Компьютерная цветопроба. Наши технологии. Общие требования к цветопробам

  • 04.01.2024

Внимание!

Предлагаем вам услуги по изготовлению ЦИФРОВОЙ ЦВЕТОПРОБЫ .

Наши цветопробы являются КОНТРАКТНЫМИ — т.е. полностью соответствующими международным стандартам (в частности ISO 12647-7 — ЕВРОПЕЙСКОМУ СТАНДАРТУ ОФСЕТНОЙ ПЕЧАТИ), сертифицированы институтом FOGRA и изготавливаются со строжайшим соблюдением соответствующих технологических норм. Такие цветопробы принимаются в качестве контрактных всеми типографиями и рекламными агентствами, работающими по стандартам ISO.

Цены на изготовление цифровой цветопробы

* из програм: QuarkXPress, Adobe InDesign, Illustrator, Photoshop, PageMaker, CorelDraw и других. На MAC и PC.

Изготовление аналоговой цветопробы

  • Аналоговая цветопроба Kodak Polichrome Graphics MatchPrint — общепризнанный эталон цветопробы.
  • Контрактная цветопроба — принимается всеми типографиями, соответствующими стандартам ISO.
  • Формат цветопробы — A3+.
  • Изготовление цветопробы с выводом пленок из файлов заказчика или с готовых пленок.
  • Глянцевый или матовый отпечаток.
  • При необходимости — дополнительные цвета.

Аналоговая цветопроба — это единственный надежный способ проверить качество допечатной подготовки до получения сигнальных экземпляров.

Допечатные процессы с каждым годом становятся все более относительными. На каждом этапе существует масса возможностей сделать критическую ошибку и, что самое неприятное, — этого никто не заметит.
Цветокоррекция сделана неправильно, использован совершенно неподходящий профиль цветоделения, но никто не обращает на это внимания, поскольку профиль встроен в файл и все выглядит на экране монитора нормально. Да и сам этот монитор неизвестно кем и как откалиброван. Файл отправляется на CTP, которое также работает под созданным неким «умельцем» профилем. Результат — совершенно неожиданные цвета в тираже. Цифровая цветопроба — это, в некотором роде самообман. Ее изготовление основано на совершенно иных физических процессах, нежели офсетная печать, которую она пытается имитировать с помощью все тех же, неизвестно кем и как построенных профилей. Даже, если калибрация цифровой цветопробы выполнена правильно, то есть ее отпечаток по цветам относительно, в пределах достаточно больших допусков, похож на то, что потом выйдет в печати, этот отпечаток не даст вам представления о влиянии растрирования на изображение, муаре и т.д.

В отличии от цифровой, аналоговая цветопроба — это, практически, абсолютный способ проверить, что получится в печати. Аналоговая цветопроба не требует построения профилей. Калибрация аналоговой цветопробы, а правильнее сказать настройка, производится без использования каких бы то ни было приборов, а следовательно, без дополнительных погрешностей. Качество этой настройки легко проверить по композитной серой плашке на самой цветопробе. Соответствие аналоговой цветопробы офсетному отпечатку гарантируется самими расходными материалами — красителями, которые точно соответствуют типографским краскам.

Всего каких-нибудь десять лет назад произвола в технологиях допечатной подготовки практически не было - цветоделение делалось в типографии, на оборудовании, осуществлявшем запись непосредственно на фотоформу. Соответственно основным видом цветопробы была офсетная проба - с фотоформ изготавливались обычные офсетные формы, после чего "тиражом" 1-2 экземпляра на специальном печатном прессе делались оттиски. Появление квадратика с надписью DTP между сканированием и цветоделением внесло небывалую гибкость в процесс подготовки публикаций к печати. Не осталась в стороне и цветопроба.

Цветопроба (Proof, Color Proofing) представляет собой технологическую операцию, предназначенную для визуальной оценки ожидаемых результатов печати цветного изображения. Выполнение цветопробы в реальной технологии допечатной подготовки преследует три основные цели.

Первая условно может быть названа "самоконтролем" - оператору цветоделения необходимо знать, что получится в печати, для своевременного внесения цветокоррекции в изображение. Вторая цель - предъявление результата работы заказчику до печати тиража с целью согласования цвета (именно цвета - в противном случае хватило бы отпечатков лазерного принтера). Третье применение - передача в качестве контрольного образца в печатный процесс для обеспечения возможно более близкого соответствия тиражных оттисков замыслу авторов.

Возможны и другие варианты использования цветопробы - для контроля правильности воспроизведения сложных мест макета, отслеживания "overprint"а" и треппинга, муара и влияния растровой розетки на восприятие изображения, проверки качества изготовления фотоформ, а также в качестве важного аргумента в ходе выяснения отношений с заказчиком и печатниками при поисках виновников бракованного тиража. Однако если для достижения основных целей должна быть пригодна любая цветопроба - иначе ее и цветопробой называть некорректно - то с использованием в других целях дело обстоит сложнее. Конкретные виды оборудования могут оказаться в этом смысле неприменимыми или ограниченно применимыми.

Место цветопробы (как технологической операции) в процессе допечатной подготовки неоднозначно - напрашиваются, по меньшей мере, три возможных варианта. Первый - цветопроба непосредственно после сканирования и цветокоррекции. Оптимально по оперативности - если не годится, можно сразу исправить ошибки или даже заменить оригинал. Экономит массу времени, так как исключает повторное выполнение каких-либо манипуляций на дальнейших этапах. Естественно, при использовании большинства видов оборудования потребуется вспомогательный монтаж нескольких иллюстраций на одну страницу - до формата соответствующего листа бумаги - но выигрыш все равно окажется больше.

Вариант второй - цветопроба с окончательно сверстанных полос, но до вывода фотоформ. Помимо цвета отдельных иллюстраций позволяет оценить цветовое решение полосы в целом - зачастую небольшие отклонения цвета кажутся вполне допустимыми, если рассматривать отдельные изображения, и "режут глаз", когда эти изображения оказываются рядом. Такая проба гораздо больше подходит для утверждения заказчиком, а также (иногда) позволяет обнаружить многие другие огрехи, допущенные уже непосредственно при верстке.

Третий вариант - цветопроба непосредственно с фотоформ. Естественно, она применима лишь при наличии фотоформ - для выбравших технологии Computer to Plate или Digital Printing такой способ изготовления пробы явно нецелесообразен по экономическим соображениям. Впрочем, это во всех случаях самая дорогая цветопроба.

Экзотическим (во всяком случае, в России и пока) является использование цифровых печатных машин, работающих по принципу Print on Demand. Для таких производств отдельная цветопроба просто не нужна - достаточно отпечатать один экземпляр, чтобы получить абсолютно адекватное представление об ожидаемых результатах печати тиража.

Во всех остальных случаях говорить об абсолютной адекватности нельзя - цветопроба представляет собой лишь более или менее точную имитацию офсетного печатного процесса. Предсказуемость результатов печати по результатам цветопробы определяется, во-первых, наличием необходимой информации о параметрах печатного процесса, во-вторых, возможностью учета этих параметров при выполнении цветопробы. Насколько это реально - зависит от конкретного оборудования, используемого для выполнения цветопробы.

Виды цветопробы

Все виды оборудования можно условно разделить на две большие группы, условно называемые аналоговыми и цифровыми системами цветопробы. Аналоговые виды пробы используют информацию об изображении, содержащуюся на вещественном носителе в некодированном, "естественном" виде - речь идет просто о фотоформах или их функциональных аналогах.

В офсетной технологии цветопробы все происходит, как в обычном офсетном печатном процессе - с фотоформ делаются печатные формы, с них на специальном пробопечатном станке реальными красками, используемыми в печатном процессе, изготавливается необходимое число экземпляров пробы. Хотя по тому, насколько результаты будут близки к офсетному оттиску, такую пробу можно считать идеальной - не воспроизводятся лишь индивидуальные особенности печатной машины, на которой делается тираж - низкая технологичность, высокая трудоемкость, плохая оперативность и высокая стоимость оттиска обусловили резкое снижение популярности этого вида пробы при появлении первых же разумных альтернатив.

Другие виды аналоговой цветопробы изготавливаются с фотоформ без использования печатных форм. Как правило, название "аналоговая цветопроба" относят именно к этим видам оборудования, забывая об офсетных пробопечатных станках.

Альтернативой аналоговым системам являются цифровые, формирующие изображение непосредственно на основе содержащейся в компьютере информации, без промежуточного носителя. С точки зрения специалистов по вычислительному оборудованию, цифровая цветопроба - это цветной принтер, обладающий некоторыми специальными характеристиками (о них речь пойдет ниже). Поэтому и классификация устройств цифровой цветопробы такая же, как и у принтеров - по способу формирования изображения. На полиграфических выставках встречаются струйные, сублимационные и твердочернильные принтеры, рекомендуемые к использованию как устройства для выполнения цифровой цветопробы.

Особый вид цифровой пробы - экранная цветопроба ("softproof"). При этом твердой копии изображения не делается вообще - оценка цвета производится на экране специально откалиброванного монитора.

Чтобы понять, как различаются области применения разных систем цветопробы, начнем с рассмотрения основных принципов их работы.

Аналоговая цветопроба без изготовления печатных форм

Системы изготовления цветопробы непосредственно с фотоформ производятся несколькими фирмами, среди которых наиболее известны DuPont, Kodak, Imation и Agfa. Принцип работы подобных систем рассмотрим на примере оборудования DuPont Cromalin Studio. Комплект состоит из трех элементов - ламинатора, копировальной рамы и печатного пресса. Изготовление цветопробы производится в несколько этапов.

Сперва на лист плотной бумаги-основы со специальным покрытием с помощью ламинатора наносится слой светочувствительного материала с защитной пленкой сверху. Затем поверх защитной пленки крепится фотоформа.

Получившийся "бутерброд" помещается в копировальную раму и производится кратковременная (от 5 до 30 секунд) экспозиция с помощью ультрафиолетового источника света. Происходящий при этом фотохимический процесс является основой формирования изображения. Светочувствительный слой, который был клейким по всей поверхности до экспонирования, задубливается, то есть теряет клейкость в тех местах, где на него попал свет, а именно на прозрачных местах фотоформы. Там же, где свет был перекрыт элементами изображения - растровыми точками, задубливания не происходит.

После экспонирования фотоформа снимается, после чего удаляется защитная пленка. Бумага с воспринявшим изображение светочувствительным слоем пропускается через печатный пресс, где по ней прокатывается покрытая слоем пигмента фольга. Процесс, происходящий при этом, достаточно прост - слабо держащийся на поверхности фольги пигмент прилипает к оставшимся клейкими незадубленным элементам. В результате, на участках бумаги, соответствующих черным местам фотоформы, создается изображение.

Для получения цветного изображения описанный выше процесс повторяется четырежды. Каждый раз берется и фольга с соответствующим пигментом. Совмещение красок производится вручную. После нанесения последней краски готовый оттиск покрывается защитным ламинатом для обеспечения устойчивости к внешним воздействиям.

Оптические свойства светочувствительного слоя (рассеивание света в окрестностях границы света и тени), а также определенное давление в печатном прессе обеспечивают имитацию фиксированной величины растискивания растровой точки (17% по Мюрею-Дэвису). Красочный слой, переносимый с фольги, идентичен пигменту печатных красок европейской триады, что обеспечивает прекрасное визуальное соответствие офсетным оттискам, отпечатанным по нормам печати Eurostandart.

Похожий принцип формирования пробы с пленок используется в системе 3М MatchPrint фирмы Imation. В отличие от Chromalin, прикатываемый к основе ламинат уже содержит красящее вещество внутри светочувствительного слоя. После экспонирования подвергшиеся воздействию света участки красящего слоя меняют свою чувствительность к определенным реактивам и при "проявлении" в специальной машине удаляются химическим способом вместе с защитным слоем ламината. Защищенные экспонированными участками фотопленки участки пигментированного слоя фиксируются в проявочной машине и образуют видимое изображение.

Преимущества

Заслуженную популярность системам аналоговой цветопробы (особенно в "традиционной" полиграфии) обеспечила их функциональная близость к офсетной пробной печати. Безусловные преимущества аналоговой пробы - это не только хорошее "попадание" в цвет офсетного оттиска, но и возможность полностью проконтролировать качество готовой фотоформы: не только цвет, но и качество растрирования векторных элементов, треппинг, качество совмещения красок и даже (отчасти) оптическую плотность экспонированной пленки. Благодаря этому аналоговая проба признается печатниками всего мира практически наравне с офсетной. Немаловажно и то, что системы аналоговой пробы принципиально готовы к переходу на любой иной набор цветов - Imation уже предлагает расходные материалы для нанесения серебряной и золотой красок, как DuPont, так и Imation на определенных условиях могут обеспечить поставку цветной фольги с любыми цветами набора Pantone.

Недостатки

Основной недостаток систем аналоговой пробы - высокая себестоимость оттиска. В зависимости от обстоятельств она колеблется довольно сильно, но при наличии готовых пленок оттиск формата А3 обходится исполнителю примерно в 30 долларов. Трудоемкость изготовления аналоговой пробы достаточно высока, и, что немаловажно, большое влияние на качество пробы оказывает квалификация оператора (существенно как качество ручного совмещения красок, так и аккуратность при прикатке ламината). Еще один существенный недостаток - невозможность работы на тиражной бумаге и настройки на параметры конкретного печатного процесса. Цвет тиражной бумаги может имитироваться лишь цветом основы (существует лишь 2-3 варианта). (После завершения работы над статьей редакция получила информацию от российского представительства Kodak о том, что компания поставляет систему аналоговой цветопробы Kodak Confirm, позволяющую изготавливать цветопробы на тиражной бумаге. - Прим. ред.) Моделирование различного растискивания возможно лишь за счет выбора комплекта светочувствительных материалов (у DuPont свободы выбора нет, Imation предлагает наборы расходных материалов для трех вариантов растискивания).

Место в технологическом процессе

Место аналоговой цветопробы в процессе допечатной подготовки жестко определено способом их выполнения - между изготовлением фотоформ и печатью тиража. Дороговизна (как самого оттиска, так и корректировки обнаруженных ошибок) и относительно низкая оперативность предполагают ее использование для "выходного контроля" особо ответственных материалов и для передачи в печатный процесс (другие виды пробы печатники могут просто не принять).

Цифровая проба с физическим носителем

Цветопроба или цветной принтер?

Как говорилось выше, цифровая проба представляет собой цветной принтер с некоторыми специальными свойствами. Поскольку большинство производителей подобных систем с трогательным единодушием объявляет лишь свою модель пригодной для изготовления цветопробы, неплохо было бы определиться - чем, в принципе, определяется пригодность принтера для решения обсуждаемых задач?

Единственный реальный критерий - способность принтера имитировать цвет и детали полутонового изображения адекватно офсетной печати - все остальное второстепенно. Названная способность определяется в свою очередь тремя составляющими: достаточностью пространственного и цветового разрешения, широтой зоны цветового охвата и наличием встроенной системы управления цветом, обеспечивающей калибровку системы под реальный офсетный печатный процесс.

В печати (во всяком случае, в фотоформе, изготовляемой по общепринятой в настоящее время PostScript-технологии) число градаций каждого цвета достигает 256 при линиатурах 150 lpi и выше. Для обеспечения той же глубины цвета разрешения 300 dpi с двумя градациями цвета явно недостаточно.

Что касается второй и третьей составляющих, здесь дело обстоит сложнее. Экспериментальное определение диапазона требует, как минимум, хорошего денситометра, а еще лучше, спектрофотометра с возможностью перевода показаний в систему CIE Lab. Если построенное по измеренным чистым цветам и бинарам цветовое пространство принтера (при печати без коррекции цвета!) хотя бы незначительно шире, чем цветовой охват имитируемого печатного процесса - есть потенциальная возможность подстроить принтер под печать. Если же цветовой многогранник печатного процесса где-либо "вылезает" за пределы диапазона цветового охвата принтера - беда. Соответствующие цвета никогда не смогут быть воспроизведены на пробе, что приведет к более или менее существенным искажениям всей картины в целом.

Даже если цветовое пространство принтера шире, чем в офсетной печати (это легко достигается у трех рассматриваемых ниже классов принтеров), для обеспечения идентичности оттисков требуется преобразование информации о цвете. Информация о количестве каждой краски, содержащаяся в файле, цветоделенном под офсетную печать, должна быть преобразована в информацию о количестве красок принтера, дающих на бумаге тот же самый цвет. Соответствующее преобразование цветовых пространств задается профилем (англ. profile), учитывающим как цвета печатных красок, так и характеристики растискивания в офсетной печати. Для возможности корректировки профилей желательна комплектация принтера соответствующими программными и техническими средствами (некоторые фирмы по дополнительному заказу поставляют средства тонкой регулировки цвета, причем их цена достигает 30% и более от цены принтера). В отсутствие таких средств возможность имитации конкретного печатного процесса ограничивается комплектом 2-3 профилей, поставляемых фирмой-изготовителем.

Достаточным для выполнения цветопроб качеством могут обладать принтеры трех систем - струйные (continuous ink jet), сублимационные (dye sublimation) и принтеры на твердых чернилах (dry jet).

Струйные

Наиболее известные представители струйных принтеров, используемых для цифровой цветопробы - это устройства семейства Iris graphics. Основное принципиальное отличие таких принтеров от офисных моделей - большая глубина цвета на один микроэлемент изображения. Если большинство струйных принтеров имеет разрешение 300-720 dpi при двух уровнях плотности цвета в каждой точке (капля краски либо есть, либо нет), Iris при разрешении 300 dpi "стреляет" в каждую точку переменным количеством капель краски - от 0 до 32. Естественно, количество передаваемых цветов при том же разрешении резко возрастает.

Для того чтобы избежать 32-кратного замедления печати, в Iris организуется непрерывный поток капель краски, следующих друг за другом с очень высокой частотой. Когда капли краски не должны попадать на бумагу, электростатическая отклоняющая система изменяет траекторию полета капель так, что после удара о специальный ограничитель ("нож" - knife) они удаляются из печатающей системы.

Для передачи более 32 градаций каждого цвета в Iris используется псевдорастр, хорошо видимый даже при небольшом увеличении. Чередование 3-х точек с уровнем плотности 11 и одной точки с уровнем плотности 12 (в виде ячеек 2Ё2), дает усредненную плотность 11,25. Таким образом число оттенков каждого цвета легко увеличивается в четыре раза - ценой снижения реального разрешения в два раза.

Из-за сложной конструкции форсунок количество одновременно печатаемых точек ограничено до четырех - по одной каждого цвета. Формирование изображения осуществляется на бумаге, закрепленной на поверхности вращающегося барабана. Второе направление "развертки" создается перемещением всей печатающей системы вдоль оси барабана.

Тонкая конструкция печатающих форсунок Iris не допускает, чтобы в них оставалась засохшая краска. Чтобы предотвратить это, каждый принтер с интервалом в несколько минут выполняет холостой прогон небольшого количества чернил через форсунку. При необходимости отключения принтера от питающей сети печатающий узел снимается, тщательно промывается и герметично упаковывается.

Принтеры Iris комплектуются программным RIP для Mac-совместимых компьютеров, PS/2 или RISC-компьютеров под управлением UNIX. Большинство моделей струйных цветопробных принтеров имеет развитую систему управления цветом, позволяющую имитировать практически любой четырехкрасочный офсетный печатный процесс.

Преимущества струйных принтеров - их относительно низкая стоимость оттиска (3-4 доллара за А3) при довольно высокой скорости печати, а также возможность выполнения черновых работ на обычной бумаге (на большинстве сортов бумаги не удается получить калиброванный по цвету оттиск из-за сильного впитывания краски).

Основными недостатками струйной технологии печати являются: разбрызгивание краски при ударе о бумагу, приводящее к плохой передаче векторных элементов изображения (текста) и незначительному снижению четкости изображения; необходимость обеспечения бесперебойного снабжения электроэнергией и низкая надежность из-за опасности засорения форсунок; заметная "ячеистая" структура изображения у моделей с регулярным псевдорастром. Большинство струйных принтеров печатает воднорастворимыми красками, что требует дополнительного ламинирования оттисков.

Сублимационные

Изображение в сублимационном принтере формируется за счет испарения красителя с лавсановой пленки и конденсации паров краски в специальном покрытии бумаги. Печатающая головка имеет ширину, равную ширине бумажного листа, то есть одновременно печатается целая строка изображения. После печати одной краски лист сдвигается к началу изображения, а красящая лента перематывается к началу зоны, содержащей следующий цвет.

Количество краски, попавшей на бумагу, определяется продолжительностью нагрева печатного элемента. Таким образом, в принтерах этого класса каждая точка изображения может иметь произвольное количество градаций цвета, чем обуславлена прекрасная цветопередача при достаточно высоком разрешении (обычно 300 dpi при 16 млн. уровней цветности в каждой точке (256 по каждому цветовому каналу)). К сожалению, медаль имеет и обратную сторону - рассеяние красителя в процессе переноса заметно снижает резкость полутоновых изображений. В печати мелкие детали видны значительно лучше, чем на оттисках сублимационных принтеров.

Количество моделей сублимационных принтеров, представленных на рынке, весьма велико. Наиболее известны Kodak 9000, 3M Rainbow (Imation), 4Cast фирмы DuPont, Textronix Phaser 480X и NewGen Chromax. Основными отличиями являются используемые RIP и программные средства. Rainbow, как и Iris, использует программный RIP с встроенным управлением преобразования цвета, у остальных моделей RIP "аппаратный" (во всяком случае, находится внутри принтера). Kodak и DuPont предоставляют средства коррекции профилей и осуществляют преобразование цвета при генерации PostScript-файла, NewGen преобразует цвет при интерпретации PostScript в соответствии с одним из жестко заданных профилей. Особенностью Rainbow является возможность печати дополнительных цветов (серебро, золото) - естественно, при условии приобретения соответствующих расходных материалов.

Основные преимущества сублимационной технологии печати - это прекрасная тонопередача при полном отсутствии видимой структуры изображения, малые габариты устройства и его низкая цена, а также высокая надежность.

Недостаток рассмотренных моделей - заметное снижение четкости изображения по сравнению с офсетной печатью, высокая стоимость оттиска (6-8 долларов за А3), не зависящая от запечатываемой площади, полная невозможность печати на обычной бумаге.

Твердые чернила

Принтеры на твердых чернилах пока не получили широкого распространения в качестве устройств для выполнения цветопробы. Практически единственный яркий представитель семейства - Polaroid Dry Jet.

Конструктивное исполнение печатающего механизма близко к струйным принтерам - медленно перемещающаяся головка наносит изображение на быстро вращающийся барабан с листом бумаги по методу "спиральной развертки". Печать же осуществляется совсем по другому - для достижения большего числа градаций цвета одновременно используются два комплекта печатающих головок - с пигментами стандартной и половинной оптической плотности, за счет чего в каждой точке может быть достигнуто 4 градации плотности краски. Твердые чернила на основе воскообразного наполнителя с пигментом расплавляются электронагревателем, расположенным в нижней части печатающей головки. Выброс образовавшегося расплава краски из сопла-форсунки осуществляется с помощью пьезоэлектрических элементов.

Поскольку механизм печати расплавленными чернилами исключает засорение головки, разрешение устройства увеличено до 600 dpi, а число одновременно печатаемых точек составляет 320 (по 40 форсунок на краску), что обеспечивает высокую скорость печати при относительно низкой скорости вращения барабана. Для достижения большей плавности цветопередачи используется частотно-модулированное растрирование.

Поскольку вязкость краски в момент соприкосновения с бумагой достаточно высока, практически отсутствуют проблемы ее разбрызгивания и впитывания. Пигмент, используемый при изготовлении твердых чернил, близок к пигменту типографских красок, что облегчает калибровку принтера под офсетную печать. Управление цветом осуществляется в программном RIP на платформе Power Macintosh.

Преимущества dry jet технологии - низкая стоимость оттиска (1-3 доллара за А3), уменьшающаяся для страниц с малой площадью запечатывания цветом, высокая скорость печати, очень высокая четкость изображения, хорошая передача мелких деталей, включая тонкие штриховые линии (до 50 мкм), возможность получения качественной печати на обычной бумаге.

К недостаткам принтеров dry jet относятся относительно крупная структура FM-растра, заметная на "чистых" цветах невооруженным глазом. Естественно, не свободны принтеры на твердых чернилах и от общих недостатков цифровых систем цветопробы.

Место цифровой цветопробы в допечатном процессе

Общие преимущества рассмотренных выше систем цифровой пробы заключаются в их оперативности, удобстве в работе, низкой стоимости изготовления пробы, а также в возможности устранения ошибок на ранних этапах работы. При наличии достаточно развитых программных средств управления цветом и необходимого измерительного оборудования калибровка принтера под конкретный печатный процесс возможна "в домашних условиях".

Способ формирования изображения, принципиально отличающийся от офсетной печати, определяет "генетические" недостатки цветопробы на принтере, в первую очередь - невозможность имитации офсетного растра, растровой розетки и любых видов муара. Естественно, не может идти речи о контроле качества вывода фотоформ - цифровая проба делается до этого. В отличие от аналоговой пробы невозможно использовать более четырех цветов без серьезной переделки аппаратного и программного обеспечения. Как правило, печатники скептически относятся к оттискам цветных принтеров, предъявляемым в качестве цветопробы.

Особенности цветопробы, выполняемой непосредственно из компьютера, определяют ее место в процессе допечатной подготовки - контроль качества цветоделения непосредственно после сканирования и сплошной или выборочный контроль сверстанных полос до их вывода на фотоформы. Применение оттисков цифровой пробы для утверждения у заказчика, в принципе, возможно, хотя в конфликтных ситуациях они вряд ли смогут служить достаточно веским аргументом - аналоговая проба завоевала несоизмеримо большее доверие.

Особая роль отведена цифровой пробе в допечатном процессе, ориентированном на систему computer to plate (CTP). Здесь нет фотоформ, а значит нет места и аналоговой пробе. В то же время, рассмотренные выше технологии цифровой пробы не обеспечивают достаточных гарантий качества офсетного оттиска - прекрасное в цветовом отношении, изображение может быть безнадежно испорчено наложением растра на сюжет, содержащий ткань с ярко видимой фактурой (вельвет) или иную регулярную структуру. Как решать эту проблему вы узнаете из следующего раздела.

Цифровая проба с имитацией растра

Появление технологий печати без фотоформ подтолкнуло к созданию принципиально новых систем цветопробы, появившихся на рынке лишь в последние 1-2 года и называемых иногда системами approval. К ним относятся, например, TrueRite 1080 фирмы Dainippon Screen, Kodak Approval и Presstek PEARLhdp. По конструкции эти машины больше похожи на высококачественные лазерные экспонирующие устройства, чем на цветные принтеры (PEARLhdp, кстати, одновременно используется в качестве системы CTP). Как формируется цветное изображение, рассмотрим на примере TrueRite.

На первом этапе на внешней стороне специального барабана размещается лист тонкой металлической фольги - основы будущего изображения. Поверх него прочно крепится тонкая лавсановая пленка с пигментом, подобная той, что используется в сублимационных принтерах. Крепление и равномерный прижим обоих листов к поверхности барабана осуществляется с помощью вакуума.

Дальнейшее сильно напоминает работу фотонабора "с внешним барабаном" - цилиндр с фольгой и пленкой начинает вращаться, а мощный лазер прорисовывает на его поверхности... те же самые растровые точки, которые он рисовал бы на фотоформе или пластине. Единственное отличие состоит в программной имитации растискивания - все остальное, включая разрешение, линиатуру, форму точки и угол наклона растра, идентично форме для соответствующего цвета. Под действием лазера пигмент расплавляется и переходит на металлическую фольгу - естественно, только в нужных местах.

После записи первой краски уже ненужная лавсановая основа с остатками краски снимается автоматически и удаляется из машины. На цилиндр поверх фольги с первым слоем многоцветного изображения крепится следующая цветная пленка, после чего процесс повторяется.

Фольга с перенесенными на нее четырьмя цветными изображениями извлекается из экспонирующей секции и вместе с листом бумаги-основы, покрытым специальным легкоплавким слоем, попадает в ламинатор. Зарядка фольги и бумаги в ламинатор - единственная ручная операция в процессе изготовления пробы. В ламинаторе происходит термоперенос пигмента с фольги на бумагу. В результате переноса получается изображение, практически идентичное ожидаемому офсетному оттиску - с точностью до растровой точки.

Система TrueRite 1080 может использовать общий растровый процессор с системами CTP фирмы SCREEN, за счет чего и цветопроба, и формная пластина могут выводиться с одного postscript-файла.

Преимущества систем цветопробы с имитацией растра очевидны - результат практически идентичен аналоговой пробе, но не требует фотоформ; практически исключены ручные операции; по удобству и гибкости управления цветом не уступает другим видам цифровой пробы.

Недостатки практически столь же очевидны - сложность конструкции, влекущая за собой высокую стоимость аппаратов; высокая стоимость оттиска, обусловленная большим количеством расходных материалов, и достаточно большое время изготовления пробы.

Основное применение пробы с имитацией растра - выходной контроль в допечатном процессе с использованием CTP. Не случайно производители многих систем CTP сейчас заняты их интеграцией с подобными цветопробными устройствами, как минимум на уровне общего RIP. В других технологических процессах применение систем approval пока представляется неоправданно дорогим.

Экранная цветопроба - softproof

Вопрос о возможности использования экрана дисплея в качестве цветопробы (о "калибровке монитора") - одна из тем, которые наиболее часто обсуждаются как в печати, так и в процессе повседневной работы. Итак, можно ли получить на экране изображение, идентичное печатному оттиску? Как утверждают производители мониторов и систем цветокалибровки - можно.

Как и для любой пробы, возможность имитации изображения определяется шириной цветового охвата монитора по отношению к имитируемому процессу. Проблема же состоит в том, что цветовой охват монитора зависит от двух факторов - его собственного излучения, поддающегося программно-аппаратному контролю, и внешней засветки, определяемой условиями в помещении. Большинство технических средств и программ калибровки мониторов позволяют обеспечить заданные цветовую температуру (точку белого), динамический диапазон и характеристику контрастности ("гамма-функцию")... практически при отсутствии внешнего освещения. При этом обещается, что изображение на экране будет выглядеть точно так же, как и офсетный оттиск при освещении источником с той же цветовой температурой и некоторой определенной интенсивностью. Поскольку лицезреть и экран и оттиск при одних и тех же условиях оказывается попросту невозможно, приходится верить производителям программно-аппаратных средств на слово.

В действительности речь идет несколько о другом. В литературе, посвященной использованию цвета на экране, часто используется термин predictable colors (предсказуемые цвета), означающий, что одинаково выглядящий на разных мониторах в разное время и в разных программах цвет будет одинаково выглядеть в одинаковых условиях печати. Системы управления цветом Radius ProSense, X-Rite monitor optimizer и LightSource Colortron (названы наиболее известные) способны успешно решить две первых задачи - обеспечить стабильность и идентичность изображений на экранах мониторов. Для этого достаточно регулярно калибровать все мониторы одним измерительным прибором, с помощью одного и того же программного продукта, с одинаковыми параметрами (цветовой температурой и гамма-функцией) и силами одного человека - в настройке большинства моделей неизбежно присутствует субъективный элемент регулировки яркости и контрастности, аппаратно выполняемых на самом мониторе. Идентичность отображения одинаковых цветов в разных программах остается на совести производителей программ - декларированная совместимость с системой Apple ColorSync на деле часто оказывается пустым звуком.

Что касается соответствия офсетному оттиску, задача дополнительно усложняется необходимостью преобразования CMYK-RGB, для чего средства калибровки мониторов просто не предназначены, а ColorSync поставляет лишь правила преобразований цветовых пространств CMYK-Lab-RGB, использующие в качестве параметров преобразования ICC-профили монитора и устройства вывода (печатной машины), указанные пользователем. Построенные с использованием ColorSynergy или PrintOpen ICC-профили обеспечивают стабильность и переносимость результата с одной рабочей станции на другую. Что касается визуального соответствия экрана и оттиска, то здесь история повторяется - чтобы увидеть одно и то же, нужно смотреть на них в разных условиях.

Если речь идет о достижении визуального соответствия изображения на экране и оттиске, наблюдаемых одновременно в одних и тех же условиях, без ручного вмешательства в процесс настройки не обойтись. Во-первых, несколько модифицируется процесс калибровки собственно монитора - яркость и цветовая температура подбираются так, чтобы обеспечить визуальное соответствие "белого" на экране цвету белой бумаги, на которой сделан контрольный оттиск.

Во-вторых, средствами программы, выполняющей преобразование CMYK-RGB (в подавляющем большинстве случаев это Adobe Photoshop), настройкой соответствующих таблиц преобразования добиваются визуального соответствия изображения оттиску, полученному с того же файла. Точность такой калибровки, естественно, определяется способностями оператора. Для другого программного продукта может потребоваться новая настройка.

В результате достаточных затрат сил и времени может быть достигнуто удовлетворительное визуальное соответствие изображения CMYK-файла, создаваемого Photoshop"ом на экране монитора, офсетному оттиску, полученному с того же файла. Этим соответствием можно пользоваться для контроля над качеством цветоделения непосредственно после его выполнения - или даже в процессе цветокоррекции. Это изображение может быть показано клиенту или печатнику - если удастся убедить их в высоком качестве калибровки цвета на ваших мониторах.

Использование экрана для контроля цвета на последующих этапах представляется крайне проблематичным - ни одна из программ верстки не обладает способностью адекватного воспроизведения цвета, а отсутствие средств ручной настройки не позволяет исправить положение. Как следствие, реальные цвета сверстанной полосы сегодня можно увидеть лишь на "твердом носителе" - цифровой или аналоговой цветопробе.

Подводя итог, попытаемся сформулировать разумный подход к выбору оборудования для выполнения цветопробы. Во-первых, речь пойдет о пресловутом softproof - поскольку у вас все равно есть экран, желательно подстроить его под тот печатный процесс, с которым вы работаете чаще всего. Этот способ контроля цвета, хотя и не дает стопроцентной гарантии, в большинстве случаев окажется достаточным для сплошного контроля цвета сразу после цветоделения и цветокоррекции.

Publish — один из моих любимых журналов, в котором много внимания уделяется «цифре» в разных ипостасях. В журнале и на организованных редакцией конференциях много рассказывается о цифровых технологиях для упаковки, в том числе и гибких, рассматриваются аспекты цепочки «производитель товара — покупатель», куда включаются и производители упаковки, логистика, места продажи…

Но в темах, которые относятся к цифровому производству упаковки, чего-то не хватает… Представители бизнеса рассказывают, как они работают или осваивают новые технологии, прорабатывают схемы современной логистики производства упаковки, предлагают технологические линии. Всё, чтобы быть уникальными, гибко реагируя на требования заказчиков. В итоге — много разговоров о печати и оборудовании: цифровом печатном и послепечатном, о цифровых планшетных режущих плоттерах для изготовления прототипов и даже тиражей. Реже говорится о допечатном ПО и программных инструментах настройки и управления оборудованием, облегчающих жизнь операторам оборудования.

«Выражайтесь печатно» , PRINTDESIGN , «Форма 24» (Москва):

При выборе устройств СТР мы в первую очередь обращаем внимание на технологию экспонирования — предпочитаем термальную, как наиболее стабильную, обеспечивающую высокое качество пластин. При этом лазер нужен стабильный и мощный, с возможностью регулировать процесс.


Цветопроба – это технологическая операция, с помощью которой удается визуально оценить будущие результаты напечатанного цветного изображения. Наличие цветопробы необходимо оператору цветоделения для того, чтобы корректировать изображение до запуска печати. Необходима она и печатнику, который должен достигнуть соответствий тиражного оттиска согласно пожеланиям заказчиков. Цветопроба поможет проконтролировать самые непростые участки макета, отследить муар, наложение цветных элементов друг на друга, а также маскировку дефектов.

Создание цветопробы

Изготовление цветопробы после цветокоррекции и процесса сканирования поможет не допустить ошибок на подготовительных этапах в печать. Цветопроба уже сверстанных полос также не менее распространена, и производится она на профессиональном типографском оборудовании, либо на простом принтере. Еще один вид цветопробы – выполненная на печатных формах или фотоформах. Это очень точная, а также самая дорогая цветопроба. Развитие компьютерных технологий влияют на потерю актуальности аналоговых проб. В любом случае, цветопроба – это лишь имитация офсетной печати, и степень ее предсказуемости определяется информацией о формате печатного процесса, а также учетом данных параметров при производстве цветопробы.

Современные цветопробы делятся на две группы: цифровые и аналоговые. К аналоговым цветопробам можно отнести оттиски, сделанные на пробопечатных станках, а к цифровым – цветопробы всех типов, в изготовлении которых не задействованы вещественные носители.

Аналоговые устройства

Пробопечатные станки появились пол века назад, и используются по сей день, особенно когда дело касается сложных тиражей. В данное время такие станки используются редко, хотя они и являются единственным способом проверки качества печати. Цветопроба с фотоформ является альтернативой пробопечатных станков.

Схемы работы аналоговых устройств для типографии практически одинаковы, но заказчики, как правило, доверяют им намного больше, чем цифровым устройствам.

Цифровые устройства

В 1998 году отечественные производители впервые начали практиковать цифровую цветопробу. Качественная печать была им необходима, но получить ее пытались в короткий срок, с наименьшими денежными тратами.

Решения цифровых пробопечатей классифицируются по нескольким признакам. Один из таких критериев – тип осуществляемой пробы, а это либо полноценная проба, либо композиционная или спусковая. Проба может быть предварительной, оценочной или контрактной, - на эти свойства пробы влияет уровень реализации и этап выполнения печати. Растрирование и технологический уровень печати делят пробы на полутоновые и растровые. При растровой пробе воспроизведены все элементы изображения, а растровый процессор выводит готовое изображение в печать. Информация о растровой структуре теряется, если речь идет о полутоновой пробе.

Технологический процесс по созданию изображения на пробопечатном устройстве напрямую влияет на разрешение пробы. Полутоновая печать, как правило, создается на струйных устройствах, чье преимущество выражается в невысокой стоимости принтеров и хорошей скорости печати, а также выполнении черновой печати на обычной бумаге. У струйной технологии есть и недостатки: это разбрызгивание краски, нечеткое изображение, постоянная опасность засора форсунок, а также необходимость поддержания бесперебойного питания.


Точечная цветопроба

Растровая проба дает полную информацию о цвете и структурном строении элементов изображения. Такое решение является довольно дорогим, и, не смотря на то, что на растровые пробы стали претендовать струйные и лазерные принтеры, а также плоттеры для цветопроб, говорить в этих случаях о высокоточном воспроизведении не приходится.

Не стоит также забывать и о мягкой (экранной) цветопробе, которая используется лишь при наличии откалиброванного монитора с высокой четкостью. Калибровка монитора – несложная процедура, и если в дизайн-центре есть несколько компьютеров, то ее можно производить самостоятельно с помощью специальных приборов. Также, мягкая цветопроба – хорошее подспорье для опытного дизайнера, помогающее сэкономить на дорогих материалах для профессиональных станков.

Печать без фотоформ навела на идею создания новейших систем цветопроб – approval. Конструкция этих машин похожа на лазерные экспонирующие устройства высокой точности. Результатом работы этих устройств является перенос почти одинакового по отношению к ожидаемому оттиску офсетной печати изображения.

Цветопробы с имитацией растра бесспорно превосходят другие, т. к. их результат не требует фотоформ, но при этом соответствует аналоговой пробе. Удобство управления цветом на них не уступают другим видам цифровых форм.

Какие цели вы ставите перед собой?

Иногда сложно разобраться на рынке типографского оборудования из-за наличия большого количества товаров. Правильно организовывая работу на начальной стадии, предпочтительно иметь комплекс цветопробных систем. Начинать следует с аналоговых устройств, а заканчивать очень дорогими цифровыми решениями, стоимость которых превосходит тысячи долларов. Обязательно обзаведитесь откалиброванным монитором, лазерным принтером для контроля выпуска полос и цветопробным решением для конечного результата. В будущем вы можете исключить использование лишних систем. Но на начальной стадии очень важно контролировать все стадии процесса, что является ключом к успеху.

Можно идти разными путями – создать целую систему цветопроб на обычном принтере, закупить многочисленное оборудование, профилировать машины и неустанно контролировать. Но можно пойти и другим путем, т. е. с наименьшим сопротивлением. Речь идет о постановке готового решения у умных поставщиков, для чего понадобиться несколько тысяч долларов, зато вам не нужно будет постоянно контролировать процессы. Поставщики будут сами контролировать работу и нести ответственность за корректные результаты цветопроб.

В данное время существует высокая конкуренция типографских компаний, поэтому, если цель вашего предприятия – выход на новый уровень, обойтись без цветопробы невозможно . Она поможет привлечь новых клиентов и продолжать заинтересовывать старых, но для этого необходима помощь профессионального дизайнера. Наши дизайнеры имеют огромный опыт в корректировке и передачи правильного цвета на бумагу. Они помогут вам подобрать цвет, и на бумаге он будет смотреться так же, как в вашем проекте.

Цветопроба – это твёрдая копия изображения, дающая понятие о цвете печатного оттиска. Существует несколько способов получения цветопроб . Наиболее распространены:

  • цифровая цветопроба (изготавливается на калибруемых струйных принтерах см. рис. 1);
  • офсетная цветопроба , цветопроба полученная на пробопечатном станке;
  • аналоговая цветопроба изготовленная, например, по технологии Kodak Polichrome Graphics MatchPrint (рис.2).

К настоящему времени в полиграфическом производстве аналоговые цветопробы и офсетные цветопробы практически полностью вытеснены с рынка цифровыми цветопробами , т.к. цифровая цветопроба показывает хорошую цветопередачу, а её себестоимость значительно ниже конкурентов.

С точки зрения нормативной документации цветопроба это:

печатный пробный оттиск (on-press proof print): Оттиск, полученный на [офсетной печатной ] машине (тиражной или пробной печати) в целях иллюстрации результатов процесса цветоделения при условии точного моделирования результатов цветовоспроизведения (цветопередачи), которые будут получены при печати тиража.

допечатный пробный оттиск (цветопроба ) (off-press proof print): Оттиск, полученный иным методом, чем с использованием [офсетной] печатной машины, в целях иллюстрации результатов процесса цветоделения и при условии точного моделирования результатов, которые будут получены при печати тиража.

Для чего нужна цветопроба в полиграфическом производстве?

Ответ заложен в самом термине, состоящим из двух слов: цвет или цветопередача и проба (опробация, тест). Иными словами, цветопроба – это предсказание цветопередачи на печатном оттиске.
Однако при этом следует принимать во внимание ряд допущений (условностей). Иными словами, цветопроба не является полной копией печатного оттиска, а лишь имитирует некоторые его параметры. Или ещё конкретней, принимаются во внимание более значимые параметры и игнорируются менее значимые.

Кратко рассмотрим преимущества и недостатки изготовления различных видов цветопроб в полиграфическом производстве, не принимая во внимание их себестоимости.

Офсетная цветопроба

[+] Офсетная цветопроба наиболее близка к цветопередаче печатного оттиска при схожести настроек пробопечатной и тиражной машин (особенно если та и другая являются GRACoL-машинами). Позволяет использовать те же запечатываемые материалы (включая дизайнерские бумаги), а также применять пантоны, что и при изготовлении тиража. Более того, есть возможность получение цветопробы с тиражных печатных форм. На полученных цветопробах можно протестировать другие виды отделки, применяемые в полиграфическом производстве . Например, тиснение, вырубку, лакировку, припрессовку пленки и т.д. Офсетные цветопробы могут быть контрактными .
[–] Недостатки вытекают из достоинств пробопечатной машины. Во многом качество цветопередачи на пробопечатном станке зависит от навыков пробиста.

Подробней о GRACoL-машинах читайте в статье «Цветопередача и сквозная калибровка».

Аналоговая цветопроба

[+] Аналоговая цветопроба изготавливается с использованием комплекта цветоделённых плёнок. Частично имитирует (не эмулирует растискивания и т.п.) полиграфический растр, может предсказывать появление муара на печати.
[–] Однако не эмулирует цвет и свойства бумаги. Различают лишь матовую и глянцевую аналоговые цветопробы . К тому же основа обладает очень высокой степенью глянца, что также искажает цветопередачу. Цветопередача зависит от навыков оператора, правда в меньшей степени, чем при изготовлении офсетной цветопробы . Аналоговая цветопроба не обладает свойствами контрактности .

Цифровая цветопроба

[+] Цифровые цветопробы легко калибруются. При выводе цветопроб возможно использование различных профилей, имитирующих разнообразные сорта бумаг. Встроенный прибор замера (спектрофотометр) позволяет контролировать качество цветопередачи в реальном времени. Цифровая цветопроба может быть контрактной .
[–] Совершенно не отражает характера офсетной печати, не эмулируют растровую точку, позволяет оценить лишь цветопередачу в CMYK. Не передаёт цвета пантонов (только ориентировочно). Для просмотра цветопередачи Pantone® или иного Spot-color необхоимо делать выкраску.

ЦИФРОВЫЕ ЦВЕТОПРОБЫ

Читайте трилогию статей-обзоров о цифровых цветопробах . В статьях представлен подробный и глубокий анализ дорогущих решений от DuPont Digital Cromalin®, а также о завоевавшем популярность решении от Epson. Внимательно прочитавший обзоры слушатель поймёт, как не надо подходить к выбору полиграфического оборудования, а ещё более внимательный – поймёт, как следует выбирать дорогостоящую технику…

Нормативная база, используемая при изготовлении цветопроб

Международные стандарты налагают ряд жёстких ограничений при изготовления цветопроб , позволяющих получить правильную цветопередачу. Иными словами, организации, изготавливающие цветопробы должны придерживаться этих стандартов. Нормативы GRACoL-машины также применимы и к цветопробе . Можно говорить о GRACoL-цветопробе . GRACoL-цветопробы могут быть контрактными .
В этой статье будет рассмотрена нормативная база изготовления цветопроб , а также практика её применения при изготовлении цифровых цветопроб на полиграфическом производстве.

Чтобы нормализовать информационный обмен, ИСО 12647-1 устанавливает полный набор параметров, значения которых должны быть, как минимум, оговорены, когда заказывают допечатную работу, результатом которой является цифровой файл или комплект цветоделенных фотоформ, сопровождаемых цветопробой . ИСО 12647-1 касается только определений, общих требований, регламента отчетности и методов измерений.

Все измерения производятся специальными приборами колориметрами или спектрофотометрами по утверждённой методике.

Необходимо отметить, что некоторые системы цветопробы воспроизводят изображения без применения растрирования*. В этом случае пробный оттиск не предсказывает такие дефекты, как муар, который может быть вызван взаимодействием периодических структур изображения и растра, используемого в тиражной печати.

* Это относится к цифровой цветопробе , аналоговая и офсетная цветопробы таким недостатком не обладают.

Так как пробный оттиск имеет принципиальное значение в согласовании допечатного процесса между заказчиком и печатником, важно, чтобы:
– пробный оттиск изготавливался в условиях по возможности наиболее точного моделирования параметров предполагаемой печати;
– тиражная офсетная печать производилась в условиях, обеспечивающих приближение оттиска к визуальным характеристикам одобренной цветопробы .

[Публикация ГОСТ Р ИСО 12647-1-2009]

Информация для печати должна предоставляться в CMYK или в трехкомпонентных цветовых форматах. Во всех случаях предназначенные для офсетной печати цифровые файлы или комплекты цветоделенных фотоформ должны сопровождаться цветопробой , которая имитирует предполагаемые условия печати и соответствует 4.3. Это соответствие должно подтверждаться измерением надлежащей контрольной шкалы или контрольного элемента, отпечатанного на цветопробе вместе с сюжетом.

[Публикация ГОСТ Р 54766 – 2011 (ИСО 12647-2:2004)]

Рис. 3. Шкала.

Наличие контрольных шкал необходимо на всех типах цветопроб . Встречались ситуации, когда Заказчик отрезал и выбрасывал контрольные шкалы из эстетических соображений. К сожалению для него, такая цветопроба теряет свойства контрактности и перетекает в разряд образцов цвета.
В цифровых цветопробах контроль качества осуществляется через определение цветовых характеристик контрольных полей одной из шкал Ugra/FOGRA MediaWedge (рис. 3).

Контрактная цветопроба

Важным понятием в полиграфическом производстве является понятие контрактной цветопробы . Цветопроба считается контрактной , если по отношению к ней выполняются следующие условия:

  • отклонение ΔE базовых цветов CMYK меньше 5, а ΔHue не превышает 2,5;
  • отклонение ΔE печатной основы меньше 3;
  • среднее отклонение ΔE остальных полей, включая поля баланса по-серому , не более 3, а максимальное – не превышает 6;
  • среднее отклонение ΔHue полей баланса по-серому не более 1,5;
  • среднее отклонение ΔE полей, находящихся за пределами шкалы цветового охвата , не превышает 4;
  • максимальное отклонение тоновых значений растровых полей базовых цветов CMYK не превышает 3%.

Цветопробы , не удовлетворяющие параметрам вышеприведённых условий, не могут считаться контрактными , и не утверждаются Исполнителем как эталон цвета на полиграфическом производстве .
Цветопробы , изготовленные в типографии автоматически признаются контрактными .
Применение цветопробы , которая не является контрактной , а также образцов и ориентиров цвета на полиграфическом производстве возможно только при непосредственном присутствии представителя Заказчика на печати (приладке) и утверждения им подписного листа. В противном случае, печать осуществляется по действующим внутренним Денситометрическим показателямпечати в соответствии с требованиями последней редакцией ISO 12647-2:2007.

Важно отметить, что срок годности цифровой цветопробы не превышает одного месяца при надлежащем хранении. В противном случае цветопередача может существенно исказиться.

Метамеризм цветопробы

За математическими характеристиками цветопробы не стоит забывать о её основном предназначении – показать цветопередачу тиражного оттиска до начала печати. Однако из-за особенностей технологии изготовления цифровых цветопроб о правильном восприятии цвета можно говорить лишь при соблюдении ряда условий, описанных международным стандартом ISO 3664-2:2000. Сюда входят понятие нормированного света, а также условия просмотра и сравнения цветопробы и печатного оттиска. Подробно об этом рассказано в статье «Цветопередача или цвет в полиграфическом производстве «. Дело в том, что цветопробам присущ эффект метамеризма . Суть метамеризма в том, что при нормированном освещениицветопроба может быть идентична по цвету с печатным оттиском, а при искусственном освещении (например, в офисе) цвета могут существенно отличаться. Эффект метамеризма особенно присущ аналоговым и цифровым цветопробам . Офсетные цветопробы не подвержены этому эффекту, т.к. технология изготовления офсетной цветопробы полностью соответствует процессу офсетной печати.

ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ КРАСКИ

Читайте серию больших статей про полиграфические краски . В статьях отражены особенности технологии печати, а также предпечатной подготовки макетов для 3-х основных групп полиграфических красок: масляных; фолиевых; уф-отверждаемых…

Дуализм цветопробы

Дуализм цветопробы – это интуиция, вытекающая из понимания полиграфического производства и роли цветопробы в нём. В чём проявляется дуализм цветопробы? С одной стороны цветопроба предсказывает цветопередачу тиражного оттиска, а с другой – она задаётцветопередачу тиража. Вторая её функция вытекает из того обстоятельства, что цветопроба является эталоном цвета в полиграфическом производстве. В отсутствие цветопробы получить идентичный цвет, пользуясь денситометрическими нормами печати невозможно. Иными словами, если отпечатать тираж по денситометрическим нормам печати, а затем вывестиконтрактную цветопробу и сравнить её с тиражными оттисками, то цветопередача будет существенно отличаться.

Как использовать контрактную цветопробу в качестве эталона цвета?

Для этого подписной лист должен соответствовать цветопробе как по визуальной цветопередаче, так и по значениям координат в цветовом пространстве CIE L*a*b для плашек, напечатанных триадными красками согласно ISO 12647-2:2007 (см. таблицу 1).

1) Условия измерений согласно ISO 13655 (исключения: белая подложка), D50, угол обзора 2°, 0/45 или 45/0, без фильтра.
2) Расчёт светового различия ΔЕ осуществляется по формуле Delta E CIE 1976.

Цветопроба

Качественно
и профессионально

Цветопроба – это контрольное изображение, предназначенное для оценки результата цвета и качества дизайнером и заказчиком, а также в качестве "паспорта" для печатника при тиражировании. В «Студии Колор Бокс» применяют передовые технологии для изготовления цветопробы. От качества выполнения цветопробы зависит качество будущего продукта. Цифровая цветопроба – самая популярная на данный момент. Для ее изготовления мы используем профессиональный принтер Epson Stylus Pro 4800 формата А2+ с современным программным обеспечением. Среди его достоинств – возможность печати на рулонных и листовых носителях, высокое разрешение (до 2880х1440 dpi), восьмицветная печать, оптимизированное качество печати цветных и монохромных изображений пигментными чернилами Epson UltraChrome K3.

Цветопроба

С помощью цветопробы можно прогнозировать результат печати уже на ранних стадиях допечатной подготовки. Это контрольное изображение, предназначенное для оценки цвета и качества полиграфии дизайнером и заказчиком. После согласования цветопроба служит эталоном для печатника при тиражировании. Поэтому от качества выполнения цветопробы зависит качество будущей полиграфической продукции.

Существует несколько видов цветопроб: аналоговая, цифровая, экранная и полученная в процессе пробной печати.

В случае с экранной цветопробой изображением служит «картинка» на экране компьютерного монитора Главное преимущество – оперативность и невысокая цена за каждое использование. Недостаток состоит с том, что психологически изображение на отпечатке (в отраженном свете) и самосветящееся изображение на мониторе воспринимаются человеком по-разному. Поэтому экранная цветопроба не обладает высокой надежностью.

Пробная печать – теоретически, лучший способ получить контрольное изображение для последующей печати. Здесь используются настоящие печатные формы, настоящая бумага и краска. Можно проконтролировать появление муара, так как воспроизводится растровая структура изображения. Однако этот метод может не учитывать особенности работы различных печатных машин, температуру и влажность в типографии. Кроме того, это – самый дорогой способ и оправдан только для изданий с очень большими тиражами. Аналоговая цветопроба выполняется на специальном и весьма дорогом оборудовании. Исходные материалы – цветоделённые плёнки. При этом на специальный носитель поочерёдно наносятся краски цветов CMYK. Этот способ также позволяет выявить проблемы с муаром, так как воспроизводит растровую структуру. Аналоговая цветопроба кардинальным образом зависит от умений настраивающего её человека, правильности его действий и точности приборов. Основной недостаток – высокая себестоимость оттиска.

Цифровая цветопроба – самая оптимальная и популярная на данный момент. Ее получают на бумаге непосредственно на базе информации об изображении, содержащейся в компьютере. Для изготовления цифровых цветопроб в «Студии Колор Бокс» применяют передовые технологии: профессиональный принтер Epson Stylus Pro 4800 формата А2+ с современным программным обеспечением. Среди его достоинств – возможность печати на рулонных и листовых носителях, высокое разрешение (до 2880х1440 dpi), восьмицветная печать, оптимизированное качество печати цветных и монохромных изображений пигментными чернилами Epson UltraChrome K3.