Развитие речи детей в дошкольном возрасте. Презентация на тему речевое развитие дошкольников Развития речи дошкольников с помощью фольклора

  • 13.12.2023

Анастасия Герасимова
Взаимообусловленность речевого и физического развития дошкольников

«Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность знаний, вера в свои силы…»

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время проблема развития , обучения и воспитания детей в детском саду становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микро органические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития , сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в физическом развитии .

У детей при ряде речевых нарушений отмечается, выраженная в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина.)

Имея возможность самой проводить физкультурные занятия с детьми, я увидела важность интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Поэтому, в целях повышения эффективности речевого и физического развития , считаю важным взаимосвязь занятий по речевому развитию и физкультурно – оздоровительных мероприятий, направленных на исправление речевых нарушений у детей .

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи , мышлением. Под действием физических упражнений , двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность . Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию коммуникативной, познавательной и двигательной деятельности.

Объединяя в нужном сочетании элементы развития речи , физического развития в одну динамическую паузу, воспитатель может удержать интерес детей максимально долгое время, причем детей разного темперамента и способностей.

Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Именно поэтому интеграция областей коммуникации, познания и физической культуры строится на игровой деятельности. Игровая методика помогает вовлекать детей в процесс творчества, создавать общую творческую атмосферу. В игровое действие дети включаются легко, но требуют повышенного внимания к себе; преобладают эмоции, желание действовать, выделиться, очень важно подкрепить детскую потребность показать себя, дать попробовать свои силы в разных видах физических минуток . Целенаправленно подобранные подвижные игры, игры – эстафеты, игры малой подвижности, развивающие мелкую моторику , координацию движений, равновесие и т. д. стимулируют развитие физических , психомоторных и интеллектуальных способностей детей, развивает творческий потенциал ребенка.

Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенка, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала , доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать в занятия при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки, пение, речевые игры .

Работая с детьми ясельного возраста я каждый день вижу, как детям тяжело сидень на занятии длительное время. Поэтому при планировании каждого занятия, особую роль я уделяю выбору физминуток. Благодаря им развивается и речь детей , так как они повторяют за воспитателем отдельные фразы, и одновременно с этим проходит развитие основных двигательных процессов. Дети с большим удовольствием выполняют движения, с речевым сопровождением .

Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников , с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.

Таким образом становится ясно, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приводят к развитию памяти , внимания, координации движений, мелкой моторики и связной речи детей дошкольного возраста .

Публикации по теме:

Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Выступление на педагогическом совете «Комплексно-тематическое планирование» Наш детский сад работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией.

Выступление на педагогическом совете «Формирование имиджа педагогов» Выступление на педагогическом совете Формирование имиджа педагогов подготовила Гадюкина А. Л., воспитатель МАДОУ №1 В сложившихся в стране.

Выступление на педагогическом совете по проектной деятельности «Родной край» с использованием мультимедийного средства Уважаемые коллеги. В нашей группе «Пчёлка» большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к малой Родине, гордость.

Слайд 1

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в событийной действительности.

ГБОУ г.Москвы ЦО №2045 Учитель- логопед Рыжова Надежда Олеговна

Слайд 2

Структура программы «Истоки»:

Пояснительная записка. Возрастная периодизация. Общие условия программы. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы ДО.

Слайд 3

Структура возрастной периодизации:

Раннее детство: младенческий возраст; ранний возраст.

Дошкольное детство: младший дошкольный возраст; старший дошкольный возраст.

Основные направления развития: Физическое развитие; Социально- личностное развитие; Познавательно- речевое развитие; Художественно- эстетическое развитие

Слайд 4

Познавательно- речевое развитие

Характеристика возрастных возможностей; Образовательная область «Познание»; Образовательная область «Коммуникация».

Слайд 5

Компетентностный подход

Эмоционально- волевой компонент

Аксиологический компонент

Когнитивный компонент

Мотивационный компонент

Практический компонент

Слайд 6

Цели образования:

научить получать знания; научить работать и зарабатывать; научить жить; научить жить вместе.

Слайд 7

Аспекты общения Содержание Цель Средства

Слайд 8

Общение Интеракция Коммуникация

Социальная перцепция

Невербальная Вербальная Письменная речь Устная речь Диалог Монолог

Слайд 9

РАННЕЕ ДЕТСТВО ЗАДАЧИ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА: Развитие речевого слуха, понимания обращённой речи, накопление пассивного словаря; Стимулирование овладения артикуляцией, предречевыми вокализациями. ЗАДАЧИ РАННЕГО ВОЗРАСТА: Продолжать развивать пассивный и активный словарь; Побуждать к общению на близкие ребёнку темы из личного опыта; Подводить к внеситуативному диалогу со взрослым; Вовлекать в инсценировки, проговаривание слов в сказке.

Образовательная область «Коммуникация»:

Слайд 10

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО ЗАДАЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Налаживать общение на разнообразные темы, в том числе выходящие за пределы наглядно представленной ситуации; Стимулирование инициативных высказываний, обращений к взрослому и сверстникам с просьбами и предложениями, строить высказывания из 2-3, затем 3-4 предложений; Поощрение вопросов об интересующем явлении, при рассматривании картин, игрушек, предметов. ЗАДАЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Налаживание диалогического общения со сверстниками в совместных играх и на занятиях, использовать различные средства общения с учётом конкретной ситуации; Обсуждать нравственные проблемы, связанные с понятиями о том, что такое хорошо, что такое плохо; Побуждать к словесному творчеству; Способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения в процессе коллективных бесед.

Слайд 11

Задачи речевого развития:

Обогащение словарного запаса; Формирование грамматического строя речи; Воспитание звуковой культуры речи; Развитие связной речи, овладение формами речи- диалога и монолога.

Слайд 12

Формы обучения активизирующие общение:

Беседы педагога с детьми; Игры: -дидактические, -подвижные, -народные; 3. Инсценировки, игры- драматизации; 4. Занятия: -ИЗО, конструирование Имитационные упражнения; Обследование: -игрушек, -предметов, -картин, -иллюстраций.

Слайд 13

Работа по закрытой картинке:

Спросите о предмете, нарисованном на картинке. Это предмет живой или неживой? Этот предмет сделан руками человека? Это дом или его часть? Это мебель, (одежда, посуда, ….), игрушка? Это мишка, (кукла, мяч, …), машина? Какая это машина? 2. – Спросите о грузовике? Какой он величины? Какие у него есть части? Какого цвета, формы, размера его части?

Слайд 14

Работа по закрытой картине- иллюстрации:

Спросите о картине. Кто или что нарисовано на картине? Это сказка народная или у неё есть автор? Это «Репка», («Три медведя», «Курочка Ряба, ….), «Колобок»? – Спросите какие персонажи на картине? Это дед и баба, (лиса, волк, …), лиса и колобок? Какой фрагмент сказки нарисован? Что в центре картины? Что нарисовано слева (справа), вверху (внизу)?

Слайд 15

ГБОУ г.Москвы ЦО №2045

Младший дошкольный возраст

Одна из главных задач речевого развития в этом возрасте — формирование правильного звукопроизношения.
Четкость и ясность речи (дикция) отрабатывается при помощи специального речевого материала: шутки-чистоговорки, потешки на данный звук, песенки, загадки.
Для отрабатывания звуков и звукопроизношения подходят потешки, где под ударением слышится какой-либо гласный звук:
— ПетушО-Ок, петушО-Ок, ЗолотО-Ой гребешО-Ок
— Наши уточки с утра-А-А КрЯ-А, крЯ-А, крЯ-А
— Наши гуси у пруда-А-А ГА-гА, гА-гА, гА-гА!

Сначала необходимо подбирать потешки со звукосочетаниями, уже имеющимися в словаре ребенка. Усложняя задание педагог подбирает потешки с новыми звуковыми сочетаниями:
— Во-ДИ-чка! Во-ДИ-чка! Умой Тане ли-Чи-ко!
— Ранним рано по утРУ-у-у пастушок ту-РУ-ру-ру
— Ой, ДУ –ду-ду-ду-ду, потерял пастух ДУ-ДУ
— КИ-ска,КИ-ска, Ки-ска, брысь
На дорожку не садись! Кис-кис-кис!

В словарной работе обратить особое внимание на обогащение словаря, а это тесно связано с расширением знаний ребенка об окружающем мире предметов, вещей, явлений.
Задача педагога: побуждать называть предмет, вещь, игрушку, их качества, свойства, возможные действия.
Эта работа планируется в виде разнообразных упражнений и игр для детей (поможем кукле подобрать чайную посуду; назови, что умеет делать кошка и др.).

При формировании грамматического строя речи необходимо способствовать умению детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами.
Особое внимание нужно уделить работе с глагольной лексикой , а именно способствовать тому, чтобы дети умели:
— правильно употреблять форму повелительного наклонения ед. и мн. числа (беги, лови, покружитесь),
— спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим),
— образовывать от одних глаголов другие (встал-встает, умылся-умывается) или образовывать глаголы из др. частей речи (воробей чик-чирик – чирикает, барабан — барабанит) и др.

В младшем возрасте происходит овладение диалогом. Образцы диалога ребенок получает от общения со взрослым.
осуществляется в форме активизирующего общения. Это могут быть дидактические и подвижные игры, творческая деятельность, инсценировки, игровые драматизации и др.

При обучении пересказыванию дети учатся воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним (взрослый называет фразу или слово, ребенок – заканчивает предложение).

При рассматривании картин малыши сначала учатся отвечать на вопросы по содержанию (о персонажах и их действиях – кто это?, что делает?), затем составляют короткий рассказ вместе со взрослым.

При рассматривании игрушек или предметов дошкольники отвечают на вопросы о свойствах, качествах, действиях и назначении их.
Затем педагог подводит их к составлению рассказов об игрушке. Для описания используется совместное рассказывание. Взрослый начинает, ребенок заканчивает: «Это (кошка). Она (серая, пушистая). У кошки (хвостик, лапки, ушки). Кошка любит кушать (рыбку, сметану).

Средний дошкольный возраст

В словарной работе решаются следующие задачи:
— уточнять обобщающие понятия (игрушки, овощи, мебель и т.д.),
— формировать умение понимать многозначные слова, сочетаемость разных слов («идет» — о человеке, поезде, фильме),
— расширять представление о синонимах и антонимах,
— обучать разным способам словообразования, продолжать формировать умение соотносить названия животных и их детенышей (в ед. и мн. числе, во мн. числе род падежа),
— формировать умение образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам.

В средней группе следует продолжать формировать навыки пересказывания и составления небольших рассказов. Необходимо подводить детей к составлению рассказов из личного опыта. Рассказывание предполагает обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (напр., выявлению причинной связи: Мне нравится то-то, потому что…).

При формировании описательной речи (описывать игрушки, предметы), желательно также включать элементы рассуждения:
— начальное определение предмета,
— описание его свойств и качеств,
— конечная оценка и отношение к предмету.

Продолжать формирование навыков повествовательной речи . Знакомить с композицией связного высказывания (начало, середина, конец). Закреплять представление о том, что рассказ можно начинать по-разному (Однажды… Дело было осенью … Как-то раз…).
Как методический прием можно предложить детям заполнить схему рассказа (Как-то раз собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Стали звери… И тогда…). Этим приемом закрепляется представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания.

Использовать коллективное составление связного высказывания , когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком. В этом помогут сюжетные картинки, когда один рассказывает начало по первой картинке, другой развивает сюжет, а третий заканчивает рассказ. Задача педагога: помочь детям при переходе от картинки к картинке словами-связками (и вот тогда…, вдруг…, в это время…).

Старший дошкольный возраст

В этом возрасте особое внимание следует уделять синтаксической стороне речи , а именно развитию умения строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого необходимо включать упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым: «Дети пошли в лес, чтобы… они оказались там, где…».

Обязательно подводите детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова – из слогов и звуков. Это является необходимым для подготовки их к усвоению грамоты.

В словарной работе задача педагога — активизировать употребление антонимов, синонимов, омонимов в речи, продолжать знакомить со значениями многозначных слов.
Развитие связной речи. Дети должны анализировать структуру любого высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец).
На первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний – описание, повествование, рассуждение.

Методику развития речи Вы можете скачать на странице в разделе «Речевое развитие» .

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольника посредством двигательной деятельности

1 слайд . Анализируя развитие воспитанников дошкольных учреждений нашего города, отмечено, что с каждым годом растет число детей с нарушением речи, которые нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. В большинстве случаев это дети, которые вновь поступают в детский сад. По результатам медицинского осмотра в 2011 году выявлено, что у 55 % детей дефекты речи, а это ведет к недоразвитию монологической и диалогической речи, к трудностям в обучении чтению и письму, влечёт за собой низкую успеваемость ребёнка в школе, а также проблемы в общении с окружающими, и как следствие, проявление негативных качеств личности (раздражительность, замкнутость).

2 слайд. Возникшие проблемы подтолкнули меня к поиску новых форм работы по данному направлению. В своей педагогической деятельности я начала использовать разные методы, приёмы и средства, которые способствуют развитию речи. Одним из средств, которое помогает мне интересно и увлекательно вести работу по данной деятельности, является двигательная активность. Всем известно, что движение - это жизнь. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Прямая зависимость между двигательной деятельностью детей и развитием речи изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Таким образом, возникла необходимость создания системы работы, где двигательная деятельность выступала бы как средство развития речи дошкольника .

3 слайд . Долго думала над вопросом: как сделать правильно так, чтобы двигательная активность стала не только полезной для здоровья ребенка, но и способствовала развитию его речи?

Для создания данной системы я сформулировала задачи:

1. Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника.

2. Привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.

Приступив к работе, поняла, что положительные результаты в решении задач по речевому развитию дошкольников достигаются при использовании разнообразных форм двигательной деятельности. Работа по обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

4 слайд . Наиболее эффективными формами двигательной деятельности, способствующими пополнению словарного запаса ребёнка и развитию его речи / и я в этом убедилась на собственном опыте/ являются: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, просыпательная гимнастика, подвижные игры.

Во время двигательной деятельности дети вместе с педагогом проговаривают стихи, кричалки, считалки. Это помогает ребятам легко запоминать упражнения, развивать речь, чётко и выразительно проговаривать предложения. Освоению каждого действия способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме. Зная, что дети дошкольного возраста подражают взрослым, текст проговаривается эмоционально, выразительно, громко и чётко. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами.

5 слайд . Неотъемлемой частью образовательной деятельности является физкультминутка, которую организую не только для снятия физического и умственного напряжения, но и для развития речи у детей. Использую физкультурную минутку по методике “Расскажем стихотворение руками”. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их , мысленно превращаясь в различных животных, птиц, сказочных героев.

Упражнения фитбол-гимнастики просты по структуре движений и включают в себя:

Дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания;

Звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах;

Закрепление лексических значений слов.

7 слайд . Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления. Освоению каждого упражнения способствует фоновая музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребёнка координировать движение и речь. Интересна такая форма работы, как фитбол-сказки. В практической деятельности с детьми я использую русские народные сказки, написанные авторами А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой. Данный материал адаптирован авторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей дошкольных групп. В подготовительной группе я использую фитбол-сказки в качестве бодрящей просыпательной гимнастики после дневного сна, а также для коррекционной работы по развитию связной речи.

8 слайд . Прогулка – это событие, которого ждут с нетерпением дети. На прогулке организую подвижные игры. Чтобы игра стала более интересной и способствовала развитию речи, включаю в неё песни, считалки, детские стихи, стихи собственного сочинения. Большой популярностью у ребят пользуются речевые подвижные игры. В основе такого рода игр лежит импровизация движений. Для лёгкого запоминания обычно выбираю стихотворения с сюжетной линией. Тексты для спортивных и речевых игр учим с ребятами в свободное время, часто поручаю это ответственное задание родителям. Дети с удовольствием изображают и проговаривают то, о чём говорит воспитатель. Такие игры можно использовать в походе, на занятии, на спортивных досугах. В речевой игре ребята развивают не только речь, но и воображение, мышление память. Каждый ребёнок выражает свои чувства, эмоции, отношение к происходящему.

9 слайд . В дошкольном возрасте игровая деятельность занимает ведущее место. Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. В ходе предварительной речевой подготовки детям даю задания разной степени сложности:

Узнай у родителей значение слова;

Выучи стихотворение;

Узнай, откуда появилось это слово и т.д.

Такого рода задания, способствуют обогащению словарного запаса детей, самостоятельной поисковой деятельности.

В своей работе широко использую игры со спортивными атрибутами, которые дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, в том числе развивать словарь. Среди игр с предметами особое место занимают игры с кеглями, мячами, обручами, скакалками. С целью обогащения словаря ребёнка в игру включаются задании такие как, брось мяч товарищу и назови:

Части дерева;

Какие птицы прилетают к нам на участок зимой;

Какие деревья растут на участке;

Назови дни недели.

Для того чтобы работа по развитию речи шла более интересно, я использую такие игры как «Сравни». В игре дети объясняют качество двух объектов. Правила игры таковы: воспитатель встаёт в круг с мячом, называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок должен назвать слово противоположное по значению и бросает мяч воспитателю. Использую сравнения по

по вкусу: сладкий – горький;

по возрасту: молодой – старый;

по высоте: маленький – большой т.д.

Так дошкольники, занимаясь физкультурой, укрепляют своё здоровье и одновременно развивают речь.

10 слайд. С развитием речи особенно тесно связано развитие мелкой моторики. Движения рук, упражнения для пальцев являются хорошим стимулом для развития и совершенствования речи ребёнка. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Поэтому для повышения уровня речевого развития ребенка, использую на занятиях и в играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемый «пальчиковый игротренинг». Что включает в себя “Пальчиковый игротренинг” вы видите на экране.

  1. Игры с пальчиками.
  2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
  3. Пальчиковые игры со скороговорками.
  4. Пальчиковые игры со стихами.
  5. Физкультминугки, пальчиковая гимнастика.
  6. Пальчиковый алфавит.
  7. Пальчиковый театр.
  8. Театр теней.

Пальчиковая гимнастика сопровождается стихами. В подготовительной группе я использую такой приём как сочинение детьми сказок. Я предлагаю придумать сказку и произношу первое предложение, изображая пальцами его сюжет. Для сказочных персонажей у нас придуманы изображения из пальцев. Ребята по цепочке продолжают сюжетную линию сказки, которую я записываю. Затем читаю вновь, и мы дружно проигрываем её на пальчиках. Детям очень нравиться фантазировать и выдумывать, обогащая свой словарный запас. Практикуя этот приём в старшей группе, я столкнулась с трудностью. Дети с большим трудом составляли предложения, мне постоянно приходилось им помогать. Работая в подготовительной группе, я заметила, что большинство детей не испытывают трудности при сочинении сказок, и большую роль в этом сыграл «пальчиковый игротренинг».

11 слайд . В воспитании и обучении детей большое значение имеет преемственность детского сада и семьи. Анкетирование и социологический опрос родителей позволил сделать выводы о том, что взрослых беспокоит проблема развития речи детей. 45 % родителей хотят, чтобы с их детьми занимался логопед, 25 % родителей сами занимаются развитием словаря с детьми дома. Просветительская работа с родителями по развитию речи строится в разных направлениях: а это проведение родительских собраний, наглядное информирование, консультации, показ непосредственно образовательной деятельности. Часто организуем музыкально-спортивные мероприятия, где активными участниками являются дети и их родители. Каждому мероприятию предшествует серьёзная предварительная работа. Родителям и детям даются задания: отгадайте загадку, объясните значение предложенного выражения, назовите ряд слов одним словом, подберите слова противоположные по значению и т.д. Во время спортивного мероприятия родители совместно с детьми придумывают название команды, девиз, короткие стишки, сказки, рисуют буквы, предметы. Вместе радуются успехам и достижениям.
Таким образом, благодаря проделанной работе, родители осознают, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Правильное понимание поставленных задач, а также своевременное их решение плавно подводит дошкольника к следующей ступени детства – школе.

Подводя итоги работы, уверенно могу сказать, что в сложившейся системе моей деятельности по данной теме прослеживаются стабильно высокие показатели развития речи дошкольника на протяжении двух лет. По результатам мониторинга образовательной области «Коммуникация» в 2012 году высокий уровень составил - 58%, а в 2013 году возрос на 9%. В группе создано здоровьесберегающее социопространство, что способствует проведению высокой двигательной деятельности в течение дня. Моя воспитанница Даша Наимушина стала победителем городского конкурса художественного слова «Моя Россия»/а это и моя большая победа/.

Следовательно, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути развития речевых и двигательных навыков дошкольника.

Тема: В поисках сокровищ. Автоматизация звука [р].

(познавательное занятие в подготовительной группе).

Задачи:

1. Учить детей четко произносить звуки [р], [р"].

  1. Уточнить артикуляцию звуков [р], [р"].
  2. Активизация и обогащение словаря по теме «Птицы».

4. Развивать координацию движений, пространственные представления, мелкую моторику.

5. Развивать внимание, память, мышление.

  1. Воспитывать интерес к подвижным играм, спортивным состязаниям.

Оборудование: карта острова, разрезанная на части, зеркало, обручи, маты, модули, ребус, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, лента, тренажеры, шкатулка с «сокровищами», аудиокассета «Звуки природы. Шум моря», «Звуки природы. Пение птиц».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Дети, вы когда-нибудь мечтали найти клад или сокровище?

Сегодня ваша мечта может осуществиться. Посмотрите, что я нашла. Мне кажется, что это загадочный план Острова сокровищ. Давайте его соберем. Дети собирают план Острова сокровищ).

О чем нам говорит эта карта?

Какие здесь слова?

А какую букву размыло водой? (сок_овище, пеще_а, го_а, мо_е, ост_ов).

Вы хотите отправиться искать сокровище?

Как найти сокровище. Как вы думаете, где оно находится на карте? (в пещере, на острове).

А где находится остров? (в море).

Значит, нам нужно добраться до моря. Давайте подойдем к Волшебному зеркалу, вспомним, как правильно произносить звуки [р], [р"] и расскажем про них. Они какие? (согласные, звонкие). Чем они отличаются?

Звук [р] твердый, а звук [р"] мягкий.

А теперь отправляемся в путь.

Инструктор по физвоспитанию :

Построение в шеренгу. Ходьба друг за другом со сменой направления. Ходьба на носках, руки в стороны. Ходьба на пятках, руки за голову. «Паучки» поползли.

Нам нужно спешить, давайте теперь побежим. Легкий бег, бег «змейкой», по диагонали, с ускорением.

Построение в две шеренги. Упражнение на дыхание.

Мы с вами шли все вместе, а теперь каждый пойдет своей дорогой (дети занимаются на тренажерах).

Воспитатель:

Послушайте, вы ничего не слышите?

Мы с вами подходим к морю (звучит музыка шум моря).

Садимся в лодочку и поплыли. Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

Взяли в руки бинокль. Посмотрите направо, посмотрите налево. Пальчиковая гимнастика «Бинокль». Не видно еще острова?

Слышите, как волны бьются о берег. Изобразите волны.

Игра с волной.

Учитель-логопед изображает волну при помощи длинной ленты на палочке. Дети наблюдают за движениями «волны». Как только «волна» начинает накатывать на берег (педагог двигается к детям, дети убегают. Волна откатывается в море (педагог отходит), и дети снова подбегают к кромке моря.

Не боитесь воды?

Тогда садитесь в одну большую лодку.

Дети сидят друг за другом, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Имитируют движения гребли на веслах.

Динь-дон, динь-дон,

Мы на лодочке плывем

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает-

Вправо лодочку качает,

Влево лодочку качает.

Динь-дон, динь-дон,

Дружно к берегу гребем,

Вправо к берегу гребем

Влево к берегу гребем

К берегу пристала лодка

Мы на берег прыгнем ловко.

Инструктор по физвоспитанию :

Вот мы с вами и на острове.

Устали в лодке сидеть?

Давайте потанцуем.

Дети исполняют ритмичные движения под музыку «Чунга-Чанга».

Давайте, обследуем остров.

Полоса препятствий, основные движения:

  1. Подлезание под дугу.
  2. Прыжки из круга в круг.
  3. Перекатывание «бревнышко».
  4. Приставной шаг.

Ходьба по следам к пещере.

Посмотрите, вход в пещеру закрыт.

Чтобы пещера открылась, нужно выполнить задания, которые записаны на пещере.

1 задание – заселите птицами остров.

Эстафета «Нарисуй птицу».

Дети делятся на две команды. Первые участники команды бегут к листкам бумаги и маркером рисуют какую-либо одну часть птицы и возвращаются к командам. Далее следующая пара участников продолжает рисунок, дорисовывая какую-либо часть птицы. Далее следующая пара продолжает рисунок.

Воспитатель:

Придумайте название нарисованной птице. Каких вы знаете птиц в названии которых есть звук [р] (ворона, королек, грач, скворец).

Угадайте, какая птица поселилась на острове.

Р Ч Г А

Молодцы, теперь на острове поселилось много птиц. (Звучит мызыка «Звуки природы. Пение птиц»).

Инструктор по физвоспитанию :

2 эстафета – «Поделите птиц».

Дети делятся на две команды. По сигналу первые участники команд добегают до коробки, берут картинку с изображением птицы. Задача участников: зимующую птицу положить в правый обруч, а перелетную в левый вернуться обратно, передавая эстафету следующему участнику.

Воспитатель:

3 задание - «Поймай птичку».

Дети удочкой (Карандаш с магнитиком) ловят картинки с изображением птиц (на каждую картинку закреплена скрепка) и составляют предложение о птице. (Сорока сидит на дереве).

Молодцы вы работали очень дружно и справились со всеми заданиями. Теперь на острове живет много птиц, а мы с вами стали ловкими, умными и смелыми.

Посмотрите, пещера открылась. Давайте искать в пещере сокровище. (Дети в сухом бассейне ищут шкатулку с «сокровищами»).

Мы с вами нашли сокровище. Давайте громко-громко крикнем «Ура!», а еще громче, теперь тихо, еще тише. Шепотом.

Хорошо, теперь можно открывать шкатулку.

Посмотрите, сколько здесь лежит драгоценностей и в каждой из них маленький секрет. Дети открывают звездочки и находят в каждой из них букву.

Р Ж У Б А Д

Сколько букв нашли? Составьте из них слово.

Какое у вас получилось слово? – Дружба.

Значит, какое сокровище мы с вами нашли?

Как вы думаете, почему нам удалось найти сокровище.

Нам пора возвращаться домой. Пока лодка несет нас к родным берегам мы будем спать и слушать музыку волн.

Мышечная релаксация «Морские волны».

Дети лежат на ковриках с закрытыми глазами. (Звучит музыка «Звуки природы. Шум моря»).

Итог.

3.2. Двигательная сказкотерапия для дошкольников

В основе психологических игр, проведенных с использованием коррекционных мячей, лежат все общеразвивающих упражнения, разученные ранее. Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми является принцип повторности, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей все упражнения объединены в литературные сказки.

Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями с детьми младшего дошкольного возраста, когда педагог рассказывает сюжет сказки, сопровождая ее выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становиться скучным и однообразным повторением.

Для детей старшего возраста фитбол-сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» гимнастики после дневного сна. В момент просыпания детей в группе, когда дети находятся еще в полусонном состоянии, педагог предлагает детям прослушать сказку с закрытыми глазами и запомнить ее. Такое постепенное пробуждение полезно для детей, так как быстрый подъем часто может быть причиной негативного настроения. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении малышей ряд ассоциаций и образов, тем самым, представляя собой один из вариантов мнемотехники (эйдотехники), позволяющей с помощью образов запомнить и воспроизвести весь рассказ. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс. Каждое упражнение требует предварительного разучивания и многократного закрепления в свободной деятельности.

Все сказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие. В практической деятельности с детьми (практикум по фитбол – гимнастике) мы использовали сказки, написанные авторами А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой. Данный материал адаптирован авторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей дошкольных групп (Приложение 1).

Игры, связанные со сказочными сюжетами, характеризуются не только разнообразием движений, но и свободой их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, воспитанники испытывают радость от реализации физических и умственных сил.

3.3. Игры старших дошкольников с фитболами

Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Среди множества детских игр особое внимание отводится подвижным играм, которые разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли, правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В- третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ориентироваться в пространстве. Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.

Все игры дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами (могут быть сюжетные и бессюжетные) и спортивные игры.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Использование фитболов (мячей) в этих играх придаёт играм более творческий характер, усиливает терапевтический эффект.

Дети старших групп охотно играют в различные бессюжетные игры с соревновательным элементом, эстафеты, игры с различными предметами, и только к шести – семи годам дети готовы к участию в спортивных играх. Бессюжетные игры очень блики к сюжетным – в них лишь нет образов, которым они подражают. В основе таких игр лежит выполнение определённых двигательных заданий с простейшими правилами. Основная цель бессюжетных игр с фитболами – двигательная корректировка развития воспитанников. Перед педагогом ставится задача научить детей действовать в соответствии с инструкцией, что приучает их ориентироваться в пространстве, развивает ловкость, находчивость, быстроту реакции.

В работе с детьми дошкольного возраста используются также игры – забавы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования. Фитболы позволяют разнообразить эти игры, они дарят детям радость и здоровье.

Игры с фитболами можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и повседневной работе (занятиях, прогулке, самостоятельных играх детей, развлечениях и в качестве индивидуальной работы). Множество таких игр направлены на коррекцию и развитие всех свойств внимания: концентрацию, переключаемость, устойчивость и распределение (Приложение 1) .

Следует отметить, что эффективность игр обуславливается не только содержанием, но и в большей мере организацией и методикой их проведения, в которой учитываются возрастные особенности, смена периодов двигательной активности, интервалы для отдыха и дифференцированной оценки деятельности детей.

Упражнения для верхних дыхательных путей

Весёлое лесное путешествие

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,

одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь –

свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок.

З-з-з! З-з-з!

(звук и взгляд направлять по тексту)

Пчёлку ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

(медленная ходьба, руки-крылья

поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,

стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат

и деятельность головного мозга)


Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами, которые определяют его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей, он должен охватывать все виды детской деятельности.

Интеграция - объединение в целое, каких-нибудь частей или элементов в процессе развития.

Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие, у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Физические упражнения и игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребенка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций дошкольник познает мир, осваивает речь, получает новую информацию и знания.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания, в которых ритм речи определяет ритм движений.

Проведение речевых физкультминуток, во время которых разнообразные движения сочетаются со словом, особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также естественно и ненавязчиво развивается мышечная активность.

Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки), пение, речевые игры.

В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны отвечать следующим требованиям:

Быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;

Включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики);

Эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);

Связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и тексты - быть доступными детям.

Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих мероприятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников и с учетом их возраста.

Для успешного решения задач физического развития необходимо использовать знания и по другим образовательным областям: «Познание», «Социализация», «Труд», и др. Проводят заключительные интегрированные мероприятия с использованием некоторых образовательных областей - 1 раз в квартал.

Интегрированные мероприятия по физической культуре позволяют ребенку применить и закрепить свои знания и умения по всем образовательным областям в игровой форме, приближенной к реальной жизни.

Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера, специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребенка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением, подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия. К специальным относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Пальчиковая гимнастика выполняется в сочетании с другими движениями (с ходьбой, в том числе и на месте, элементарными упражнениями для рук и ног). Она способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики, координации, памяти, фантазии и речи. Следует обращать внимание на то, что у дошкольников часто наблюдается несовершенство речевого дыхания, которое характеризуется очень слабым вдохом и выходом. В данном случае может помочь дыхательная гимнастика с акцентом на выдохе, а также нейройога - новая оздоровительная и необходимая для полноценного развития мозга система упражнений, сочетающая, как нейропсихо - коррекционные методики, так и йогу, что позволяет серьезно тренировать не только тело, но и мозг.

Интегрированные занятия способствуют расширению объема двигательных умений и навыков, улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, развивают основные психические процессы, память, внимание, мышление.