Значение частицы ни отрицательное значение. Частицы. Частица и союзы: примеры

  • 28.01.2023

Частица — служебная часть речи, которая не имея своего вполне самостоятельного лексического значения, придает различные оттенки словам и предложениям или служит для создания форм слов.

Частицы не изменяются, не имеют самостоятельного лексического значения и не являются членами предложений, но могут входить в состав членов предложения.
Основная сфера использования частиц — устно-разговорная речь, художественная литература и публицистика с элементами разговорной речи. Использование в речи частиц придает высказываниям большую выразительность, эмоциональность. Избыточное употребление частиц ведет к засорению речи и потере смысловой точности.

Главная роль частиц (общее грамматическое значение) — вносить дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов или предложений. Частицы уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы для более точного выражения содержания: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало .» (Пушкин А.С. ) Уж — частица с усилительным значением .

Частицы возникли позднее других частей речи. По происхождению частицы связаны с разными частями речи: с наречиями (лишь, только, едва, уж, прямо и др.); с глаголами (пусть, пускай, давай, дай, было, бы, ведь, вишь и др.); с союзами (а, да, и, же и др.); с местоимениями (все, оно, что за, то, это, себе и др.), с междометиями (вон, ну и др.). Некоторые частицы не связаны с другими частями речи по происхождению: вот, ли, -ка и др.

В русском языке частиц немного. По частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов (так же, как и , союзы и некоторые местоимения). В эту сотню самых частотных слов входит 11 частиц (не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь ).

Сравнение с другими частями речи

По своему строению и функциям частицы сближаются с наречиями, союзами и междометиями.

Частицы отличаются от знаменательных частей речи тем, что не имеют лексических значений, поэтому частицы и не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения. От предлогов и союзов частицы отличаются тем, что не выражают грамматических отношений между словами и предложениями,т.е. частица никогда ничего не связывает.

При синтаксическом разборе частица выделяется вместе с тем словом, к которому относится или не выделяется вообще.

В науке о русском языке не существует единого мнения по классификации частиц. У разных авторов классификации могут различаться.

Разряды частиц.

По значению и роли в в предложении частицы делятся на разряды.

  • формообразующие,
  • отрицательные,
  • смысловые (модальные).

Формообразующие частицы

— частицы, которые участвуют в образовании некоторых форм различных частей речи (глаголов, прилагательных, наречий, имен состояния, местоимений).

  • Частицы, которые служат для образования форм наклонения глагола:
    • повелительного наклонения — да, пусть (пускай), давай (давайте) : да здравствует, пусть едет, давай(давайте) поедем;
    • сослагательного (условного) наклонения — бы(б): сказал бы , помог бы , надел б ; что бы не случилось.
      Частица бы(б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами: Я б в рабочие пошёл. Я хотел бы жить в Москве. Я сделал ещё бы лучше. Я бы ещё лучше сделал.

    Частицы бы, пусть, пускай, да, давай(давайте) являются частью глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются с ним. Формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается с глаголом при морфологическом разборе глагола как части речи .

  • Частицы, которые образуют формы степеней сравнения прилагательных, наречий, имен состояния — более, менее : более важный, менее важный; более интересно, менее скучно.
    Значение сравнительной степени может усиливаться частицами ещё и всё : ещё страшнее, всё интереснее.

При образовании форм частицы сближаются с морфемами: важнее (степень сравнения образована с помощью суффикса) — более важный (степень сравнения образована с пом. частицы).

Не являются частицами постфиксы -ся(-сь), -то, -либо, -нибудь и не, ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания. Следует различать частицу -то и -то : какой-то , куда-то ( ) — Я-то все знаю. (частица)

Замечание .

В комплексе Бабайцевой по русскому языку, у некоторых других авторов (Глазунова, Светлышева) предложен другой подход, где -то, -либо, -нибудь, кое — отнесены к словообразовательным частицам и образуют местоимения и наречия: кто — кто-то, кое-кто, кто-нибудь, кто-либо; какой — какой-то, какой-нибудь и т.д. К словообразовательным частицам отнесены и отрицательные частицы не и ни : кто — никтО, нЕкто; когда никогдА, нЕкогда и т.д. При этом частицы превращаются в .
С помощью частицы не образуются слова с противоположным значением: друг — недруг, счастье — несчастье.
Некоторые слова без не уже не существуют: ненастье, неряха, невежа, нельзя и др.
Эти вопросы стоит уточнить у Вашего учителя.

Отрицательные частицы

Не, ни — наиболее частотные частицы. Кроме того: нет, вовсе не, отнюдь не.

Частица НЕ играет основную роль при выражении отрицания, придает следующие значения:

  • отрицательное значение всему предложению: Не бывать этому.
  • отрицательное значение отдельному члену предложения: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.
  • положительное значение, утверждение (через двойное отрицание с не): не мог не помочь, т.е. должен был помочь; не мог не сказать.

Чаще всего отрицательная частица не входит в состав сказуемого: Ночью не было дождя. (не было — сказуемое) Я не знаю. (не знаю — сказ.)

Частица НИ придает:

  • отрицательное значение в предложении без подлежащего: Ни с места!
  • усиление отрицания в предложениях с словом не (нет), которое выражает основное отрицание: Вокруг нет ни души. Не видно ни зги. На небе нет ни облачка. Иногда ни употребляется без не : На небе ни облачка.
  • усиление и обобщение любого утверждения, сделанного в главном предложении (для этого в придаточном предложении используется частица ни ): Что ни (= всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (= всюду) посмотришь, везде поля и поля.
  • При повторе частица ни приобретает значение сочинительного (соединительного) союза : Ни солнце, ни воздух мне не помогут. (ни — союз )
  • К отрицательным частицам относится слова нет. Оно употребляется при отрицательном ответе на высказанный или невысказанный вопрос: Хочешь? Нет . Для усиления отрицания слово нет повторяется или употребляется перед отрицательным сказуемым: Нет, я не хочу.
    Частице нет соответствует по своей роли в предложении утвердительная частица да : Пойдешь? Да .
  • вовсе не, далеко не, отнюдь не .

Необходимо различать ни (не) приставку, частицу и союз. Приставка пишется слитно (некто, некого, ничей ). Частица и союз пишутся раздельно: нет ни души (частица, усиливает отрицание); Ни (союз) дождь, ни (союз) снег не могли его остановить.

Смысловые частицы

Смысловые (модальные) частицы — частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки (уточняют, акцентируют, усиливают), выражают чувства и отношение говорящего.

Группы частиц по значению:

  • Вносят смысловые оттенки:
    • вопросительные ли (ль), разве, неужели :
      Неужели это так? Правда ли это? Разве ты со мной не согласен?

      Разве и неужели часто выступают как синонимы: Разве (неужели) ты не узнал меня? Но, они могут иметь и разные значения.
      В предложениях с разве выражается сомнение, говорящий как бы спорит с собеседником, уверен в недопустимости факта: Разве можно лгать?
      В предложениях с неужели появляется сомнение и удивление: Неужели он обманул нас?
    • указательные вот (а вот), вон (а вон), вот и, вон и .
      Выделяют тот предмет, на который надо обратить внимание: Вот моя деревня.
    • уточняющие именно, как раз, почти, чуть не, точно, точь-в-точь, ровно : Именно она рассказала мне об этом. Как раз он знал об этом.
      Частицы именно , как раз служат для выделения наиболее важной информации.
    • выражают выделение , ограничение (ограничительно-выделительные) — только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то : Я не болен, только (лишь) устал немного.
  • частицы, которые выражают чувство и отношение говорящего:
    • восклицательные частицы — что за, как , ну и: Что за душа! Как здорово! ну и дела!
      Эти частицы выражают восхищение, удивление, негодование.
      Частица как имеет омоним как — местоимение как и союз как .
      Частица как обычно употребляется в восклицательных предложениях: Как упоительны в России вечера!
      Местоимение-наречие как употребляется в вопросительных предложениях и является членом предложения: Как вы себя чувствуете? Как — обстоятельство.
      Союз как — в сложноподчиненных предложениях: Я расскажу тебе, как жить дальше.
    • выражают сомнение вряд ли, едва ли: Едва ли это подойдет. Вряд ли он согласится.
    • усилительные частицы — даже, же, ни, ну, уж, ведь, всё-таки, лишь, только и др.
      Частицы выделяют слова в предложении: Маше знакомы лишь известные памятники. (Лишь — усилительная частица, в предложении является частью определения лишь известные ).
      Некоторые частицы этого разряда могут выполнять роль союзов : Луна стала ярче, звезды же лишь посинели. Частица же выделяет слово звезды и связывает первое и второе предложения.
    • выражают смягчение требований — —ка.
      В сочетании с глаголами повелительного наклонения эта частица смягчает значение глагола: Сделай! — Сделай-ка .

Примеры:

  • И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.(А.Пушкин) — усилительное значение
  • Ну что за шейка, что за глазки! (И.Крылов) — восклицательное значение
  • Да здравствует солнце, да скроется тьма (А.Пушкин) Пусть сильнее грянет бурая. (М.Горький) — образует форму повелительного наклонения глагола
  • То же слово, да не так бы молвил. — образует форму сослагательного наклонения глагола.
  • То, о чем мы раньше только думали, сейчас воплотили в жизнь. Только думали — только не наречие, не союз, поскольку ничего не связывает, но усиливает значение глагола (думали, но не делали). Следовательно, это частица.

1. Отрицательное значение в предложении без подлежащего.
Ни с места! Вокруг ни души.

2. Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет .
Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика.

3. Обобщающее значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием.
Что ни (=всё ) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду ) посмотришь, везде поля и поля.

Модальные частицы

К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.

Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:

1. Вопрос : ли, разве, неужели

2. Указание : вот (а вот), вон (а вон)

3. Уточнение : именно, как раз

4. Выделение, ограничение : только, лишь, исключительно, почти

Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению:

1. Восклицание : что за, как

2. Сомнение : вряд ли, едва ли

3. Усиление : даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки

4. Смягчение, требование : -ка

Морфологический разбор частицы

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Разряд;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Фонетика и фонетический разбор слова

Фонетика раздел наукив котором изучаются звуки речи ударение слог.. человек может издавать несколько сот различных звуков но в своей речи при.. имя прилагательное значение и грамматические признаки имени..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи
Звук - это наименьшая звуковая единица слога(это то, что мы слышим и произносим). Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. (это то, что мы видим и пишем.) При написан

Фонетический разбор
Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану: 1. Затранскрибировать слово, поставив ударение. 2. Определить количество слогов, указать ударный. 3. Показать, каком

Лексика и фразиология
Лексикология– раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка. Лексика (от греч.- словесный, словар

Морфемика и словообразование
МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом. МОРФЕМА - это минимальная неделима

Словообразовательный анализ
План словообразовательного анализа

Грамматика. Морфология
Грамматика – раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, изменения слов, их соединение и словосочетания, предложения, текст. Грамматика состоит из двух разделов – морфология и

Значение и грамматические признаки имени прилагательного
Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? Примечание. Под признаком в грамматике принято пон

Превосходная степень
Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому - либо признаку. Относительные прилагательные Относительные

Значение и грамматические признаки имени числительного
Имя числительное - часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. По значению и грамматическим признакам имена числительные де

Значение и грамматические признаки местоимения
Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Начальная форма местоимений - именительный падеж единственного числа. В п

Прошедшее время
Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи. При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время. Глаголы в форме прошед

Будущее время
Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи. Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составногоглаголов н

Причастие
Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Примечание. Некоторые учен

Деепричастие
Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? К

Наречие
Наречие - часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака. Наречие могут относиться к глаголу, к его особым формам - причастию и деепричаст

Непроизводные и производные предлоги
Предлоги делятся на непроизводные и производные. Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.

Частица
Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предло

Самостоятельные части речи
Сначала надо назвать часть речи и общее грамматическое значение, поставить вопрос, привести начальную форму слова (если оно изменяется). Затем указать: o У существительных - собственное ил

Грамматика и синтаксис
Грамматика-как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (сло

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
К грамматической основе (предикативному центру) предложения относится набор главных членов предложения, при этом в разных предложениях данный набор будет разным: существуют предложения, состоящие т

Распространенные и нераспространенные предложения
В зависимости от того, есть в предложении второстепенные члены или нет, предложения делятся на: распространенные (второстепенные члены предложения есть): Летнее солнце ярко светило;

Осложненное простое предложение
Простое предложение, имеющее в своем составе: а) обособленные обороты. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца (Короленко).Весьмир, с листвой,

На основании грамматического значения
Сочинительная связь может оформляться следующими отношениями в предложении: · Соединительными. Для них характерно значение логической однородности. Во временном плане - одновременность дву

По характеру связи
В зависимости от вида сочинительных союзов: · с соединительным союзом. · с разделительным союзом. · с противительным со

Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи- это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и

Орфография
Правописание, орфогра́фия (др.-греч. ὀρθογραφία, от ὀρθός - «прав

Буквы а - я, у - ю
Буквы а, уупотребляются: Для передачи гласных а, ув начале слова и после глас-ных, напр.: ад, алый, армия, заахать, лиана, оазис, Луара; ум, утро, увалень

Гласные и согласные в приставках
Выбор гласных зависит от смыслового значения приставки и от того, ударная они или безударная. Выбор согласных зависит от последующей звонкой или глухой, от пол

Различие на письме приставок не- и ни- в местоимениях и наречиях
Выбор букв е и и в приставках зависит от ударения. Примеры написания приставок не- и ни- Без ударения Под ударением

Правописание падежных и родовых окончаний
Для того чтобы правильно выполнить это задание, следует в первую очередь определить часть речи. Задание состоит из словосочетаний существительное + прилагательное

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени
Написание личных окончаний глаголов в формах настоящего и будущего простого времени зависит от глагольного спряжения: - глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете,

Правописание отрицательных местоимений
· В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставкане-, а без ударения - приставкани-: некого спросить - никого не вст

Правописание словарных слов. Список словарных слов (таких слов, правописание которых не подчиняется правилам орфографии)
Способ запоминания их правописания выбирайте самостоятельно. колокол мизинец одеяло аппарат хризантема шарлатан аккуратный фехтование мандолина фейерверк поми

Образец орфографического разбора слова
Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами. Скошенная - правописание суффиксов причастий. 1)две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слов

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
Между подлежащим и сказуемым может быть поставлен только один знак препинания – тире. Оно ставится в первую очередь в следующих случаях: · Подлежащее - существительное, а сказуемое СИС с

Тире между подлежащим и сказуемым
1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными вименительном падеже, например: Мо

Знаки препинания при сравнительных оборотах
1. Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.) 2. Обороты с союзом как выделяются запя

Обособленные члены предложения
Обособленными называют такие члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно. Обособленные члены предложения делятся на следующие группы: 1. Обособленные определения

Обособление определений и приложений
Выделяются запятыми Примеры 1. Любые определения и приложения (неза­висимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся

Приложения с союзом как
Обособляется Не обособляется если имеет оттенок причинности: если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с союзом как х

Обособление обстоятельств
Обособляется Не обособляется 1. Деепричастные обороты и оди­ночные деепричастия: Мы шли, утопая в песке. Я, запыхавшись, остановился. 2. С пр

Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Обособляются Примеры 1. Уточняющие обстоятельства места и времени С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов.

Вводные и вставные предложения
1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам(Лермонтов); Он

Обращение
1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале или в конце предложения) запятыми, например:

Междометие
1. Междометия отделяются или выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации, например: Ох, пошлите за доктором! (Тургенев);

Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова
1. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются в составе предложения запятой, например: Да, пр

Целостность текста
В точки зрения лингвистики текст – это группа предложений, объединенных в единое целое одной темой с помощью языковых средств. Текст имеет следующие основные признаки: членимость. Текст состо

Средства связи предложений в тексте
Виды связи между предложениями в тексте: ПоследовательнаяПараллельнаяАссоциативная (смысловая)Наиболее часто используется последовательный, или цепной, способ связи предложений. Например:

Общая характеристика стилей
В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей: научный, официально-деловой (деловой), газетно-публицистический (публицистический), художественный, разговорный

Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
По значения и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.

Формообразующие частицы

К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.
Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами.

Отрицательные частицы

К отрицательным относятся частицы не и ни .
Частица не может придавать предложения или отдельным словам не только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.

Значение частицы не

  1. Отрицательное значение.

всего предложения: Не спешите с ответом. Не бывать этому.

отдельного слова: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.

  1. Положительное значение.

Товарищ не мог не помочь мне.

Отрицательная частица ни может иметь, кроме отрицательного, другие значения.

Значение частицы ни

  1. Отрицательное значение в предложении без подлежащего.
    Ни с места! Вокруг ни души.
  2. Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет .
    Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика.
  3. Обобщающее значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием.
    Что ни (=всё ) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду ) посмотришь, везде поля и поля.

Модальные частицы

К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.

Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:

  1. Вопрос : ли, разве, неужели
  2. Указание : вот (а вот), вон (а вон)
  3. Уточнение : именно, как раз
  4. Выделение, ограничение : только, лишь, исключительно, почти

Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению:

  1. Восклицание : что за, как
  2. Сомнение : вряд ли, едва ли
  3. Усиление : даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки
  4. Смягчение, требование : -каМеждометие

Междометие - особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи). Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух; для выражения чувства холода – бр-р, для выражения страха или боли – ой и т.д.

Разделы: Начальная школа

Цель:

  1. Формирование знаний о правописании частицы не с глаголами.
  2. Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать.
  3. Воспитание терпения, умения слушать других.

Ход урока

I. Наблюдение.

На доске текст:

Танцевать я не умею,
И стихов я не пишу,
Самолетики не клею,
За футболом не слежу.
Не умею петь я басом
И из глины не леплю,
Но зато один из класса
Я ушами шевелю!!!

Проведите наблюдение над записями на доске. Что можете о них сказать?
- Это текст.
- Чем интересен этот текст? Какой это текст по стилю, по типу? Дайте ему характеристику.
- Текст – стихотворение. Тип – повествование, по стилю художественный.
- Найдите в этом тексте служебные части речи и разделите их на группы.

Самостоятельная работа. Ученики выписывают служебные части речи и делят на группы.

Проверка. Мнения учеников.

Здесь три группы: союзы, частицы и предлоги.
- Какие из этих частей речи придают дополнительные оттенки значения предложениям текста?
- Частицы.
- Какое значение вносит в предложение частица не?
- Отрицательное.
- Попробуйте прочесть текст без частицы не. Что получилось?
- Нарушился смысл.
- Какими делает предложения частица не?
- Отрицательными.
- Что отрицает и что утверждает герой стихотворения?

Высказывания детей.

Как бы вы назвали те предложения, в которых герой уверяет нас в том, что он умеет?

Высказывания детей и подведение к мысли, что их можно назвать утвердительными.

Какими эти предложения являются по отношению к отрицательным.
- Противоположны. Антонимичны.

Дети делают вывод:

Предложения текста можно разделить на утвердительные и отрицательные.
- Выпишите из текста частицу не вместе с тем словом, с которым она связана. Определите, к какой части речи относится это слово. Какой вывод можно сделать?

Вывод: частица не с глаголами пишется раздельно.

II. Определение темы урока.

Определите тему, задачу и цель урока.

Дети называют тему урока.

Правописание "не" с глаголами.

Задача:

Как писать не с глаголами.

Цель:

Научиться правильно писать не с глаголами. Выработать алгоритм.

III. Создание проблемной ситуации.

А сейчас я предложу вашему вниманию одну грамматическую сказку (учитель зачитывает сказку) :

Частица "Не" мечтала подружиться с Глаголом. Но как она не старалась, Глагол все равно избегал ее. Возмущению частицы "Не" не было предела: "Ненавижу, негодую!" – кричала она Глаголу при встрече. И тут случилось чудо: Глагол перестал избегать общества скандальной частицы.

Все ли слова понятны в сказке?

Негодовать – непонятно значение слова, которое выкрикнула частица.

(Учитель вывешивает на доску табличку, на которой напечатано слово негодовать и зачитывает лексическое значение слова, указав источник – толковый словарь С.И. Ожегова.)

Определите грамматическое значение слова негодовать.
- Это глагол.
- С какой проблемой столкнулись? Назовите проблему.
- Мы открыли правило, что не пишется с глаголами раздельно, а столкнулись с тем, что не написана слитно с глаголом.

Проблема: с какими глаголами не пишется раздельно, а с какими – слитно и почему?

Как решить эту проблему? Ваши предложения-гипотезы.

Ученики выдвигают версии. Все гипотезы учитель записывает на доску.

  1. Попробовать вставить между ними слово (также как проверяется предлог).
  2. Попробовать убрать "не".

(каждая гипотеза проверяется; если гипотеза верная, то напротив нее учитель ставит +.)

Чем стала частица "не" в глаголе негодовать?
- "Не" стала приставкой "не".
- Какие цели и задачи теперь стоят перед вами?

Задача: как отличить частицу не от приставки не глаголе.

Цель: научиться определять, когда не писать с глаголами слитно, а когда – раздельно.

IV. Закрепление.

Создайте алгоритм действий по решению поставленной задачи.

Дети предлагают, учитель записывает на доску алгоритм:

  1. Определить часть речи.
  2. Если это глагол с не, то попробовать вставить между ними слово, или убрать не.
  3. Если слово употребляется без не, то не – это частица, а если – нет, то не – это приставка.

Затем учитель предлагает самостоятельно поработать с заданием на доске.

Используя полученный алгоритм, запишите глаголы с не, раскрывая скобки, и распределяя на группы.

IV. Самостоятельная работа.

V. Проверка.

Какую задачу решали, выполняя задание? Сделайте выводы по теме урока.

(по времени - работа с учебником: упр. 218. Выписать только глаголы с не по группам.)

VI. Итог. Выводы.

VII. Домашнее задание:

Составить правила поведения на уроках и на переменах с использованием частицы "не".

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - модальные (смысловые) и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал , если бы не пошел дождь.

Модальные (смысловые) частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это ;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну ;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).

Модальную (смысловую) частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, где-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Морфологический разбор частицы

Частицы разбираются по следующему плану:

I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

II. Морфологические признаки: разряд по значению

Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы - и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.

Образец морфологического разбора частицы:

Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский).

I. Не - частица

II. неизменяемая, модальная (смысловая), отрицательная.

I. лишь - частица

I. только - частица

II. неизменяемая, модальная (смысловая), ограничительно-выделительная.

По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом:

I. бы - частица

II. неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.