Жизнь после смерти что говорят эзотерики. После смерти - начало иной жизни. Будет ли душа умершего помнить о вас

  • 05.09.2023

Продолжение серии публикаций В.И. Катаева о жизни после смерти - эзотерика простыми словами для широкого круга читателей.

После смерти - начало иной жизни

Вы думаете смерть - это конец? Эзотерика утверждает, что это далеко не так.

Внеземной этап жизни человека начинается в процессе отмирания физического тела, то есть смерть создает рождение, чему посвящен рассказ одного американского ясновидящего из книги Ч. Ледбитера «Астральный план». Вот выдержки с сокращениями:

«...Тут голова умирающей внезапно была окружена светящейся атмосферою и... в мозгу расширились внутренние части. Тогда в полной мере настал процесс смерти. ... Голова сделалась крайне блестящею, мозг блестел и разгорался, а конечности становились темнее. Затем наблюдатель заметил в атмосфере, исходившей из головы, контуры образования другой головы. Она слагалась всё отчетливее, выделяясь вне и выше материальной головы. Подобно духовной голове развились плечи, грудь и другие части духовного организма. ... Затем он приподнялся на воздух над покинутым телом. Между телами была светлая нить. Это открыло мне, что состояние, именуемое смертью, есть лишь рождение духа из низшего бытия к высшему. Я увидел, что соответствие между рождением младенца и рождением духа из материального тела является полным. ... При разрыве этой пуповины некоторая её часть возвратилась к покинутому телу. Затем, освободившись от трупа, женщина-дух... поднялась на воздух. Там к ней присоединились два дружественных духа и, обменявшись приветствиями, все трое стали подниматься дальше...»

Автор рассказывает и о необычных случаях смерти, например, как во время войны в Америке он видел убитого разорвавшейся бомбой солдата: «...Все части его тела были раскиданы по полю. Духовные же части убитого потянулись кверху и встретились в воздухе. ... Поверх всего поля сражения атмосфера была наполнена этими золотистыми частицами. На высоте трех четвертей мили над полем битвы виднелась картина сочетания частиц. ... Сначала слагалось лицо, потом голова, затем плечи, руки, грудь и другие части, причем несколько меньших размеров, чем физическое тело, но совершенно сходное с ним...»

Итак, образовавшийся астральный организм мало чем отличается от физического. Тут есть глаза и уши, но видеть и слышать он ими не может, ибо это уже не физические органы, а лишь их подобие. Но астральный человек и видит, и слышит, и ощущает иные проявления частицами астрального тела, расположенными на его поверхности. Однако, этот будет работать чуть позже, как только он очнется после краткого беспамятства. Сразу он даже не сможет понять, где находится.

Усопшие часто пытаются цепляться за всё земное - родственников, незаконченные дела и т. д. Это может затруднить отделение эфирного тела, что задержит формирование астрального организма. В результате человек не сможет ни вернуться назад, ни пристать к «другому берегу». Со временем эфирное тело рассосется, и тогда всё образуется. Мораль: если умер - иди вперед, к свету, а не назад. Негативные влияния на усопшего оказывают неуёмные проявления горя родственников, что тянет его назад, к земному. По этой же причине кремация предпочтительней погребения в землю: нет тела - меньше тяги назад. Сам процесс смерти протекает без всякой боли. Недуги и болезни при земной жизни и перед смертью - это другая тема.

Изучая людское население астрального мира, Ч. Ледбитер в книге «Ясновидение» писал: «...Здесь толпы недавно умерших и среди них... все степени сознательности и характеров, потому что смерть, которая кажется нашему ограниченному сознанию такой безусловной переменой, на самом деле ничего не изменяет в самом человеке. На другой день после своей смерти он совершенно такой же, каким был за день до неё, с теми же наклонностями, теми же свойствами, теми же добродетелями и пороками, с той только разницей, что он отбросил прочь своё физическое тело, но потеря этого тела меняет его не больше, чем сбрасывание верхней одежды. Таким образом, среди умерших исследователь найдёт людей умных и глупых, добросердечных и угрюмых, серьёзных и легкомысленных, совершенно так же, как среди живых... Многие из них находятся в состоянии полного изумления и растерянности, а иногда и острой тоски, потому что они находят явления нового мира до такой степени непохожими на все детские легенды, на всё то, что основная религия Запада сообщает относительно этого трансцендентально-важного вопроса».

После смерти человек попадает в 7-ой подплан астрального мира Земли, своего рода «отстойник», «фильтр» или «чистилище», в котором пришельцы очищают сознание и желания от самых грубых и пакостных мыслей и стремлений в части гнева, злости, ненависти, убийства, воровства, предательства, тщеславия, зависти, вранья, зазнайства и т. д. Никаких котлов с кипящей смолой, куда черти запихивают грешников, тут нет, и всё же здесь не курорт. Тут - угрюмая обстановка, создаваемая некоторыми жителями этого места, - убийцами, ворами, пьяницами, предателями, наркоманами, сластолюбцами. Их мучают собственные страсти, принесенные из земной жизни, которые из-за отсутствия физического тела не могут быть удовлетворены. Тяжелое состояние отдельных лиц может усугубляться навеянным еще на Земле невеждами страхом ужасной вечной кары за земные прегрешения. Есть сведения, что сугубо аморальные люди могут здесь находиться до 25 и более лет. Дети и лица высокой нравственности следуют через этот подплан транзитом, т. е. не задерживаясь. Обычные пожилые люди тут находятся от нескольких часов до нескольких дней. Расположено это «чистилище» выше и частично ниже дневной поверхности Земли.

Читайте продолжение в рубрике "Учения, доктрины" (будет также опубликовано в этом дневнике)

Начало серии публикаций о жизни после смерти смотрите раньше в моем дневнике.

Пока человек жив, его сознание находится в теле, и во многом отождествляет себя с ним. Тело – наиболее плотный план из всех планов души человека, потому физические ощущения наиболее очевидны для психики. После смерти душа теряет связь с телом, и из мира физических ощущений перемещается в . В этом мире сознание не ограничено плотной реальностью, здесь происходит все и сразу. Любая мысль тут же реализуется, любая эмоция приобретает самый яркий окрас.

Состояние души после смерти во многом зависит от того, как мыслил человек при жизни и насколько гармоничны были отношения его внутреннего «Я» с миром внешнем. Тот, чей ум привык метаться при жизни, будет неспокоен и после смерти. Потому многие восточные учения практикуют медитации и направляют к внутреннему спокойствию.

Наличие внутренних конфликтов задерживает душу на астральном уровне до тех пор, пока эти конфликты не будут разрешены. Все то, что человек не успел переосмыслить при жизни, он переосмысливает после нее.

Согласно греческой мифологии душа после смерти попадает в подземное царство Аида — бога мертвых. Славяне называли это Навью – тонким миром усопших. А в христианстве этот мир называют чистилищем, где душу ждет очищение, прежде чем она продолжит свой дальнейший путь.

Астральный уровень, на который попадает душа после смерти – это эмоционально-ментальный мир. То, с чем здесь встречается сознание, тени и демоны загробного царства, описанные в мифах древности – это личные тени и демоны сознания человека, которые в мире земном были спрятаны в глубинах подсознания личности.

В тонком мире защитные механизмы психики перестают работать, и сознание встречается с собственным «Я» во всех его проявлениях. Все поступки, мысли и слова, которые шли вразрез с совестью, душа перепросматривает вновь и вновь, пока не наступит раскаяние. Привычки и жажды, обиды и страхи будут тенью идти за ней и мучить ее, пока она сама не отпустит их.

После окончательного освобождения от тягот земной жизни душа продолжает свой путь. Ментальное и эмоциональное тела души рассеиваются, а бессмертная часть отправляется в высший духовный мир. В этом мире нет мыслей и эмоций. Он подобен чистому свету безусловной любви, без разделений на полярности, без личностных оценок реальности. Буддисты стремятся постичь это состояние еще при жизни и называют его нирваной – состоянием покоя сознания, суть которого — свобода от страданий.

Однако на этом путь души не заканчивается. Далее ее ждет новое воплощение. Душа, которой необходим дополнительный земной опыт, получит новое рождение в мире земной природы. Душа, усвоившая все необходимые уроки земного существования, перемещается в миры высших сфер. Такими высокоразвитыми душами, которые прекращают после физической смерти круг земных перерождений могут быть души великих учителей и святых, души маленьких детей, но также и души многих тех, кто проходит свой духовный путь незаметно для взоров других.

Неизбежная гибель физического тела — не самая пугающая мысль для многих людей по сравнению с идеей полного угасания разума и духа.

Что касается энергетического потенциала, то аура человека после смерти терпит значительные изменения, но заметить необратимые перемены биополя можно и до кончины. Большинство эзотериков и магов имеет свои взгляды на трансформацию жизненной силы из-за смерти, кроме того, этим задается и научное сообщество.

Биоэнергетика человека перед смертью

Давно известный факт, доказанный американскими исследователями, гласит, что после смерти физическая оболочка становится легче на 4-6 граммов, что говорит об уходе из мертвого тела тонкой субстанции или души. По другим данным тело теряет около 21 грамма.

Действительно, в момент перехода человека в другой мир, энергетические всплески происходят, и это фиксировалось медиками с помощью разной аппаратуры много раз. Правда, выходит не вся жизненная энергия, потому как часть её остается для завершения физического распада. Именно начальный импульс выброса энергии помогает вырваться душе из телесной оболочки. Но до сих пор точно не установлено, что происходит на ментальном уровне в это время.

По сути смерть является завершением жизненной программы индивида.

Душа начинает отделяться от материального мира и выходит на иной уровень, энергетический. Вообще в тонких мирах понятия гибели нет, трансформация души — принятие ею новых высоких энергий — происходит естественным образом, постепенно. При этом физический план фиксирует смерть личности как мгновенное событие, а на энергетических уровнях изменения биополя ведутся заранее. Можно сказать, что аура индивида подготавливает все сознание человека к уходу. Самые радикальные изменения в энергетике проявляются за несколько минут до гибели субъекта.

Современные экстрасенсы до сих пор не пришли к единому мнению, как выглядит аура смерти. В связи с этим целесообразно выделить несколько точек зрения в отношении изменения человеческого биополя из-за смерти:

  • Перед гибелью тонкая оболочка перестает существовать совсем или же образует затемненный столб над макушкой человека. Это происходит потому, что образуется свободное пространство для выхода души.
  • За несколько недель до смерти аура начинает ослабевать и увядать. За семь дней до ухода человека наблюдается расширение биополя. Эфирная оболочка неожиданно приобретает эффектный небесной-голубоватый оттенок, при этом в плотности ауры летают серебристые искры.
  • В преддверии ухода на иной свет, с точки зрения сторонников энергии Ци, вокруг головы индивида складывается поток серого оттенка. Это Ци смерти, которая ассоциируется с пеплом и придает самому лицу неприятный цвет. Такая мертвая энергия перестает двигаться за 3 суток до гибели.
    Иногда серый дымок над головой начинает куриться. Интересно, что аура таким образом меняется даже за день до неожиданной смерти в результате ДТП или стихийного бедствия. Всё биополе становится темным, особенно насыщенным кажется пятно в области лба. Это значит, что третий глаз теряет светлую энергию, он покрывается серым налетом.
  • При обреченных болезнях человека аура постепенно блекнет. Она может исчезать еще до гибели физической оболочки, если недуг очень долго вытягивал силу индивида. В случае неожиданных смертей биополе, напротив, сохраняется некоторое время после клинической гибели тела.
  • Наиболее разительное изменение ауры касается разрушения так называемой серебряной нити. Таким шнуром некоторые эзотерики называются луч света, соединяющий астральную и физическую оболочку. Этот элемент перестает существовать после смерти индивида, он обрывает связь с материальным миром.

Изменения души и ауры после гибели индивида

Для большинства эзотериков факт невозможности существования эфирного тела без физической оболочки вполне очевиден. Тонкая оболочка не может жить без энергетических подпиток, поэтому через 1,5 месяца после гибели индивида она исчезает в небытие.

Потеря энергии у ауры происходит постепенно: сначала изменяется восприятие окружающей среды, потом допускается общение только с чужими эфирными оболочками. При этом тонкое тело продолжает видеть физические тела вокруг и осознавать мир.

Есть мнение, что за полтора месяца эфирная оболочка мертвого человека способна найти себе другой человеческий (или просто живой) организм, чтобы остаться на земле после очередного энергетического насыщения.

Если же энергия полностью будет потеряна, ауры человека превратится в бесформенную тень в формате 3Д. Это будет простой электромагнитный сгусток, передвигающийся со световой скоростью.

Энергия человека после смерти, с позиции большинства эзотериков, растворяется постепенно. Душа начинает восходить в лучший мир, и тонкие оболочки биополя, окружающие тело раньше, распадаются. Спустя трое суток уходит эфирная энергия, через девять — астральная, а по истечении сорока суток — ментальная. Всё это временные слои ауры, в которых душа не нуждается. Но также есть четыре высших слоя биополя, которые сохраняются во время любых перерождений.

В тонких мирах душе не требуется дополнительная энергия, но до момента разрушения оболочек ей всё-таки нужна помощь для вознесения на высокий уровень. Эту поддержку душе оказывают живые люди с помощью религиозных ритуалов.

В процессе своего полета душа достигает и астральной, и ментальной оболочек, и они сразу же отступают. Правда, такой путь предстоит обычным индивидам, тогда как особые посланники, духовные гуру и экстрасенсы сразу исчезают из земных слоев после смерти. Их биополе разрушается мгновенно, энергия низшего порядка распадается сразу, а высокая энергетика утягивает наверх.

Иная версия развития посмертной ауры гласит, что эфирная оболочка разрушается на 9 сутки, астральная — на 40-е, а ментальное тело отмирает только через 90 дней. После этого тело индивида навсегда теряет свечение вокруг себя. Отмирание ауры происходит снизу вверх, поскольку именно в нижней части тела располагаются приземленные оболочки. При этом высшее тонкое тело не поддается гибели, оно живет в форме духа или переходит в другое тело. С точки зрения реинкарнации, такие существа способны на вечные перерождения и постоянное духовное развитие.

Сторонники теории энергетических чакр считают, что душа индивида уходит из тела с помощью основных центров. Например, носитель информации из параллельного мира отпускает душу через 5 чакру, так же как и те редкие люди, которые отличаются сверхъестественными способностями, являются представителями новых рас. Аура таких индивидов бывает кристальной, белоснежной, фиолетовой или в оттенках индиго.

Обычный же человек прощается со своей душой через 7 чакру, т.е. макушку, при поддержке ангела-хранителя. А если душа воплощала при жизни деструктивные темные силы, она будет отправлена к выходу через третий энергоцентр.

Куда исчезает энергия человека после смерти, если учитывать путь движения души? В первые три дня вся сила теплится возле тела. Душа в этот момент собирает информацию, накопленную в ходе жизни, а также стабилизирует психоэмоциональный фон организма, чтобы спокойно отделиться от индивида. Затем душа уходит в ноосферу, к иным мирам, в которых нет понятий времени и пространства.

Энергия человека восстанавливается в его душе, но если отрицательного багажа после смерти сохранилось слишком много, душа уходит в изосферу.

Но этого не произойдет при своевременном раскаянии в грехах перед гибелью.

Через три дня тело хоронят. Душа к тому моменту уже прошла нужные фильтры для отхода в лучший мир. Но в клетках еще сохраняется некоторая доля энергии, это мышечная память, рудиментарная форма биологической жизни. Если организм забрал себе слишком много энергии, её не хватает самой душе и она зависает. Она ожидает пополнения энергией за счет других душ.

После этого к третьим суткам образуется фантом — эфирный двойник физической оболочки, который просуществует 40 дней.

Это эфирное тело спокойно общается с родными человека, его нередко путают с призраком. Эфирный двойник подпитывается памятью родственников о покойном. Когда он набирает много энергии, наступает момент ухода в изосферу. Но после того, как энергия снова иссякнет, двойник из эфира вернется, чтобы собрать отрицательные потоки в снах живых людей.

Таким способом оболочка очищает свою душу для ее дальнейшего движения в лучшие миры. Эфирный двойник крайне чист и духовен по своей сути, он ожидает, когда душа достигнет ноосферы, а также выполняет те цели и задачи, которые не были реализованы субъектом при жизни. Состояние эфирной оболочки демонстрирует качество деятельности индивида при жизни. Кстати, двойник чувствует смерть заранее, он предупреждает душу.

К 40-ому дню душа готова восходить на высокие планы. Она приходит попрощаться с близкими мертвеца. Эфирный фантом в этот момент отдает всю сохраненную энергию душе, сливается с ней. Если сил всё еще недостаточно, душа скитается по земле 13 суток.

Куда уходит энергия человека после смерти эфирного двойника? Вместе с душой она поступает ночью в ноосферу. Если у человека остались на земле незавершенные дела, душа остается на первых четырех временных планах ноосферы. Там же остается и её энергия, взятая сначала из тела человека, а потом из эфирной оболочки. Затем нужно идти в чистилище. Там происходит сжатие накопленных энергетических и информационных блоков.

Прохождение таких фильтров занимает у души разное время, в зависимости от ее готовности.

Замедляться этот процесс может из-за низкого объёма энергии, потери информации.

Есть версия, что все энергетические оболочки человека весят 25 грамм. Сначала из физического тела после смерти уходят тонкие энергии. Начинается разложение организма. Далее, эфирное тело уходит из человека. Это грубая энергия, она может появляться на кладбище, отождествляться с призраком или душой. По мнению же многих эзотериков, это просто энергетическая тень от туловища. Она рассеивается в воздухе через 9 суток.

Высвобожденная энергия сознания отправляется дальше. Куда? Некоторые полагают, что в так называемый эмоциональный мир. Этот уровень соответствует второму слою ауры. Это пространство желаний, исполняемых только в ментальном мире. Сознание на эмоциональном уровне зависает недолго. Через 10-40 суток идет уход в ментальный мир.

Если время перехода растянулось, речь идет о высокодуховном человеке, практически святом. При переходе в другой мир энергия эмоционального тела сохраняется некоторый момент, она удерживает частичку души. Эту же энергию притягивают воспоминания родных мертвеца. Такие формы тонкой оболочки нередко отзываются на спиритических сеансах, но они не знают о потусторонней жизни. Что же касается истинной энергии души, то она уже к тому моменту уходит очень далеко.

Исследования научного сообщества

В настоящее время в нашей стране исследованием развития ауры после смерти индивида занимается физик из Санкт-Петербурга, Константин Коротков. Он сравнивает свечение живых и умерших объектов в электромагнитном поле, используя газоразрядную визуализацию.

В своем исследовании Коротков изучал тела разных полов в возрасте от 19 до 70 лет. Изначально команда в своих опытах в морге предполагала, что аура мертвых людей равна биополю неживого предмета. Но наблюдение показало, что энергетика мертвеца не меняется лишь в первые 2-3 дня, а потом внезапно снижается до фонового значения. При этом доказано, что аура субъекта после гибели физического тела ведет себя по-разному, в соответствии с типом смерти.

Неожиданный уход на тот свет приводит к настоящему протесту биополя в течение двух суток. Графики при этом фиксируют мощные электромагнитные колебания. В случае ожидаемых и естественных смертей аура не проявляет излишней активности и легко прощается с земной оболочкой, сохраняя равномерное и постоянное свечение в первое время.

Интересным выводом, полученным в результате изучения ауры, стали яркие суточные колебания, достигающие своей силы в полночь. Можно умозаключить, что аура умершего человека проявляет наибольшую активность ночью, при этом наблюдатели ощущают на себе посторонние взгляды и чувствуют чье-то присутствие. Следовательно, энергетика человека после выхода из физической оболочки сохраняет свою мощность.

На основе газоразрядной камеры команде Короткова удалось снять человека до гибели, в момент смерти и через 3 часа после физического ухода из мира. По фотографиям стало понятно, что выход души из тела сопровождается сменой цвета в ауре. Синие оттенки стали более теплыми.

При этом первоначально изменения касаются зоны живота, потом головы. Умерший человек сохраняет в себе ауру в области сердца и паха. Через 3 часа биополе покидает и сердце тоже. А потом уже синий цвет совсем перестает окружать индивида, и на фото можно заметить лишь холодный красный силуэт: это тело без души.

Таким образом, люди с естественной гибелью продолжают интенсивно светить первые 16-55 часов после своей смерти. При внезапной смерти, которой нельзя было избежать, первые восемь часов вслед за гибелью наблюдалась активность ауры, которая повторялась только в конце первого дня смерти. Через 2 дня свечение переходило к фоновым значениям. А вот если человек мог бы и не умирать, если его кончина стала нелепой случайностью, аура светится и колеблется с максимальной интенсивностью все двое суток.

Биополе мертвого человека при этом напоминает ауру индивида с расстроенной энергетикой. Наблюдается некое угнетение, дефекты в структуре и плотности.

Аура человека после смерти позволяет ответить на вопрос о возможности перерождений. Доказательства экстрасенсов подтверждаются научными опытами, а значит, можно по биополю заранее предсказывать гибель индивида, а позднее определять уже характер смерти. Несмотря на разные позиции эзотериков по поводу дальнейшего пути энергетики субъекта, можно сделать общий вывод о том, что после распада физической оболочки, энергия из тела поступает в душу и вместе с ней отправляется в высшие тонкие слои вокруг планеты.

Эзотерика

Вера в то, что духовная часть человеческого существа переживает разрушение физического тела, характерна для всех религиозных традиций, за исключением классического буддизма, отрицающего существование души. Уверенность спиритуалистов в жизни после смерти основывается не на вере, но на проявлениях развоплощенных духов, например, через медиумов. Между спиритуализмом и исследованиями психического — научной областью, к сфере которой относится "проблема жизни", — имеются разногласия. Многие исследователи психического не признают явление жизни после смерти доказанным, утверждая, что более удовлетворительным его объяснением служит человеческое экстрасенсорное восприятие. Кроме того, от объяснения этой возможности зависит объяснение медиумических коммуникаций, внетелесных восприятий и состояний клинической смерти, а также видений, привидений и полтергейстов.

Вера в жизнь после смерти существует не только в подавляющем большинстве религиозных традиций; она является также частью анимистических представлений, характерных для племенных обществ обеих Америк, Африки, Азии и Австралии. Согласно антропологу Ё.Б.Тайлору, вера в сохранение человеческого духа после смерти тела некогда существовала наряду с верованиями в перевоплощение. Анимистические представления о перевоплощении как составная часть входили в индуизм, буддизм и их разновидности и, возможно, легли в основание христианской идеи воскресения. По мнению Тайлора, анимистические представления о душе коренятся в таких феноменах, как видения, медиумические состояния транса и сны, в которых человек как бы выходил из собственного тела и встречался с себе подобными. Это во многом напоминает современные спиритуалистические взгляды. Тайлор признает прямую связь между анимизмом и спиритуализмом.

Таким образом, вера в жизнь после смерти свойственна почти всем народам мира и, по-видимому, уходит своими корнями в далекое прошлое. Тенденция к неверию в явление на основании невозможности его научного "доказательства" восходит к Эпохе Просвещения XVIII века. Спиритуализм XIX века с его апелляцией к "научным" доказательствам был непосредственной реакцией на этот образ мыслей и попыткой противостоять ему его же собственными методами. К концу XIX века спиритуализм имел миллионы приверженцев по обоим берегам Атлантики. Стали предприниматься попытки проверить утверждения спиритуалистов (Общество психических исследований, или ОПИ, было основано в 1882 году, а Американское общество психических исследований — тремя годами спустя).

Первые исследователи психического, однако, столкнулись с многочисленными фактами мошенничества и заключили отсюда, что утверждения спиритуалистов едва ли выдержикают критику. Вопреки распространенному мнению, общества психических исследований были образованы не для изучения проблемы жизни после смерти, но для определения состоятельности утверждений об экстрасенсорных восприятиях.Однако благодаря Леоноре Пайпер интерес сместился к этой проблеме. Пайпер отличалась от большинства существовавших в то время медиумов: вместо того, чтобы производить физические феномены, например, парение столов и материализацию предметов, она входила в состояние транса и, казалось, получала словесные послания от умерших людей. На протяжении всей своей деятельности Пайпер тесно сотрудничала с ОПИ и АОПИ. Благодаря ее медиумическим способностям некоторые исследователи (например, Ричард Ходжсон, Джеймс Г.Хайслоп, Оливер Лодж) поверили в выживание. После Пайпер появились и другие "умственные медиумы", ставшие объектами исследований, в том числе — Айлин Дж.Гарет и Глэдис Осборн Леонард.

Значимость коммуникаций, устанавливаемых в состоянии транса такими медиумами, как Пайпер, Леонард и Гарет, состояла в том, что они доставляли информацию, которая могла быть проверена с помощью письменных документов и воспоминаний живых людей. Поэтому, чтобы установить, что знания этих медиумов имели паранормальную основу, надо было показать, что они не получили и не могли получить информацию нормальным путем (исключая мошенничество), таким, например, как специальное предварительное изучение своих посетителей. Однако, даже когда имелось основание утверждать о паранормальном источнике их знания, оставалась возможность того, что информация получена медиумом не от развоплощенных духов, но от живых сознаний или физических источников, посредством экстрасенсорного восприятия (ЭСВ).

Предпринимались разные попытки проконтролировать экстрасенсорные способности медиумов, включая посещение сеансов "доверенными участниками", представляющих лиц, которые хотят установить контакт с умершими, и почти не знающими о цели сеанса. Особое внимание уделялось случайным коммуникаторам, совершенно не знакомым ни медиуму, ни посетителям. Особая ценность придавалась кросс-корреспонденции, значение которой прояснялось только путем сопоставления посланий, полученных двумя или более разными медиумами, и которая, следовательно, предполагала стоящий за ней направляющий разум. Тем не менее ЭСВ теоретически может простираться настолько, что способно охватить свидетельства даже этих специальных классов, и растущее понимание этого факта постепенно привело к закату исследований жизни после смерти и к росту значения экспериментов, направленных на установление пределов ЭСВ. Это движение, которое продолжается и сегодня, получило сильнейший импульс благодаря исследованиям Дж. Б. Раина.

Весомые свидетельства в пользу физического медиумизма стали появляться также на рубеже веков. Наиболее серьезный вклад в изменение точек зрения на этот предмет внесла Евсапия Паладино. Медиумизм Паладино напоминал медиумизм Д.Д.Хоума, единственного знаменитого медиума XIX века, который не дал никакого повода для подозрений в мошенничестве. Тщательный лабораторный анализ сеансов проводился впоследствии с братьями Шнайдер. О феноменах материализации сообщалось в связи со Шнайдерами и Мартой Беро ("Ева К."), а также такими исследователями, как Уильям Джексон Скофорд и Томас Гамильтон. Хотя Крофорд и Гамильтон соглашались с гипотезой спиритуалистов, согласно которой эти феномены производились развоплощенными духами, большинство других исследователей было уверено, что они производились самими медиумами — бессознательно, посредством психокинеза. Это последнее объяснение сегодня признается верным большинством исследователей психического.

Психокинез рассматривался также как объяснение многих взрывов полтергейста, когда предметы передвигались или летали вокруг без какого-либо контакта с другими предметами. Центром полтергейстов часто бывает конкретный человек, которого многие исследователи рассматривают как "агента", несущего ответственность за их произведение. Часто агентами полтергейста являются дети в переходном возрасте, и это обстоятельство заставляет многих исследователей подозревать обман — что в некоторых случаях действительно подтверждается. В случаях паранормальной активности часто играют роль гормональные изменения, характерные для полового созревания. В случае с Элеонорой Цугун поразительные феномены прекратились, как только у нее началась менструация. В нескольких случаях полтергейста агентами, казалось, были умершие люди, однако такие ситуации относительно редки. Полтергейст может объясняться также появлением привидений.

Что касается внетелесных восприятий и состояний клинической смерти, то они являются менее убедительным свидетельством в пользу жизни после смерти, и об этих опытах можно сказать лишь то, что они не противоречат гипотезе жизни после смерти. Если осознанное знание при жизни может существовать отдельно от тела, то оно может в принципе и пережить смерть.

Хотя медиумизм, видения, полтергейста, внетелесные восприятия и состояния клинической смерти обычно обсуждаются по отдельности, многие реальные ситуации нельзя классифицировать столь жестко. В двойственных видениях, например, агент имеет явное внетелесное восприятие: ему (или ей) кажется, что он совершает далекое путешествие туда, где он воспринимается как видение. Видение Уилмота является особо сложным случаем такого рода, включая также сон агента. Медиумизм и видения ассоциируются не столь часто, если феномены материализации понимаются как-то иначе. Тем не менее имеются случаи с медиумическими коммуникаторами в форме видений. Эффекты психокинеза или полтергейста (например, стуки) типичны для физического медиумизма, В случае "Стеллы К." феномены полтергейста оказались связанными с медиумическими способностями, о существовании которых никто не знал.

Случаи, включающие в себя более одного типа восприятия, укрепляют аргумент в пользу жизни после смерти. Аргумент может иметь своим основанием каждый отдельно взятый тип восприятия. Гораздо легче представить себе развоплощенного духа, который является как видения, действует на мир как полтергейст и вступает в коммуникацию через медиума, — чем представить себе, как все эти вещи могут быть произведены одновременно благодаря ЭСВ и психокинезу, проявляемым живыми людьми. Хорошее подкрепление убеждению в жизни после смерти обеспечивают также случаи, когда агент, как кажется, имел особое основание или намерение вступить в коммуникацию или когда агент сообщает информацию, неизвестную посетителю (в случае медиумизма) или воспринимающему (в случае видения).В случае Чаффина видение указывает место, где скрывается второе завещание.

Осведомленные скептики, сомневающиеся в постулате жизни после смерти, указывают на многие неувязки в фактах и на проблематичные случаи, например, случаи с фиктивными или живыми коммуникаторами. Один коммуникатор посредством Пайпер заявила, что она — писательница Джордж Эллиот, однако вместе с тем сказала, что встретила в загробном мире Адама Беда, в действительности — персонажа одного из романов этого автора. В другом нашумевшем случае коммуникатор, который представился как умерший, оказался живым и здоровым. Нередки случаи, где не исключена вероятность того, что информация пришла от посетителя через ЭСВ, а в нескольких случаях существовала явная связь — посредством ЭСВ — не с посетителем, но с кем-то из знакомых посетителя. В одном таком случае медиум в подробностях описывал образы, которые были на уме человека (посетитель навестил его по пути на сеанс), но не были оформлены словесно.

Если жизнь после смерти есть факт, то ясно, что процессы медиумической коммуникации и восприятия видений, например, являются сложными. По меньшей мере данные требуют взаимодействия между агентом и медиумом или воспринимающим, в ходе которого информация могла бы отфильтровываться или модифицироваться медиумом на бессознательном уровне, прежде чем достигнуть уровня сознания. Такого рода мысли высказывались несколькими исследователями, в том числе Фредериком У.Г. Майерсом, Джеймсом Г. Хайслопом и Хорнелом Хартом. Эта точка зрения исходит из выживания личности в целом, и хотя философы сомневались в ее обоснованности, по крайней мере, теоретически возможно, что имеет место лишь фрагментарное выживание, - такое предположение высказал Уильям Дж. Ролл. Другие теоретики — например, Фредерик Блай Бонд — уверены, что жизнь после смерти имеет место только как сохранение информации, заложенной в своего рода небесный банк данных. Опять-таки, анимистические представления отличаются от приведенных: они включают в себя понятия о множественных душах и духах, которые претерпевают дифференциацию и разделение после смерти.

Спиритуализм как религиозное движение достиг своего пика в конце XIX века и в Соединенных Штатах, и в Европе, однако спиритуалистические организации существуют, а публикации появляются и по сей день. Спиритуализм особенно силен в Великобритании, где Соllege of Psychic Studies каждый год принимает много новых членов. Популярность каналирования в Соединенных Штатах также предполагает веру в жизнь после смерти. И действительно, проведенный в начале 1980-х годов службой Гэллапа опрос показал, что две трети американцев верят в жизнь после смерти. При этом пол, возраст, образовательный уровень и религиозная принадлежность опрошенных практически не имели значения. Склонность к сомнению в жизни после смерти не только не распространена — она обнаруживается меньшинством людей даже в современном обществе.