Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве). Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости Приемы знакомства детей с плоскостью листа

  • 02.03.2024

Введение

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Важное значение имеет своевременное развитие у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении. В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей.

Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. К пяти-шести годам большинство детей должны освоить понятия «за», «перед», «над» и подобные, однако многие путаются в понятиях «слева», «справа», «левый верхний угол», «три клеточки вправо».

Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные исследователи, как В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, В.П. Новикова, Е.В. Сербина, А.А. Столяр, М. Фидлер и другие.

Цель данной работы: изучить особенности развития у детей дошкольного возраста умения ориентироваться на плоскости.

Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости

умение ориентация пространственная дети

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в:

Трехмерном (основных пространственных направлениях);

Двухмерном (на листе бумаги) пространстве.

Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе.

В качестве основных методических приемов, рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры. Упражнения на развитие пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе бумаги большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.

Роль игры здесь неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Особое внимание уделяется дидактическим играм. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.).

При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве - более точное определение пространственного местонахождения.

Выделяют этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Формирование у детей дошкольного возраста умений ориентироваться на плоскости осуществляется в рамках программного обучения. Так «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой предусматривает развитие у детей пространственных ориентировок, начиная со второй младшей группы.

Формирование умений ориентировки на плоскости начинается со старшей группы, что включает обучение ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине), дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

В подготовительной к школе группе формирование умений ориентировки на плоскости продолжается -детей упражняют в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т. д.).Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети также должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

Выделить «малое пространство» правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифр, букв, знаков, рисунка - сложная задача. Она становится посильной для шестилетнего ребенка, если осуществляется под руководством педагога. По программе воспитания и обучения в детском саду за период пребывания в нем ребенок должен овладеть:

Способом расчлененного восприятия плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить его элементы: стороны углы, середину;

Элементарным способом пространственного анализа плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить верхнюю и нижнюю части, правую и левую, верхнеправую части плоскости и верхнелевую, нижеправую и нижелевую;

Умением активно действовать в пределах воспринимаемой плоскости на листе элементов узора или располагать их в соответствии с инструкцией воспитателя; выполнять различные задания на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать свои действия (вести счет в направлении справа налево или слева направо, проводить линии в разных направлениях);

Пространственной ориентировкой на листе по признаку взаимного расположения объектов относительно друг друга или какой-либо исходной точки отсчета. Например, приняв данный объект за исходную точку. Размещать остальные предметы рисунка (узора) выше, ниже, правее, левее от исходного (расположить, например, красный кружок на листе справа, а синий слева от зеленого или расположить синие кружки вокруг зеленого и т.д.);

Умение воспринимать «малое пространство» и действовать в его границах (размещать рисунок, элементы узора, графические знаки).

Таким образом, ориентировка на плоскости является умением сложным, и дети овладевают им постепенно, начиная с младшего дошкольного возраста.

Основная работа по формированию ориентировки на плоскости проводится со старшими дошкольниками, с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги, для успешного обучения в школе. В старшей возрасте дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу. Прежде всего, необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др.Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке.

Итак, дошкольный возраст - это ответственный этап в развитии механизмов пространственного мышления. В данном возрасте происходит основное формирование пространственных представлений и способов ориентировки детей в окружающем пространстве и на плоскости.

Первые представления и умения дети получают на занятиях по математике.

1. Последовательность формирования ориентировок.

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко-близко, на листе называется верх-низ. Для решения этой проблемы, сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (помогает работа на магнитной доске).

Что это? (лист бумаги).

Какой он формы? (формы прямоугольника).

Что есть у прямоугольника? (стороны, углы).

Сколько сторон и углов у прямоугольника? (по четыре).

У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.

Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повторите, верхняя сторона.

Как вы думаете, как называется эта сторона? (нижняя сторона) .

Почему? (она находится внизу) .

Эта сторона находится справа (ближе к правой руке) , она называется правая.

Покажите правую сторону. Как она называется? (правая сторона).

А как будет называться эта сторона?(левая сторона).

Почему? (она находится слева).

Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.

Как вы думаете, как называется этот угол?(нижний правый угол).

Почему? (он находится внизу слева).

Покажите и назовите все стороны и углы листа.

Когда ребенок научится находить в реальной обстановке и на картинках основные направления (верх, низ, левое и правое), предложите ему более сложное задание, связанное с ориентацией на плоскости листа. Эти навыки будут необходимы ребенку, когда он пойдет в школу. Поэтому ему необходимо научиться определять на листе бумаги противоположные края, углы, а затем и части.

Как показывает опыт, для 5- летнего ребенка это не такая уж простая задача. Ведь чистый лист бумаги, в отличие от окружающего мира или рисунка не имеет дополнительных пространственных ориентиров в виде линии земли, неба или фигуры человека. Кроме того, лежащий горизонтально (на ненаклонном столе) лист бумаги с точки зрения ребенка не имеет верха и низа.

2. Понимание пространственных отношений на листе.

Рассматривание карточек - перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок.

Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что, где находится (с какой стороны и в каком углу листа). Картинки изображаются такие, чтобы можно было их узнать. И при переворачивании они не были бы «вверх ногами».

3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

1. Работа с раздаточным материалом:

2. Положите треугольник в левый верхний угол.

3. Справа от треугольника положите круг.

4. Справа от круга положите квадрат.

5. Где находится круг относительно квадрата?

6. В каком углу находится круг?

Здесь могут использоваться следующие дидактические игры:«Найдите такой же узор»,«Найди узор по описанию»,«Составь узор по образцу»:I вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей работе; II вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (образец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), «Составь узор по описанию» - математический диктант, с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу.

2. Формирование умения работать на листе бумаги в клетку.

На каждом занятии, с целью подготовить детей к школе, следует уделять работе на листе бумаги в клетку. В группе должна быть доска с размеченными клеточками. Последовательность обучения:

1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:

Лист состоит из двух страниц.

Тетрадь состоит из листов.

2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

3. Изучение клеточного и строчечного микропространства:

Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с размеченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции:

Что вы видите на доске?

Это клетки. Какой они формы? (формы квадрата) .

У вас листы бумаги тоже в клетку.

Обведите одну клеточку, какую хотите, так же как я.

Обведите клеточки через одну до конца страницы. Это - строка .

А теперь обведите клеточки через одну вниз до конца страницы. Это столбик .

Найдите на странице левый верхний угол. Отсчитайте 3 клеточки слева направо и 2 клетки сверху вниз и поставьте точку. Отсюда мы будем рисовать узор.

Следует отметить, что вначале некоторые дети не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи.

4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.

Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:

Продолжи узор. В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не открывая руки (к безотрывному письму).

5. Рисование фигур по точкам.

Здесь можно ввести элементы, геометрии, черчения:

1) Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок (аналогично -вертикальный).

2) Нарисуй горизонтальный отрезок длинной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку. Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? (треугольник).

Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (флажок).

В этом задании дети проводят линии от руки без линейки. Можно использовать разноцветные фломастеры или обозначение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.

6. Запись цифр.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками по многим программам учат детей записи цифр и знаков (+, -, < ,>, =) на листе бумаги в клетку. Здесь полезно использовать готовые прописи и простые тетради. Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решение арифметических задач и примеров. В процессе этой работы важно следить за правильной осанкой детей.

Работа на листе бумаги в клетку охватывает разные разделы:

- «количество и счет» (рисование нужного количества фигур, моделирование арифметических примеров и др .);

- «величина» (рисование отрезков разной длины, рядов и др .);

- «форма» (рисование геометрических фигур и др .).

Умение фиксировать местоположение точки на листе;

Понимание пространственных отношений между различными предметами на листе;

Умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости;

Умение самостоятельно характеризировать пространственную размещенность объектов на листе, пользуясь соответствующей терминологией;

Умение ориентироваться на листе в клетку.

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3 - 4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Игра «Геометрический диктант».

Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг - в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту.

Игра «Я еду на машине».

Перед каждым ребёнком лист бумаги и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа - гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

Для выявления знаний и умений у дошкольников по ориентировке в пространстве используются методики диагностики:

«Пробы Хеда» (Диагностика пространственных представлений о собственном теле). Эта методика направлена на исследование ориентировки ребенка в пространстве собственного тела. Вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем по отношению к телу. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице, и каково взаиморасположение отдельных его частей.

Методика «Что находится спереди от меня?» Эта методика направлена на исследование ориентировки собственного тела ребенка в пространстве. Ребенку предлагается встать на середину комнаты и назвать предметы, которые он видит спереди от себя. Затем исследователь поворачивает ребенка на 90 в правую сторону и предлагает снова назвать предметы, которые он видит спереди от себя.

Методика «Расположение предметов на рисунке» включает в себя 6 картинок, которые направлены на различное исследование ориентировки ребенка в пространстве на примере картинок, направлена на исследование того, понимает ли ребенок вопросы, связанные с пространственным расположением.

Таким образом, лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношений являются игры и игровые упражнения на разных этапах. Дидактические игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Важное значение имеет своевременное развитие у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении. В понятие пространственная ориентация входит оценка ра

сстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей.

Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. К пяти-шести годам большинство детей должны освоить понятия «за», «перед», «над» и подобные, однако многие путаются в понятиях «слева», «справа», «левый верхний угол», «три клеточки вправо».

Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные исследователи, как В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, В.П. Новикова, Е.В. Сербина, А.А. Столяр, М. Фидлер и другие.

Цель данной работы: изучить особенности развития у детей дошкольного возраста умения ориентироваться на плоскости.

Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в:

Трехмерном (основных пространственных направлениях);

Двухмерном (на листе бумаги) пространстве.

Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе.

В качестве основных методических приемов, рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры. Упражнения на развитие пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе бумаги большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.

Роль игры здесь неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Особое внимание уделяется дидактическим играм. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.).

При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве - более точное определение пространственного местонахождения.

Выделяют этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Формирование у детей дошкольного возраста умений ориентироваться на плоскости осуществляется в рамках программного обучения. Так «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой предусматривает развитие у детей пространственных ориентировок, начиная со второй младшей группы.

Формирование умений ориентировки на плоскости начинается со старшей группы, что включает обучение ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине), дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

В подготовительной к школе группе формирование умений ориентировки на плоскости продолжается -детей упражняют в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т. д.).Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети также должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

Выделить «малое пространство» правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифр, букв, знаков, рисунка - сложная задача. Она становится посильной для шестилетнего ребенка, если осуществляется под руководством педагога. По программе воспитания и обучения в детском саду за период пребывания в нем ребенок должен овладеть:

Способом расчлененного восприятия плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить его элементы: стороны углы, середину;

Элементарным способом пространственного анализа плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить верхнюю и нижнюю части, правую и левую, верхнеправую части плоскости и верхнелевую, нижеправую и нижелевую;

План – конспект

Совместной деятельности

С детьми 4 класс программа 8 вида

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Беликова Александра Александровна

ИНТЕГРИРОВАННАЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМА «ОРИЕНТИРОВКА

В ПРОСТРАНСТВЕ И НА ПЛОСКОСТИ»

Приоритетная образовательная область – «Познание».

Интегрируемые образовательные области – «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.

ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

    Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела.

    Уточнять и закреплять пространственные представления обучающихся («на», «над», «под»).

    Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине».

    Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей.

    Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска).

ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»

    Закреплять умение понимать, практически применять и обозначать результаты своей деятельности терминами, определяющими пространственное расположение предметов по отношению к себе и на плоскости.

    Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

    Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.

    Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

ОБЛАСТЬ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

    Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание и следить за развитием событий.

ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»

    Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов.

    Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.

Материалы:

ЭТАПЫ

НОД

ДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГА

ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАННИКОВ

Определение темы занятия.

Просит выполнить задания и сформулировать тему занятия.

Слушать педагога, выполнять задания, отвечать на вопросы.

Включение в игровую ситуацию.

Читают письмо.

Задание 1 «Укрась ковер»

Предлагает задание с магнитами и доской по ориентировки на плоскости.

Выполняют действия заданные педагогом.

Задание 2 «Лабиринты»

Предлагает выполнить задание по прохождению лабиринта.

Проходят лабиринты.

Задание 3 «Домик»

Дает задания на карточках.

Выполняют задания, написанные на карточка.

Задание 4 «Динамическая пауза»

Предлагает видео на котором панда показывает задания.

Выполняют физминутку.

Задание 5 «Покажи предмет»

На компьютере предлагает задание.

Читают задание, обводят правильный ответ.

Задание 6 «Путь домой»

Из счетных палочек предлагает выложить путь.

Выкладывают из счетных палочек путь..

Рефлексия

Спрашивает у учеников, какую главную задачу решили на занятии. Узнает где можно применить полученные знания в повседневной жизни.

Отвечают на вопросы.

Оценка работы учащихся

Оценивает работу каждого ученика.

Оценивают свою работу.

Тема: Ориентировка в пространстве и на плоскости.

Цель: Развитие ориентировки в пространстве и на плоскости у обучающихся с НОДА. Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Расширять и закреплять представления о пространстве относительно себя и других предметов;

Упражнять детей в умении употреблять слова: «слева», «справа», «между», «под».

Упражнять детей в умении называть соседние числа;

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.

Коррекционные:

Тренировать память;

Развивать умение зрительного поиска предмета на листе и в пространстве;

Активировать словарь по теме;

Развивать слуховое внимание;

Развивать умение развернуто отвечать на вопросы (полными предложениями).

Коррекционно-воспитательные:

Закреплять умение слушать вопросы дефектолога, отвечать не перебивая его;

Закреплять умение правильно сидеть за столом.

Оборудование: компьютер, планшет, магнитная доска, картинка кота Матроскина, лабиринт, сенсорное панно, дидактическая игра на ориентировку в пространстве, счетные палочки.

Методы и приемы : ИКТ, художественное слово, рассказ, вопросы к детям, поощрение, игровая мотивация.

Ход занятия

    Организационный момент

Психоэтюд «Улыбнись»

Собрались все дети в классе,

Я-твой друг, и ты-мой друг! (дефектолог показывает рукой на себя, потом на детей)

Крепко за руки возьмемся (беремся за руки)

И друг другу улыбнемся! (улыбаемся друг другу)

Дефектолог: Ребята давайте подарим наши улыбки и нашим гостям, тогда наша встреча пройдет в дружеской теплой обстановке.

А теперь покажите с каким настроением вы пришли на занятие? (смайлики настроения)

И прежде чем начать наше занятие выполним с вами одно упражнение и затем вы мне скажите какая будет главная цель нашего занятия.

Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правой рукой закройте правый глаз.

Так как вы думаете чем будем сегодня заниматься?

II. Игровая мотивация. Письмо из Простоквашино.

Ребята, кто-то бросил нам в окошко,

Посмотрите, письмецо!

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне в лицо?

Может, кот, письмо, как мышку

За окошко заманил?

Может это воробъишко, пролетая, обронил?

От кого же это письмо? А письмо пришло от Кота Матроскина. (Показ иллюстрации). Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята! Пишет вам кот Матроскин из деревни Простоквашино! Я со своими друзьями заблудился в лесу. И для того чтобы выбраться нужно выполнить сложные задания. Без вашей помощи нам ни как не обойтись. Кот Матроскин»

1.Проблемная ситуация.

Ребята, вы готовы помочь коту Матроскину и его друзьям?

По ходу выполнения заданий, вы будете получать ромашки, и в конце занятия мы с вами сделаем ромашковое поле, на котором будут отдыхать кот Матроскин и его друзья.

ЗАДАНИЕ 1 «УКРАСЬ КОВЕР» (действия с конкретными предметами)

Вот любимы ковер Матроскина. Посмотрите он красивый? Наша с вами задача украсить ковер, так чтобы он стал красивый. Каждый из вас сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и расположи его в левом верхнем углу ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и расположи его в нижнем правом углу ковра.
- Правой рукой возьми круг и расположи в центре ковра.
- Левой рукой возьми овал и расположи в правом верхнем углу ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и расположи в нижнем левом углу ковра.

Левой рукой возьми треугольник и расположи его справа по середине.

Правой рукой возьми круг и расположи его слева по середине.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.

С первым заданием справились. Получаете ромашку.

ЗАДАНИЕ 2. «ЛАБИРИНТЫ» Друзья Матроскина попали в лабиринт. Вам нужно пройти по лабиринтам, назвать направления, куда ведут. И тем самым помочь выбраться из лабиринта.

ЗАДАНИЕ 3. «ДОМИК» На карточке задание, дети по очереди выполняют. Располагают животных как на карточке и говорят где они расположены (кот перед домом, собака под домом).

ЗАДАНИЕ 4. «ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА»

Руки в стороны, в кулачёк,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачёк,

Разожми и на бочок.

Руки вперёд, в кулачёк,

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачёк,

Разожми и на бочок.

ЗАДАНИЕ 5 «ПОКАЖИ ПРЕДМЕТ» (работа с планшетом)

На планшете игра, на ориентировку в пространстве. Дети читают задание и его выполняют.

ЗАДАНИЕ 6 «ПУТЬ ДОМОЙ» (слуховой диктант)

И последнее задание, нужно выложить из счетных палочек путь, по которому кот Матроскин со своими друзьями выберутся из леса.

2 палочки вверх

1 палочка вправо

2 палочки вниз

1 палочка вправо

1 палочка вверх

1 палочка вправо

1 палочка вниз

1 палочка вправо.

РЕФЛЕКСИЯ

Вот мы и выполнили все задания. Помогли коту Матроскину и его друзьям выбраться.

Где можем применить полученные на занятии знания? (на уроках математике, когда будем идти домой ). Какие задания понравились больше всего?

Какие игры вам понравились больше всего?

А настроение осталось таким же хорошим как в начале?

ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ

А теперь давайте возьмем свои ромашки, подойдем к доске и расположим их на ней. И получится у нас ромашковая поляна.

Занятие окончено.

Виктория Полюхович
Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с ориентировкой в пространстве

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с ориентировкой в пространстве

Ориентировка в пространстве является одним из важнейших разделов в воспитательно-образовательном процессе, так как от того на сколько ребенок ориентируется в собственном теле, пространстве и на ограниченной плоскости (листе бумаги, странице книги)зависит дальнейшее успешное обучение в школе.

- ориентировка в собственном теле;

Ориентировка в пространстве;

Ориентировка на плоскости.

1 младшая группа

Накопление практического опыта освоения окружающего пространства (помещений группы, участка детского сада);

Ориентировка в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Методические аспекты:

Игры построенные в ритме стиха, сопровождающиеся поговорками, движениями и пр. «Водичка-водичка», «Где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем…», «Маленькие ножки бежали по дорожке…» и т. д.

Беседы и мини-экскурсии по группе, участку детского сада при организации в режимных моментах. При организованной образовательной деятельности во время ознакомления с окружающим, физкультурные занятия и т. д.

2 младшая группа

Ориентировка в расположении частей собственного тела и различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева. Различение правой и левой руки.

Методические аспекты

- ориентировка в собственном теле

В организованной образовательной деятельности в дидактических играх «Купание куклы», «Укладывание куклы спать» и т. п. Узко направленные поручения (помять кукле Кати лицо, помыть руки и т. п.).

- ориентировка в пространстве «от себя» (впереди – сзади, вверх – вниз, справа - слева). Поручения и указания: вверху – там, где голова; сзади – где спина; внизу – где ноги и т. д. Настольные игры и упражнения «Куда летит шарик» (вверх – вниз, «Куда едет машина?» (вперед – назад, «Что изменилось?», «Подними правую руку и т. п.». Игра «Что впереди, что справа? и т. п.». РАБОТАЯ С РЕБЕНКОМ ПОКАЗ В ЗЕРКАЛЬНОМ ОТОБРАЖЕНИИ. Полезны игры на определение источника звука и места нахождения звука «Что и где слышно?», «Где бьет барабан?» и т. п.

Средняя группа

Определение пространственных направлений от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами (передо мной стол, справа от меня дверь и т. п.);

Знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко.

Методические аспекты

- ориентировка в пространстве

Упражнения игрового характера «Узнай, где что спрятано?», «Что изменилось?» и т. п. Вначале определяют расположение 1-2х игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди – сзади, справа – слева. Постепенно количество игрушек увеличивается до 4. В начале игрушки располагают на небольшом расстоянии от ребенка, затем расстояние увеличивается. В качестве усложнения педагог предлагает повернуться и снова перечисли расположение предметов, обратив внимание, что они теперь расположении по отношению к ребенку по-другому.

Для формирования умения передвигаться в заданном направлении– дидактические игры «Путешествие», «Куда пойдешь, то и найдешь», «Дойди до флажка», «Найди игрушку по описанию» и т. д. Также можно сочетать с понятиями далеко – близко.

Старшая группа

- совершенствование пространственных отношений : вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, слева – справа, между, рядом, с, около; двигаться в заданном направлении меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками-указателями направления движения, а также определять местоположение между людей (Я стою между Сашей и Дианой);

- ориентировка на плоскости: листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине (в центре, в углу.

Методические аспекты

- ориентировка в пространстве

Совершенствуется ориентировка в пространстве ДОУ, ориентировка на улице в процессе видов деятельности и игровых упражнений «Кто поменялся местами?», «Где я стою» и т. д. Как прием можно использовать рассматривание иллюстрации к художественным произведениям «Репка», «Гуси-лебеди», «Федорино горе» и т. п. Настольные и словесные игры направленные на определения направления движения «Подбери нужное слово», «Назови, что изменилось?», «Парные картинки» и т. д.

- ориентировка на плоскости (ограниченной поверхности Упражнение на раскладывание определенного количества предметов в указанном направлении, в верхней, нижней части листа (по краям, слева, справа и т. д. Разнообразные виды инструкций, которые сначала озвучиваются самим педагогом, а потом комментируются детьми посредством опроса детей.

Связать работу с развитием у детей умение создавать ритмические узоры, создавать повторяющиеся закономерности //-//-//-//-// или геометрические фигуры.

Используются игры в лабиринты, для определения направления движения с помощью стрелок-указателей или в соответствии с планом маршрута. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют собственные планы маршрутов.

Подготовительная группа

- ориентировка на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); знакомство с тетрадью, страницей, клеткой, строчкой, столбцом. Располагать и отражать в речи пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, за, перед, между, рядом и т. д.)

- знакомство с планом, схемой, маршрутной картой – смоделированные пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы, возможность детей самостоятельно передвигаться ориентируясь на условные обозначения.

Методические аспекты

- ориентировка в пространстве

Совершенствовать ориентировку с помощью условных обозначений (стрелок-указателей движения, планов, маршрутов и схем. Разнообразные виды маршрутных игры «Найди клад», «Найди по подсказкам», «Лабиринт», «Запутанная паутина» и т. п.

- ориентировка на плоскости

Занимает особое место в работе педагога (на листе бумаги, странице книги, тетради и т. п.). Методика в других возрастных группах, основана на выделении противоположных направлениях: слева – справа, вверху – внизу. В данном возрасте отрабатываем умение находить на разлинованном листе бумаги: точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места, правый и левый, верхний и нижний края листа, углы (левый – правый, верхний - нижний, соблюдая интервалы на строке, располагать элементы в определенном направлении (слева направо, затем в качестве усложнения справа налево).

Активно использовать слуховые графические диктанты. В начале используем геометрические фигуры, затем цифры. При использовании геометрических фигур в качестве отработки выполнять ритмические узоры и орнаменты.

Игровые упражнения по типу «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и т. п.