Cочинение «Проблема пьесы Горького "На дне". Какие проблемы поднимает Горький в пьесе "На дне"? Какие проблемы затронуты в пьесе на дне

  • 19.10.2023

Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году и вскоре принесла автору мировую известность. В этом произведении были затронуты самые злободневные проблемы современности, поэтому пьеса сразу привлекла к себе внимание русской общественности.

Этой пьесой Горький завершил цикл произведений о «босяках». Наблюдение за миром «бывших людей», оказывало влияние на формирование социального сознания самого автора. В сравнении с рассказами, написанными в 90-х годах XIX века, в пьесе представлены более глубокие социально-психологические характеристики представителей «босяцкого анархизма».

Когда Горький писал образы обитателей ночлежки, он стремился представить их наиболее обобщенно с социально-философской точки зрения.

Практически у всех героев имелись свои «двойники» из реальной жизни. У каждого «босяка» своя жизненная история, сложная и неоднозначная.

В начале XX века в России разразился острый промышленный и экономический кризис. Суровая картина действительности нашла свое отражение в пьесе, и она стала своеобразным приговором существующему общественному строю, который выбросил на «дно жизни» огромное количество умных и талантливых людей, обрекая их на трагическую гибель.

Пьеса «На дне» обладает колоссальной силой обличения. Горький утверждал, что общество, уничтожившее в человеке человеческое, не может существовать. Поэтому в конце каждого действия пьесы происходит смерть одного из обитателей ночлежки. Цепь из разнообразных (от естественной до убийства) смертей символизирует трагедию жизни такого общества. Поэтому и жанр пьесы определяется как трагедия, отличительной особенностью которой является максимальная правдивость и реалистичность.

На примере жизни Клеща раскрывается проблема «дна» и «хозяев», которая приобретает политическое звучание. Горький выступал против всяческих проявлений утешительства, считая их одной из форм примирения с действительностью.

Проблема утешающих иллюзий становится темой многих произведений Горького («Проходимец», «Болесь», «Читатель»), но наиболее полно она раскрывается в пьесе «На дне». Писатель разоблачает эту проблему в различных ее проявлениях и осуждает тех, кто слепо поддается иллюзиям утешителей.

Главным вопросом пьесы является вопрос о том, что лучше, сострадание или истина? Стоит ли до того доводить сострадание, чтобы пользоваться, как Лука, ложью? Вокруг этой проблемы в пьесе разворачиваются горячие споры о смысле жизни человека, о будущем.

Этой лживой философии покорности писатель противопоставил правду о человеке свободном, который отвергает унижающую его жалость. Человек сам создает свое будущее, он имеет огромные возможности и потенциал. Человека не надо унижать жалостью, его нужно уважать и ценить.

Проблема «дна» ярко представлена на примере судьбы Наташи. Этот образ разительно отличается от прочих обитателей ночлежки. В девушке ясно видны чистота, достоинство и гордость, именно эти качества пленили Пепла. Но сумеет ли Наташа сохранить их? Скорее всего, нет. Доказательством этому может служить пример ее сестры Василисы. Они с Наташей имеют много общего. Василиса обладает такой же волей и прямотой. Очевидно, раньше она была такой же, как Наташа, но жизненные обстоятельства сделали ее «гадиной». Сама Василиса признается, что жалеет Наташу, но ничего не может поделать с собой, и поэтому мучает сестру. Возможно, в будущем Наташа станет такой же.

Пьеса «На дне» носит социально-философский характер. В ней нет положительных героев, но их здесь и не должно быть. Главной идеей пьесы является идея о том, что абсолютно каждый человек имеет право быть счастливым.

Обновлено: 2012-10-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Как М. Горький раскрывает проблемы нравственности в пьесе "На дне"?

Все произведения Горького содержат в себе сложную нравственную проблематику. Не исключение и пьеса «На дне». В ней автор объединил множество своих теорий, раздумий, предположений.

Горький сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся на социальное и нравственное дно. И это неслучайно. Именно на той глубине падения, которая отражена в пьесе, человек способен обсуждать вечные проблемы бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего, и существование его происходит скорее из милости вышестоящих. На «дне» все социальные признаки и различия между людьми стерты: «Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался».

Итак, какие же проблемы можно выделить в этом произведении? Автор наталкивает нас на размышления о человеке, о правде и спасительной лжи, о милосердии и жестокости, страдании и терпеливости.

Очень интересен в произведении спор о совести. Вопрос о том, нужна ли она в жизни, возникает после замечания Клеща, что в ночлежке живет «рвань, золотая рота…» Возражая Клещу, Васька Пепел замечает, что согласен с теми, кто как Сатин считают наличие совести совершенно невыгодным. Позиция Бубнова такая же: «На что совесть?» И читатель начинает задумываться, настолько ли она необходима людям на самом «дне» жизни.

Так же в своем произведении Горький обозначил проблему реального выхода из положения. Она связана с образом слесаря Клеща, который хочет вернуться к «нормальной» жизни посредством упорного, честного труда. Сначала Клещ гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу, переживает кризис. В конце пьесы герой оставляет мечты о работе, примиряется с «бездельничающими босяками», пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное «неделание».

Через образ Анны, жены Клеща, развивается проблема жизни и смерти, а также сострадания. Анна – «терпеливица», покорно несет свой крест и взывает лишь к сочувствию. Также благодаря ей подчеркивается жестокосердие Клеща. На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он лишь устало кидает: «Заныла!»

Анна задыхается, просит отворить дверь в сени, но Клещ отказывает ей в этом, опасаясь простудиться. В подобных социальных условиях у людей не остается места на элементарную жалость. В этом смысле Бубнов выступает как бы проповедником принципа равнодушия к ближнему, отсутствия сострадания.

Кстати, именно Бубнова можно назвать особым героем пьесы, его высказывания зачастую кажутся циничными, но они показывают истинный смысл ситуации, не позволяя податься иллюзиям.

Очень важную роль в произведении играет проблема жестокой правды и спасительной лжи. Философию гуманного обмана в пьесе проповедует странник Лука. Он появляется, и вместе с ним в жизнь ночлежников входят жалость и сострадание. Для каждого у этого старичка найдется теплое, ласковое слово. Странник считает, что к человеку нужно искать подход только через доброту и жалость. Своей историей о двух беглых каторжниках, залезших на дачу, Лука подтверждает связь между жалостью к человеку и добром: «Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… Тюрьма – добру не научит, а человек – научит… да!»

Здесь Луке противопоставляется Бубнов. Этот герой говорит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Но правда, к которой он призывает, оказывается не всем по силам. И вот в этом споре по-новому открывается Клещ. Он «дрожит от возбуждения», «кричит» о своей ненависти к правде: «Издыхать надо… вот она, правда! Она не дает вздохнуть, с ней жить нельзя…»

Своеобразной кульминацией в этом споре героев является притча Луки о праведной земле. Один человек все собирался идти искать праведную землю, где живут «хорошие люди… друг дружку они уважают, друг дружке – за всяко-просто – помогают… и все у них славно-хорошо!» Ради этого он готов был все стерпеть. Не выдержал он только объяснения ученого о том, что праведной земли нет на картах. После этого известия он «пошел домой и – удавился!..»

Вера в идеал добра помогает жить, «дает радость». Пытаясь узнать правду, человек убеждается в том, что ее воплощение в действительности невозможно, и это лишает его жизненных сил, способности бороться с судьбой. Сатин же в свою очередь говорил: «человек – вот правда!»

И на самом деле, в пьесе значительное место занимает спор о человеке. Бубнов говорит, что «как себя ни раскрашивай – все сотрется… все сотрется, да!» Лука не видит между людьми большой разницы: «Мне - все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Сатин же в своем известном монологе провозглашает: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!.. Все – в человеке, все для человека! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»

Автор поднимает в своей пьесе массу всевозможных проблем, на которые нельзя дать однозначного ответа. Можно сказать, что каждый из героев произведения в той или иной степени раскрывает позиции Горького по поводу нравственных вопросов.

В тысяча девятьсот втором году состоялась премьера пьесы «На дне». Эта гениальная драма сразу обратила на себя всеобщее внимание. О ней говорили, писали, ее обсуждали, критиковали. Это был поистине триумф писателя. Эти бурные дискуссии продолжаются и по сей день, с той лишь разницей, что теперь мы знаем отношение самого автора к ней. Если в начале своего творческого пути Максим Горький писал романтические произведения, в которых реальное переплетается с идеальным, а герои были слишком сильными, слишком красивыми и благородными, то о пьесе «На дне» такого не скажешь. Это изображение грубой, не приукрашенной действительности, а герои ее - люди, сломленные судьбой и опустившиеся на «дно жизни».

Пьеса эта явилась ярким изображением взаимоотношений человека со средой, со всей совокупностью не зависящих от него социальных условий. Это опровержение пассивного гуманизма, обращенного лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, с одной стороны, и противопоставление ему, с другой стороны, гуманизма активного, можно даже сказать, революционного, возбуждающего в людях стремление к протесту, борьбе. Поначалу этого не поняли, и Луку, которого сыграл Москвин, все восхваляли, он сделался центром внимания. «Лука должен был явиться отрицательным типом, в противовес ему предполагалось дать Сатина. Вышло же наоборот: Лука стал положительным, а Сатин очутился в роли подгудка Луки», - писал Горький.

Так что же это такое - пьеса «На дне»? Попробуем разобраться. Действие пьесы развивается по нескольким параллельным сюжетным линиям, почти независимым друг от друга. В особый сюжетный узел завязываются отношения хозяина ночлежки Костылева, его жены Василисы, сестры ее Наташи и вора Васьки Пепла - на этом материале можно было создать отдельную социально-бытовую драму. Обособленно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося слесаря Клеща и его умирающей жены Анны. Действительно, на основе этой драмы тоже можно было создать отдельное произведение. Вот почему пьесу «На дне» называют социально-философской драмой. В пьесе много и других героев, но все они живут своей жизнью и собрались в ночлежке.

Итак, мы видим, что в пьесе нет единого сюжета, единого действия, нет стержня. Нет главного героя, и уж тем более - героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Внимание постоянно приковывается к разным людям. Я думаю, этим Горький хотел показать, что нет деления на «людей» и «не людей». Все имеют право на свою точку зрения. Заметим, что герои в основном не действуют, а говорят. Ведь именно из разговоров мы узнаем их мысли, их внутренний мир. В то же время каждый из них несет какую-то свою философию, свою «правду».

Действительно, слово «правда» является ключевым и чуть ли не самым главным. Оно словно пронизывает все произведение. С самого начала пьесы развивается конфликт двух правд: правды горькой жизни, «дна» и правды «вымышленной», той правды, которую они хотели бы видеть. Этот конфликт ярко выражен в противопоставлении двух героев: Луки и Сатина. Чтобы понять его, надо разобраться в развитии их отношений.
Лука, этот странствующий проповедник, утешает всех, обещает всем избавление от страданий, всем говорит: «Ты - надейся!», «ты - верь!» И говорит он это не потому, что действительно ждет каких-то перемен, он всех успокаивает, потому что знает, что в жизни героев не

    Только красавицы могут хорошо петь,- красавицы, которые любят жить. М. Горький М. Горький вошел в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» являются прекрасными образцами романтизма «нового этапа»....

    Человек! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! М.Горький Пьеса М.Горького "На дне" была написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к...

    Горький своей пьесой "На дне" выступил как "создатель нового типа социальной драмы". Пьеса "На дне" - обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на дно жизни, унижая их, лишая чести и достоинства, вытравляя...

    Одной из основных тем творчества Максима Горького стала тема стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького «На дне» - не исключение. «Свобода во что бы то ни стало - вот ее духовная сущность», сказал об этом драматическом произведении...

Пьеса Алексея Максимовича Пешкова, более известного нам под псевдонимом Максима Горького, “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она вызывает споры у читателей. Это можно объяснить тем, что множество проблем, поставленных автором, в разное время становятся актуальными, некоторые высказывания – крылатыми фразами, а монолог Сатина о человеке даже заучивается наизусть в школе.

Главным в произведении являются не столько человеческие судьбы, сколько столкновения противоположных идей, споры о человеке, о смысле жизни у людей одного социального уровня. Центром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и трудностями, или жизнь с иллюзиями, с надеждой, что когда-нибудь что-нибудь произойдет и всё станет хорошо. Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке странника Луки и продолжается после его ухода.

Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя мыслями, что она - свободная во всех смыслах женщина, а Настя - мечтами о красивом и прекрасном чувстве к Гастону, которое на самом деле есть только в книге “Роковая любовь”. И с самого начала в этот розовый мир врывается реальная действительность. Она то и показывает, кто есть кто в ночлежке. Эти люди жестоки друг к другу, потому что жизнь сделала их такими, а они не смогли вовремя поправить складывающуюся ситуацию. И эта жестокость проявляется, прежде всего, в том, как они разрушают иллюзии других людей: не дают покоя умирающей Анне, останавливают Клеща с его надеждами выбраться со дна жизни.

Среди этих ожесточенных людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и о лжи обостряется. Именно Лука вызывает наиболее серьезные споры. Он не делает ничего плохого, не унижает людей, как это любили делать многие жители подвала, он всего лишь утешает, дает людям хоть какую-нибудь надежду. Но помочь людям, которым уже ничего не надо в этой жизни невозможно. Они уже вычеркнуты из общества, они никому не нужны и даже не надеются на светлое будущее. И тогда, поняв все это, Лука начинает лгать, чтобы хоть как-то смягчить боль, которую приносит этим людям жизнь. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии. Лука как психолог очень тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего именно в данную минуту. И безошибочно дает им советы, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру - бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Пеплу - свободную жизнь в Сибири. Зачем же Лука врет? Само его имя связано со словом “лукавый”, которое означает что-то лживое, нечестное. Луку можно обвинить в том, что он искушает людей своей ложью, и именно он виноват в смерти Актера. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, понять его речь и действия, понимаешь, что он делает всё это не от какой-то своей прихоти, а от того что, он просто-напросто не очерствел душою, в нем ещё сохранились человеческие чувства. К тому же нельзя не согласиться с оценкой, которую дает Луке Сатин: “Он врал... Но это только из жалости к вам”. Лука не просто обманывает, этим самым он творит добро. Именно Лука предотвращает убийство Пеплом Костылева. И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, что добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным. Лука не просто врет Актеру о бесплатных лечебницах для алкоголиков, он уговаривает его: “Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись... возьми себя в руки и терпи...”. А виноват в смерти Актера не странник Лука, а сам Актер, который не смог взять себя в руки, совладать со своими проблемами. Лука не просто утешает, он также обосновывает свою позицию, тем же рассказом том, как он спас двух беглых каторжников, когда работал сторожем. Всем этим он хочет сказать, что спасти человека от всех проблем и научить добру может только добро.

В пьесе, как я уже убедился, главный носитель добра - Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается и словом и делом помочь. Главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Однако именно Сатин не только заступается за старика, запрещая всем остальным плохо говорить о нем, но и произносит свой знаменитый монолог о человеке. Но последнее событие пьесы - смерть Актера - подтверждает слова Луки: «Поверил человек, затем потерял веру и удавился».

Пьеса «На дне» доказала, что спасительная ложь никого не спасет, что вечно жить в иллюзиях нельзя, а выход из них в реальность всегда тяжел или даже трагичен, а главное - что человек живущий в мечтах смиряется со своей беспросветной жизнью и ничего не может поделать.

В пьесе М. Горького « » раскрыты нравственные проблемы человечества.

Изучая это произведение, мы сталкиваемся с различными мнениями людей, которые опустились на дно, которые потеряли всякую реальность и просто прячутся в грязи. Такие люди начинают размышлять о вечных проблемах. Они не знают смысла реальной жизни, поэтому философствуют, спорят на тему человека и смысла его жизни.

Практически все герои пьесы задействованы в таких размышлениях, но основная тройка – Лука, Сатин и Бубнов уделяют спорам наибольшее значение.

Бубнов – эгоистичный, черствый и просто страшный человек. Он выдвигает тезу о том, что именно на дне, с человека счищается социальная маска, и он становится самым собой. Он считает человека низким и ничтожным. Поэтому, сам падает на самое дно жизни и совершенно не стремится выкарабкаться наверх.

Гуманный странник приносит всем жителям ночлежки невероятную надежду и веру в то, что все может быть хорошо. Он уверяет героев пьесы в том, что можно выбраться со дна, из пропасти. Он жалеет всех на свете, он вдохновляет упавших людей, возрождает в них веру.

Но, все ли так хорошо? Действительно, ли его жалость привела к добру? К сожалению, нет! Его вера и человеческая жалость потерпела крах. Своими фантазиями, он вдохновил низменных людей, заставил их поднять голову к верху, после чего, они еще более болезненно свалились на дно, в грязь и серость.

Анне он говорил, что именно в смерти она найдет покой. Настю вдохновлял действительным существованием настоящих принцев, Актера подбодрял существованием бесплатной клиники.

Персонажи пьесы были одурманены обычными фантазиями странника. Да, он хотел им помочь, он хотел возродить веру в их душах. Но, все стало еще хуже и печальнее.

Иным героем пьесы, которые показывает свои нравственные идеи, является Сатин. Он говорит о сильном человеке с большой буквы. Он считает жалость унизительной. Поэтому, совершенно не воспринимает Луку и его наставления. Но, Сатин не относится к таким высоким людям. Он вместе со всеми живет в ночлежке. Он любит ничего не делать и ему так хорошо, удобно. Своим бездельем он сам скатился на дно, хотя был достаточно умным и перспективным человеком.

Горький, через своих героев пьесы пытается раскрыть суть нравственной проблемы в судьбах человечества. Он не дает точного ответа и оставляет каждому из нас возможность подумать над этим и найти свой выход.