Что такое молитва по истории. Что такое молитва, какие бывают молитвы, как правильно молиться(продолж.)? Какие бывают виды молитв

  • 05.09.2023

1) обращение религиозного человека к Богу и прочим сверхъестественным силам, прославляющее их, а также содержащее всевозможные прошения о ниспослании блага и отвращении зла; 2) разработанный и утвержденный церковью или какой-либо конфессии текст такого обращения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОЛИТВА

обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам. Молитва является элементом религиозного культа и индивидуальной религиозности, как таковая она характерна для всех религий. Молитва имеет место там, где налицо сознание или чувство зависимости человека от высшей по отношению к нему бытийной инстанции, обладающей личностными или квазиличностными чертами, т. е. способной внимать человеку и реагировать на его молитвенное обращение. В отличие от магических заклинаний, в теистических религиях, исповедующих личного Бога-Творца, любящего свое творение, молитва является способом установить контакт с Богом, вступить с ним в общение. Основные типы или аспекты молитвы: поклонение Богу как Высшему Существу, от которого в конечном счете зависит духовная судьба человека; благодарение - за дар жизни, ее блага, а также за водительство Божие; покаяние в грехах и отступлении от указанного Богом пути; прошения, касающиеся каких-либо сторон человеческой жизни, а также божественной милости и благоволения в целом.

В христианстве, как и в ряде других религий, молитва является сердцевиной религиозной практики: через молитву человек выражает свою веру, которая т. о., будучи мировоззренческой установкой, становится выражением отношения кличному Богу. В этом смысле.она есть актуализация доверия и верности, без которых невозможны межличностные отношения, стремящиеся не к противостоянию, а к взаимопониманию, согласию и любви. Как правило, молитва имеет словесное выражение (канонические молитвословия или свободная молитва «своими словами»), однако она не тождественна произнесению некоторой формулы или текста: молитва предполагает прежде всего интенцию, т. е. душевное и умственное движение, цель которого - достижение открытости Богу и готовности воспринять его ответное воздействие. Будучи не только обращенной к Богу «внутренней речью», но и выражением глубокого религиозного переживания, молитва может принимать различные формы: речитатива, песни, плача, танца или молитвенного молчания. Общая, или общественная, молитва совершается во время богослужения, в присутствии религиозной общины и от лица всех ее членов. В христианской литургии наиболее важное место занимают исповедание веры (произнесение Символа веры) и евхаристическая («благодарственная») молитва, во время которой происходит «претворение хлеба и вина в Плоть и Кровь Христа»; молитва сопровождает совершение всех церковных таинств, священнодействий и обрядов. Индивидуальная молитва состоит в произнесении специальных молитвенных текстов, предназначенных для разного времени дня (напр., молитвы правоверного мусульманина), или частом повторении кратких молитвенных формул (напр., «Иисусова молитва» в христианстве: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного»). Молитва может сопровождаться особыми жестами (поклоны, коленопреклонения, воздевание рук и т. д.); иногда она требует определенной позы (стоя, сидя, на коленях, распростершись ниц). Молитва может произноситься громко или шепотом, а также безмолвно, в уме («умная молитва», распространенная в христианской монашеской практике). Требования к положению тела во время молитвы призваны способствовать созданию особого душевного настроения и выражать духовноматериальное единство человеческого существа. В мистикоаскетической традиции христианства молитва понимается как главное «духовное делание», а описанию ее правил и внутренних законов посвящена огромная литература. Молитва подвижника в пределе должна стать непрестанной и достичь своей высшей, «созерцательной», степени. Согласно восточноправославной традиции, во время безмолвной молитвы внутренним усилием «ум сводится в сердце», чем достигается состояние максимальной сосредоточенности. В западнохристианской (католической) традиции существует молитвенная практика, в которой активно используется воображение (напр., переживание страданий Христа). Христианская молитва отлична от медитации - сосредоточенного духовного размышления на религиозные темы. Вместе с тем, несмотря на то что медитация остается в рамках рефлексивного опыта, тогда как молитва направлена к Богу как собеседнику - Другому, трудно провести четкую границу между этими формами религиозной практики.

Всем привет! Сегодня поговорим о том, что такое молитва, о происхождении слова, его смысле и этимологии.

Молитва в моей жизни занимает далеко не последнее место, сам процесс молитвы доставляет мне огромную радость, но поскольку мой неспокойный ум постоянно озадачен различными вопросами, то, в конце концов, он озадачился и таким вопросом как «что такое молитва на самом деле?». Мне стало интересно, что думают и пишут об этом ученые мужи.

Этимология слова молитва – каноническое значение

Этимология, или происхождение слова молитва, как обычно и бывает, не имеет однозначного толкования. Исследователи считают, что основой для слова стал корень mel/mol, осложненный суффиксом d: meld/mold. Значение корня переводится как «мягкий, нежный».

Глагол с этим осложненным корнем первоначально звучал в общеславянском как molditi, т.е. делать мягким, смягчать, умягчать.

Затем, в результате перестановки, оно изменилось в modliti. Почему произошла перестановка букв, не уточняется. Просто переставились, и всё. От глагола образовалось существительное modlitva.

В западнославянских языках сохранилось сочетание dl, поэтому в польском molic, modlic sie, modlitwa, в чешском modlitise, modlitba; в южнославянских и восточнославянских языках dl упростилось в l, поэтому в русском молить, молиться, молитва, в сербском молитва.

Исторически являются родственными слова молить, умолять и молод, молодой. Молодой первоначально означало мягкий, нежный (к примеру, молодая зелень).

Общеславянское звучание корня этих слов — mold (русское молод, старославянское младь).

Таким образом, нас пытаются убедить в том, что слово «молитва» произошла от слова mold в значении — делать мягким, умягчать, т.е. просить .

Не поэтому ли, в массовом сознании, значение слова молитва равносильна беспардонной просьбе к всевышнему. Дай мне это, дай мне то, сделай так, сделай эдак.

В большинстве своем, народ воспринимает молитву как некий универсальный инструмент, с помощью которого можно сделать всё, что обычными инструментами сделать уже не получается.

К примеру, молитва чтоб выйти замуж, молитва чтоб не болеть, молитва чтоб родить и т.д и т.п.

В данном контексте интересно рассмотреть слово «умолять ». Каждый русский говорит это слово с корнем «мал», а не «мол». Попробуйте сами, произнесите вслух это слово, и вы поймете, что умо лять это то же самое что ума лять. То есть, умоляя, мы осознанно себя умаляем перед тем, у кого чего-то просим.

Об этом же говорил один из героев , цитата «Творящий никогда просить не станет. Творящий отдавать способен сам. Просящий ты, а это значит, ты в скорлупе неверия...» конец цитаты. То есть, прося чего-то у Бога, мы тем самым несём во вселенную мысль о том, что мы несовершенны, маленькие, бледные беспомощные.
При этом, совершенно забываем о том, что человек создан Богом «по образу и подобию» творца!

Есть другое значение слова молитва

Если вспомнить почти забытое слово «молва» — разговор, «молвить» — говорить, то становится ясно видно, что значение слова молитва – это разговор. Есть мнение, что «мол» не единственная значимая часть этого слова. Лито, в греческом, имеет значение «камень», вспомните литосфера – одна из оболочек земли. Таким образом, получаем разговор-камень. Разговор с камнем, это трактуют как обращение к камням, т.е. каменным идолам.

Есть слово «молебен», в привычном нам значении это служба (богослужение) в церкви. Если разложить это слово на составляющие, то получим уже знакомое нам «мол» и «еб».

Понимаю, что современная культура вполне определенно толкует этот корень «еб». Однако порывшись немного глубже, я обнаружил, что такое значение у этого корня не случайно. Есть древняя руна «Гебо», главное её значение – взаимообращение, партнерство. Другое, менее значимое, но так же имеющее место быть, это знак мужской силы и потенции.

Следовательно значение слова молебен можно переводить как взаимоважный разговор. Общение равных, или равное общение. Если делать перевод по второму значению руны Гебо, то получим нечто совершенно иное. Я, честно говоря, не смог дать интерпретацию этого слова со смыслом потенции или мужской силы.

Не лишним будет вспомнить подзабытое слово «крамольник». В школе нас приучали к тому, что значение этого слова сродни «безбожник». Крамольниками называли мятежников, бунтовщиков, тех, кто нес крамолу в народ, то есть какую-то ересь, неправду.

На наше счастье, слово «крамола» очень легко раскладывается на понятные каждому русскоговорящему составляющие. К-ра-мола. Об этом слове я уже писал в статье о , но не лишним будет повториться. Крамола, это молитва к солнцу.

Ра, это не только египетский бог солнца, из школьной программы, «Ра» это самое что ни на есть, наше родное солнышко и в русском языке есть множество слов, которые освещаются этим слогом.

Таким образом, получаем, Ра – солнце (высшее божество), Молва – разговор, К – направление, от одного к другому. Крамола – молитва (разговор) человека с солнцем (верховным божеством).

Молитва и церковь

В современной церковной риторике молитвой считается смиренное, с душевной кротостью, обращение к Богу. Молитву называют беседой души с Богом, она выражает душевный порыв ввысь.

Молитва, т.е. разговор с Богом, может быть разной, это и просьба, и раскаяние, и благодарность.

Молитва как благодарность

В различных источниках я нашел замечательные примеры молитвы как благодарности. Мне они очень понравились, поэтому я хочу привести их вам целиком. Меня всегда поражали люди, которые умеют так тонко чувствовать. Ниже, молитва святого Франциска (1182 — 1226 гг.). Вот как он обращался к Богу, будучи уже тяжело больным человеком: «Высокий, добрый, всемогущий Боже, Тебе хвала, и слава, и все благословения: благословенны, Господи, с Тобой Твои создания, особенно и прежде всех брат солнце, что греет нас и веселит Тебе на славу. Прекрасный, лучезарный, в светлом нимбе — Тебя он, Высочайший, отраженье. Твои, о Господи, сестра луна и сестры звезды — Ты создал в небе их пресветлых, драгоценных. Благословен будь и за брата ветра, за дождь, и ясный день, и всякую погоду, какой даруешь Твоим тварям пропитанье. Благословен будь за сестрицу нашу воду, что так щедра, смиренна, драгоценна и невинна. За брата нашего огня благословен будь, Боже, которым освещаешь ночь беззвездну... Благословен будь, Господи, за матерь нашу, землю, что кормит и растит нас, дает плоды, и пестрые цветы, и травы».

Как пример хочу привести и слова православного священника Григория Петрова, ушедшего в мир иной в 40х годах двадцатого века. "Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоуханный ветер, горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, полна ласки, и птицы, и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать земля с ее скоротечной красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуйя!

Не могу обойти своим вниманием еще одну молитву. Это молитва Анастасии из книги В. Мегрэ. В свое время она оказала на меня огромное влияние. После её прочтения я впервые понял, что молитва к Богу не должна быть просьбой.

Отец мой, существующий везде!

За жизни свет Тебе спасибо,
За явь спасибо царства Твоего,
За волю любящую.
Быть добру.

За пищу каждодневную Тебе спасибо!
И за Твоё терпенье,
И за прощенье прегрешений
на Твоей земле.

Отец мой, существующий везде,
Я дочь Твоя среди Твоих творений.
Не допущу греха и слабости в себе,
Стану достойной я
Твоих свершений.

Отец мой, существующий везде,
Я дочь Твоя,
для радости Тебе.
Твою собою славу преумножу

Грядущие века все будут жить
в Твоей мечте.

И будет так!
Я так хочу!
Я дочь Твоя,
Отец мой, существующий везде.

Молитва, это понятие межконфессиональное. Молятся все, и мусульмане, и христиане, и кришнаиты, и иудеи, и буддисты. Даже атеисты, в моменты наивысшей опасности начинают молиться.

Это исходит из самых глубин человеческой природы. Думаю, что рано или поздно, каждый осознает, что он не один, что есть во вселенной высшее начало, которое служит отправной точкой всему, и нам, неверующим, в том числе.

Изучая вопрос о молитве и её значении для людей, я неожиданно для себя обнаружил, что молитва играет довольно значительную роль в жизни современного общества. Различные запросы в яндексе, в которых, так или иначе, присутствует слово «молитва» приближается к трём миллионам в месяц.

При этом, богом интересуются почти 4 миллиона человек, а душой более 4х миллионов. Неплохие цифры. Но, в то же время, «дом 2» запрашивают более 16 миллионов раз в месяц. Эта статистика очень ясно показывает, куда направлено внимание людей в наше время. Интересно будет проследить динамику через год, два.

Итак, что такое молитва – это обращение человека к Богу, разговор по душам. Смею полагать, что несмотря на всю свою непознаваемость и необъятность, Бог это личность. Вспомните про «по образу и подобию». Поэтому, не может быть такого, что слова нашей благодарности стукаются как горох о стену.

Несомненно, что он их слышит, чувствует и отвечает нам своей бесконечной любовью. Молиться или нет, своими словами или молитвами из молитвословов, это личное дело каждого, но если мы так много от него хотим, почему бы не дать ему сначала немного своей любви!

Чудотворные слова: что означает слово молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Толковый словарь Ожегова.

Пример: Стоять на молитве.

2. – В религии: установленный текст, произносимый при обращении к Богу, к святым

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

б) устар. Мольба, горячая просьба о чем-л.

2) Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

1. В религии: установ-ленный канонический текст,

произносимый при обращении к Богу, к святым. Читать молитву. Молитвы

2. Моление, обращенное к Богу, к святым.

Благодарственная м. М.-покаяние.* Стоять на молитве – молиться, стоя перед

иконами, перед образами. Вашими молитвами (разг. шутл.) – говорится в ответ

на вопрос: “Как поживаете?” или “Как ваше здоровье?” в знач. спасибо, ничего

как выражение благодарности за участливое отношение. II прил. молитвенный,

Молитва

Значение слова Молитва по Ефремовой:

Молитва – 1. Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым. // устар. Мольба, горячая просьба о чем-л.

2. Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к Богу, к святым.

Значение слова Молитва по Ожегову:

Молитва – Моление, обращенное к Богу, к святым Молитва Установленный текст, произносимый при обращении к Богу, к святым

Молитва в Энциклопедическом словаре:

Молитва – обращение верующего к божеству.2) Канонизированный текстобращения.

Значение слова Молитва по словарю Ушакова:

молитвы, ж. 1. Действие по глаг. молиться. Итти на молитву. 2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву.

Определение слова «Молитва» по БСЭ:

Молитва – обращение к божеству, один из основных элементов всякого религиозного культа, создающий иллюзорное ощущение контакта верующего со сверхъестественным и психологической общности религиозной группы. Возникая из магии слова (Заклинание), М. принимает вид прошения, а в дальнейшем также благодарности и славословия. Молитвенныеформы дали образец религиозной поэзии (например, Псалмы), позже – некоторым жанрам фольклора (например, Духовные стихи) и поэтические лирики. В античности М. была частью публичного ритуала, подчас имевшего непосредственное общественное и политическое значение; христианство ввело внутреннюю

(«умную») М., получившую особое значение в мистике. Христианская теология стремится противопоставить «истинную» М., как призывающую к милости божьей, «языческим» заклинаниям, ориентированным на получение определённых благ, спасение от бедствий и пр. В религиозной жизни христианских общин имели место обе трактовки М., постоянно сохранялись оппозиции литургически-публичной и индивидуальной М., наружной и внутренней, формально-ритуальной и эмоционально-насыщенной. В истории религии борьба за ту или иную форму М. нередко была связана с соперничеством общественных течений внутри церкви.

Слово молитва

Слово молитва английскими буквами(транслитом) – molitva

Слово молитва состоит из 7 букв: а в и л м о т

Значения слова молитва. Что такое молитва?

Существует большое число определений молитвы, которые не во всем совпадают друг с другом. Тем не менее, можно предположить, что следующее определение будет приемлемым для носителей различных точек зрения.

МОЛИТВА МОЛИТВА (греч. ευχή, лат. oratio) - обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам.

МОЛИ́ТВА - важнейший аспект обществ. и частной религ. жизни, ее внутр. таинств. содержание, выраженное в словесной либо мысленной форме. Молитва является также непременным эл-том богослуж. действа…

Гуманитарный словарь. - 2002

МОЛИТВА, религиозный акт, традиционно определяемый как вознесение сердца к Богу, беседа с Богом; в узком смысле – обращение к Богу с просьбой. История молитвы связана с историей религии.

МОЛИТВА религиозный акт, традиционно определяемый как вознесение сердца к Богу, беседа с Богом; в узком смысле – обращение к Богу с просьбой. История молитвы связана с историей религии.

Молитва -основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм (Пс 5.8; Лк 18.10; Деян 3.1) и молились, обратившись лицом к Святому-святых.

Вихлянцев В. Библейский словарь. – 1994

Молитва вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общей христианской молитвой несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т. д. (Мф. VI, 9-13)…

Библейская энциклопедия. - 2005

МОЛИТВА, Preces (εὐχή, благодарственная M.- έ̓παινος), основанная на чувстве зависимости человека от богов и на вере в их власть и готовность помочь, была обращаема или к известным божествам…

Классические древности. - 2007

Молитва Обращение верующего к божеству. В античности М. могла сопровождаться жертвами и дарами. Молящиеся должны были быть ритуально чистыми (открытые ладони должны были быть обращены к небесам или культовым изображениям божества).

МОЛИТВА – обращение священника либо самого верующего к богу, к сверхъестеств. силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. М. - непременная часть религ. культа, обязат. атрибут обрядов, богослужений или церк. праздников.

Атеистический словарь. – М, 1986

МОЛИТВА - обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. Непременная часть религиозного культа, обязательный атрибут обрядов, богослужений или церковных праздников.

Словарь исторических терминов. – 1998

«А́збучная моли́тва» (иногда называемая «Толковыми азбуками») - стихотворная азбука, одно из самых ранних славянских стихотворений. Является особой формой изложения религиозных истин.

Азбучная молитва – первое наряду с «Прогласом к Евангелию» стихотворное произведение староболгарской и старославянской литературы. В самом раннем списке (XII в., ГИМ, Синод. собр., № 262)…

Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987-1989

АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу»), одно из древнейших церковнослав. стихотворений с азбучным акростихом.

Иисусова молитва короткая молитва с обращением ко Господу Богу и произносимая многократно и продолжительное время. Так, призывание имени Божьего есть в таких молитвах, как «Господи, помилуй», «Господи Иисусе Христе, сыне Божий»…

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. – 2000

Молитва Иисусова См. раздел ИСИХАЗМ (ИИСУСОВА МОЛИТВА). . Молитва Иисусова – краткая молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит…

Православная энциклопедия "Азбука веры"

Молитва Иисусова краткая М. Иисусу Христу: "Господи Иисусе Христе, Боже наш (или Сыне Божий); помилуй мя грешного". Раскольники требуют непременно чтения "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий" и т. д., утверждая, что словами…

ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА [εὐχὴ ὀπισθάμβωνος, в рукописях также встречаются наименования εὐχὴ ἐπισθάμβωνος или τῆς ἀπολύσεως], молитва, читаемая священником в конце Божественной литургии, перед Пс 33.

Заамвонная молитва читается в првсл. црк. в самом конце литургии, пред "отпустом". Заамвонною она называется потому, что для произнесения ее священник сходит с предалтарного возвышения, крайний выступ которого называется амвоном.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – 1890-1907

Заамвонная молитва – молитва, читаемая священником в конце литургии (для ее произнесения он выходит из алтаря, спускается с амвона и оборачивается к открытым Царским вратам).

Входные молитвы Входные молитвы [церковнослав. ], молитвы священнослужителей при входе в алтарь перед началом литургии. По значению и содержанию они сближаются с келейным правилом перед Св.

Вхо́дные молитвы в православном богослужении - молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название.

Орфографический словарь. - 2004

Морфемно-орфографический словарь. - 2002

Примеры употребления слова молитва

Надпись на груди, молитва: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий Помилуй Мя Грешнаго".

Юлия Савичева перевоплотилась в Людмилу Гурченко, исполнив ее песню "Молитва".

Вера в Бога и молитва существенно расширяют диапазон восприятия этого мира.

И наши действия, наши поступки, наша молитва будут играть большое значение.

В этот древний праздник происходит первая после Пасхи молитва за умерших.

Молитва тихо и неприметно меняет существо человека.

Но намерение, с которым они приехали было не только коллективная молитва.

Что такое Молитва? Значение и толкование слова molitva, определение термина

Обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. Непременная часть религиозного культа, обязательный атрибут обрядов, богослужений или церковных праздников.

Евр. тефил. Молитва. Определен, приказания молиться в законе нет. Необходимость молитвы вытекает из естественной потребности человеческой души, жаждущей общения с Богом и его милости. Молитва есть главное в жертвах и жертва имеет свое значение как воплощенная молитва (Срав. Пс. 140:2). Что молитва была соединена с жертвоприношением, мы видим также из Лук. 1:10, где к месту жертвоприношения, т.е. в храм, приходили для того, чтобы молиться (Лук. 18:10; Деян. 3:1), обращаясь при этом лицом к Святому Святых (Пс. 5:8; 137:2). Если молящийся находился далеко от храма, то во время молитвы он обращался лицом в сторону храма, подобно Даниилу, открывавшему свое окно к Иерусалиму и молившемуся в этом направлении (3 Цар. 8:46 и дал.; Дан. 6:10). Молитва, как видно, совершалась трижды в день (Пс. 54:18; Дан.б: 10); временем молитвы были вечер или «девятый час», - время вечернего жертвоприношения (Деян. 10:3; Дан. 9:21), утро или «третий час» (Деян. 2:15) и полдень «шестой час» (Деян. 10:9). Молитва перед едой или благодарение за пищу до ее вкушения упоминается в некоторых местах (Мат. 15:36; Деян. 27:35). Народ не хотел есть до благословения Самуилом жертвы (1 Цар. 9:13). Молились чаще всего стоя (1 Цар. 1:26; Map. 11:25; Лук. 18:11), иногда с поднятыми вверх руками (3 Цар. 8:22). В торжественных случаях или в большой печали преклоняли колени (3 Цар. 8:54; Пс. 94:6) и даже простирались на земле (И. Нав. 7:6; Неем. 8:6). В Ветхом Завете мы не встречаем образцов молитв за исключением тех выражений, о которых говорится в Втор. 26 при приношениях всяких начатков земли и десятой части своего имущества, также троекратного благословения (Чис. 6:24 и дал.) и молитва Моисея, когда ковчег поднимался в путь или останавливался (Чис. 10:35, 36; Срав. Пс. 67:2). Самые замечательные молитвы записанные в Ветхом Завете: молитва Соломона при освящении храма (3Цар. 8), молитва левитов в великий день поста после плена (Неем. 9) и молитва Даниила (Дан. 9). Из Лук. 11:1 видно, что знаменитые учителя давали своим ученикам образцы молитв. Когда ученики просили Господа, чтобы Он научил их молиться, то Он дал им молитву, известную нам под именем «молитвы Господней» или «Отче наш» (Лук. 11:2 и дал.; Мат. 6: 9 и дал.); Христос, проводивший целые ночи в молитве к Отцу и имевший более других дух молитвы, в Своей «Первосвященнической молитве» (Иоан. 17) показал Себя, как молитвенника за нас, а Своей молитвой в Гефсимании до сих пор побуждает нас к усиленной молитве в минуты упадка духа. Молитва учеников во имя Иисуса постоянно имеет доступ к сердцу Отца (Иоан. 14:13 и дал.; 15:16). Мы имеем много примеров молитв апостолов во имя Иисуса (См. Ефес. 3:14 и дал.; Филип. 1:3 и дал.; Кол. 1:9 и дал.; Евр. 13:20 и дал.; 1 Пет. 5:10 и дал.; Иуд. 24 и дал.). Побуждение к молитве см. Ефес. 6:18; 1 Фес. 5:17; 1 Тим. 2:8; Мат. 6:5 и дал.; 1 Иоан. 5: 15; 5:10 и дал.; Пс. 33:7; Лук. 18:1; 21:36).

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ясак – (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 .

Ясельничий – (от ясли ящик для корма скота), придворный.

Ятвяги – древнее литовское племя между pp. Неман и Нарев. .

Ять – буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него.

Авункулат – (от лат. avunculus брат матери), широко распространённый.

Авункулокальность – (от лат. avunculus брат матери и locus .

Адопция – (от лат. adoptio усыновление), форма установления родства.

Аккультурация – 1) Адаптация индивидов или групп к какойлибо культуре. .

Что такое молитва – происхождение и современное значение

Всем привет! Сегодня поговорим о том, что такое молитва, о происхождении слова, его смысле и этимологии.

Молитва в моей жизни занимает далеко не последнее место, сам процесс молитвы доставляет мне огромную радость, но поскольку мой неспокойный ум постоянно озадачен различными вопросами, то, в конце концов, он озадачился и таким вопросом как «что такое молитва на самом деле?». Мне стало интересно, что думают и пишут об этом ученые мужи.

Этимология слова молитва – каноническое значение

Этимология, или происхождение слова молитва, как обычно и бывает, не имеет однозначного толкования. Исследователи считают, что основой для слова стал корень mel/mol, осложненный суффиксом d: meld/mold. Значение корня переводится как «мягкий, нежный».

Глагол с этим осложненным корнем первоначально звучал в общеславянском как molditi, т.е. делать мягким, смягчать, умягчать.

Затем, в результате перестановки, оно изменилось в modliti. Почему произошла перестановка букв, не уточняется. Просто переставились, и всё. От глагола образовалось существительное modlitva.

В западнославянских языках сохранилось сочетание dl, поэтому в польском molic, modlic sie, modlitwa, в чешском modlitise, modlitba; в южнославянских и восточнославянских языках dl упростилось в l, поэтому в русском молить, молиться, молитва, в сербском молитва.

Исторически являются родственными слова молить, умолять и молод, молодой. Молодой первоначально означало мягкий, нежный (к примеру, молодая зелень).

Общеславянское звучание корня этих слов - mold (русское молод, старославянское младь).

Таким образом, нас пытаются убедить в том, что слово «молитва» произошла от слова mold в значении - делать мягким, умягчать, т.е. просить .

Не поэтому ли, в массовом сознании, значение слова молитва равносильна беспардонной просьбе к всевышнему. Дай мне это, дай мне то, сделай так, сделай эдак.

В большинстве своем, народ воспринимает молитву как некий универсальный инструмент, с помощью которого можно сделать всё, что обычными инструментами сделать уже не получается.

К примеру, молитва чтоб выйти замуж, молитва чтоб не болеть, молитва чтоб родить и т.д и т.п.

В данном контексте интересно рассмотреть слово «умолять ». Каждый русский говорит это слово с корнем «мал», а не «мол». Попробуйте сами, произнесите вслух это слово, и вы поймете, что умо лять это то же самое что ума лять. То есть, умоляя, мы осознанно себя умаляем перед тем, у кого чего-то просим.

Об этом же говорил один из героев книг В. Мегрэ, цитата «Творящий никогда просить не станет. Творящий отдавать способен сам. Просящий ты, а это значит, ты в скорлупе неверия. » конец цитаты. То есть, прося чего-то у Бога, мы тем самым несём во вселенную мысль о том, что мы несовершенны, маленькие, бледные беспомощные.

При этом, совершенно забываем о том, что человек создан Богом «по образу и подобию» творца!

Есть другое значение слова молитва

Если вспомнить почти забытое слово «молва» - разговор, «молвить» - говорить, то становится ясно видно, что значение слова молитва – это разговор. Есть мнение, что «мол» не единственная значимая часть этого слова. Лито, в греческом, имеет значение «камень», вспомните литосфера – одна из оболочек земли. Таким образом, получаем разговор-камень. Разговор с камнем, это трактуют как обращение к камням, т.е. каменным идолам.

Есть слово «молебен», в привычном нам значении это служба (богослужение) в церкви. Если разложить это слово на составляющие, то получим уже знакомое нам «мол» и «еб».

Понимаю, что современная культура вполне определенно толкует этот корень «еб». Однако порывшись немного глубже, я обнаружил, что такое значение у этого корня не случайно. Есть древняя руна «Гебо», главное её значение – взаимообращение, партнерство. Другое, менее значимое, но так же имеющее место быть, это знак мужской силы и потенции.

Следовательно значение слова молебен можно переводить как взаимоважный разговор. Общение равных, или равное общение. Если делать перевод по второму значению руны Гебо, то получим нечто совершенно иное. Я, честно говоря, не смог дать интерпретацию этого слова со смыслом потенции или мужской силы.

Не лишним будет вспомнить подзабытое слово «крамольник». В школе нас приучали к тому, что значение этого слова сродни «безбожник». Крамольниками называли мятежников, бунтовщиков, тех, кто нес крамолу в народ, то есть какую-то ересь, неправду.

На наше счастье, слово «крамола» очень легко раскладывается на понятные каждому русскоговорящему составляющие. К-ра-мола. Об этом слове я уже писал в статье о происхождении русских слов, но не лишним будет повториться. Крамола, это молитва к солнцу.

Ра, это не только египетский бог солнца, из школьной программы, «Ра» это самое что ни на есть, наше родное солнышко и в русском языке есть множество слов, которые освещаются этим слогом.

Таким образом, получаем, Ра – солнце (высшее божество), Молва – разговор, К – направление, от одного к другому. Крамола – молитва (разговор) человека с солнцем (верховным божеством).

Молитва и церковь

В современной церковной риторике молитвой считается смиренное, с душевной кротостью, обращение к Богу. Молитву называют беседой души с Богом, она выражает душевный порыв ввысь.

Молитва, т.е. разговор с Богом, может быть разной, это и просьба, и раскаяние, и благодарность.

Молитва как благодарность

В различных источниках я нашел замечательные примеры молитвы как благодарности. Мне они очень понравились, поэтому я хочу привести их вам целиком. Меня всегда поражали люди, которые умеют так тонко чувствовать. Ниже, молитва святого Франциска (1182 - 1226 гг.). Вот как он обращался к Богу, будучи уже тяжело больным человеком: «Высокий, добрый, всемогущий Боже, Тебе хвала, и слава, и все благословения: благословенны, Господи, с Тобой Твои создания, особенно и прежде всех брат солнце, что греет нас и веселит Тебе на славу. Прекрасный, лучезарный, в светлом нимбе - Тебя он, Высочайший, отраженье. Твои, о Господи, сестра луна и сестры звезды - Ты создал в небе их пресветлых, драгоценных. Благословен будь и за брата ветра, за дождь, и ясный день, и всякую погоду, какой даруешь Твоим тварям пропитанье. Благословен будь за сестрицу нашу воду, что так щедра, смиренна, драгоценна и невинна. За брата нашего огня благословен будь, Боже, которым освещаешь ночь беззвездну. Благословен будь, Господи, за матерь нашу, землю, что кормит и растит нас, дает плоды, и пестрые цветы, и травы».

Как пример хочу привести и слова православного священника Григория Петрова, ушедшего в мир иной в 40х годах двадцатого века. “Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоуханный ветер, горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, полна ласки, и птицы, и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать земля с ее скоротечной красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуйя!

Не могу обойти своим вниманием еще одну молитву. Это молитва Анастасии из книги В. Мегрэ. В свое время она оказала на меня огромное влияние. После её прочтения я впервые понял, что молитва к Богу не должна быть просьбой.

Отец мой, существующий везде!

За жизни свет Тебе спасибо,

За явь спасибо царства Твоего,

За волю любящую.

За пищу каждодневную Тебе спасибо!

И за Твоё терпенье,

И за прощенье прегрешений

Я дочь Твоя среди Твоих творений.

Не допущу греха и слабости в себе,

Стану достойной я

Отец мой, существующий везде,

для радости Тебе.

Твою собою славу преумножу

Грядущие века все будут жить

Отец мой, существующий везде.

Молитва, это понятие межконфессиональное. Молятся все, и мусульмане, и христиане, и кришнаиты, и иудеи, и буддисты. Даже атеисты, в моменты наивысшей опасности начинают молиться.

Это исходит из самых глубин человеческой природы. Думаю, что рано или поздно, каждый осознает, что он не один, что есть во вселенной высшее начало, которое служит отправной точкой всему, и нам, неверующим, в том числе.

Изучая вопрос о молитве и её значении для людей, я неожиданно для себя обнаружил, что молитва играет довольно значительную роль в жизни современного общества. Различные запросы в яндексе, в которых, так или иначе, присутствует слово «молитва» приближается к трём миллионам в месяц.

При этом, богом интересуются почти 4 миллиона человек, а душой более 4х миллионов. Неплохие цифры. Но, в то же время, «дом 2» запрашивают более 16 миллионов раз в месяц. Эта статистика очень ясно показывает, куда направлено внимание людей в наше время. Интересно будет проследить динамику через год, два.

Итак, что такое молитва – это обращение человека к Богу, разговор по душам. Смею полагать, что несмотря на всю свою непознаваемость и необъятность, Бог это личность. Вспомните про «по образу и подобию». Поэтому, не может быть такого, что слова нашей благодарности стукаются как горох о стену.

Несомненно, что он их слышит, чувствует и отвечает нам своей бесконечной любовью. Молиться или нет, своими словами или молитвами из молитвословов, это личное дело каждого, но если мы так много от него хотим, почему бы не дать ему сначала немного своей любви!

    Светлана от 27 ноября 2016 14:35

С огромным удовольствием читаю Ваши посты.

Спасибо, Светлана! Думаю, что в немалой части это от того, что я пишу их крайне редко))

Я так понимаю, редко- это значит когда случается.

Для меня ваши посты- синхроничные моим мыслевопросам

Спасибо за информацию и статью!

Молить - салить, смилостивить, в какой-то мере смягчить. В слове молва - корень мол: молоть, мельница, мельчить, умалять - делать малым, «что ты мелешь?» - что ты говоришь, молвишь. Т.е. в слове молитва действительно есть корень мол, но само это слово скорее трансформировано и действительно вернувшееся к нам в таком виде. Я думаю молитва ближе к слову молва. Мол-вить, мол-ить, мол-ит-ва.

Ещё есть слово моль-ба: просить у бога.

Или же правильнее: разговор с богом.

Спасибо за полезную и интересную информацию!

Добрый вечер! Постараюсь коротко, т.к. тут лекция нужна.

Смысловое значение несут согласные буквы. До сих пор в некоторых языках можно увидеть пропуск гласных(это Хорватский, Словенский, Сербский, Болгарский, местами Германский и т.д.). Корень ЕБЕН - обозначает: создавать, рождать, ТВОрить. Отсюда приставка ИБН в арабских родословных(ибн Хусейн ибн Ахмед.)обозначает рожденный тем-то. Вообще звуки БН несут сакральный смысл который сохранился в русском языке и не только. По-английски BORN (бон) - рождение.

Кстати слово РЕБЁНОК. РЕ-это пере,повтор. Получается РЕБЁНОК - это перерождённый - подтверждение реинкарнации.

Георгий, ты мне глаза открыл! Круто! Как я раньше этого не замечал!)

А я в шутку убирал букву Р в слове ребята, получалось: е. ята))

Молитва–мольба–молить–молоть–мельница–измельчать. Измельчить слова до корней и добраться до истины.

Каждый верующий сталкивается с опасностью привыкания к словам молитв и рассеянности во время молитвы. Чтобы этого не происходило, человек должен постоянно бороться с собой или, как говорили Святые Отцы, “стоять на страже своего ума”, учиться “заключать ум в слова молитвы”.

Внесу немного прагматизма. Молитва ещё и программирование себя, ситуаций вокруг себя и итогов дел на сущных. По крайней мере так это иной раз видится.

О значении молитвы как важнейшей части духовной жизни писали в своих трудах многие выдающиеся отцы Церкви. Одни из них называли ее «общением человека с Богом», другие - путем установления живого контакта с высшими силами. Но все при этом сходились в одном: изменяющей судьбу молитва может быть только при условии глубокой веры в того, к кому она обращена.

Назначение молитв

Начиная разговор о том, что такое молитва, следует отметить пять ее основных назначений. Это прославление Всевышнего как Творца мира, благодарение за ниспосланные Им милости и прошение о помощи в житейских нуждах. Кроме того, обращение к Господу и высшим небесным силам может содержать в себе покаяние в содеянных грехах и ходатайство о ближних. В отдельную группу принято выделять так называемые тайносвершительные молитвы, читаемые священником во время совершения им святых таинств.

Прославление Господа Бога

Согласно традиции, начинать и завершать моление принято возношением хвалы Создателю. Даже короткое словосочетание «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» может являться очень сильной молитвой, когда его наполняет жар исполненного верой сердца. Существует также много иных хвалебных молитв, прославляющих Господа за Его Божественное совершенство, а также долготерпение, проявляемое по отношению к людским грехам. Их примерами могут служить, в частности, 99-й, а также 103-й псалмы.

Господь Бог, явившийся людям в образе Иисуса Христа и принявший ради их спасения крестные муки, стал воплощением безграничной любви и жертвенности. Чада Божьи находятся в неоплатном долгу перед Ним за все явленные им благодеяния, воздать за них могут лишь исполнением Его заповедей. Поэтому говоря о том, что такое молитвы в православии, важно подчеркнуть, что они являются исполнением воли Сына Божьего, повелевшего возносить их Отцу Небесному. При этом Иисус оставил Своим ученикам текст молитвы «Отче наш». Он приводится в данной статье.

Просьбы о ниспослании Божьей помощи

Поскольку человек по природе своей слаб и не может обойтись без помощи небесных сил, то постоянно вынужден прибегать к просительным молитвам. Их существует великое множество. Одной из них является приведенная в статье молитва Николаю Чудотворцу, в которой содержится прошение о его ходатайстве за нас перед Престолом Всевышнего. В ней через посредничество угодника Божьего испрашивается как прощение содеянных грехов, так и избавление от воздушных мытарств по завершении земного пути.

Весьма распространенным примером из этой области может служить и хорошо известное всем выражение: «Господи, помилуй!» Также очень сильной молитвой является приведенное в статье обращение ко Святому Духу, начинающееся со слов: «Царю Небесный утешителю…». Оно звучит почти во всех ежедневных богослужениях.

Молитвы бесплотному духу - хранителю и защитнику

К этой же категории относятся молитвы ангелу-хранителю, которого Господь посылает для защиты каждого верующего, прошедшего обряд святого крещения. Одна из них приводится в статье. Этот бестелесный дух всегда незримо присутствует рядом с нами, ограждая от бед и несчастий, насылаемых врагом рода человеческого. Принято считать, что молитва ангелу исполняется особенно быстро именно потому, что он всегда следует за человеком, не покидая его до последней минуты жизни, если только тот не отгонит его своими тяжкими и нераскаянными грехами.

Ходатайства о ближних

Для того чтобы в полной мере понять, что такое молитва в христианстве, важно помнить слова Иисуса Христа, со страниц Евангелия повелевшего всем Своим чадам возносить прошения не только за самих себя, но и за других людей, в том числе и за врагов. В связи с этим истинно верующий человек не может обойтись без ходатайственных молитв. В них он испрашивает ниспослание Божьей благодати всем живущим на земле, а в особенности родным и близким.

К этой же категории относятся и молитвы об усопших, поскольку они нуждаются в нашем ходатайстве перед Богом, о прощении их грехов и даровании вечной жизни. Однако в отличие от молитвы Николаю Чудотворцу, где речь идет об избавлении от посмертных мытарств самого молящегося, в них идет речь об упокоении душ других людей, завершивших свой земной путь и отягощенных грехами.

Молитвенное покаяние

Поскольку человеческая природа повреждена первородным грехом, то на протяжении всей своей жизни он непрестанно нарушает Божьи заповеди, а следовательно не может обойтись без глубокого и искреннего покаяния. Что такое молитва в христианстве, если не путь в Царство Божье, врата в которое, как известно, отворены лишь тем, кто омыл слезами раскаяния свои вольные и невольные согрешения? Поэтому святые отцы церкви немало потрудились, чтобы помочь нам лаконично и в то же время емко и убедительно выразить перед Господом сожаление в содеянном.

Иногда это молитвы, обращенные непосредственно к Господу, а иногда к его святым угодникам, у которых испрашивается посредничество в деле спасения души. Вознося, например, молитву Николаю Чудотворцу, верующий человек просит его посредничества перед Богом в даровании прощения грехов, содеянных в течение всей жизни.

Благодарение, приносимое Творцу

За все явленные Христом благодеяния люди могут воздать лишь благодарственными молитвами. Они во многом схожи с теми, что принято называть хвалебными, но отличаются от них тем, что произносятся, как правило, по случаю какого-либо конкретного благодеяния, свершенного Господом, например избавления от недуга, дарования обильного чадородия и т. д.

В приведенной выше молитве Николаю Чудотворцу излагается прошение о его ходатайстве перед Богом, но в завершение дается обещание в случае исполнения желаемого восславить Господа. То есть речь идет о благодарственной молитве - единственно возможном воздаянии, которое смертный человек способен принести вышним силам.

При благоприятном стечении тех или иных жизненных обстоятельств, люди, причем даже неверующие, часто произносят: «Слава Богу!», не вкладывая в эти слова никакого религиозного смысла, настолько привычными и расхожими они стали. А между тем, что такое молитва, как не обращение к Господу по самым различным поводам, в том числе и с целью выразить Ему свою благодарность. Поэтому данное словосочетание, несмотря на его краткость, можно с полным основанием отнести к благодарственным молитвам.

Молитвы, произносимые при совершении таинств

Существуют также и особые - тайносвершительные молитвы, изменяющие судьбы людей и позволяющие им обрести благословение Господне. Читаются они исключительно во время совершения святых таинств - религиозных обрядов, в результате которых верующим ниспосылается Божья благодать и Его спасительная сила.

Таких обрядов семь: крещение, причащение (евхаристия), миропомазание, покаяние (исповедь), елеосвящение, а также таинства брака и священства. Все они совершаются священником, за исключением тех случаев, когда он отсутствует, а жизни человека, желающего немедленно принять крещение, угрожает реальная опасность. Лишь при этом условии совершить крещение, а значит, и прочесть тайносвершительнную молитву может любой православный мирянин.

Формы и виды молитв

По форме, в которой они совершаются, молитвы делятся на соборные (церковные) и домашние. Кроме того, их, с известной долей условности, подразделяют на внутренние и внешние. Остановимся вкратце на том, что такое молитва соборная и в чем ее преимущество перед домашней.

В церковных кругах принято считать, что во время богослужений, проводимых в храме, прошения к Господу, возносимые всеми собравшимися, бывают чаще услышаны, поскольку произносятся как бы единым сердцем и едиными устами. Охотнее приклоняют к ним свой слух и угодники Божьи.

Например, молитва Николаю Чудотворцу, произнесенная дома и в храме, имеет совершенно различную силу. Даже в тех случаях, когда человек, едва вступивший на путь православия, присутствует на церковном молебне, не произнося вместе со всеми священные тексты, он, тем не менее, исполняется всеобщим молитвенным нестроением и тем самым приближается к Господу. Всего этого сознательно лишает себя человек, отдающий предпочтение уединенной домашней молитве.

Что такое внутренняя молитва и каково ее отличие от внешней?

Обращение человека к Богу может иметь как речевую, так и бессловесную форму. В этом случае текст молитвословия не читается вслух, но воспроизводится мысленно. Такая молитва называется «сердечной» или «умной», поскольку произносится в уме и исходит от сердца. О ее значении писали в своих трудах многие отцы церкви.

В частности, святитель Феофан Затворник посвятил ряд своих высказываний вопросу о том, что такое молитва. Определение, данное им, является весьма емким и в то же время лаконичным. Он подчеркивал, что молитва - это прежде всего возношение к Богу ума и сердца человека, при котором его устам отводится лишь второстепенная и, по сути, вспомогательная роль.

Подобная формулировка отнюдь не умаляет того значения, которое церковь придает общественным молебнам, где все обращения верующих к Богу и святым угодникам произносятся вслух. Например, молитва Николаю Чудотворцу, прочитанная в храме большим количеством верующих, является внешней, но в то же время, пережитая и прочувствованная каждым в отдельности, принимает внутреннюю - «сердечную» или «умную» форму. Важно понимать, что лишь в этом случае она способна принести желаемый результат.

Что такое «молитва задержания» и когда она читается?

В последние годы, наряду с каноническими молитвами, включенными в сборники, издаваемые официальной Церковью, появилось немало «творений» неизвестных авторов, вызывающих нарекания своим содержанием и имеющих, как правило, весьма сомнительное происхождение. Распространение они получили через интернет и используются не только воцерковленными людьми, но и теми, кто еще не нашел свой путь ко храму Божьему.

Одним из наиболее популярных сочинений подобного рода является «молитва задержания», получившая свое название ввиду того, что ей приписывается свойство задерживать действия дьявола и тем самым укрощать человеческую злобу, прародителем которой он является. В качестве ее автора называют некоего афонского старца Пансофия, якобы издавшего в середине XIX века сборник своих трудов, в число которых вошел и упомянутый текст.

Критика «молитвы задержания»

Не имея возможности привести в статье ее текст, поскольку он весьма велик, отметим лишь, что и у церковных специалистов, и у светских экспертов он вызывает немало сомнений. Прежде всего, результат лингвистического анализа указывает на то, что составлен он был не в минувшую эпоху, а в наши дни. На это со всей очевидностью указывают используемые в нем слова и выражения. Не выдерживает критики и само содержание.

Прежде всего, при детальном изучении в нем обнаруживаются прошения, вступающие в явное противоречие с библейскими заповедями. Кроме того, вызывает недоумение отсутствие в молитве таких ее традиционных составляющих, как обращенное к Господу славословие, прошение об избавлении от грехов и покаяние в нарушении Божьих заповедей. Отмечается, что по своему написанию данный текст вполне соответствует традициям народных мистических заговоров, к которым официальная церковь относится крайне отрицательно.

Каким молитвам отдать предпочтение

Разумеется, все изложенное выше способно дать лишь общее представление о том, что такое «молитва задержания». Отзывы же о ее эффективности, публикуемые на информационных ресурсах соответствующей тематики, крайне противоречивы. Кто-то говорит, что благодаря этой молитве оградил себя от недоброжелателей, пытавшихся очернить его доброе имя. А кто-то утверждает, что безуспешно пытался подобным же образом «задержать дьявола», обратившего взоры «второй половинки» на привлекательную соседку/соседа.

Православная Церковь отнюдь не возбраняет чтение так называемых апокрифических (неканонических) молитв, однако с ними надлежит быть весьма осторожным, чтобы по неопытности не получить результат, обратный желаемому. Поэтому обращаясь к Господу, Его Пречистой Матери или святым угодникам, рекомендуется ограничиваться чтением священных текстов, включенных в официально изданные сборники. Допускаются также молитвы, произнесенные своими словами, поскольку в них, как правило, раскрывается вся глубина человеческой души.



Молитва

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1) евр. тефилла, "молитва", "обращение к Богу"; глагол атар имеет значение "молиться", когда речь идет о человеке, и значение "снисходить к просьбе", когда речь идет о Боге; греч. слова: деэсис, "просьба"; просэухэ, "молитва"; проскюнейн, "молиться (преклонив колени)";
2) во все времена у всех народов было принято совершать М. Человек - высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему (Быт 1:27) и предназначен для общения с Ним (см. Адам , I,1). Этим объясняется стремление людей - в т.ч. и язычников - к общению с Богом. История религии знает немало примеров проникновенных, искренних М., к-рые возносились и возносятся не только иудеями или христианами;
3) М. язычников и христиан близки по форме и тем чувствам, с к-рыми произносятся. Духовно возрожд. христианин только в М. получает возможность общаться с Богом. Человек обладал этим изначально, о чем свидетвует Быт 3:8 и след. Но с грехопадением и изгнанием его из рая он лишился общения с Господом. Только пережив рождение свыше, "новый человек" смог поклоняться Богу "в духе и истине" (Ин 4:24) . Христианин произносит М. не по собств. воле, а по побуждению Св. Духа (Рим 8:15) , Которым он исполнен (см. Лк 1:41,46 и след.; 2:27 и след.) . Св. Дух свидетвует о Себе верующему и обнаруживает Себя в М., даже Сам молится в человеке "воздыханиями неизреченными" (Рим 8:26) и ходатайствует за него пред Отцом. Отсюда очевидно, что истинная христ. М. - не обязанность, а свидет-во христианина о своей приверженности Богу, выражение его духовной общности с Господом. Тем самым опровергается представление о том, что М. - это только монолог души. Обращение к Богу - это образ жизни, атмосфера, в к-рой живет духовный человек. М. выражает то, чем живет верующий: хвалу и благодарность (Пс 102:1 и след.) ; благоговение пред Всевышним (Деян 4:24 и след.) ; сыновнюю любовь к Отцу (Рим 8:15; Гал 4:6) ; любовь к ближнему и ходатайство за него (Кол 1:9; 1Тим 2:1) ; сомнение, нужду и искушение (Пс 21; 72:23 и след.; 73:1 и след.; 101:1 и след.) ; жалобы, просьбы и даже упреки (Пс 63:2; 88:39,47; 101:2) . М. жизненно необходима христианину, и ап. Павел настаивает, чтобы Церковь постоянно молилась (Рим 12:12; Кол 4:2; 1Фес 5:17 - "непрестанно молитесь" и др.). Под М. здесь подразумевается не только разговор с Богом, но и жизнь, исполненная Божьим присутствием (1Фес 5:10) .

II. ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ МОЛИТВЫ

1) Бог Сам повелевает нам взывать к Нему (Пс 49:15; Ис 55:6; Мф 7:7; Лк 18:1 и след.; Ин 14:13 и след.) даже в тех случаях, когда в силу своего характера, состояния или греховности мы считаем для себя невозможным обращаться к Нему (Быт 18:27; Дан 9:18; Лк 18:13) . Этому повелению Господа соответствует Его обещание внять искренней М. (Пс 49:15; Мф 7:7,9 и след.; Мк 11:24; Лк 11:13) . Многочисл. библ. примеры (напр., Быт 18 и след.; 4Цар 20:5 и след.; Пс 117:5; Деян 12:5 и след.) и свидет-ва Церкви на протяжении многих столетий подтверждают, что Бог исполняет Свое обещание и внемлет М.;
2) в Библии оговариваются условия, при к-рых М. человека может быть услышана Богом. Но эти условия не подразумевают автоматизма в совершении М. (если я сделаю все правильно, то у меня должно все получиться):

а) как видно из начальных слов молитвы "Отче наш" (Мф 6:9 см. Отче наш), рассчитывать, что его М. будут услышаны, может лишь тот, кто принял усыновление верою Духа и тем самым признал Бога своим Отцом (Рим 8:15; Гал 4:5) . Ходатаем за такого человека пред Отцом является Иисус Христос (Ин 14:13) . Подобный человек обретет все, о чем он просил во имя Иисуса, т.е. в соотв. с Его волей (Ин 14:14; 15:17; 16:23 и след.) . Также будут услышаны М. смиренного (Лк 18:13 и след.) , ищущего Бога (Евр 11:6) , просьбы нуждающегося (2Пар 33:12 и след.; Пс 49:15) ;
б) Иисус призывает Своих учеников молиться во имя Его, Иисуса (Ин 14:13; 16:24,26; ср. Мф 18:20) . При этом, видимо, имеется в виду не только та М., к-рую молящийся совершает в соотв. с Его заповедью, но и М., в к-рой он, помня о страданиях и смерти Иисуса Христа, ходатайствует пред Богом за погибающий мир (см. Рим 8:32) , самостоятельно подбирая для этого нужные слова, и пробуждает Божье милосердие. Смысл такой М. заключается не только в том, чтобы добиться от Бога исполнения наших желаний. Именно в М. может и должно произойти соединение нашей воли с волей Божьей;
в) М. человека, к-рый опирается на Божье обетование, требует веры (Мф 21:22; ср. 17:20 и след.) и твердости духа (Рим 4:20 и след.; 8:32) . Такая М. будет услышана. Вера требует повиновения (см. Рим 1:5; 14:25) , и поэтому М. - это также проявление послушания, духовное действие, основанное на слове Библии. Вера - не плод набожного сознания, иначе и воздаяние было бы, в конечном счете, заслугой человека. Согл. ВЗ, верить означает "укрепляться" в Боге, т.е. искать у Него помощи. Иисус не отказывает в ответе на М. и колеблющимся в вере (Мк 9:24) . Поскольку ответ на М. не всегда бывает очевиден, конечный результат нельзя ставить в зависимость от веры;
г) искренность наших М. и вера в обетования часто испытываются Богом. Поэтому Иисус советует взывать к Отцу постоянно, вновь и вновь обращаясь к Нему, до тех пор, пока М. не будет услышана. Свой совет Он подкрепляет притчами о настойчивом друге (Лк 11:8) и о докучливой вдове (Лк 18:8) . Здесь указывается на могущество и милость Бога, т.е. на то, что отличает Его от человека. Даже настойчивая М. плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его М. не может произноситься во имя Иисуса. На М. распространяется общее правило: мы призваны служить Богу, а не Он нам;
д) молящийся взывает к Богу: "Да будет воля Твоя" (Мф 6:10) . Вера человека не должна поколебаться, если на его М. Бог ответит не так, как он ожидал. Основа М. - смирение, к-рое не позволит усомниться в Боге даже тогда, когда Он, желающий Своим чадам только добра, однажды, как нам может показаться, не услышит нашей молитвы (или услышит, но ответит не так, как мы ожидаем). Нам обещано, что Господь слышит все наши М. (1Ин 5:14) , а также то, что Отец Небесный "даст блага просящим у него" (Мф 7:11) . Ап. Павел на свою настойчивую М. получил от Господа ответ: "Довольно для тебя благодати Моей" (2Кор 12:9) .

III. ПОЗЫ, ВРЕМЯ И МЕСТА ДЛЯ МОЛИТВЫ

1) внутр. состояние молящегося и его отношение к Богу внешне выражаются в определ. молитв. позах:

а) согл. вост. придвор-ному церемониалу, подданный опускался перед своим повелителем на землю вниз лицом (Есф 3:2) . Он лежал перед царем плашмя до тех пор, пока тот не поднимал его или не приказывал ему подняться. Это положение упоминается в Библии и в качестве молитвенной позы (Нав 7:10) . Греки называли такую позу проскюнейн;
б) в знак смирения и преклонения перед вост. повелителями опускались на колени. При М. коленопреклонение также выражает смирение молящегося (2Пар 6:13; Езд 9:5; Пс 21:30; Ис 45:23; Мк 15:19; Лк 5:8; Еф 3:14; Флп 2:10 и т.д.) ;
в) часто М. произносили стоя (Мк 11:25) , что могло быть выражением искренности (Быт 18:22) , при этом руки с раскрытыми ладонями простирали к небу (3Цар 8:22; Пс 140:2; Ис 1:15) ;
г) молясь, человек возводил руки вверх (Исх 17:11; Пс 133:2; 140:2; 1Тим 2:8) , как бы для принятия Божьих даров (Исх 9:29; 3Цар 8:22; Пс 89:14; 1Тим 2:8) . Мытарь же, напротив, сознавая пред Богом свои грехи, ударял себя в грудь (Лк 18:13) . Складывать руки во время М. стали лишь в средние века; изнач. это выражало принесение обета верности и послушания;

2) обычно М. совершается утром (Пс 5:4; 87:14; 118:147) , днем (Деян 10:9) и вечером (Езд 9:5; Пс 54:18) . Но и ночные М. также обращены к Богу (Пс 41:9; 118:55) - Иисус иногда молился в течение всей ночи (Лк 6:12) . Ап. Павел не связывал М. с определ. временем суток, призывая Церковь молиться непрестанно (Рим 12:12; Кол 3:17; 1Фес 5:17; ср. Лк 18:1) . Даниил молился в определ. часы, к-рые, видимо, соответствовали времени жертвоприношения в Иерусалимском храме (Дан 6:10; ср. Пс 54:18; 140:2) ;
3) для М. существовали специальные места. Это могла быть горница (Дан 6:10) , кровля дома (Деян 10:9) , а также "комната" (Мф 6:6) - вероятно, небольшое помещение на плоской кровле (см. 4Цар 4:10 и след.,33) . Святилище, храм, явл. не только местом богослужения, сюда часто приходили верующие - чтобы помолиться в одиночку (1Цар 1:3,10 и след.; Лк 2:37; Деян 3:1) . Вне храма люди молились, повернувшись лицом в направлении святилища (3Цар 8:38; 2Пар 6:34 и след.) , а за пределами страны - в направлении Израиля (3Цар 8:48; Дан 6:10) . После пришествия Мессии важным стало не место, где совершается М., а духовное состояние молящегося (Ин 4:20-26) .

IV. ФОРМЫ МОЛИТВЫ
Как и Иисус на кресте (Лк 23:46 = Пс 30:6; Мк 15:34 = Пс 21:2) , первые христиане совершали М., используя тексты ВЗ: Деян 4:25 и след. = Пс 2:1 и след.; ср. Рим 8:31 и след. (ст. 31 = Пс 117:6; ст. 36 = Пс 43:23) или Рим 11:32 и след. (ст. 34 = Ис 40:13; Иер 23:18) или Флп 2:5 и след. (ст. 10 = Ис 45:23 и след. и т.д.) . Тем самым они подтверждали внутр. общность ВЗ и НЗ. Очевидно, первые христиане не только переняли М., совершавшиеся в синагоге, среди к-рых особую роль стали играть псалмы, приобретшие литургич. форму, но и сами сочиняли хвалебные песни и М. (напр., Рим 11:33 и 1Тим 3:16) . Наряду с этими, установившимися формами М. в Библии встречаются и другие, более свободные (1Кор 14:2) ; см. также "воздыхания Духа" в Рим 8:26 . Помимо М., произносимой вслух (Исх 22:23; 1Цар 7:9; Пс 16:6; Иона 2:3; Лк 23:46; Деян 4:24) , упоминается и безмолвная М. (1Цар 1:13) . Устоявшемуся обычаю показывать перед людьми свою набожность (Мф 6:5) Иисус противопоставляет требование молиться Отцу Небесному втайне (Мф 6:6; ср. 4Цар 4:33) . Действенность М. зависит не от частоты ее повторения - не следует подражать многословию язычников (Мф 6:7) , - а от искренности (Иак 5:16) и душевного состояния молящегося (Лк 18:13) . Так, древняя Церковь отказалась от нек-рых внешних атрибутов иуд. М. (филактерии и талит). По просьбе учеников (Лк 11:1) , Иисус дал им пример истинной М. - "Отче наш".
V. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВ
К М. Библия относит славословие, благодарение, прошение и моление (Флп 4:6; 1Тим 2:1) :

1) ВЗ богат славословиями, обращ. к Господу. Не только народ Израиля призван почитать Бога и поклоняться лишь Ему (Исх 20:5; Втор 4:19) , но и язычники обратятся и будут поклоняться Богу в М. (Пс 21:28; Ис 45:22 и след.) . Ангелы также взывают к Господу (Ис 6:3) и восхваляют Его (Лк 2:14) всем небесным воинством (Неем 9:6) . Даже Сам Сын молится Отцу (Мф 11:25) как Тому Единственному, Кому принадлежит всеобщее поклонение. Молитв. славословиями Господу наполнены все послания ап. Павла: здесь и хвалебные гимны, и скромные благодарения (Рим 11:36; Гал 1:5; Еф 3:21; 1Тим 1:17; 2Тим 4:18) . Но лишь совершенная Церковь вознесет Творцу совершенную хвалу и М. (Откр 5:9 и след.; 7:10 и след.; 11:16 и след.; 19:1) ;
2) если славословие превозносит Божье величие, то благодарение - это М., восхваляющая Божью любовь (Быт 29:35; Ин 11:41; Рим 1:8; Еф 5:20 и др.) . С благодарения начинаются почти все послания ап. Павла (Рим 1:8; 1Кор 1:4; 2Кор 2:14; Еф 1:16; Флп 1:3 и др.) . Павел призывает церкви постоянно возносить Богу благодарения (Еф 5:4; 5:20; Кол 4:2 и т.д.) и "бодрствовать в молитве" (Кол 4:2) ;
3) в основе прошения лежит зависимость чада от Отца, творения от Создателя. Поэтому человек просит Бога не только об удовлетворении своих духовных потребностей (Мф 6:9 и след.; 9:38; Еф 6:19 и след.) , но и о вполне материальных вещах. Так, в М. "Отче наш" просьба о хлебе насущном является основной (Мф 6:11) . Но все же в первую очередь человек должен молиться о пришествии Царства Божьего и о свершении воли Господа на земле (см. Мф 6:10) . Тем, кто молится об этом, обещано, что и все остальное "приложится" им (Мф 6:33) . Человек прежде всего просит о прощении грехов (Мф 6:12 , см. Исповедание, исповедовать , I), об укреплении в вере (Лк 22:32; ср. Ин 17:11) и об избавлении от искушений (Мф 6:13; Ин 17:15) . Ап. Павел сосредоточивается в своих просьбах на проповеди Евангелия (Еф 6:19; Кол 4:3; 2Фес 3:1) , а Иисус особо наставляет Своих последователей молить "Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мф 9:38) . С просьбами о пришествии Царства Божьего первые христиане соединяли М. о Втором пришествии Иисуса Христа (1Кор 16:22; Откр 22:20) ;
4) каждый христианин по своей сущности - священник и потому должен совершать священнич. М. - моление. Моления о ближнем и о народе Божьем совершаются всеми библ. молящимися. Высочайший образец ходатайств. М. - моление Иисуса о Его врагах (Лк 23:34) . По примеру Иисуса поступил и Стефан (Деян 7:59 и след.) . Авраам выступил в роли священника, принеся Господу моление о своем племяннике Лоте и о городах Содоме и Гоморре (Быт 18:22 и след.) . Почти мессианское отношение проявляют к народу Израиля Моисей и Павел, готовые пожертвовать своим блаженством (Исх 32:32; Рим 9:3) ради избавления израильтян от Божьего гнева и гибели. Хотя моления встречаются и в ВЗ (напр., 1Цар 7:5; 12:19; Иер 7:16; 11:14; 14:11; Дан 9:16 и др.) , наивысшей полноты и глубины они достигают лишь в НЗ (см. Ин 17:17,20) , особенно в посланиях ап. Павла. Читатель проникается его молениями о церквах (Еф 1:16; 3:14 и след.; Флп 1:4,9 и след.; Кол 1:9) , о начальстве (1Тим 2:1 и след.) и об отдельных христианах. Кр. того, Павел просит, чтобы общины поддержали своими М. не только его самого, но и его соратников (Кол 4:3; 1Фес 5:25) .

VI. К КОМУ ОБРАЩЕНА МОЛИТВА
В ВЗ молитвы обращены к Богу (Быт 24:26 и след.; Исх 34:8 и след.; 2Цар 12:20; Пс 28:2; 95:9 и др.) . Иисус также возносит М. к Отцу, Господу в небесах (Мф 11:25; 26:39; Лк 10:21 и т.д.) . Самому Иисусу еще при Его жизни, когда Он совершал чудеса (Ин 9:38) , и после Его воскресения стали воздавать божеств. почести и обращать к Нему М. (Мф 28:17; Ин 20:28) . В Своих прощальных наставлениях Христос говорит о молитв. просьбах, к-рые будут обращены к Нему (Ин 14:14) . Тем самым современники Иисуса и первые христиане (см. Деян 7:59; 2Пет 3:18) подтверждали, что они почитают Иисуса Сыном Божьим, к Которому следует обращаться с М. так же, как и к Его Отцу (Ин 5:23) . И в конце дней, когда Иисус передаст все Отцу (1Кор 15:28) , небесная Церковь вознесет Ему свою хвалу и М. (Откр 5:8 и след.) . Слова Иисуса: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" распространяются и на М. (Ин 6:44; 14:6) . В НЗ большинство М. обращено к Богу Отцу во имя Иисуса Христа.
VII. БИБЛЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ
К числу самых известных в ВЗ молитв, или песен, относятся песнь Моисея (Исх 15:1 и след.) и М. Моисея (Втор 32:1 и след.) . Похожую песнь воспели Девора и Варак после победы над Иавином (Суд 5:1 и след.) . Среди ветхозаветных пророков-молитвенников следует назвать Самуила (1Цар 7:5,9) , Илию (3Цар 18:36 и след.) , Иеремию (Иер 7:16; 11:14; 14:11) и Даниила (Дан 9:1 и след.) . Из царей это прежде всего Давид (см. хвалебную песнь Давида в 2Цар 22:1 и след. и его исповедь в Пс 50 ), Соломон (3Цар 8:22 и след.) и Езекия (4Цар 19:15; 20:2 и след.) . В НЗ Иисус, величайший муж М., оставил нам "Отче наш" (Мф 6:9 и след.) , первосвященнич. М. (Ин 17:1 и след.) , М. в Гефсиманском саду (Мф 26:39,42,44) и М. на кресте (Мф 27:46; Лк 23:34,46) . К числу самых поэтичных М. в НЗ принадлежат хвалебные песни Захарии (Лк 1:64,67 и след.) , Елисаветы (Лк 1:42 и след.) , Марии (Лк 1:46-55) и Симеона (Лк 2:28 и след.) . Со времен ранней Церкви известны хвалебная песнь, запис. в Деян 4:24 и след. , а также последние слова Стефана (Деян 7:59 и след.) . В посланиях ап. Павла, и особенно в их начальных словах, встречаются М. о разных церквах (1Кор 1:4 и след.; 2Кор 1:3 и след.; Еф 1:15 и след.; Флп 1:3 и след.; Кол 1:3 и след.; 2Фес 1:3 и след.) , а также вероисповедные М., вероятно, певшиеся как гимны (Рим 8:31 и след.; 11:32 и след.; Еф 3:14 и след.) . Неудивительно, что в конце Библии, в книге Откровение Иоанна, приводятся молитв. песни (Откр 5:8 и след.; 11:17 и след.; 19:1 и след.) , ведь возрожденная Церковь предстоит здесь пред лицом Бога и Агнца и возносит в своих М. совершенную славу и хвалу Отцу и Сыну во веки веков. М. - одна из центр. тем Откровения.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Синонимы :