Лось животное. Образ жизни и среда обитания лося. Лось — охотничье-промысловое животное (мясо и кожа) Ранее о приручении и разведении лосей в России

  • 07.05.2020

Урок 61

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ТИП УРОКА: урок проверки, оценки и коррекции знаний учащихся

ЦЕЛИ УРОКА:

Проверка знаний учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Написание диктанта

Берегите природу

Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона - всё это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов - всего живого, прекрасного, естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затопленный сад, «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко приносят с прогулки, выловленная рыбная молодь в речушке - всё это удар по запасам природных богатств, которые - увы! - не безграничны. В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро: тут каждое дерево - это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье.

Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.

(125 слов )

(В. Ткаченко )

Грамматическое задание

1.Составьте схему выделенных предложений (по вариантам).

2. Произвести морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Произвести разбор по составу слов микрорайона, лесопарков, безразмерный, безграничны (по вариантам).

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелёными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадётся им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, чёрная смородина, кислая брусника - все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настаёт пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела поспела; овёс закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочаны лишь в начале сентября.

Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем.

(192 слова )

(Из сборника диктантов В. Покровского )

Грамматическое задание

1. Составьте схему выделенных предложений (по вариантам).

2. Произведите разбор по составу слов:

подосиновиксыроежка

запестрелиотправляться

золотистуюгородские

3. Произведите морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

Урок 62

ТЕМА: «Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении».

ТИП УРОКА:

ЦЕЛИ УРОКА:

Дать понятие обособления; уточнить, какие члены предложения подлежат обособлению; особенности обособления в письменной и устной речи.

Закрепить умение грамотного письменного разбора предложений обособленными членами.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Ребята, вы узнали на предыдущих уроках, что предложение может быть осложнено однородными членами (с обобщенными членами и без них). Сегодня мы поговорим с вами ещё об одном виде осложненных предложений. Это предложения, осложненные обособленными членами.

Что такое обособление?

Каким образом в устной речи чувствуется обособленная грамматическая конструкция?

3. Работа с учебником

. § 47 (чтение материала параграфа, правила).

Упр. 287.

Упр. 288.

4. Работа с записями на доске

Составьте предложения по схемам.

(Весь класс составляет вместе с учителем.)

5. Обобщение по теме

Спишите, определите, какие второстепенные члены являются обособленными:

1) В узеньких коридорчиках, тесных и неопрятных, у театральной залы зрителей встречали девушки, продававшие программки.

2) Перед первым рядом, у самой сцены, стояла пианино и четыре пульта.

3) Андрей, художник-пейзажист, вышел на лужайку, ровным венцом окаймлённую кустами и деревьями.

4) Город был далеко, где-то там, на краю света, с кривыми улицами, грязными бульварами и чадящими автомобилями.

5) Пронеслась ранняя пчела, вечно строгая, озабоченная.

. § 47 упр.289, 290.

Со словами в рамочке придумать предложения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

. «Обособить» - отделить особо, выделить, выгородить, исключить из общего.

«Обособление» - интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ (конструкции, оборота).

(Краткий справочник по современному русскому языку )

2. Найдите примеры предложений с обособлением:

а) Вступив в лицей, Пушкин уже знал английский язык. (А. Пушкин )

б) Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми гусарами, жившими в то время в Царском Селе. (С. Комовский )

в) Учился Пушкин легко, но небрежно. (А. Пушнин )

г) В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел. (М. Волконская )

д) Друг мой, упрёки твои жестоки и несправедливы. (А. Пушкин )

3. Укажите, как выделяются обособленные члены предложения:

а) с помощью восклицательного знака;

б) с помощью запятых;

в) с помощью тире;

г) с помощью интонаций;

д) с помощью скобок.

Урок 63

ТЕМА: «Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

Закрепить тему «Понятие об обособлении».

Познакомить учащихся с понятием «обособленные определения».

Развивать грамотную устную речь учащихся, учить интонационно выделять обособленные определения.

ТИП УРОКА: комбинированный

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

3. Мини-опрос

Что такое обособление второстепенных членов?

Как выражается обособление на письме? В устной речи?

Как обозначается слово, к которому относятся обособленные члены предложения?

Какие пунктуационные знаки служат для обозначения обособления на письме?

4. Объяснение темы урока

Запишите предложение:

И уфимская куница, более всех уважаемая, не перевелась еще в лесистых верховьях рек Уфы и Белой. (С. Аксаков )

Найдите грамматическую основу и второстепенные члены предложения, подчеркните их.

Что можно сказать об определении? Чем оно выражено? Согласованное оно или нет?

Обособленными определениями в предложении могут быть имена прилагательные, причастия, существительные в косвенном падеже (распространенные зависимыми словами и нераспространённые), находящиеся после определяемого слова.

([ х, | |, ...].)

Разберите пример из учебника (§ 49, стр. 137).

Упр. 291.

Стр. 140: чтение теоретического материала, ответы на вопросы. Обобщение по теме.

5. Подведение итогов урока

6. Сообщение домашнего задания

§ 48, упр. 293.

Урок 64

ТЕМА: «Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения».

ЦЕЛИ УРОКА:

Отработать навык определения согласованных и несогласованных определений.

Практиковать морфологический принцип синтаксиса, учить видеть, чем выражены согласованные и несогласованные определения.

Научить различать условия обособления определений.

ТИП УРОКА: сообщение нового материала.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая «пятиминутка»

Спишите, расставьте знаки препинания, сделайте правильный выбор буквы.

Дружба

Ск(а,о)тившись с горной высоты.

Л(е,и)жал во прахе ду(б,п) перунами ра(з,с)битый

А с ним и ги(б,п)кий плющ(ь,...) кругом е(в,г)о (о,а)бвитый...

О Дружба это ты!

В. Жуковский

4. Работа с учебником

Стр. 141 (анализ схемы, помеченной звездочкой).

Выполнение упр. 295 (устно).

Упр. 296 (по заданию).

Чтение Теоретического материала на стр. 142, анализ условий обособления определений.

5. Практикум по теме

Найдите и выделите обособленные определения и определяемые слова. Укажите, какими частями речи являются определяемые слова. Начертите схемы предложений, расставьте знаки препинания.

1) Довольный ею он принялся уже писать работа его завлекла.

2) Чистое непорочное прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника.

3) Обманувший доверенность вельможа был наказан примерно и отставлен от места.

4) Изнеможенный рассеянный он начал припоминать все какие только знал молитвы.

5) Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными чёрными кудрями.

6) Перед ним лежала красавица с растрепанною роскошною косою с длинными как стрелы ресницами.

7) Звезды мерцающие в ночи манят нас своим загадочным светом.

(Проверка с объяснением.)

Анализ примечания к правилу на стр. 143.

Задание после изучения примечания:

1) придумайте свой пример с согласованным определением с добавочным обстоятельственным значением.

(проверка вслух, запись удачных 1-2 вариантов с разбором).

2) Упр. 297 (1-5 предл.).

6. Подведение итогов урока

7. Сообщение домашнего задания

§ 48 упр. 297 (6-10 предл.), упр. 299.

Урок 65

ТЕМА: «Текст-рассуждение» (обучающее сочинение).

ЦЕЛЬ : формировать умения учащихся составлять текст-рассуждение.

ТИП УРОКА : урок развития речи.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).

Рассуждение - очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое мышление, выводы.

Важно уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог.

Структура текста-рассуждения состоит из трех частей:

1) тезис (основная мысль, утверждение или отрицание какого-то суждения, понятия, явления).

2) доказательство этой мысли; убедительные аргументы и факты.

3) вывод, заключение.

Часто для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом.

Широко используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

3. Подготовка к написанию сочинения

Сегодня мы с вами будем писать текст-рассуждение на дискуссионную тему. Проведём сначала подготовительную работу.

1) Работа с учебником § 49,упр. 301. (анализ текста).

2) упр. 302 (напишите о том, что вас волнует по этой теме в виде полемического диалога с писателем).

(Обсуждение возможного варианта концовки.)

4. Сообщение домашнего задания

Упр. 303, 304.

Урок 66

ТЕМА: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

Формировать умение учащихся обособлять приложения.

Отработать навыки постановки знаков препинания при выделении приложения (условия обособления приложения).

Повторить орфографию (правописание суффиксов глаголов).

ТИП УРОКА: сообщение нового материала.

НА ДОСКЕ:

1. Местные охотники , | звероловы |, вышли в тайгу.

х

Мне часто снятся те ребята - | друзья моих военных дней |.

х

2. Я старался вообразить себе капитана Миронова , | моего будущего начальника ... |.

3. х

| Ровесники годами, близкие родственники |, они почти никогда не разлучались.

4. Сосна, | как дерево смолистое |, с трудом поддается гниению. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу .

5. Смешанный пример:

В.И. Даль, ровесник и друг Пушкина и тоже писатель, по образованию врач, - автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Повторяем орфографию (запись под диктовку)

Пожало вать в гости, маме нездорови лось, померя лись силой, похлопы вать по плечу, внимательно рассматри вать, заведо вать хозяйством, рассчиты вали на помощь, допыты ваться о происшедшем, расклеи ли афиши, запомни ли навсегда, понрави лись детям, погляды вать искоса.

4. Беседа

Вспомните, ребята, что такое приложение? (Приложение - это определение, выраженное существительным. Приложение может иметь разные поясняющие значения. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово.)

Так как приложение является определением, оно тоже обособляется. Некоторые условия обособления определений и приложений совпадают.

5. Работа с учебником

§ 50

Анализ предложений (материал, помеченный звездочкой).

Чтение теоретического материала на стр. 147, составление схем к предложениям из правила.

Анализ предложений на стр. 148

Упр. 307 (по заданию).

6. Практикум

Прочитайте предложения, написанные на доске; найдите определяемое слово (чем оно выражено?); выделите его, подчеркните приложение.

Проанализируйте условия обособления приложений.

Выводы по проделанной работе.

Приложения обособляются, если относятся к личному местоимению, если стоят после имени собственного, если стоят после нарицательного существительного, если присоединяются к определяемому слову союзом как.

Пояснение. Обособленное приложение с союзом как .

Такое приложение очень похоже на сравнительный оборот. Часто их трудно различить. Обособленное приложение присоединяется к определяемому слову (стоит после подлежащего или дополнения, выраженных существительными или местоимением) и имеет оттенок обстоятельственного (часто причинного) значения. Оно не содержит в себе функций сравнения. Обособленное приложение можно заменить деепричастным оборотом со словом будучи , например: Как истинный романтик, Гофман прожил необыкновенную жизнь. Будучи истинным романтиком, Гофман прожил необыкновенную жизнь.

7. Подведение итогов урока

Что называется приложением? В каких случаях обособляется приложение?

Расскажите об особенностях обособления приложения с союзом как .

В каком случае можно поставить тире при приложении?

§ 50 упр. 308, 309.

Урок 67

ТЕМА: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

Закрепить навыки обособления приложений, относящихся к разным видам определяемых слов.

Уточнить условия обособления приложений с союзом как .

Отработать постановку знаков препинания и выделение интонацией обособленных приложений.

ТИП УРОКА: обобщение материала, закрепление изученного.

НА ДОСКЕ:

1. Спишите, расставляя знаки препинания:

1) Андрей художник-пейзажист вышел на лужайку окаймленную кустами и деревьями.

2) Он как человек городской почти с ужасом вспоминал этот лес труб мансард.

3) Он сам властитель Синодала ведет богатый караван.

4) Пугачёв освободил от гнусных преследований Швабрина дочь этого погибшего капитана Машу Миронову.

5) В Петровском парке был дом пушкинского деда строптивого и мрачного Ганнибала.

6) Он Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.

2. Составьте предложения по схемам:

,

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задании

3. Повторение изученного

(Выполнение задания на доске)

4. Объяснительный диктант

1) Каждый человек, хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности. (К. Паустовский)

2) Пушкин, величайший преобразователь лучших человеческих чувств, создал идеал возвышенной лицейской дружбы. (К. Паустовский )

3) Мысли его, Есенина, рождаются вместе с взрывом эмоций. (По Е. Винокурову )

4) Молодёжь и старики, рабочие и профессора, разные слои общества, любят Есенина. (По Е. Винокурову )

5) Александровская колонна воздвигнута как памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. (Л. Казаков )

(Проверка проводится в виде схем на доске, сделанных вызванным учеником.)

5. Работа по теме урока

Обособленное приложение с союзом как

1) Слово учителя:

Обособленное приложение может присоединяться союзом как с дополнительным значением причинности.

Например: Гулливер, | как заядлый путешественник |, любил путешествовать. (запись в тетрадях)

НО: не являются приложениями обороты с союзом как в значении «в качестве».

Например: Суворов | как полководец | руководил штурмом врага по всем правилам.

2) Практикум.

Придумайте и запишите предложения по схемам:

6. Работа с учебником

Упр. 311, упр. 312.

7. Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 313.

Урок 68

ТЕМА: «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

Повторить материал об обособлении деепричастия и деепричастного оборота.

Отработать умения определять границы деепричастного оборота.

Закрепить навыки постановки выделительных знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Повторяем орфографию

Поклеив обои, бескорыстно поддерживая, отторгнув предложение, восстанавливая силы, расспрашивая о впечатлениях, ревностно охраняя, хрустнув под ногой, участливо заботясь, радостно улыбаясь, направляясь к морю, поблёскивая на солнце, немного помолчав, свистнув с ветки, исправляя ошибки.

4. Повторение

Что называется деепричастным оборотом?

Когда деепричастный оборот выделяется запятыми? А деепричастие?

Составьте по данным схемам предложения.

1) [ , | | ].

2) [ | |, ].

3) [ , | |, ].

5. Работа с учебником

§ 51

Работа с материалом, помеченным звездочкой.

Изучение теоретического материала.

Упр. 314,упр. 315 (по заданию).

6. Практикум

Составьте предложения с фразеологическими оборотами и запишите их.

Спустя рукава, сломя голову, не покладая рук, засучив рукава, сложа руки.

Одиночные деепричастия, близкие по функции к наречию и непосредственно примыкающие к сказуемому, не обособляются. Ср.

Он читал лежа. - Он читал, лежа на диване.

Придумайте и запишите предложения со словами:

сидя, шутя, не торопясь,

молча, стоя, нехотя,

не глядя, лёжа, играя.

(проверка)

7. Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 317, 320.

Урок 69

ТЕМА: «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

Проверить качество усвоения нового материала на практике.

Выявить речевые недочеты в работе над составлением предложений с обособленными обстоятельствами.

Развивать логическое мышление и аналитические способности при работе с текстом.

ТИП УРОКА: закрепление и обобщение изученного.

ХОД УРОКА

1. Организацвонный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Работа с учебником

Стр. 155 (чтение теоретического материала).

Упр. 322 (по заданию).

Упр. 321.

Исправьте грамматические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

Увидев человека в сером, ужас охватил Петера.

Замерев на месте, голова моя была непокрыта.

Опомнившись, мне пришлось уйти.

Делается проверка и вывод об употреблении деепричастных оборотов в речи.

4. Практикум

Запишите предложения. Составьте к ним схемы.

Мендель, взглянув на него и вернувшись к действительности, в первую минуту даже испугался.

Остановив солдата в этой, в высшей степени трудной позе, художник принялся с жаром работать, делая спешный набросок.

Но бедняга, не слушая живописца, спешил спуститься со своего эшафота по лестнице, ведущей с помоста на пол.

(проверка).

Распространите одиночные деепричастия, превратив их в деепричастные обороты. Расставьте знаки препинания.

Измученный Гулливер с трудом поднялся на ноги и шатаясь... вышел на воздух.

Гулливер взглянув... не мог удержаться от смеха.

Остановившись... Гулливер увидел что матросы оставили его на берегу.

Возвратившись... Гулливер рассказал о своих приключениях.

Разгневавшись... королева приказала строго наказать.

(Взаимопроверка)

Измените предложения превратив один из глаголов в деепричастие. Расставьте знаки препинания.

Филипп Филиппович сжал губы и ничего не сказал.

В белом сиянии стоял жрец и сквозь зубы пел про священные берега Нила.

Он выпрямился, глянул на собачью голову...

(М. Булгаков )

(проверка)

5. Подведение итогов урока

6. Сообщение домашнего задания

Упр. 318, 219.

Урок 70

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ЦЕЛЬ УРОКА:

Проверить уровень усвоения изученного.

ТИП УРОКА: урок проверки оценки, коррекции знаний учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Написание диктанта

I

Лосиное стадо, напуганное кем-то, мгновенно пересекло поляну и скрылось в кустарнике. Около минуты лыжники зорко осматривали побережье, гадая , куда скрылись великаны. И вдруг стадо, чего никто не ожидал, выскочило к реке, понеслось вдоль берега, но у речного изгиба, увидев кого-то впереди, смешалось и, завернув, бросилось на лёд. Огромный вожак, выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину, во весь опор повел стадо левее небольшой, слегка дымящейся черной полыньи, держа путь в овраг на этой стороне. Ещё один лось, две лосихи и несколько лосят, приотстав, врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки, где снежок лишь слегка прикрывал лёд, лось-вожак со всего разбегу заскользил, широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и, увидев совсем рядом полынью, забился изо всех сил, стараясь остановиться, и грохнулся на бок. Стадо пронеслось мимо и, выскочив на берег, скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом, сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги, но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лёд. Лыжники так и ахнули, увидев, как над водой, среди льдинок заметалась его рогатая голова.

(187 слов )

(М. Бубеннов )

II

Мазайцы

Талая вода сначала поднималась очень медленно, будто робея, а потом под напором северных верховий стала прибывать, заполняя низины.

Заметив опасность, лоси, косули, кабаны уходят на соседние возвышенности. Труднее мелким животным, которым не одолеть водной преграды. Будто азартный охотник сгоняет зверюшек в западню. Целыми стаями носятся по взлобкам напуганные зайцы. А там, где не осталось уже места скакать взад-вперёд, сидят, вымокшие, притихшие, и ждут своей участи.

Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.

Пока гребём, скрипя уключинами, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы.

А это что такое? К нашему удивлению, в середине заячьей братии обнаружилась поначалу незамеченная нами... лиса. Правда, не та былая пышнохвостая красавица, какие встречаются по зиме. Мокрая шерсть на ней обвисла, хвост тонок, глаза поблескивают хитринкой.

Кое-как загоняем лису в конуру на носу лодки, и наш ковчег снова продолжает плавание по разлившейся реке. Исцарапанные лисьими когтями, с набухшими мозолями на руках, перепачканные грязью и страшно усталые, но довольные своим путешествием пристаем к лесному обрывчику. Один за одним дают стрекача спасённые нами от половодья зайцы, а за ними без оглядки убегает и Патрикеевна, видно, так и не сообразившая, какое с ней - случилось приключение.

(216 слов )

(По А. Сабирову )

Грамматическое задание

1. Разберите по членам выделенные предложения (по вариантам).

2. Выполните фонетический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Составьте из слов диктанта словарный диктант на орфограмму «правописание проверяемых безударных гласных корня».

Попытки одомашнить лосей предпринимались давно. Но, как и многие другие начинания, серьёзный масштаб и воплощение эти инициативы обрели в Советском Союзе. Казалось, что из лося можно сделать "лесную корову" - животное легко приручается, обладает ценным мясом (лучше мяса любого оленя), а кормиться будущие стада лосей могут на отходах лесоповалов (мелкие ветки, стружка, кора), которые нецелесообразно вывозить из лесов. Кроме того, в конце 1930-х годов, когда советское военное начальство ещё носилось с романтической идеей о непобедимой кавалерии, делались попытки сделать из лосей боевых скакунов для войны на севере. По некоторым источникам, лосиный кавалерийский полк был практически сформирован к началу финской войны в конце 1939 года, но эта война, а за ней и Вторая Мировая поставили крест на эффективности кавалерии в современных условиях - даже если эта кавалерия передвигается на лосях.
Идеи мирного использования лосей оказались более живучими, и в 1946 году в девственных лесах Коми (современный Печоро-Илычский заповедник) была создана первая лосиная ферма с мясной специализацией. Однако, довольно быстро оказалось, что, несмотря на лёгкость приручения лося, его очень сложно и дорого содержать в неволе (недаром в очень немногих зоопарках есть лоси). Даже прирученные лоси не желают собираться в стадо и пастись - лесная растительность не выдерживает такой плотности копытных, а луговые травы лоси не любят. Если лося держать в загоне, то корм доставлять ему очень невыгодно (лось ест лишь малую часть древесины и древесной массы); кроме того, у лосей от тесноты нередко начинаются психические расстройства. Единственный способ разведения лосей - прирученные лосихи кормятся в лесу недалеко от фермы, приходят рожать на ферму, в период гона уходят в лес к самцам. Здесь основная сложность состоит в организации и охране огромного лесного пространства, необходимого для прокорма хотя пары десятков лосей.
При Хрущёве попытки одомашнивания лосей достигли наибольшего размаха, было открыто ещё 7 ферм, но почти все они к концу советского времени закрылись. Сейчас осталось 2 из них, рентабельной является лишь .


Дело в том, что на этой ферме впервые стали массово и успешно доить лосих, а лосиное молоко полезно и пользуется большим спросом. Неподалеку от лосефермы даже есть санаторий, специализирующийся на лечении язвенников лосиным молоком. Помимо молочного лосеводства, развита на Сумароковской ферме и научная деятельность - можно сказать, это центр российского практического лосеведения, ферма сотрудничает со многими научными учреждениями.
К сожалению, взрослых лосей мы так и не увидели - не сезон, нас познакомили только с молодыми лосями с только пробивающимися рогами, и с новорожденными, пока ещё постоянно живущими в вольерах.



Впрочем, это досадное упущение было компенсировано интересным рассказом - экскурсоводом у нас была одна из доярок фермы.


Собственно, сложность в том, что лосиха - не корова, лактация не круглый год, молоко есть только в период вскармливания лосят (до 4 месяцев, с апреля по июнь). И лосиха знает, кому предназначается молоко, она не подпустит, а вероятно и прибьёт всех, кто пытается подобраться к её вымени вместо лосёнка. Так что когда прикормленной и прирученной лосихе приходит время рожать, то она, как правило, делает это на ферме. Пока мать ещё не оправится от родов, лосёнка быстро уносят в специальный вольер-инкубатор, на его место приходит доярка. Доярка буквально обмазывается околоплодными водами и всем остальным, в чём обычно бывает новорождённый лосёнок. Лосиха приходит в себя, видит рядом что-то довольно странное, но вроде пахнет как лосёнок - ну что родила, то родила, надо кормить. После этого доярка воспринимается лосихой как её лосёнок, лосиха позволяет себя доить только этой женщине. Эта связь держится до осени, когда начинается гон. Особенно мне понравилось, что лосиха приходит кормить своего человекообразного лосёнка каждый день в одно и то же время, так что у одной доярки может быть несколько лосих, которые приходят в разное время и не подозревают о существовании друг друга. Если лосиха видит, что "лосёнку" что-то угрожает, то это в принципе добродушное животное готовится к атаке, и если угроза не отступает, то бьёт копытом, в некоторых случаях становится на задние ноги и делает так называемую "дробь" - бьёт двумя передними копытами одновременно. На ферме таким образом было убито несколько собак. В общем, если у вас есть своя лосиха, то преступников можно не опасаться.
Лосята же первое время содержатся в вольерах, потом разделяются по половому признаку. Самцов отпускают в лес, где они быстро дичают, самок оставляют ещё на какое-то время, и потом они большую часть жизни проводят вблизи лосефермы.
Лосиное молоко - продукт дорогой (600 рублей/литр), дефицитный, но продегустировать его мне удалось. Оказалось довольно вкусно, вроде сливок коровьего молока с грибами и почему-то мукой.

Лось, или соха́тый (лат. Alces alces) - парнокопытное млекопитающее, самый крупный вид семейства оленевых.

Описание

Лось относится к наиболее крупному виду современных оленей. Тело взрослого самца может доходить до 3-х метров в длину при высоте в холке до 240 см и весе до 600 кг. Своим внешним видом лось заметно отличается от ближайших родственников оленей. У этого животного очень длинные ноги, мощная широкая грудная клетка и массивная горбоносая голова. Вздутая верхняя губа заметно нависает над губой нижней. Уши у лося большие и подвижные. Под горлом животного свисает кожистый вырост до 40 см, который называют «серьгой». Лосинные рога имеют короткий ствол и широкую, немного вогнутую, лопату. Лопата, в свою очередь, окружена отростками, которых может быть до 18. Однако, рога лося имеют изменчивую конструкцию и могут даже вовсе не иметь лопаты, как у обычного оленя. Окрас тела лосей черно-бурый, а ноги – от светло-серого до почти белого. Окрас лосей выполняет защитную функцию и соответствует цвету коры деревьев окружающего леса. Поэтому оттенки окраски животных зависят от места обитания. Зимняя окраска лосей заметно светлее, чем летняя.

Самцы лося отличаются от самок своими могучими рогами. У молодых лосей рога (спицы) появляются только через полтора года после появления на свет. На третьем году жизни они начинают ветвиться, и только после этого начинает появляться характерная лосинная лопата. Окончательную форму рога животного приобретают только на пятом году жизни. Разные подвиды лосей имеют рога разной величины и веса. При этом, даже особи одного подвида могут иметь рога разной конструкции и величины. Их размах достигает 180 см, масса - 20-30 кг. Рога лось сбрасывает ежегодно в ноябре - декабре и ходит без них до апреля - мая. Самки безрогие.

Часто лося называют сохатым из-за рогов, своей формой напоминающих соху.

Восточносибирский лось в отличие от европейского имеет вытянутую голову и узкую горбоносую морду. Большая верхняя губа сильно нависает на нижней. Шерсть восточносибирского лося окрашена в черно-бурый цвет на конце морды, бока окрашены в более темный цвет, который захватывает брюшную часть тела. Паховая область более светлая. У самцов вдоль позвоночника протягивается бурая полоса. Ноги с внутренней стороны окрашены в серовато-желтый цвет, а снаружи шерсть отличается темно-бурым цветом. Вырост, или так называемая «серьга», которая расположена под горлом в длину достигает порядка 40 сантиметров. Западные лоси имеют более короткую «серьгу».

Распространение

Ареал обитания лосей весьма обширен. Эти животные весьма распространены в северных лесах Европы, Азии, Северной Америки. В отдельные периоды прошлых лет численность лосей по разным причинам существенно сокращалась, однако, усилиями зоологов и некоторых государств их численность была восстановлена и преумножена. Сегодня лоси обитают в европейских странах: России, Венгрии, Чехии, Польше, Швеции, Норвегии, Финляндии. В Азии лоси распространены в Китае и Монголии. На североамериканском континенте лось обитает в Канаде.

Восточносибирский лось распространен в Сибири, к востоку от реки Енисей и на Дальнем Востоке, за исключением Амурского и Уссурийского районов. Шерсть лосят до наступления зимы окрашены в красно-серые оттенки.

Образ жизни

Лось – животное малоподвижное. Лоси поднимаются с лежки только для кормежки, а после этого снова укладываются до следующего приема пищи. Активный образ жизни они ведут лишь во время гона, когда самцы проявляют агрессию и бывают опасны даже для человека. С окончанием брачного периода животные снова становятся спокойными до флегматичности. Несмотря на видимую монотонность, жизнь лосей имеет свои характерные особенности. В разное время года, например, эти лесные гиганты ведут себя различным образом. Лоси могут создавать временные стада, кочевать с места на место, менять состав кормовой базы и способы добывания пищи. Зима в жизни лосей делится на два периода: малоснежный и многоснежный.

Лоси населяют различные леса, заросли ивняков по берегам степных рек и озёр, в лесотундре держатся по березнякам и осинникам. В степи и тундре летом встречаются и вдали от леса, иногда на сотни километров. Большое значение для лосей имеет наличие болот, тихих рек и озёр, где летом они кормятся водной растительностью и спасаются от жары. Зимой для лося необходимы смешанные и хвойные леса с густым подлеском. В той части ареала, где высота снежного покрова не более 30-50 см, лоси живут оседло; там, где она достигает 70 см, на зиму совершают переходы в менее снежные районы. Переход к местам зимовок идёт постепенно и продолжается с октября по декабрь-январь. Первыми идут самки с лосятами, последними - взрослые самцы и самки без лосят. В день лоси проходят по 10-15 км. Обратные, весенние перекочёвки происходят во время таяния снегов и в обратном порядке: первыми идут взрослые самцы, последними - самки с лосятами.

Описание последовательности сезонов в жизни лосей удобнее всего начать с осени, когда молодые сеголетки становятся самостоятельными, а взрослые особи нагуливают жир в преддверии зимы. Осенний переходный период продолжается около месяца и представляет собой переход от летних кормов к зимним. Особенности и сроки этого переходного периода определяются климатическими условиями в данном районе обитания животных.

Зимой лоси отдают предпочтение хвойным и смешанным лесам. Оседлый образ жизни лоси ведут при высоте снежного покрова от 30 до 50 см. Если же снег глубокий – 70 или более сантиметров, лоси откочевывают в менее снежные районы. Декабрь – январь являются временем ухода лосей в места зимовок. Первыми на зимовку уходят самки с молодняком, а за ними следуют бездетные самки и самцы. При этом, в течение одних суток лоси проходят 10 – 15 километров. Когда начинает таять снег, животные покидают места зимовок. В этом случае первыми в путь отправляются самцы, а уже за ним следуют самки с потомством.

Летом из-за жары и кровососущих насекомых лоси активную жизнь ведут по ночам, а днем отлеживаются на продуваемые ветром полянах и болотах. Зимой наоборот, днем животные кормятся, а ночь проводят в лежке. При наступлении сильных морозов лоси могут зарываться в снег так, что снаружи остается только голова. В средней полосе России лоси предпочитают зимовать в зарослях молодого сосняка, а в Сибири эти животные зимуют в ивняке или молодых березовых рощах, расположенных у рек.

Лоси быстро бегают, до 56 км/ч; хорошо плавают. Разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты. От хищников обороняются ударами передних ног. Из органов чувств у лося лучше всего развиты слух и обоняние; зрение слабое - неподвижно стоящего человека он не видит на расстоянии немногих десятков метров.

Размножение

Самцы и холостые самки живут поодиночке или небольшими группами по 3-4 животных. Летом и зимой взрослые самки ходят с лосятами, образуя группы из 3-4 голов, иногда к ним присоединяются самцы и холостые самки, образуя стадо в 5-8 голов. Весной эти стада распадаются.

Гон у лося происходит в тот же сезон, что у оленя, - в сентябре-октябре и сопровождается характерным глухим рёвом самцов («стоном»). Во время гона самцы и самки возбуждены и агрессивны, могут напасть даже на человека. Самцы устраивают поединки, иногда до смерти. В отличие от большинства оленей, лось - условный моногам, редко спаривается более чем с одной самкой.

Во время брачного сезона самцы лося не собирают гаремов, как другие виды оленей. В период гона самцы сильно возбуждены, рогами ломают ветви, роют копытами ямы, ищут самок и ходят за ними, отгоняя конкурентов и иногда вступая с ними в драку. В это время лоси, в большей степени самцы, утрачивают присущую им осторожность, и перестают бояться людей, что создает ощущение того, что осенью лосей в лесу становится заметно больше. Брачный период продолжается около двух месяцев и завершается в октябре или ноябре. Самки достигают половой зрелости ко второй или третьей осени, а самцы – на год позже.

Беременность самок продолжается примерно 230 дней, после чего лосиха приносит одного – двух детенышей. Это происходит в апреле или мае. Следует заметить, что в парных пометах один их лосят часто погибает. Лосята появляются на свет однотонными светло-рыжими и примерно неделю остаются в месте своего рождения, а затем начинают ходить вместе с матерью. При этом, они уже начинают питаться листьями осин и берез. А вот достать траву в этот период они еще не в состоянии из-за свои длинных ног. Лишь в возрасте от одного месяца лосята научаются при кормежке опускаться на колени и есть траву. Самка подкармливает лосят молоком примерно до 4-месячного возраста. Лосинное молоко в 3-4 раза жирнее коровьего, а по содержанию белков превышает его в 5 раз. В течение суток лосенок потребляет 1 – 2 литра молока. Молодняк быстро растет и к первой осени лосята достигают веса около 130 кг, а иногда и до 200 кг.

Половозрелыми лоси становятся в 2 года. После 12 лет лось начинает стареть; в природе лосей старше 10 лет не более 3 %. В неволе доживают до 20-22 лет.

Питание

Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, лишайниками и грибами. Летом они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; кормятся водными и околоводными растениями (вахта, калужница, кубышки, кувшинки, хвощи), а также высокими травами на гарях и лесосеках - кипреем, щавелём. В конце лета отыскивают шляпочные грибы, веточки черники и брусники с ягодами. С сентября начинают скусывать побеги и ветви деревьев и кустарников и к ноябрю почти полностью переходят на веточный корм. К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна (в Северной Америке - пихта), осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору. За сутки взрослый лось съедает: летом около 35 кг корма, а зимой - 12-15 кг; за год - около 7 т. При большой численности лоси повреждают лесные питомники и посадки. Почти повсюду лоси посещают солонцы; зимой слизывают соль даже с шоссейных дорог.

Хозяйственное значение

Лось - охотничье-промысловое животное (мясо и кожа).

В России и Скандинавии предпринимались попытки одомашнить и использовать лосей как ездовое и молочное животное, однако сложность содержания делает это экономически нецелесообразным. В СССР существовало 7 лосеферм, в настоящее время существует две - лосеферма Печоро-Илычского заповедника в посёлке Якша и Сумароковская лосиная ферма в Костромской области. Эти эксперименты отражены в фильме А. Згуриди «Повесть о лесном великане». Обе лосиные фермы государственные. На фермах проводятся экскурсии.

Лоси, при большой численности на данной территории, уничтожают много лесного подроста и приносят вред лесным насаждениям. Причем, лесам различных типов, лоси причиняют различный по характеру и величине ущерб. Тем не менее, люди часто преувеличивают вред наносимый лесам этими животными. Специально проведенные исследования красноречиво свидетельствуют, что ущерб, причиняемый лосями, существенным образом не сказывается на жизнедеятельности лесов. Это, естественно, относится к тем случаям, когда численность лосей в данном районе не превышает некоторых допустимых значений. Если численность лосей становится слишком высокой, то возникает необходимость в её регулировании.

Во время гона лось не стремиться завоевать много самок – ему достаточно одной. За исключением тех случаев, когда лось-самец ходил с парой-тройкой самок и отгонял всех возможных соперников.

В стадах лосеферм и охотничьих хозяйств, как известно, доминируют самки, поэтому (что не вполне нормально) самцу приходится оплодотворять до семи лосих. В предрассветных и вечерних часах августа и сентября по лесу слышится стон самцов, похожий на негромкие звуки глухого мычания. В брачный период возбуждение самцов доходит до предела, и они могут ломать рогами ветки, верхушки деревцев, выбиваться мощными копытами ямки. Отыскав самку, лось начинает преследовать её, при этом отгоняя покушающихся на лосиху молодых самцов.

Вслед за самкой увязываются несколько самцов, которые иногда вступают в ожесточенные драки. Брачный период заставляет самок и в особенности самцов забывать об осторожности, поэтому их можно встретить на дорогах, вблизи людей. В это время может показаться, что лоси просто заполонили лес, так их становится много. Гон длится примерно два месяца, и последние случаи спаривания происходят в октябре, реже в ноябре.

Способность приносить потомство появляется у самок на второй или третий год жизни, а у самцов – годом позже. Период беременности длится от 225 до 240 дней, и отёл начинается примерно в апреле, продолжаясь до мая. В условиях севера детёныши появляются с началом июня. В отёле может быть один или два лосёнка, но второй детёныш зачастую гибнет в самые первые дни и месяцы жизни. Местность и природные условия влияют на количество лосят в помёте.

Детёныши появляются на свет светло-рыжего цвета, на их однотонной шкурке нет пятен.
В течение первой недели лосёнок не двигается с места и в случае опасности ему остаётся только прижиматься к земле под сенью кустов и высокой травы. Неделя пройдет, и лосёнок уже уверенно держится на тонких ножках, вышагивая за лосихой и объёдая молодую листву берёз и осин. Заламывать и пригибать деревца он научиться сможет лишь с приходом осени. Длинные хрупкие ножки не позволяют детёнышу сгибаться, чтобы достать траву. И только спустя месяц после рождения или немногим позднее лосёнок станет ползать «на коленках», чтобы пощипать подножный корм.

Новорождённый лосёнок весит 6-16 кг, и за счёт стремительного развития к началу осени вес его доходит до 120-130 кг, даже иногда до 200 кг.
Сосут молоко лосята примерно 4 месяца, однако, самки, не участвующие в гоне, могут кормить до самого начала зимы.

С мая по июнь жирность молока лосихи составляет от 8 до 13%, что делает его по сравнению с коровьим молоком жирнее в 3-4 раза, а содержание белков в нём достигает 16 %, тогда как у молока коровы оно меньше в 5 раз.

По наблюдению работников лосефермы в Печоро-Илычском заповеднике, в течение всего периода лактации лосиха вырабатывает 150-430 литров молока.
Поздней весной первого года жизни, на голове самцов уже красуются рога, которые с приходом июля-августа уже твердеют. Эти рога ещё без признаков отростков, а явно выраженная лопата появляется лишь по истечении четырёх лет. Сброс рогов у самцов происходит с ноября по декабрь, а рост новых рогов начинается поздней весной. Мягкие ещё рога очень чувствительны к повреждениям и даже укусам насекомых, и после того, как в июле они отвердеют, самцы избавляются от кожи, покрывающей рога.

Продолжительность жизни лося в среднем составляет 20-25 лет, однако, в условиях дикой природы животные погибают гораздо раньше. К примеру, в северных районах, вышедшие из берлог с приходом весны оголодавшие медведи, часто задирают лосей. Стельные лосихи подвергаются преследованию на многие и многие километры. Появившиеся на свет лосята – это лёгкая добыча для медведя. Но лосиха, увлекаемая материнским инстинктом, яростно защищает детёныша, и бывает, что ей это удаётся. В отчаянной схватке лосиха может не только тяжело ранить медведя ударами передних ног, ни и даже убить его. Такая безрадостная перспектива вынуждает косолапого подкарауливать либо загонять лося в непролазные дебри, где копытное не сможет отбиться ударами передних ног.

Олимпиада

по русскому языку. 8 класс.

I тур.

1. Озаглавить текст.

2. Определить стиль текста.

3. К какому типу речи относится данный текст.

ВСТРЕЧА С ЛОСЯМИ.

Лосиное стадо, напуганное кем-то, мгновенно пересекло и скрылось в кустарнике. Около минуты лыжники зорко осматривали побережье, гадая, куда скрылись великаны. И вдруг стадо, чего никто не ожидал, выскочило к реке, понеслось вдоль берега, но у речного изгиба, увидев кого-то впереди, смешалось и, завернув, бросилось на лед. Огромный вожак, выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину, во весь опор повел стадо левее небольшой, слегка дымящейся черной полыньи, держа путь в овраг на этой стороне. Еще один лось, две лосихи и несколько лосят, приотстав, врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки, где снежок слегка прикрывал лед, лось-вожак со всего разбегу заскользил, широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и, увидев совсем рядом полынью, забился изо всех сил, стараясь остановиться, и грохнулся на бок. Стадо пронеслось мимо и, выскочив на берег, скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом, сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги, но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лед. Лыжники так и ахнули, увидев, как над водой среди льдинок заметалась его рогатая голова.

(192 слова).

(По роману М. Бубеннова. «Орлиная степь»).

II тур.

1. Расставить ударение в следующих словах:

упрочение, поняла, договор, языковой(барьер), принял, обеспечение, досуг, дочиста, упрочение, щекотно .

2. Замените заимствованные слова русскими синонимами

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог, эгоизм.

3. Изменится ли состав предложения Глухой, дремучий лес . При изменении порядка слов? Объясните свой ответ.

4. Как вам кажется, можно ли считать словосочетаниями такие двойные термины как: бабочка-капустница, гриб-боровик и т.п . Аргументируйте свой ответ.

5. В каком из предложений слово «пробежала» употреблено как метафора.

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестрёнку.

2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.

3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

6. К каким частям речи относятся слова:

Пять, пятеро, пятый, пятёрочка, пятка, впятером, в-пятых.

7. Замените словосочетания фразеологизмами, где одним из компонентов было бы слово ВОДА:

Имеющий унылый вид, неразлучные друзья, делать бесполезную работу, скрыть следы неблагоприятного дела, бесследно пропасть, исчезнуть, ничем не проймешь, разоблачить, уличить кого-либо .

8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:

Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки, дно.

9. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны:

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак.

10. Какой из дедушек «мой»? Почему?

1) Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.

2) Дед в лохматой шапке и в подшитых валенках сидит на завалинке

III тур.

Сочинение «Всему начало – слово»

Ключи.

Диктант - Оценка за диктант – 10 баллов. За орфографическую ошибку вычесть по 1 б., за пунктуационную – 0,5б. За каждое задание к диктанту по 0,5. Всего – 1,5б Итого: = 11,5балла .

Ответы к заданиям 2 тура .

1 . упроч е ние (уст.), упр о чение, поняла, догов о р, языков о й барьер, пр и нял, обесп е ч е ние, дос у г, д о чиста, упр о чение, щек о тно. (по 0,2 балла = 2 б)

2. Актуальный-важный, антракт-перерыв, ситуация-обстановка (или совокупность обстоятельств), лозунг-призыв, миссия-представительство, задание, финал-завершение, конец, эпилог-заключительная часть, имитация-подражание,подделка, пролог-вступительная часть, эгоизм-себялюбие . (по 0,2 балла = )

3. Изменится. Предложение Глухой, дремучий лес не требует сказуемого, является назывным. При изменении появится сказуемое. =

4. Это словосочетания, т.к. в них от родового понятия можно задать вопрос, зависимое слово изменяется вместе с главным по числам и падежам и совпадает с ними в роде. Тип связи в этих словосочетаниях – согласование. 2 балла

5. 2) и 3) по 1 балла = 2б.

6. кол. числительное, собират. числительное, пор. числительное, существительное, существительное, наречие, наречие. - по 0,2 балла = 1,4б

7 . (как в воду опущенный, водой не разольешь, воду в ступе толочь, спрятать концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, вывести на чистую воду) по 0,2 балла = 1,4б

8. граммов , дел, мандаринов, мест, носков, помидоров, рельсов, чулок, яблок, доньев. - по 0,2 балла =

9. утробный - внутренний, от слова нутро, внутрь

Утренний – завтрак от слова завтра

Утрата не является родственным ни одной паре. - по 1 баллу =

10. В предложении с обособленным определением указывается на известного человека. Именно в 1 предложении «свой» дедушка. - 2 балла

Всего 16,8 балла

Критерии творческой работы.

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы. 1б

2. Последовательность и логичность изложения. 1б.

3. Правильный литературный язык, стилистическое соответствие содержания. 2б.

4. Умение делать выводы и обобщения. 1б

5. Следование нормам речи:

Орфография – 1б

Грамматика – 1б

Пунктуация – 1б

Всего – 8б

Максимальное количество – 36,3 б