Плодородный полумесяц. Колыбель цивилизаций – страны плодородного полумесяца. Отрывок, характеризующий Плодородный полумесяц

  • 07.12.2023

В статьях о Ближнем Востоке иногда проскальзывает выражение «плодородный полумесяц», которое вызывает недоумение у непосвященных. Что за полумесяц такой? Почему он столь плодородный? Давайте выясним, это интересно!

Земной полумесяц

Плодородный полумесяц - это территория, которую привыкли называть Ближним Востоком. Полумесяцем она названа по форме, действительно напоминающей ночное светило в половинной фазе. Относительно плодородия: это знаменитое место считается колыбелью всей мировой цивилизации, и практически родиной земледелия, зерновых культур и хлеба, как и знаменитая египетская долина Нила. Это местность с очень богатой почвой и обильными дождями в зимний период.

Еще одно название на слуху - «золотой треугольник». Часто эти оба наименования приписывают одной местности, но это неправильно. Да, и «плодородный полумесяц», и «золотой треугольник» - это названия территорий, очертаниями напоминающих эти фигуры. Но в отличие от первого, «золотой треугольник» - это местность соединения границ Таиланда, Лаоса и Бирмы. Прославлена она тем, что именно здесь зародился и процветал до ХХ века центра производства и распространения опиума. Разница в назначении обеих центров очевидна.

Географическое расположение

Географически эта территория занимает область Саудовской Аравии вдоль северного края Сирийской пустыни. Западный край омывается Средиземным морем, восточный упирается в горы Загрос. Занимает Ливан, Сирию, Ирак, Израиль, части Иордании и Турции. Полумесяц плодородных земель - это территория древних Месопотамии и Леванта.

Укрытие между горными хребтами, достаточное количество рек и болот, дождевой воды, расположение на пересечении путей из Африки в Азию - совокупность всех этих факторов привела к тому, что именно этой местности суждено было стать знаменитой родительницей хлебопашества, земледелия и животноводства.

Неолитическая революция

Весьма удачное географическое место привело к тому, что регион плодородного полумесяца стал очагом Так называют период перехода древних племен от собирательства к производству. Этот произошло не вдруг и не сразу, по чьему-либо замыслу. Процесс растянулся на многие сотни лет, но грандиозные перемены, грянувшие в жизни человечества, позволяют назвать его революционным.

Известно, что древние племена добывали себе пропитание, отбирая часть произведенного у природы. Пищу приносили охота, рыбалка и сбор готовых ягод, грибов, семян, фруктов. Постепенно опустошая территории, человек разумный заметил, что семена можно не просто собирать, а рассыпать специально для следующего урожая. Последствия этого занятия привели не просто к перемене образа жизни, а к поистине кардинальным изменениям в ходе истории. Производящее хозяйство - это основа жизнедеятельности всего нынешнего мирового существования.

История и земледелие

Первыми народами, которые попробовали сеять и производить, стали именно племена, заселяющие плодородный полумесяц. История называет основной причиной, вынудившей к этим действиям, резкое изменение климата после Ледового периода. Получилось так, что именно территория Месопотамии и Леванта осталась наиболее плодородной, в то время как египетский центр зарождения цивилизации испортился жарким и засушливым климатом.

Занятие земледелием привело к оседлому образу жизни племен, появились первые города. Обработка земли и урожая поощряли создание новых орудий труда, посуды для хранения, новых способов приготовления пищи. Параллельно стали развиваться гончарство, животноводство, ткачество. Появились мельницы и печи для выпечки хлеба. Плодородная земля производила урожая в излишке, который можно было обменивать на другие необходимые вещи. Так земледелие привело к развитию торговли.

От земледелия к животноводству

Первыми животными, которые поселились рядом с человеком, были собаки. Остальные виды диких соседей составляли для первобытных племен предмет охоты, и перспективу полакомиться мясом. С развитием земледелия стала забирать все больше времени, и мясо стали «заготавливать впрок», то есть отлавливать и содержать в загонах. Новые особи стали появляться уже в неволе.

Постепенно люди стали употреблять в пищу молоко, использовать помощь животных в работе на полях. Прирученные и уже не рассматривались только как пища. Они стали служить людям. Они постепенно меняли свои привычки, инстинкты и даже внешность и строение внутренних органов. Плодородный полумесяц стал родиной домашних коз, баранов, быков, лошадей. Даже кошка, которая, как известно, долго гуляла сама по себе, впервые примкнула к домашнему очагу именно в ближневосточном селении.

Жизненные злаки

Почему основной культурой плодородного полумесяца стали злаки? Дикие прародители пшеницы, ячменя, чечевицы произрастали между разнотравья на обширных площадях планеты. Исключительность территории древней Месопотамии в том, что именно здесь климат и почва оказались наиболее плодородными для их размножения и выращивания методом посева.

Первыми «прирученными» злаками стали пшеница и ячмень. Их посевы существовали здесь уже в конце IX века до н. э. Кем бы ни был Создатель человека, он позаботился о достойной пище для него! Меняются времена и вкусы, исчезают некоторые виды растений и появляются новые, а выращивание которых началось на «плодородном полумесяце», остаются самым ценным пищевым продуктом всех времен и народов.

Зерновые содержат почти весь комплекс необходимых для человеческого организма витаминов группы В. Клетчатка злаковых помогает в борьбе с вредным холестерином. Хлеб и каши - продукты, которые быстро насыщая организм, не приносят вреда и способствуют накоплению энергии. Зерно - источник магния, селена, фолиевой кислоты. Словом, злаки содержат все элементы, необходимые для здоровой деятельности живого организма.

Несколько фактов о хлебе

Рецептов выпечки хлеба нет числа. Разные народы изготавливают его по-разному. Схожесть одна - основой любого хлеба служит зерно. Нужно ли говорить, что родиной первого испеченного хлеба стал плодородный полумесяц.

  • Первому хлебу больше 30 тысяч лет. Это были пресные лепешки из растолченного зерна, испеченные на горячих камнях.
  • Самый древний вид хлеба - ближневосточная пита.
  • Дрожжевой хлеб пекли уже в Древнем Египте.
  • Во всех народов хлебу придают магическую силу и способность укреплять. Используют его во многих религиозных обрядах.
  • Больше всего хлеба едят в Турции.
  • Хлеб - основа рациона 99% жителей Земного шара.

Сельское хозяйство на Ближнем Востоке зародилось в так называемом Плодородном полумесяце – области, протянувшейся широкой дугой от Персидского залива вдоль северного края Сирийской пустыни к Палестине и границе Египта.

Цивилизацию породил хлеб. Когда его стало много, люди получили верный источник питания. И только тогда смогли создать высокую культуру. Но чтобы получить достаточно хлеба, они должны были сплотиться в устойчивые большие общины. А от общин недалеко и до городов… На заре цивилизации, на закате первобытности человечество развивалось по старой русской пословице: «Хлеб всему голова». Древнейший очаг земледелия сложился на Ближнем Востоке. Ни долина Нила, ни междуречье Тигра и Евфрата, которые по праву считаются центрами первых цивилизаций, первоначально не входили в эту зону. В эти страны земледелие было принесено извне, с территорий, которые при первых фараонах Египта стали уже окраиной цивилизованного мира.

Окончание ледникового периода – по мнению большинства историков – около 12 тыс.лет назад: на территории Евразии установился климат, близкий к современному. Большую часть Ближнего Востока заняла сухая степь или пустыня, и лишь на севере, в широкой полосе от гор Леванта и Тавра на западе до гор Загроса на востоке воды было достаточно. Здесь тучи, зацепившись за вершины гор, изливались дождями, обильно орошая склоны гор. Горные потоки сливались в большие реки, величайшими из которых стали Тигр и Евфрат. В их междуречье воды было больше чем нужно, междуречье стало страной озёр и болот, обильных рыбой, дичью, но малопригодной для жизни человека. Самыми удобными для охотников и собирателей той эпохи стали склоны гор, покрытые густыми лесами, с зелеными полянами и лугами.

Дикие злаки стали рано привлекать внимание древних охотников, о чём говорят находки специальных кремнёвых ножей, использовавшихся для сбора диких растений. Область Плодородного полумесяца обладала ещё одним преимуществом, имевшим важное значение для жизни наших предков. Горы были богаты обсидианом – вулканическим стеклом, сыгравшим роль главного материала для производства наконечников стрел, дротиков и копий, с которыми древние охотники выходили на охоту, а также изготовления ножей для сбора диких злаков и обработки шкур.

Со временем местные жители стали сознательно сеять в удобных местах ячмень и пшеницу, разбрасывая зёрна на полянах и лугах. Так постепенно были заложены основы земледелия.

Эта эпоха лучше всего изучена на примере древней натуфийской культуры в Палестине. Она датируется 10 тысячелетием до н.э. и названа по сухому руслу реки Натуф, вдоль которого открыты первые поселения этой культуры. Местные жители обитали в маленьких посёлках, окруженные каменными стенами. Жилищем им служили круглые хижины или пещеры в скалах, в центре которых располагался очаг. Их хозяйство ещё мало отличалось от быта охотников предшествующих эпох. В слоях натуфийских поселений археологи находят кости только диких животных: газели, благородного оленя, косули, лошади, осла, быков. Единственным домашним животным здесь всё ещё была собака.

Однако помимо охоты в их хозяйстве появились и совершенно новые черты, признаки принципиально иного образа жизни. Среди обычных для того времени предметов обнаружено более тысячи пластин особой, нехарактерной для охотничьих культур формы. Они служили накладными лезвиями первобытных серпов. Кроме того, здесь найдены костяные мотыжки, а также специальные орудия для дробления зерна в виде базальтовых пестов и таких же каменных ступок. Не ограничиваясь этим, жители натуфийских поселений выдалбливали глубокие круглые ямки в скале, которые служили в качестве приспособлений для размола зёрен.

В одной из пещер на горе Кармел, в гроте Эль-Вад, сохранились погребения. Судя по одежде погребённых, натуфийцы носили головные уборы в виде диадемы, щедро унизанные украшениями из трубчатых раковин. На шее у них красовались замысловатые ожерелья из взаимно чередующихся раковин и попарно расположенных клыков оленя. Полоски из раковин украшали и одежду натуфийцев. Следы сильного износа зубов у представителей натуфйской культуры исследователи объясняют попаданием песка в муку во время помола зерна.

У первых «земледельцев» существовало своеобразное искусство, во многом напоминавшее искусство предшествующей эпохи. Натуфийцы украшали свои изделия резными фигурами животных, например, рукоять одного костяного орудия, из которой вырастает фигура козлёнка, поднявшего голову. Есть и образцы круглой скульптуры. Из куска кальцита, например, вырезана голова человека с низким лбом, резко очерченным ртом и большими миндалевидными глазами.

Обитатели натуфийских поселков одними из первых начали собирать дикие злаки, но уже в следующем тысячелетии собирательство диких растений стало сопровождаться сеянием хлебных злаков вне их естественной среды обитания. Дикая пшеница, растущая в предгорьях Тавра и Загроса была найдена на поселениях 9 тысячелетия до н.э. в Северной Сирии, в сотнях км к югу и востоку от тех мест. Дикие растения стали «домашними»: первые хлебные злаки полностью «одомашненного» типа появляются в странах Плодородного полумесяца на рубеже 9-8 тысячелетий до н.э. Они найдены в Иорданской долине, на крупном поселении древних земледельцев Иерихон, выросшем из небольшого посёлка охотников и собирателей натуфийской культуры.

К 7 тысячелетию до н.э. пшеница и ячмень стали выращиваться на территории от Анат (современная Турция) до нынешнего Пакистана. Земледелие вышло за пределы Плодородного полумесяца, начался новый этап его победного шествия.

Земледелие изменило весь образ жизни общин в странах Плодородного полумесяца. Росли посёлки, постепенно превращаясь из небольшой группы соломенных хижин в почти города с ровными рядами глинобитных домов, центральной площадью, зданиями общественных строений и святилищ. Крупные селения первых земледельцев известны на всём Ближнем Востоке от Балкан и Малой Азии до гор Загроса и Иранского нагорья. Первым среди таких «протогородов», как называют их учёные, по праву считается Иерихон, оставивший глубокий след в истории многих поколений . Его остатки (ныне городище Тель-эс-Султан) расположены в Палестине, на территории современной Иордании, в 22 км к северо-востоку от Иерусалима. В истории человечества Иерихон прославился из-за библейского рассказа, согласно которому стены этого города обрушились после его осады израильтянами во главе с Иисусом Навином. В библии говорится, что вокруг городских стен семь раз обнесли Ковчег Завета, а священники при этом трубили в трубы. Когда город обходили седьмой раз, израильтяне издали громкий крик, «и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошёл в город, каждый со своей стороны, и взяли город». Поиски легендарного Иерихона начались ещё в 19 веке, и после работ многочисленных экспедиций были открыты руины древнего города. Когда археологи под руководством Кэтлин Кенайонс в 1950 году углубились ещё ниже обрушившейся стены, стало ясно, что этот город не только древнее библейских событий, происходивших в 13 в.д.н.э. , но и один из самых древних городов на земле.

Древнейшее поселение на месте Иерихона относится ещё ко времени натуфийской культуры, а в 7 тысячелетии до н.э. этот посёлок вырос уже до внушительных размеров – 1,6 га – и был обнесён каменными стенами длиной 800 м с массивной башней посередине. Высота стен достигала 4 м, а их толщина – 3 м. диаметр и высота башни составляли 9 м. внутри стен располагались дома из сырцового кирпича на деревянных подпорках, святилища, улицы. Население городка занималось земледелием и скотоводством. Археологи нашли там орудия для сбора урожая. Жители Иерихона разводили овец и коз. Мясо домашних животных в рационе горожан окончательно вытеснило мясо диких газелей, основного объекта охоты их предков.

К открытиям, сделанным в 1950 году в древнем Иерихоне, относятся раскрашенные головы из необожжённой глины, налепленной на человеческие черепа. Носы и другие характерные детали лица были проработаны так тщательно, что у исследователей не оставалось сомнение в их сходстве с обликом реальных людей. Учёные предположили, что эти черепа принадлежали знатным членам иерихонской общины, почитание которых продолжалось и после их смерти. Мощные стены и культ вождей отличали

Иерихон от других раннеземледельческих посёлков той эпохи. Возможно, это было вызвано тем, что расположенный среди сухих степей в плодородном оазисе у постоянного источника воды, Иерихон был окружён племенами, продолжавшими жить по-старому – охотой и собирательством. Процветающий посёлок мог рассматриваться ими как объект для нападений и грабежа. Поэтому жители превратили Иерихон в неприступную крепость.

Археология с определенностью утверждает, что поросшие травой склоны холмов «Плодородного полумесяца» (предгорья Ливанско-Таврско-Загросской горной цепи) включали в себя зону, где совершались первые попытки производства продуктов питания и первые шаги по освоению оседло-земледельческого образа жизни. Эту зону характеризует уникальная концентрация важнейших пригодных для культивирования растений (прежде всего пшеницы и ячменя) и одомашнивания животных (особенно овец, коз, свиней, крупного рогатого скота и ослов), составивших основу рациона питания в той хозяйственной модели, которой было суждено стать культурной традицией Запада.

Известно, что эта холмистая зона была издавна населена собирателями эпохи плейстоцена. Последовательный ряд ее обитателей в древнем каменном веке отражен в археологических материалах из пещер Сирийско-Палестинской области и Иракского Курдистана и завершается различными кремневыми индустриями, освоившими производство орудий из пластин и микролитов. Из них к числу наиболее полно исследованных индустрий позднего палеолита принадлежат кебарская в Северной Палестине и зарзийская в Курдистане.

Установлено, что люди, изготовлявшие орудия зарзийского типа, селились как на открытых стоянках, так и в пещерах. При этом точно известно, что культурный комплекс, сменивший в Курдистане зарзийскую традицию, происходит с открытых стоянок, таких, как Карим-Шахир, Малефаат и Зави-Чеми, и указывает примерно на 8700 до н.э. Существенно важно, что эта традиция страше того времени (ок. 8100 до н.э.), которым сейчас принято датировать рубеж между позднеледниковым и послеледниковым периодами в северных областях Европы и в Северной Америке.

В Северной Палестине и Сирии кебарскую индустрию сменяет (по археологическим данным, т.е., возможно) натуфийская культура, свидетельства которой можно найти как в пещерных, так и в открытых памятниках.

Сегодня принято считать, что каримшахирско-натуфийский комплекс можно соотнести с начальным этапом процессов доместикации и окультуривания животных и растений. Если это верно, то названный комплекс связан с принципиально новым явлением: это не основанное на собирательстве приспособление к послеледниковым природным условиям, которое происходило во всех других регионах, но рывок в новое качество, имевший в дальнейшем значительные культурные последствия. Обнаруженные на памятниках каримшахирского и натуфийского круга кости, по определению зоологов, принадлежат домашним собакам; и хотя остатки культурных растений пока не обнаружены, достаточно характерны находки кремневых вкладышей для серпов и каменных терочников, явно служивших для растирания зерен. Эти памятники каримшахирско-натуфийского круга свидетельствуют о попытках возведения примитивных круглых сооружений на каменном основании, на них найдено также множество изящных мелких изделий из кости и камня.

Интерпретация данных о начальной фазе земледелия всегда будет представлять особую трудность для археолога. Появление в связи с возникновением нового – производящего – хозяйства многочисленных новых форм орудий и новых ремесел, как и заведомо домашних видов животных и культурных растений, происходило постепенно.

Становление и распространение оседлого образа жизни, основанного на выращивании растений, а затем и разведении животных, обнаруживается в поселениях Палестины, Сирии и юго-востока Турции IX–VIII тыс. до н.э. Несколько позже он фиксируется на севере Ирака и в горах Загроса. Постепенно от круглых в плане жилищ переходят к прямоугольным, причем в основаниях иногда сооружаются небольшие помещения, возможно хранилища; жилые помещения располагались над ними. На ряде поселений (Иерихон, Невали-Чори) найдены постройки обрядового назначения. Характерный признак культур раннего неолита – особое обращение с черепами умерших, черты лиц которых «реконструировали» с помощью специальной массы, а также изготовление каменных и глиняных фигур, вероятно мифологизированных предков. VI тыс. до н.э. – время повсеместного распространения в Передней и отчасти Центральной Азии важного индикатора исторических и культурных процессов – керамических сосудов. Уже в неолите производят первые эксперименты по обработке самородной меди и даже ее плавке.

Яркий памятник неолита Западной Азии – поселение Чатал-Гуюк в Турции, где были раскопаны дома с многочисленными и разнообразными многоцветными стенописями и рельефными изображениями животных и мифологических покровителей в виде женских существ, погребения с необычайно для этого времени богатым инвентарем, разнообразные изделия, свидетельствующие об отдаленных обменных связях.

Цивилизацию породил хлеб. Когда его стало много, люди получили верный источник пропитания. И только тогда смогли создать высокую культуру. Но чтобы получить стабильные урожаи хлеба, они должны были прежде всего сплотиться в устойчивые большие общины. А от общин недалеко и до городов... Таким образом, на заре цивилизации, на закате первобытности человечество развивалось по старой русской пословице: «Хлеб всему голова».

Древнейший очаг земледелия сложился на Ближнем Востоке. Ни долина Нила, ни междуречье Тигра и Евфрата, которые по праву считаются центрами первых цивилизаций, первоначально не входили в эту зону. Земледелие в эти страны было принесено извне, с территорий, которые при первых фараонах Египта стали уже окраиной цивилизованного мира. Сельское хозяйство на Ближнем Востоке зародилось в Плодородном полумесяце — области, протянувшейся широкой дугой от Персидского залива вдоль северного края Сирийской пустыни к Палестине и границе Египта.

Плодородный полумесяц

С окончанием ледникового периода — по мнению большинства историков, около 12 тыс. лет назад — на бескрайних просторах Евразии установился климат, близкий к современному. Большую часть Ближнего Востока заняла сухая степь или пустыня, и лишь на севере, в широкой полосе от гор Леванта и Тавра на западе до гор Загроса на востоке, воды было достаточно. Здесь, зацепившись за высокие вершины, изливались дождём тучи, обильно орошая склоны гор. Горные потоки сливались в большие реки, величайшими из которых стали Тигр и Евфрат. В их долинах воды было даже больше, чем необходимо, и их междуречье стало страной озёр и болот, обильных рыбой, дичью, но малопригодной для жизни человека. Самыми удобными для охотников и собирателей той эпохи стали склоны гор, покрытые густыми лесами, с зелёными полянами и лугами.

Здесь водились дикие козы, бараны, ослы. Среди разнотравья лугов росли и предки будущих культурных растений — ячменя и пшеницы. Дикие злаки рано стали привлекать внимание древних охотников. Об этом свидетельствуют находки специальных кремнёвых ножей, использовавшихся для сбора диких растений. Область Плодородного полумесяца обладала ещё одним преимуществом, имевшим важное значение в жизни наших предков. Горы были богаты обсидианом — вулканическим стеклом, сыгравшим роль главного материала для производства наконечников стрел, дротиков и копий, с которыми древние охотники выходили на охоту, а также изготовления ножей для сбора диких злаков и обработки шкур.

Со временем местные жители стали сознательно сеять в удобных местах ячмень и пшеницу, разбрасывая зёрна на полянах и лугах. Так постепенно были заложены основы земледелия.

Эта эпоха лучше всего изучена на примере древней натуфийской культуры в Палестине. Она датируется X тысячелетием до н. э. и названа по сухому руслу реки Натуф, вдоль которого открыты первые поселения этой культуры. Местные жители обитали в маленьких посёлках, окружённых каменными стенами. Жилищем им служили круглые хижины или пещеры в скалах, в центре которых располагался очаг. Их хозяйство ещё мало отличалось от быта охотников предшествующих эпох. В слоях натуфийских поселений археологи находят кости только диких животных: газели, благородного оленя, косули, лошади, осла, быков. Единственным домашним животным здесь всё ещё была собака.

Однако помимо охоты в их хозяйстве появились и совершенно новые черты, признаки принципиально иного образа жизни. Среди обычных для того времени предметов обнаружено более тысячи пластин особой, нехарактерной для охотничьих культур формы. Они служили вкладными лезвиями первобытных серпов. Кроме того, здесь найдены костяные мотыжки, а также специальные орудия для дробления зерна в виде базальтовых пестов и таких же каменных ступок. Не ограничиваясь этим, жители натуфийских поселений выдалбливали глубокие круглые ямки в скале, которые служили в качестве приспособлений для размола зёрен.

В одной из пещер на горе Кармел, в гроте Эль-Вад, сохранились погребения. Судя по одежде погребённых, натуфийцы носили головные уборы в виде диадемы, щедро унизанные украшениями из трубчатых раковин. На шее у них красовались замысловатые ожерелья из взаимно чередующихся раковин и попарно расположенных клыков оленя. Полоски из раковин украшали и одежду натуфийцев. Исследователи отметили следы сильного износа зубов у представителей натуфийской культуры и пришли к выводу, что это происходило из-за присутствия песка в муке, который попадал туда во время помола зерна.

У первых «земледельцев» существовало своеобразное искусство, во многом напоминавшее искусство предшествующей эпохи. Натуфийцы украшали свои изделия резными фигурами животных, как, например, рукоять одного костяного орудия, из которой вырастает фигура козлёнка, поднявшего голову. Есть и образцы круглой скульптуры. Из куска кальцита натуфийский «скульптор» уверенной рукой вырезал, например, голову человека с низким лбом, резко очерченным ртом и большими миндалевидными глазами.

Если обитатели натуфийских посёлков одними из первых начали собирать дикие злаки, то уже в следующем тысячелетии собирательство диких растений стало сопровождаться сеянием хлебных злаков вне их естественной среды обитания. Дикая пшеница, растущая в предгорьях Тавра и Загроса, была найдена на поселениях IX тысячелетия до н. э. в Северной Сирии, в сотнях километров к югу и востоку от тех мест. Дикие растения стали «домашними». Первые хлебные злаки полностью «одомашненного» типа появляются в странах Плодородного полумесяца на рубеже IX—VIII тысячелетий до н. э. Они найдены в Иорданской долине, на крупном поселении древних земледельцев Иерихон, выросшем из небольшого посёлка охотников и собирателей натуфийской культуры.

Судя по размерам зёрен, одомашненные злаки давали вполне приличный урожай и могли конкурировать не только со своими дикорастущими собратьями, но и с другими способами добычи пищи древних жителей Плодородного полумесяца, в частности с охотой.

С такими очевидными преимуществами новый вид хозяйства начал быстро распространяться по окружающим областям. К VII тысячелетию до н. э. пшеница и ячмень стали выращиваться на территории от Анатолии (современная Турция) до нынешнего Пакистана. Земледелие вышло за пределы Плодородного полумесяца, начался новый этап его победного шествия.






Значительную часть территории между Средиземным, Черным, Каспийским морями и Персидским заливом занимают горы (Альпийско-Г ималайская цепь) и пустыни (Аравийская, Сирийская). Плодородная земля «врезается» между горами и пустынями наподобие полумесяца. Этот полумесяц образован двумя частями: Левантом (восточным побережьем Средиземного моря) и Месопотамией (областью между Тигром и Евфратом) . Некоторые авторы относят к Плодородному Полумесяцу также долину реки Нила4.

Barry J. Beitzel. The Moody Atlas of Bible Lands. Chicago: Moody Press, 1985. С. 5. Напр., Adrian Curtis. Oxford Bible Atlas. Oxford: Oxford University Press, 2007. С. 15. Тим Даули. Библейский атлас. М.: РБО, 1994.

A. Название
Название «Плодородный Полумесяц» (Fertile Crescent) ввел знаменитый американский египтолог Джеймс Генри Брестед (1865-1935).
Почва этого региона достаточно плодородная для земледелия и животноводства, однако не настолько плодородная, как в некоторых других местах. Название объясняется тем, что вокруг Плодородного Полумесяца условия совсем неблагоприятные из-за пустынь или гор. Расположение Израиля Израиль располагается примерно в серединке Плодородного Полумесяца Израиль располагается на стыке трех континентов: Европы, Азии и
Африки. На некоторых древних картах его рисовали в центре
6
трилистника:



Следствия такого положения
1. Пути сообщения
а. Торговые - основные пути торгового сообщения проходили через Израиль. Это открывало двери для того, чтобы вести активную торговлю с другими странами.
Иез. 27:17 «Иудея и земля Израилева торговали с тобою

[Тиром]; за товар твой платили пшеницею Миннифскою [т. е.

из города Минниф в Аммоне] и сластями, и медом, и деревянным маслом, и бальзамом».
b. Военные - Израиль часто оказывался на пути у воюющих друг с другом крупных держав: Египта, Хеттской империи, Ассирии и Вавилона.
4 Цар. 23:29 «Во дни [Иосии] пошел фараон Нехао, царь
египетский, против царя ассирийского на реку Евфрат. И вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его». Таможенные сборы - поскольку основные торговые пути проходили через Израиль, у Израиля была возможность взимать пошлину за прохождение торговых караванов по его территории. 3 Цар. 10:14-15 «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых, сверх того, что [получаемо было] от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей аравийских и от областных начальников». Постоянная армия - немногие государства в те времена имели постоянную армию. Чаще всего армией считались все дееспособные мужчины определенного возраста. Войска созывались только по мере необходимости, во время нападения противника или военных походов.
Однако из-за наличия таможенных постов Израилю приходилось содержать небольшую постоянную армию. 2 Цар. 8:6 «И поставил Давид охранные войска в Сирии Дамасской, и стали сирийцы у Давида рабами, платящими дань». 3 Цар. 2:5 «Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира...» Желание всех ключевых держав контролировать эту землю
Все страны, претендовавшие на имперское господство, стремились завоевать Палестину или подчинить ее своему контролю. Основные подступы: с юга или севера
Поскольку на западе Израиль граничит со Средиземным морем, а на востоке к нему примыкают горы и практически непроходимая Аравийская пустыня, крупные войска могли подойти к Израилю только с юга и севера. Однако южных врагов у Израиля было немного. Несколько раз на
15

него с юга нападали Египет и Едом. Чаще всего враги угрожали Израилю с севера.
Любой царь из Междуречья (Ассирии или Вавилонии) мог напасть на Израиль только с севера. Поэтому нападение Навуходоносора описывалось как нападение с севера (хотя, если посмотреть на современную карту, Вавилон располагается к востоку от Израиля). Иер. 10:22 «Несется слух: вот он идет, и большой шум от страны северной, чтобы города Иудеи сделать пустынею, жилищем шакалов». Ср. также Зах. 2:6-7 «Эй, эй! Бегите из северной страныг, - говорит Еосподь, - ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, - говорит Еосподь. - Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона».
Эту особенность нужно учитывать, толкуя библейские пророчества о «царе северном» (Дан. 11 гл.). Способность влиять на весь мир
Почему Еосподь избрал именно Палестину местом расположения Земли Обетованной? Ис. 49:6 «И Он сказал: “Мало того, что Ты [Мессия] будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобыг спасение Мое простерлосъ до концов земли”».