1 евгений базаров противоречивая и трагическая личность. Базаров - новый человек. Мотивация учебной деятельности

  • 29.10.2023

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1860 году, во время отмены крепостного права, на стыке двух эпох: эпохи либеральных дворян и эпохи демократов-разночинцев. Эти перемены привели к появлению в русском обществе и литературе второй половины XIX века «нового» героя.

В романе Тургенева таким героем является Евгений Базаров.

Впервые с Базаровым мы встречаемся в усадьбе Кирсановых. «Евгений, - говорит о Базарове Аркадий, - нигилист - человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и не принимает ни одного принципа на веру.». Базаров действительно считает, что только естественные науки способны привести к прогрессу, а искусство и человеческие чувства лишь тормозят развитие общества. По моему мнению, Базаров на первый взгляд не вызывает симпатии.

Что касается любви, Базаров говорит, что это непростительная дурь и белиберда. К женщинам он относится с цинизмом, потому, впервые встречая Анну Сергеевну Одинцову, Базаров говорит о ней: «Что за фигура! На остальных баб не похожа!» Однако постепенно, неожиданно для самого героя, в его душе начинают просыпаться ещё не знакомые ему нежные чувства по отношению к этой женщине. Любовь ломает уверенного в своих убеждениях Базарова, однако даже невзаимность Одинцовой не лишает героя гордости. «... милостыни я просить не стану,» - говорит он Анне Сергеевне.

В результате этих событий у Базарова возникает внутренний конфликт. Его жизнь перестаёт поддаваться его же теории, любовь противоречит взглядам Базарова, однако тот не предаёт своей теории, даже чувствуя приближение смерти.

И. С. Тургенев не принимает концепции своего героя, но уважает силу его духа и стремление к цели.

Таким образом, Базаров на самом деле ранимая и любящая натура, которую разъедает реализм и цинизм. Автор не показывает нам жизни Базарова, однако очень ярко описывает то, как он умирает, и этого достаточно для того, чтобы понять, какой силой обладал герой. «Умереть так, как умер Базаров - уже подвиг,» - сказал о герое критик Писарев.

Обновлено: 2018-06-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Помогите СРОЧНО пожалуйста по литературе. и получил лучший ответ

Ответ от
Базаров как трагический герой (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе. Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым на самые различные темы. Но о чем бы они ни говорили - об искусстве ли или о славянофильстве, - мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, " против которых он восстает. Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных.

В принципе, сказать: "Он - хороший человек", нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас
столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные.
Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности.

В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму
авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на
каждом шагу нам приходится задумываться: "А не предвзятое ли отношение у автора?" В большинстве случаев мы
можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же
автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева
"Отцы и дети".

Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не
согласен, но "крутой Базаров увлек Тургенева". "Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по
ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда". Он не мог рисовать заведомо
неправильную картину, "не мог доказывать своими образами предвзятую идею".

Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя -
Евгения Васильевича Базарова - и поэтому разного рода колкости - замечания появляются на страницах романа. "С
первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую
рассудочность". Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным:

" -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров".
Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно
относится к человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим
невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это
подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером.

Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении
автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто
симпатизирует. Писарев сказал: "Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в
своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного
типа".

Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько
красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть
информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров
говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его
характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается
вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову - дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой,
молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней
удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои
жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь.

Павла Петровича можно назвать главой (или "полюсом") лагеря "отцов". В нем собрано большинство
предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова.
Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками "Мы (старое поколение) не имеем
той дерзкой самонадеянности", - говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и
самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович - "человек желчный и страстный,
одаренный гибким умом и сильной волею", который "мог бы, при известных условиях, явиться ярким
представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего". Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить
себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он
"рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой
ненависти своей".

В свою очередь, Базаров "мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего". Он в
отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили
или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь "не богам же горшки
обжигать". В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего
характера Базаров обязан всем. Он живет "по расчету", исходя только из своих интересов и потребностей. Он не
нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в
этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова). Он понимает, что он не
такой как все, но не пытается быть похожим на других.

Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной
особенности и самостоятельности".

Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович
Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович
оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В
этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу
Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами:
"Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать
этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор буду жить сам по
себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я - чужой среди
существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю - что хочу,
и высказываю - что можно высказать". В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который
доказывает, что Базаров - трагическая личность: "он "чужой среди существующего порядка вещей").

Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может
чувствовать. Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть.
Всё его отрицание, все его умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он "злился и
сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать".
И он не сопротив

Ответ оставил Гость

Базаров как трагический герой (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым на самые различные темы. Но о чем бы они ни говорили - об искусстве ли или о славянофильстве, - мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, против которых он восстает.Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров - труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать згу любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться со своей страстью - явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный. романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств, он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любрвь, остаются с ним до его последнего вздоха.Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься - тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...»Тургенев описывает

Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.

Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым па самые различные темы. Но о чем бы они пи говорили - об искусстве ли или о славянофильстве, - мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, против которых он восстает.

Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров - труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.

Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной И женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать эту любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться со своей страстью - явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств. он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любовь, остаются с ним до его последнего вздоха.

Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься - тот ли это человек. который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»

Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах. Базаров - мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю могилы он ни па минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. Тургенев писал, что это «фигура, обреченная на гибель, она все-таки стоит в преддверии будущего». И хочется верить в то, что когда-нибудь России будут нужны все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.