает проблем с рифмой, большими стихотворениями, там всё гораздо проще. В случаях же, когда нужно выучить большой текст, можно воспользоваться некоторыми приёмами, помогающими ускорить зубрёжку.

После прочтения, нужно сразу начать проговаривать текст, так вероятность быстрого запоминания гораздо выше, относительно того, когда вы будете читать текст огромное количество раз, не пытаясь проговаривать его вслух.

Гораздо легче текст будет запоминаться, если вы будете читать его перед зеркалом, словно перед зрителем. У каждого человека, определённый тип памяти, является главенствующим, но у большинства людей хорошо запоминаются тексты песен, когда они много раз прослушивают композицию, то есть, чем больше вы будете говорить вслух, тем больше вы запомните. Можно пытаться пересказывать прочитанное человеку, находящемуся рядом.

Также, одним из действенных методов запоминания большого количества информации, является визуализация. Это метод, при котором ключевая часть информации, которую нужно запомнить, в воображении, предстаёт в виде образов и картинок.

Запоминание имен

1. Когда человек назвал вам свое имя, попробуйте вспомнить знакомого с таким же именем, а затем провести ассоциацию между новым знакомым и старым знакомым, или же с актером, певцом, писателем. Когда есть ассоциативное подкрепление имени, его намного легче запомнить.


2. Уделите внимание новому имени. Подумайте о нём. Попробуйте вспомнить несколько вариаций этого имени и сопоставить образ нового знакомого с этими вариациями. Подумайте о буквах, которые входят в имя, о первой букве имени. Это не займет больше 5-10 секунд, а имя укрепится в памяти надолго.


3. Мысленно выведите имя на листке бумаги, прорисовывая каждую букву. Или действительно после встречи со знакомым запишите это имя. Неважно где, в вашем рабочем ежедневнике, который всегда под рукой, или на стикере, который вы сразу выкинете. Главное, что пока мы пишем имя, мы о нем думаем и на нем, к тому же работает зрительная память, так что имя должно крепко запомниться.

Запоминание иностранных слов

1. Метод фонетических ассоциаций. Нужно подобрать иностранному слову созвучное в русском языке. Когда-то я очень путалась в словах walk (гулять) и work (работать). Можно подобрать фонетическую ассоциацию: walk – волк. И придумать яркую запоминающуюся фразу с найденным словом: работа не walk, walk – это «гулять».


2. Метод взаимодействия всех ощущений. Эта техника очень помогает в разговорном , когда нужно быстро подобрать и вспомнить подходящее слово. Не думайте о том, как звучит иностранное слово на русском языке. Попробуйте наглядно представить образ предмета. Например: bread – хлеб. Ассоциируйте это слово с теплым хлебом, с его ароматом, представьте, как нарезаете этот хлеб на завтрак. С помощью таких ассоциаций слово всплывет в памяти гораздо быстрее, т.к. в фонетических ассоциациях можно запутаться.

Плохая память? Забываете о важном? Необходимо быстро выучить что-то новое? Читайте, как легко запоминать большие объемы информации и стать умнее!

Эта статья поможет вам быстро подготовиться к экзаменам, без труда повысить квалификацию на работе, изучить новые языки или легко освоить любое новое для себя направление. При этом ваш мозг будет запоминать большие объемы информации лучше и быстрее, а ваша память автоматически усилится!

1. Запоминаем информацию зрительно!
2. Почему о видео стоит сказать отдельно?
3. Подключаем слух и ощущения!
4. Сон и обучение во сне!
5. Как правильно запоминать большие объемы информации?
6. Соединяем новую информацию с прошлым опытом!
6. Как научиться запоминать большой объем информации сразу?
7. Упражнение для улучшения памяти!
8. Программа для синхронизации полушарий мозга!

Запоминаем информацию зрительно!

Ученые выяснили, что несмотря на различие репрезентативной системы (как вы знаете, выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков, определить свой тип вы можете ), мозг любого человека основную информацию воспринимает зрительно.

Причем зрение очень сильно влияет на все другие органы чувств и нередко искажает принятую ими информацию.

Был проведен эксперимент…

Любителям и ценителям вина было предложено распознать, что у них в бокале. А в бокале подавали белое вино, в которое добавили красный пищевой краситель.

Ни один участник эксперимента не сказал, что вино белое, так как на цвет оно было красное!!

Как использовать это знание, чтобы запомнить большие объемы информации?

Любой текст мозг не воспринимает информацию как некий поток, а лишь как картинку. Читая слово или фразу, мы подключаем воображение, чтобы уловить смысл. Иными словами мы переводим буквенный текст в зрительный.

Но это в разы снижает скорость и качество запоминания!

А вот если мы сразу видим перед глазами картинку, то ее смысл становится понятен без «перевода» и запоминается намного лучше!

Поэтому каждую новую мысль запоминаемого текста стоит связать со зрительным изображением. Это могут быть поясняющие картинки, графики, таблицы, диаграммы и т.п.

Почему о видео стоит сказать отдельно?

Особенно хорошо зрительная информация воспринимается в движении. Статичная картинка гораздо менее эффективна, чем динамичный ролик. Поэтому если вы запоминаете новую информацию, включайте в процесс обучения тематические видео!

Подключаем слух и ощущения!

Даже если вы кинестетик или аудиал, то слух и ощущения все равно будут для вас дополнительными источниками усвоения информации. Но вот сбрасывать их со счетов явно не стоит даже ярким визуалам.

Чем больше каналов восприятия мы задействуем во время запоминания, тем лучше усваивается информация, и тем дольше она держится в нашей оперативной памяти.

Поэтому, запоминая текст, не поленитесь прочитать его вслух. Также используйте наглядные пособия, которые вы можете запомнить на ощупь.

Сон и обучение во сне!

Сам по себе сон, особенно перед экзаменом или другим важным событием, когда вам потребуется «обналичить» выученные знания, уже играет немаловажную роль. На этот предмет было протестировано несколько сотен студентов. Те студенты, которые в ночь перед экзаменом спокойно спали, показывали гораздо лучший результат, чем те, которые занимались ночной зубрежкой.

Поэтому, если вы хорошо выспитесь, то шансов вспомнить усвоенное у вас будет намного больше!

Также стоит особо отметить феномен обучения во сне.

Ученые установили, что человеческий мозг хорошо запоминает информацию в первые 60 минут после засыпания. Поэтому, запоминая информацию вслух, вы можете включить диктофон и записать ее, а потом включить воспроизведение при погружении в сон.

Как правильно запоминать большие объемы информации?

От того, как вы организуете свое обучение, также сильно зависит конечный результат.

Многие используют метод зубрежки и «чахнут» над знаниями до тех пор, пока не «выучат». Однако такой подход не является эффективным.

Гораздо легче и проще запомнить большой объем информации если:

  • делать перерывы между изучением каждого нового блока информации;
  • изучать новые блоки вперемешку;
  • составлять краткий конспект изученного;
  • повторить изученное через час, затем через 3 часа, а потом на следующий день.

Что значит изучать новые блоки вперемешку?

При изучении новой информации можно идти последовательно. Сначала выучить одно, затем второе, которое вытекает из первого, потом третье, тесно связанное со вторым. Казалось бы, такой подход должен быть правильным. Но нет.

Когда человек переключает внимание на новый аспект, не связанный с предыдущим, он воспринимает информацию гораздо лучше. Так, скажем, если вы изучаете английский язык, уделите 15 минут запоминанию новых слов, потом 5 минут отдохните и начните 15 минут слушать английскую речь, потом снова перерыв, и займитесь чтением. Опять перерыв, затем перевод текста. А через час повторите изученные слова. Результат вас удивит!

Отдельно стоит сказать пару слов о конспекте…

Не нужно записывать туда все подряд и превращать конспект в шпаргалку. Достаточно записать по одному слову каждой новой мысли, при этом слово должно отражать эту самую мысль. При таком подходе вам потребуется только взглянуть на записанное слово, чтобы вспомнить все, что с ним связано.

Соединяем новую информацию с прошлым опытом!

Это еще один немаловажный аспект! Новые знания должны занять в вашей памяти свой отдел, тогда вам будет легко «вытащить» их, когда потребуется.

Рассмотрим на примере…

У многих людей есть проблема с запоминанием новых имен или чисел. Чтобы устранить эту проблему, попробуйте при запоминании связать эту информацию с каким-то образом, который уже есть в вашей голове.

К примеру, нового сотрудника зовут Иван. Вы вспоминаете, что так звали героя русских народных сказок. Все! Это имя прочно впечатается в вашу память! Или, допустим, вам порекомендовали по какому-то вопросу связаться с Марьей Ивановной. Чтобы эту самую Марью Ивановну не забыть (ведь вы ее еще даже не видели), стоит просто припомнить, что так звали вашу первую учительницу… В общем, суть понятна.

То же и с цифрами!

Не нужно искать какую-то логику в своих рассуждениях, когда вы пытаетесь, например, запомнить пароль от новой банковской карты. Мысль может прийти такая: 18 — молодость, 70 — старость. Теперь пароль 1870 вы запомните на всю жизнь!

Вам нужно лишь подобрать свою ассоциацию!

А если, к примеру, вы изучаете какое-то новое дело или осваиваете новую способность?

Все, что вам необходимо, это проанализировать, какие аспекты и детали вам уже известны.

Допустим, вы хотите открыть бизнес по изготовлению шифера, а до этого занимались поставкой продуктов питания.

Что может быть общего?

Не так мало, как вы думаете. Для любого бизнеса потребуется составить бизнес-план, закупить необходимое оборудование, определить целевую аудиторию, продумать рекламную кампанию, решить вопрос с сотрудниками. И все это вы это уже умеете!! Вам останется только сосредоточиться на отличиях и вникнуть в процесс изготовления этого самого шифера.

Согласитесь, кажется гораздо легче, чем осваивать совершенно новый и незнакомый вид деятельности.

Как научиться запоминать большой объем информации сразу?

Помните в школе была такая форма, как пересказ? А ведь неслучайно!

Пересказывая полученную информацию кому-либо, мы тут же запоминаем ее, причем очень надолго. Поэтому, если есть «свободные уши», используйте их для пользы дела. При этом пересказывать лучше глядя в конспект, тогда даже большой объем информации уляжется в вашей памяти целиком и полностью.

Но если свободных ушей под рукой не оказалось, на помощь придет зеркало.

При этом постарайтесь объяснить все своему отражению как можно нагляднее — используя мимику и жестикуляцию.

Чем больше телесных движений вы задействуете в процессе пересказа, тем лучше усвоится информация. А в сам «час Х» (экзамен или другое подобное мероприятие), вы можете вспомнить свои гримасы и жесты, при этом сопутствующая информация, которую вы пытались объяснить своему отражению, всплывет в памяти сама собой.

Также, как говорилось выше, для наглядности в конспект стоит включать изображения.

Упражнение для улучшения памяти!

Это простое упражнение дает просто невероятный эффект!

Оно способствует расширению оперативной памяти мозга и легко позволяет запоминать большие объемы информации.

Некоторые школьники, которые раньше с трудом запоминали уроки, после регулярного выполнения этого упражнения многократно повысили свою успеваемость, стали умнее и избавились от проблем с учебой.

Взрослые уже после нескольких недель занятий отметили, что перестали забывать о важных вещах, стали легко запоминать большие объемы информации, легче переносить информационные нагрузки и стрессы!

Всего 5 минут в день помогут вам быстро запоминать большие объемы информации!

Это упражнение синхронизирует деятельность обоих полушарий мозга, что позволяет запоминать больше, быстрее и лучше!

Что нужно делать?

1. Встать так, чтобы ноги располагались на ширине плеч.

2. Правой рукой нужно взяться за мочку левого уха, а левой рукой — за мочку правого.

3. На вдохе в таком положении рук выполнить приседание.

4. На выдохе в этом же положении рук встать.

Можно сделать несколько подходов, чтобы общее время приседаний составило 5 минут, или выполнить приседания сразу. Этого времени в день будет вполне достаточно.

Также благоприятно влияет на память йога для мозга (практика ), так как обеспечивает дополнительный приток крови к мозгу.

Программа для синхронизации полушарий мозга!

Для улучшения памяти и запоминания больших объемов информации также хорошо использовать специальную аудиопрограмму, которая синхронизирует деятельность полушарий мозга и увеличивает его «пропускную» способность принимать информацию. Кроме того, программа способствует саморазвитию личности в целом. Прослушивать ее желательно ежедневно в дневные часы.

Программа для синхронизации полушарий мозга

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Репрезентативная система - понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира (

Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

  • Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

  • Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

  • Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Методики запоминания

Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

  • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
  • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
  • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

Уловки для быстрого запоминания

Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

  • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

  • Спеть слова или текст;

Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

  • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

  • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
  • Прочитать громко с выражением;
  • Написать текст другой рукой;

Если вы левша, напишите правой, если правша - левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

  • Найти партнера для тренировки;

Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

  • Запишите текст на диктофон;

Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.