Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования. Особенности логопедической работы с обучающимися с ОВЗ. Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивной практики Инклюзия в детском саду на логопункте

  • 13.12.2023

Черноусова Анастасия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детство" "ЦРР" НСП "Кораблик"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Инклюзивное образование. Коррекция тяжелых нарушений речи в условиях логопункта"
Дата публикации: 28.09.2018
Раздел: дошкольное образование

УДК 373.24

Инклюзивное образование. Коррекция тяжелых нарушений речи в

условиях логопункта.

Черноусова

Анастасия

Александровна, учитель-логопед

«Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Кораблик»

Аннотация.

затронуты

юридические

инклюзивного образования, подробно раскрыты цели и задачи, стоящие перед

учителем-логопедом логопедического пункта ДОО при работе с детьми с ТНР.

Выделяются и описываются характерные особенности организации работы с

ребенком

условиях

логопункта.

внимание

уделяется

нормативной

составлению

программы

особенностям

документации.

Актуальность

последние

возросло количество детей с ОВЗ и ФГОС обязывает переходить дошкольные

образовательные

организации

инклюзивному

образованию

создавать

специальные условия для обучения и воспитания.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с

тяжелыми нарушениями речи, инклюзивное образование.

Дошкольное

образование

претерпевает

значительные

изменения

момента вступления в силу Федерального государственного образовательного

от идеи интеграции (когда существуют специальные группы в ДО для детей с

тяжелыми

нарушениями

называемые

(логопедические группы) к инклюзии – совместному обучению и воспитанию

детей с различным уровнем развития. Конечно, эта идея возникла достаточно

давно, но именно в настоящее время идет активное внедрение инклюзивного

образования

образования

частности

дошкольного образования. Сейчас появилась обширная группа детей с ОВЗ и

непосредственно сюда относятся дети с ТНР.

После вступления в силу Закона об образовании система дошкольного

образования стала 1-й ступенью образования в нашей стране. Детский сад стал

образовательной

организацией.

Соответственно,

функционируют

общеобразовательные

программы,

а д ап т и в н ы е

образовательные программы, по которым дети получают образование. В эту

работу включены все специалисты и педагоги дошкольного учреждения и от их

совместной деятельности будет зависеть успешность обучения детей с ОВЗ и

интеграция их в общественную жизнь. Поэтому на сегодняшний день так важна

инклюзивного

образования.

логопунктах

занимаются

протяжении

нескольких

занимались в логопедических группах. Благодаря существующему на данный

законодательству,

преимущества

получают

используются

обучению,

применяются

вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. Все это

нацелено на то, чтобы дети с различными особенностями и трудностями могли

находиться в группе полное время или частично, обучаясь по индивидуальному

образовательному маршруту и индивидуальной образовательной программе.

Существует нормативно-правовое обеспечение данного вопроса:

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах

инвалидов».

Конвенции

говорится

реализации

образование

государства-участники

обеспечить

инклюзивное

образование

обучение

течении всей жизни человека.

Конституция

Российской

Федерации

закрепила

равенство

прав и свобод граждан

Согласно Закону об образовании, инклюзивное образование –

это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с

разнообразия

образовательных

потребностей

индивидуальных возможностей [ст. 2, п. 27 ФЗ №273 «Об образовании»].

Таким образом, опираясь на эту законодательную базу, любой родитель,

которого

посещает

общеобразовательную

дошкольную

организацию,

обратиться

специализированной

рассчитывать на эту помощь.

С 2011 года в России действует программа «Доступная среда»,

интеграция

инвалидов

обществом,

создание

комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

государственный образовательный стандарт (ФГОС). В нем говорится о

выравнивании стартовых возможностей выпускников ДОУ, в том числе и

детей с ОВЗ.

Современный

инклюзивный

образованию

опирается на определенные принципы:

индивидуального

(индивидуализация

один из основных принципов дошкольного образования)

социального

взаимодействия

партнерские

отношения между ребенком и специалистом. Важно помнить, что цель

учителя-логопеда

коррекция

звукопроизношения,

развитие

фонематических процессов, но и способствование социализации ребенка

зачастую

обладает

различными

психологическими

особенностями, затрудняющими ему интеграцию в общество

Принцип вариативности предполагает наличие вариативной

развивающей

необходимых

развивающих

дидактических

пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и

воспитания

способность

использования

педагогом

разнообразных

методов и средств работы.

партнерского

взаимодействия

наиболее

актуальный принцип для учителя-логопеда, т.к. усилия, прилагаемые для

коррекции имеющихся у ребенка дефектов будут наиболее эффективны,

поддерживаться

родителями

закрепляться

домашней обстановке. Помимо этого, очень важно взаимодействие со

всеми специалистами и педагогами ДОУ

логопункта

имеющими

нарушения

произношения

отдельных

учителя-логопеда

сводилась к постановке, автоматизации и дифференциации звуков, то сейчас

правовая

предоставляет

возможность

получать

специализированную помощь в стенах общеобразовательной организации, в

функционирует

логопункт.

возникают

некоторые

трудности

реализации

специализированной

важно всегда помнить, что система обучения всегда должна подстраиваться под

Зачастую,

дополнительные особенности или нарушения в своем развитии. Нужно быть

готовым к тому, что в общеобразовательную дошкольную организацию может

поступить

сочетанными

нарушениями,

интеллектуальной

недостаточностью,

проявлениями

различными

неврологическими

синдромами.

обязанность

учителя-логопеда

специализированную

повышенными

потребностями,

нуждающиеся

образовательных

условиях:

Обучении различным формам коммуникации (вербальным и

невербальным)

Развитии всех компонентов речи

специальном

обучении

языкового

синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики. В

связи с трудностями усвоения лексико-грамматических категорий, дети

нуждаются в развитии понимания предложно-падежных конструкций, в

целенаправленном

формировании

языковой

программы

высказывания,

лексического

наполнения

грамматического

конструирования, связной диалогической и монологической речи.

Развитии

пространственной

ориентировки,

внимания,

восприятия, памяти, мыслительных процессов

В связи с этим возросли и требования к учителю-логопеду, работающему

на логопункте ДОУ.

На сегодняшний день цель деятельности учителя-логопеда – создание

способствующих

выявлению

преодолению

нарушений

речевого

развития,

совершенствованию

коммуникации

обучающихся

успешного усвоения образовательной программы.

Реализация этой цели вытекает в решение следующих задач:

Проведение

логопедического

обследования

определения структуры и степени выраженности речевого нарушения.

Разработка

индивидуального

образовательного

маршрута

индивидуальной образовательной программы для детей, нуждающихся в

логопедической помощи.

Организация

коррекционных

оказанию

логопедической помощи ребенку с ОВЗ включает в себя разработку и

р е а л и за ц и ю

ко р р е к ц и о н н о -р а зв и ва ющ и х,

и н д и в и д у а л ь н о -

ориентированных

программ

возрастных

индивидуальных

особенностей

развития

обучающихся,

структуры

оказание

консультативной

педагогическому

коллективу.

Определение методов и приемов по преодолению нарушений речевого

развития.

Проведение

индивидуальных

групповых

коррекции нарушений речи

разработке

адаптированных

образовательных

программ.

Проведение

систематического

наблюдения

динамикой

речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной

программы

позволяет

скорректировать

имеющуюся

индивидуальную

программу коррекционного воздействия и акцентировать внимание на

наиболее стойких проблемах речевого развития.

Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического

сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

Совершенствование

научно-методического

потенциала.

Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при

инклюзивной практике осуществлять коррекцию нарушений у детей с

Консультирование

педагогических

работников

вопросам

организации

специальных

образовательных

ребенка с ОВЗ

направление

деятельности

учителя-логопеда

включается

единый процесс психолого-педагогического сопровождения и ориентировано не

преодоление

расстройств

социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Чтобы полноценно работать на логопедическом пункте с детьми с ТНР,

задачей учителя-логопеда является разработка Программы для детей с ТНР,

использование специальных образовательных методов, методических пособий и

дидактических

материалов,

проведение

групповых

индивидуальных

коррекционных

Соответственно

коррекционная

инклюзивное образование должны быть направлены на оказание детям с ОВЗ

квалифицированной помощи для усвоения этой Программы, их разностороннее

развитие

возрастных

индивидуальных

особенностей

образовательных потребностей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что совместное обучение

дошкольников

стартовыми

возможностями

наиболее

продуктивным, если в дошкольном учреждении созданы специальные условия

для воспитания и обучения.

Под специальными условиями понимаются:

Использование специальных образовательных программ и

Методов обучения и воспитания

Независимо от того, сколько детей с ОВЗ поступило на логопункт с

различными

заключениями,

выданными

соответствии

написана

отдельная

программа,

направленная

обеспечение

коррекции

недостатков

физическом,

психическом развитии и на оказание помощи детям независимо от того, какой

дефект имеет место быть. Соответственно, содержание коррекционной работы,

которая будет проводиться с каким-либо ребенком в рамках инклюзивного

образования,

программы.

официально зафиксировано и грамотно спланировано.

Дети с ТНР имеют

получать

коррекционно-развивающую

логопедическом

заставляет

специалистов

эффективного

оказания

данной помощи.

Основные направления работы педагогического коллектива ДОУ в рамках

инклюзивного образования следующие:

Диагностика индивидуальных особенностей развития каждого

Комплексная оценка ресурсов и дефицитных областей ребенка

составления

индивидуального

образовательного

маршрута

индивидуальной образовательной программы. В ИОМ прописывается,

какие специалисты должны работать с данным ребенком и направления

их работы. А в ИОП отдельно прописывается работа по каждой из пяти

областей по ФГОС. Для ребенка с ТНР проводится логопедизация всего

образовательного

процесса,

логопедические

включают

воспитатели

занятиях,

музыкальный

руководитель

инструктор по физкультуре, а также психолог.

Разработка

реализация

конкретных

овладения

индивидуальной образовательной программы ребенком с ОВЗ

Разработка

специалистом

календарных

тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование

образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных

потребностей детей

Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях

инклюзивной

мониторинг

инклюзивного

образовательного

процесса, создание специальных условий

разрабатывается

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

которая включает в себя программу коррекционной работы

Адаптированная

образовательная

программа

программа, адаптированная для обучения конкретного ребенка с ОВЗ с

учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных

возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая

коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию ребенка.

Адаптированная образовательная программа составляется на

Статус ребенка с ОВЗ с ТНР закрепляется ТПМПК на год. Т.е.

ребенок должен ежегодно посещать ТПМПК с целью продления этого

статуса, либо с целью его снятия

Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить

основную и

самую главную задачу всего педагогического коллектива ДОУ – помочь детям с

ОВЗ освоить общеобразовательную программу начальной ступени обучения и

стараться

способствовать

дальнейшем

обучались в общеобразовательной школе.

Список литературы:

Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации

по организации инклюзивного образовательного процесса в детском

саду [Текст] /Под редакцией Т.Н. Гусевой. – М.: Центр «Школьная

книга», 2010, - 240 с.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании [пособие для

педагогов дошкольных учреждений] /Под редакцией Т.В Волосовец,

Е.Н Кутеповой. – Москва: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2011. – 144 с.

Федеральный

образовании

Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в

силу с 01.01.2014) // Российская газета, №303, 31.12.2012.

Федеральный

Государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

утвержден

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

Министерство

образования

Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Анна Романова
Специфика работы-учителя логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования

Специфика работы учителя логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования .

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных учреждениях. В связи с этим обеспечение права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования , но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.

Принятие и реализация инклюзивного образования , как возможности включения всех детей в образовательный процесс , несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого -педагогической помощью .

Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. Согласно диагностике, проводимой учителями – логопедами в дошкольных учреждениях, до 60% детей имеют те или иные проблемы : различные речевые нарушения, нарушения слуха, нарушения, связанные с двуязычием в семье.

Как отмечает Сабельникова С. И. , педагоги и администрация образовательного учреждения , принявшие идею инклюзии , особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса , где центральной фигурой является ребенок. Подобное сотрудничество делает идею инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, поскольку направленно на выявление индивидуальных особенностей ребенка и учет их в процессе обучения и воспитания.

Результатами тесного контакта между специалистами может быть :

Выделение положительных особенностей воспитанника;

Определение методов взаимодействия с ребеком;

Выявление ближайших перспектив развития детей;

Фиксация навыков, приобретенных воспитанниками за конкретный период;

Соотношение поставленных целей с результатами достижений .

Взаимодействие между специалистами должно носить системный характер, способствовать накоплению информационной базы для обеспечения возможности проведения качественного анализа результатов коррекционно-образовательного процесса .

Работа учителя- логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе , учитель-логопед , как и в случае с обычными детьми, должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики логопеда , совместно с другими специалистами , с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут , вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями .

Сопровождение ребенка с ОВЗ включает следующие блоки :

Диагностический блок :

Определение уровня речевого и психического развития ребенка;

Анализ полученных результатов;

Коррекционно – развивающий блок :

Личностно – ориентированный подход;

Принципы системности;

Учет структуры дефекта;

Аналитический :

Выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;

Отслеживание динамики развития ребенка.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Игрового обучения - основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер.

Диалогового обучения - способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Опережающего обучения - предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Информационно - компьютерного обучения - использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям , поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Здоровьесберегающие технологии - для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия , выступают : кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие, дыхательные упражнение, подвижные игры.

Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к работе их родителей . Учитель-логопед в своей работе с семьями учащихся , помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию и на основе этого проводит просветительскую работу по формированию адекватного понимания инвалидности, развитию навыков толерантности. Формами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы и семинары. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает также издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов. Родители могут принимать участие в групповых, и, в отдельных случаях, индивидуальных занятиях, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка .

Таким образом , создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ , адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии , которая является одним из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека.

Литература

1. Бородин М. В. Особенности образовательного пространства в инклюзивном детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/stati/inclusive-kindergarten/

2. Инклюзивное образование - Выпуск 4 - Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. - Москва Центр «Школьная книга» 2010

3. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное ) образование : генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» . – 2010. – №4 (40) . – С. 15-26

4. Прочухаева М. М., Панкратова М. В. На пути от интеграции к инклюзии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/stati/integration_or_inclusion/

5. Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9339&catalogid=18

Публикации по теме:

«Сказка про ежика Витю». Сказкотерапия в работе учителя-логопеда в условиях логопункта с детьми старшего дошкольного возраста Цели:коррекционно-образовательные: развитие и обогащение лексического запаса по темам «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные»; образование.

«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального.

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Анализ работы учителя-логопеда Анализ проведенной коррекционной (логопедической) работы в 2014 – 2015 учебном году учителем – логопедом Синдицкой Ирины Михайловны МБДОУ.

Выступление на совещании заместителей директоров общеобразовательных организаций

Тема: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ

в условиях инклюзивного образования»

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов, реализующих психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

Цель деятельности учителя-логопеда - создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной
деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи :

Проведение логопедического обследования с целью определения
структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление
логопедического заключения.

Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической
работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в
логопедической помощи.

Организация коррекционной работы по оказанию логопедической
помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов
логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

Комплектование групп для занятий с учетом психофизического
состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых
занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся
(с использованием программного материала учебных дисциплин
гуманитарного цикла).

Участие в разработке адаптированных образовательных программ,
методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение
разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках
государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

Проведение систематического изучения динамики речевого развития
ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

Разработка предложений по повышению эффективности
диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение
наиболее эффективного опыта логопедической работы.

Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих
условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной
организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором)
проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима,
по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в
соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных
умений.

Консультативная работа по формированию психолого-педагогической
компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Исходя из задач, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда:

Диагностическое;

коррекционно-развивающее;

организационно - методическое;

консультативно-просветительское;

профилактическое.

Диагностическое направление работы

Первичное логопедическое обследование (проводится с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы
коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.

Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее
скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную
программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать
внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как
в устной, так и в письменной речи).

Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее
сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда
включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с
учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры
дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в

индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;

Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию
коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:

В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

В подборе дидактических и методических материалов.

В ведении документации.

Консультативно-просветительское направление работы включает:
Консультирование семьи по вопросам
речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования
психолого-педагогической компетентности родителей (или законных
представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе,
по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений
речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по
коррекции речевых нарушений у детей;

консультирование педагогов и других участников образовательного
процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания
речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с
развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации
инклюзивной практики.

Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Для работы с детьми с ОВЗ в школе есть специализированный программно-технический комплекс.

Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок - ПК);

Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих ) - представляет собой складную камеру, подключающуюся к компьютеру. Воспроизводит речью любой текстовый материал. Читающая машина может сканировать 20 страниц в минуту. Можно контролировать темп голосового воспроизведения, задав определённую скорость;
изменить настройки для чтения на иностранных языках.

Видеоувеличитель (для слабовидящих ) - подключив к компьютеру, увеличивает текст до необходимого для прочтения размера.

Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой - съёмная накладка предотвращает одновременное нажатие 2-х клавиш.

Беспроводной ресивер.

Гарнитура (для слабослышащих) - контактные накладные наушники с микрофоном.

Система позволяет передавать голос преподавателя учащимся с нарушениями слуха (непосредственно в слуховой аппарат, кохлеарный имплант или в наушники). У детей повышается внимание и успеваемость; развиваются навыки слушания; более интенсивное развитие собственной устной речи.

Джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА - с нарушениями опорно-двигательного аппарата) - выполняет функцию мыши. Кнопки справа и слева соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Верхняя кнопка выделяет текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными. Джойстик не требует навыков мелкой моторики; реагирует на легкие прикосновения пользователя с нарушением моторики.

Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА).

Компьютерная программа для коррекции ОНР - игровые упражнения по коррекции всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.

Аппарат «Монолог» для коррекции заикания: в комплект входит аппарат со встроенным аккумулятором, гарнитура (наушники), зарядное устройство.

Действие аппарата на речь заикающегося проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта (меньше становится тонических и клонических судорог) благодаря следующим приёмам:

Звукозаглушение собственной речи - выполняет роль отвлечения от речевого акта. В качестве заглушающего фона используется «Белый шум», акустически напоминающий шум прибоя.

Звукоусиление - эффект наступает благодаря изменению громкости собственной речи.

Метроном - метод ритмической стимуляции речи. Заикающимся предлагается читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома. Исследования показали, что как только речь переходит на скандированное, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.

Используемые интернет-ресурсы:

http :// www . inclusive - edu . ru / (сайт института проблем инклюзивного образования МГППУ)

Проблема развития инклюзивного (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей, педагогических сообществ, но и всей общественности. Внедрение инклюзивного образования началось с дошкольных образований. Постепенный процесс привел такие формы обучения в общеобразовательные школы. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) уже были готовы к тому, что их дети имеют полное право на образование, как остальные. Кроме воспитателей имеются специалисты: учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра. Задача команды педагогов - вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную помощь ему, дать совет, помочь и подсказать воспитателю, который работает с группой, где имеется такой ребенок. При организации инклюзивной практики мы подходим творчески, учитывая пол, возраст ребенка, а также принадлежность к той или иной социальной группе. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги детского сада имеют командную, междисциплинарную форму работы, при планировании своей деятельности применяют проектные формы организации образовательного процесса, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов и включение в этот целостный комплекс всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).

Психолого-педагогические проблемы в работе логопеда в процессе инклюзивного образования

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно со взрослым творчески решать образовательные проблемы.
Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в образовательном процессе.

Восемь принципов инклюзивного образования:

    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

    Каждый человек способен чувствовать и думать;

    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

    Все люди нуждаются друг в друге;

    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

" Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования "

На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденции в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному обучению и воспитанию. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзия (включение) означает обеспечение гарантий поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им не потребовалась. В образовательной области – это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся сверстники; имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой.

Включение в учебно-воспитательный процесс школьного инклюзивного образования напрямую затрагивает не только психолога и педагога, но и учителя-логопеда. Специфика работы учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ.
У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Процесс обучения является предметом многих психолого-педагогических исследований. Наибольшее внимание в современных работах уделяется изучению роли активности ученика в этом процессе. Исследования Ю. К. Бабанского, Г. И. Щукиной, Т. И. Шамовой указывают на необходимость повышения активности ученика в процессе обучения. Это объясняется тем, что только активное усвоение знаний оказывается достаточно эффективным.

Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. В полной мере это относится и к работе учителя-логопеда.

Часть детей, поступающих в массовые школы, оказываются недостаточно подготовленными к обучению. Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с проблемами в развитии.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Значит, повышение уровня активности учебной деятельности детей с ОВЗ будет способствовать более эффективному протеканию процесса коррекционно-развивающего обучения в ходе логопедического занятия.

Использование активных методов обучения при работе с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР) особенно важно, т.к. у данной категории детей отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке перцептивной информации, недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения. Все эти особенности детей с ЗПР приводят к изменению процесса овладения этими детьми речевой функции и определяют своеобразие их речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, несформированность словообразовательных процессов, бедность грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей в обществе.

В качестве средств активизации учения выступаютсодержание, методы, приемы и формы организации учебного процесса. Таким образом, уровень активности школьника в процессе обучения определяется тем насколько содержание, методы и организация обучения способствуют этой активности.

При подборе содержания логопедических занятий для учащихся с нарушениями речи необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя-логопеда является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее интересными в данном случае, представляются две классификации.

Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

В ней выделяются следующие методы:

    объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

    репродуктивный;

    частично поисковый (эвристический);

    проблемное изложение;

    исследовательский.

Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским. Эта классификация представлена тремя группами методов:

    методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

    методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

    методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя логопеда с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все младшие школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя и учителя-логопеда. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.

Активные методы обучения, игровые методы очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра , значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.

А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.

Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.
Формой организации совместной деятельности учителя-логопеда и учащихся является логопедическое занятие. В ходе занятия учитель-логопед может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Наиболеее эффективными формами организации логопедических занятий являются следующие: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование и т.д.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий
.

4. Работа с бланковыми методиками. Материалы для логопедической работы с младшими школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению субтестовых заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений. Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.

5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами

используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

6. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с ОВЗ.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

7. Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

8. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

9. Активные методы рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Рефлексия окончания логопедического занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

Каждое направление деятельности специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, приобретает особое значение.

Так, деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Наиболее часто именно речевые проблемы у ребенка становятся основными, из-за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников.

Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ.

Функции учителя-логопеда:

  • разработка индивидуальных образовательных программ;
  • отслеживание динамики развития обучающегося (мониторинг речевого развития каждого ребенка).
  • оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов;
  • помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
  • консультирование родителей.

Основные цели и задачи деятельности учителя-логопеда:

Цель :

  • исправление недостатков устной и письменной речи.

Задачи :

  1. Коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся.
  2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ.
  3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия при этом осуществляются следующие направления работы:

  • профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма;
  • развитие графо - моторных навыков, зрительно - моторного слежения, пространственных, временных представлений;
  • отработка артикуляционно - фонетической стороны речи;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза;
  • постановка звуков, введение последовательно звуков в речь;
  • дифференциация звуков и букв в письменной речи;
  • закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы;
  • расширение и уточнение словарного запаса, работа над словообразованием и словоизменением;
  • работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания;
  • работа над связной устной и письменной речью;
  • автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа по устранению нарушений письма и чтения представляет собой:

  • коррекцию на фонетическом уровне;
  • исправление акустических дисграфий;
  • фонематический анализ слов;
  • формирование фонематического восприятия;
  • дифференциацию фонем, имеющих акустик-артикуляционное сходство;
  • коррекционную работу на лексическом уровне;
  • выявление активного словарного запаса учащихся;
  • слоговой анализ и синтез слов.
  • предупреждение и коррекцию оптической дисграфии;
  • дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.

Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от особенностей нарушения речевой деятельности ребенка.

Еще одним из направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями . Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребёнка и перспективы их исправления.

Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения их ребенка в общеобразовательной школе.

Целесообразно подвести итоги за весь период логопедической работы специалиста с ребенком, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого развития ребёнка, рассказать об успехах и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Иванова Н.Б.,
учитель-логопед