Бедные люди характеристика макара девушкина. Макар девушкин. Достоевский. Бедные люди. Аудиокнига

  • 08.10.2023

Макар Чудра - герой одноимённого рассказа Максима Горького , рассказчик истории про Радду и Зобара . Ему 58 лет, он цыган и бродяжничает по свету. Несмотря на свой возраст и седину, выглядит он хорошо, и собеседник сравнивает его со старым, но ещё крепким дубом. У него есть дочь по имени Нонка.

Его главный лозунг в жизни, это то, что надо ходить по миру и смотреть, а как только насмотрелся, можно ложиться и помирать. Также он говорит собеседнику разные вещи про других людей, например, что люди странные, живут толпами, кучкуются, хотя на планете столько места или, что они работают, отдавая все жизненные силы по капле в землю, а потом умрут и даже могилки себе не успеют выкопать.

Макар Чудра, по его словам, обошёл всё землю и везде был, никогда и нигде надолго не задерживался. Однажды, когда он сидел в тюрьме, то чуть не покончил жизнь самоубийством, из-за невозможности пойти куда хочется.

Макар рассказывает печальную историю про красавицу Радду и удалого цыгана Лойко Зобара, которые не смогли отказаться от личной свободы, поженившись друг на друге, а предпочли смерть.

Макар Девушкин, главный герой «Бедных людей », – человек с тонким и своеобразным характером. Похожий персонаж потом не раз будет появляться и в других произведениях Достоевского .

Мелкий чиновник, Девушкин на службе страшится взглядов своих сослуживцев и не смеет оторвать глаз от стола. Предмету своей любви, молодой Варваре Добросёловой, он пишет «Ведь меня что, Варенька, убивает? Не деньги меня убивают, а все эти тревоги житейские, все эти шепоты, улыбочки, шуточки». И еще: «...По мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу... но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь?»

Девушкин берет почитать у Вареньки гоголевскую «Шинель» , трогательное повествование о том, как ограбили похожего на него «маленького человека ». Прочтя рассказ, Девушкин чувствует себя так, как если бы был разгадан его секрет – он приходит в сильное волнение: «После этого и жить себе смирно нельзя, в уголочке своем... чтобы и в твою конуру не пробрались, да не подсмотрели... И для чего же такое писать? И для чего оно нужно? Что мне за это шинель кто-нибудь из читателей сделает, что ли? Сапоги, что ли, новые купит? Нет, Варенька, прочтет, да еще продолжения потребует. Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать – куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено!»

Достоевский. Бедные люди. Аудиокнига

Девушкин все время боится, что за ним наблюдают и выслеживают, ему всюду мерещатся враги. Он болезненно страшится людей, воображает себя жертвой, а потому не в состоянии общаться с другими на равных.

Снедаемый внутренним жаром, весь в плену своих фантазий, Девушкин сторонится действительности и весь уходит в письма. Они дают ему возможность избежать общения с реальными людьми. Только в переписке он может отдаться прихотям своего сердца.

«Вы мне очень полезны, Варенька. Вы эдакое влияние имеете благотворное... Вот я об вас думаю теперь, и мне весело... Я вам иной раз письмо напишу и все чувства в нем изложу, на что подробный ответ от вас получаю». Варенька Добросёлова нужна Макару Девушкину вовсе не для того, чтобы жить с ней, а лишь как слушательница его душевных излияний.

Варенька изнемогает под тяжестью его признаний и отвечает: «Какой у вас странный характер, Макар Алексеевич! Вы уж слишком сильно всё принимаете к сердцу; от этого вы всегда будете несчастнейшим человеком».

Вот какого странного человека вывел Достоевский в своем первом произведении. Критик В. Г. Белинский , живший тогда в Петербурге, прочел рукопись «Бедных людей», похвалил автора и дал ему путевку в литературный мир. Белинскому принадлежит огромная заслуга в том, что он признал в никому не известном юноше литературный талант.

Вместе с тем Белинский заронил семена неверного толкования всего последующего творчества Достоевского. Относительно Девушкина он пишет: «Чем ограниченнее его ум, чем теснее и грубее его понятия, тем, кажется, шире и деликатнее его сердце; можно сказать, что у него все умственные способности из головы перешли в сердце».

Данное толкование Белинского на протяжении многих последующих лет стало для читателей основным: «Бедные люди» – это роман, исполненный сочувствия к беднякам, которые обладают прекрасной душой. Такое понимание стало непреложным.

Однако, если попробовать прочесть «Бедных людей» непредвзято, то выясняется: герой Достоевского – это далеко не глупый, а просто странный человек с комплексом неполноценности. В характере Девушкина чувствительность развита сверх всякой меры. Он способен погружаться с головой в «пьесу» своих переживаний, но деликатность вкупе с чрезмерностью делают его бессильным в реальной жизни, а страх и нелюбовь к действительности образуют причудливый, почти смешной типаж.

В «Бедных людях» Достоевский открыл очень необычный, даже фантастический типаж.

Советский историк литературы Б. М. Эйхенбаум говорил о персонажах Достоевского как об «образах реалистической фантастики» (см. его работу «О Чехове»). Юный Достоевский поначалу был увлечен историческими драмами Шиллера и Пушкина , он пробовал подражать им, но, открыв «странного человека», ощутил к нему глубокое сочувствие и интерес и написал роман – тем самым осознав свое истинное литературное предназначение и особенности таланта. Этот реалистический и, одновременно, фантастический персонаж отчасти жил в нем самом. Макара Девушкина Достоевский отчасти писал самого себя.

У Достоевского не было таланта исторического писателя, обладающим полем видения, которое способно запечатлевать широкую панораму событий. Не было у него и природной жилки чувствовать и описывать людей, которые совершают великие дела. Большинство его персонажей – это слабые, приниженные и больные люди. Общественное мнение чаще всего оценивает таких болезненных, неудачливых, бессильных людей отрицательно, но Достоевский открывал в их образах кипящие чувства, драматизм, сложность, эмоциональное богатство. Поскольку в этих персонажах был и он сам.

В герое «Бедных людей» – мелком чиновнике Макаре Девушкине – Достоевский открыл тайный душевный мир приниженного и больного «маленького человека». Этот роман предвосхищает все последующие его произведения.

Образ Макара Нагульнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина»

В романе «Поднятая целина» Шолохов воспроизво-дит сложный процесс ликвидации старого строя в де-ревне в 30-е годы двадцатого столетия и рождение но-вой деревни. Центральное место в романе занимает народ. Писатель описывает разные судьбы, борьбу за и против новой жизни.

Одним из ярых борцов за светлое будущее в «Под-нятой целине» является Макар Нагульнов, секретарь гремяченской партийной ячейки, краснознаменец. Он геройски сражался в гражданскую войну, «рубил гадов беспощадно», был контужен, получил орден.

Нагульнов — ярый противник собственности. Еще в двадцатом году он, руководствуясь ненавистью к ней, вступил в коммуну, которая распалась «от шкур-ничества». Своих быков он тогда отдал соседней ком-муне, а сам с женой ничего не имеет.

Еще юным Макар увидел, какую беду несет собой собственность. Он убедился, что борьба за нее рознит людей, доводит до тяжких преступлений, уродует их

души.

Создание колхоза для Нагульнова — дело святое и правое. «В землю надо зарыться, а всех завлечь в кол-хоз»,— говорит он. Герой искренне верит, что это сде-лает счастливым не только его, Макара, но и весь Гремячий Лог, всю страну, весь мир. «Это будет прелесть, а не жизня!» — искренне восклицает Нагульнов.

Уже в самом начале романа о нем говорится, что он «резковат, весь из углов, и... все острые». В борьбе за идею Макар действительно доходит до фанатизма, граничащего с безумием. За советскую власть он готов жизнь отдать, причем не только свою, но и чужую: «Да я... тысячи станови зараз дедов, детишек, баб... Да скажи мне, что надо их в распыл. Для революции надо.. Я их из пулемета всех порешу!». При этих словах у героя в расширенных зрачках сверкает бешенст-во, на углах губ вскипает пена.

Нагульнов свято и слепо верит в мировую револю-цию, и бороться за нее намерен любыми средствами. Решение проблем с помощью силы, револьвера, нага-на — это его стиль борьбы, его способ.

Встретившись с Титком, ведущим продавать своих быков, Макар разгорячен и зол. В таком состоянии он плохо контролирует свои поступки, проявляет не-сдержанность. Так Нагульнов наганом бьет едино-личника Банника по голове, заставляя его вести се-менное зерно в общественный амбар, с наганом в ру-ках обороняет колхозный амбар от бунтующих баб.

Макару приходится отвечать за свой поступок. В райкоме его страшный гнев бесследно исчезает и сме-няется неуверенностью и испугом. Не сурового нака-зания боится Нагульнов, а отстранения от строитель-ства светлого будущего. «Куда же я без партии?» — растерянно вопрошает он, убитый прозвучавшим ре-шением и возвращается в Гремячий совершенно обес-силенный.

Непосредственно таких, как Макар, касается, хотя и не вполне справедливая, сталинская статья «Голо-вокружение от успехов». Она Нагульнова «пронизала навылет», закипела в нем «горючая кровь». Герою обидно, потому что он «к партии... прирастал сердцем и пролитой... кровью».

Нагульнов вызывает противоречивые чувства. Это романтик, грезящий мировой революцией, и многие его ошибки объясняются не только горячим нравом, но и политической малограмотностью, недостатком опыта и элементарной культуры. Макару не чуждо ве-ликодушие, способность откликаться на чужую боль. Он прямолинеен и честен. Обнаружив скрывающего-ся Рваного, Макар не стреляет ему в спину, как было бы проще и безопаснее, а велит тому обернуться.

Вызывает сочувствие неустроенность его личной жизни. Жена Нагульнова Лушка открыто встречает-ся с Тимофеем, сыном Фрола Дамаскова. И самое обидное и унизительное для Макара в том, что Тимо-фей — кулак. Нагульнов способен на нежные чувства. «Я тебя люблю,— говорит он Лушке,— много стыдо-бы перетерпел». И если в борьбе за новый строй Макар непримирим, то в построении отношений с Лушкой он не находит в себе такой решительности. «Обмарала тебя баба в доску!.. Колода ты! Сычуг бычий!» — него-дующе говорит ему Давыдов, на что Макар отвечает: «Бить же я ее не в силах».

Конечно, Нагульнов — человек крайних сужде-ний. Постоянно дает о себе знать его неукротимый темперамент, в проблемных ситуациях верх у него бе-рет не разум, а стихия эмоций. Но вот слушание пету-шиного пения выдает в Макаре тонкую и чувствитель-ную натуру.

Им владеет тяга к самообразованию, к росту, ради чего он до утра просиживает над книгами.

Умиляет речь героя. В ней органично сочетаются диалектизмы со словами из политической и научной литературы. Макар весьма смутно догадывается об их смысле, поэтому зачастую употребляет их искажен-но, в неместном сочетании, и сочетание это придает языку героя неповторимый колорит.

Роман заканчивается трагично. Макар Нагульнов погибает. Жаль героя, весь пыл, весь жар своей нату-ры, всю теплоту чувств отдавшего на свершение борь-бы с инакомыслящими и не осознавшего этого.

Девушкин Макар Алексеевич — главный герой романа «Бедные люди» Достоевского, пожилой чиновник. Тип маленького человека. Ближайшие литературные предшественники героя — гоголевские «маленькие люди» Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» и Поприщин из «Записок сумасшедшего», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина. Образ Девушкина, продолжая гоголевскую линию изображения маленького человека, также отчасти полемичен по отношению к нему. Если герой Гоголя одержим желанием приобрести шинель, вещь, то герой Достоевского одушевлен бескорыстной любовью к живому человеку (фамилия «Башмачкин» — вещная, «Девушкин» — личная. К. Мочульский).

Добрый, смирный, и тихий, Макар Девушкин тридцать лет на службе, всю жизнь переписывает бумаги, подвергаясь насмешкам и издевательствам со стороны сослуживцев и соседей. Он живет в страшной нищете, впроголодь. Он вынужден постоянно как бы оправдываться в своем существовании. Бедность — не только социальная, но и личная трагедия Девушкина. Она порождает особое душевное состояние, которое герой сам осознает как чувство беззащитности, запуганность, униженность и вследствие этого ожесточенность, мнительность. Время от времени его охватывает тоска от постоянного самоуничижения. Макар Девушкин бессилен помочь Вареньке Доброселовой, когда ей угрожает голодная смерть, когда она больна и обижена злыми людьми. Время от времени в нем поднимается протест. В конце концов он начинает задаваться «либеральными» вопросами: отчего одни счастливы и богаты, а другие бедны и несчастны? Отчего такая несправедливость?

Невзрачная наружность героя контрастирует с его горячим сердцем, душой отзывчивой и впечатлительной. Он любит цветы, птичек, идиллические картины природы, жизнь безмятежную и мирную. Все его восхищает и трогает. Он глубоко, целомудренно и самоотверженно любит Вареньку, которой бескорыстно помогает из своих скудных средств. Благодаря этой любви он чувствует себя человеком, в нем просыпается сознание собственного достоинства. Он нарочно поселяется поблизости от нее, чтобы видеть ее окошко. Однако Девушкин старается скрыть их отношения, целомудренно опасаясь возможных насмешек и сплетен. Встречаются они редко и далеко от дома (Девушкин водит ее гулять и в театр), а в остальное время обмениваются письмами. В них он, человек одинокий и замкнутый, до встречи с ней живший очень уединенно, делится с возлюбленной всеми горькими и радостными событиями своей жизни, трогательно заботится о ней, укоряет ее за то, что она утомляет себя работой, называет ее ласковыми именами: «маточка», «жизненочек». Идеалист и мечтатель, Макар Девушкин из романа «Бедные люди» Достоевского пытается защитить Вареньку от грубых и грязных посягательств жизни. Он выслеживает офицера, приходившего к Вареньке с «недостойным предложением», является к нему в дом с целью объясниться — и в результате спущен с лестницы.

Драма Девушкина не только в его бедности, но и в неразделенной любви к Вареньке, которая ценит его как друга и благодетеля, но не более. Свою любовь он скрывает под отеческой приязнью, придумывает различные предлоги, чтобы удержать Вареньку, обещает, что сделает все, чтобы она не знала забот. Он понимает, что малообразован, и жаждет высокого, с энтузиазмом принимает участие в литературных собраниях своего соседа-литератора Ратазяева и даже мечтает сам стать «сочинителем литературы и пиитой». Девушкин заботится о слоге своих посланий. Он читает «Шинель» Гоголя, которую дает ему пекущаяся о пополнении его образования Варенька, узнает во всех подробностях быта Акакия Акакиевича свою жизнь и тем не менее считает изображение «неправдоподобным», а повесть называет «пасквилем» и «пустым примером из вседневного, подлого быта». В отличие от гоголевской повести «Станционный смотритель» Пушкина по душе Макару, в ней он узнает свое «собственное сердце, какое оно уже там ни есть». В его последнем, прощальном письме Вареньке звучит глубокое страдание и отчаяние.

Макар Девушкин

МАКАР ДЕВУШКИН - герой романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (1845), титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалованье бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал в «капитальный» дом возле Фонтанки, где ютится за перегородкой в общей кухне с «гнилым, остро-услащенным запахом», в котором «чижики так и мрут». В том же дворе М.Д. снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Вареньки, 17-летней сироты, за которую больше некому заступиться. Живя рядом, они редко видятся, дабы не вызывать сплетни. Душевное тепло и сочувствие они черпают из почти ежедневной переписки друг с другом. М.Д. счастлив, обретя сердечную привязанность. Отказывая себе в еде и платье, выгадывает на цветы и конфеты для своего «ангельчика». «Смирненький», «тихонький» и «добренький», М.Д. - предмет постоянных насмешек окружающих. Единственная радость - Варенька: «точно домком и семейством меня благословил господь!» Она посылает М.Д. повести Пушкина и Гоголя; «Станционный смотритель» возвышает его в собственных глазах, «Шинель» - обижает обнародованием жалких подробностей его собственной жизни. Наконец, М.Д. улыбается удача: вызванный за ошибку в бумаге на «распеканцию» к генералу, он удостоился сочувствия «его превосходительства» и получил лично от него 100 рублей. Это спасение: уплачено за квартиру, стол, одежду. М.Д. подавлен великодушием начальника и корит себя за недавние «либеральные» мысли. Понимая всю непосильность для М.Д. материальных забот о себе, Варя соглашается на замужество с грубым и жестоким Быковым и уезжает к нему в поместье. В последнем письме М.Д. к ней - крик отчаяния: «Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял … все оттого, что вы … здесь, напротив, поблизости жили». В других произведениях 1840-х гг. Достоевский рисует «маленького человека» несколько по-иному, акцентируя его нравственную неполноценность (Гоаядкин, Прохарчин и др.), а в 1850-е гг.- даже уродство (Опискин). С 1860-х гг. этот тип становится для писателя второстепенным, уступив центральное место незаурядному герою-интеллектуалу. С романом «Бедные люди» связано первое артистическое исполнение Достоевского: в апреле 1846 г. на литературном концерте в доме известных славянофилов Самариных М.С.Щепкин прочитал одно из «писем» М.Д.

Лит.: Белинский В.Г. «Петербургский сборник»// Белинский В.Г. Полн.собр.соч. М., 1953-1959. Т.9; Григорьев А.А. «Бедные люди»// Финский вестник, 1846. №9. Отд.У; Майков В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году// Майков В.Н.

Литературная критика. Л., 1885; Цейтлин А.Г. Повести о бедном чиновнике Достоевского (К истории одного сюжета). М., 1923; Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Л., 1929; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979; Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому// Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.

Все характеристики по алфавиту: