Профориентация в начальной школе из опыта работы. Образовательный портал. и уважение к людям труда

  • 04.08.2023

Игра в начальной школе «Все работы хороши!»

Цели : расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях; обобщить знания по технологии (устройство инструментов, технология изготовления изделий); развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков; прививать интерес к рабочим профессиям, труду.

Оборудование : карточки с рисунком дома; краски; кисти; работы учащихся.

Ход игры

I. Сообщение темы.

Учитель . Сегодня у нас необычный урок, урок-игра «Все работы хороши!».

Профессия - это род занятий, любимое дело, груд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору. Л что вы знаете о профессиях, мы сегодня и узнаем.

Профессий много есть на свете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

II. Игровая часть.

1. Начало работы.

Чтец 1.

Светом ласковым согреты

Мы на солнечной Земле.

Наступает день с рассветом

В каждом городе, селе.

Чтец 2.

Утро ясное зовет

В поле, шахту, на завод:

Начинается работа!

И у нас свои заботы.

Чтец 3.

Время тратим не напрасно:

Чтоб всегда все было ясно -

Знаем математику на «пять»,

Любим строить, рисовать.

Чтец 4.

Научились мы дружить,

Добрым делом дорожить,

Подрастем - все будем сами

Делать этими руками.

Много я узнать хочу -

Выбрать дело по плечу.

2. Игра «Таинственное слово».

Учитель.

Да, профессий век не счесть,

Присмотреться время есть,

Кем же вы хотите стать?

Любопытно всем узнать.

Учитель демонстрирует карточки, на каждой из которых написано слово, но буквы в нем представлены самым немыслимым образом. Учащиеся должны угадать, какое слово зашифровано:

баркы явш праов щакнемки

жирнене ьевитол ртомас

(Рыбак, швея, повар, каменщик, инженер, водитель, матрос.)

3. Конкурс «строителей».

Учитель . Первыми приглашаем посоревноваться каменщиков.

Ученик.

Строителем хочется стать поскорее.

Дома и дворцы научусь возводить

И школы, куда будут дети ходить.

Задание . Составить из разрезанной на части картинки рисунок дома

Рис. 1. Образец разрезанной на части картинки

Учитель. Теперь в соревнование вступают маляры.

Ученик.

Красить комнату пора,

Пригласили маляра.

Но не с кистью и ведром

Наш маляр приходит в дом.

Вместо кисти он принес

Металлический насос.

Брызжет краска по стене,

Солнце светится в окне.

Стали стены голубыми,

Словно небо в вышине.

Новый дом почти готов,

Примет к празднику жильцов.

На доске прикреплены рисунки дома, выполненные на листе бумаги. 2-3 учащихся должны раскрасить по своему вкусу дома так, чтобы это было красиво и быстро.

Рис. 2. Дом для раскрашивания

4. Игра «Отгадай пословицы».

Учитель . Пока наши «маляры» работают, предлагаю вам отгадать пословицы. Я начну пословицу, а вы продолжите ее. Без труда - ... (не вынешь рыбку из пруда).

Без охоты - ... (нет работы).

Без ремесла - ... (как без рук).

Без дела жить - ... (только небо коптить).

Была бы охота - ... (заладится всякая работа).

Без топора не плотник, ... (без иглы не портной).

Люби дело, ... (мастером будешь).

5. Игра «Кто потерял свой инструмент?».

В бюро находок поступило много вещей. Как вы думаете, кто их потерял? Назовите профессию владельца этих предметов:

ножницы шпатель лампочка

кастрюля термометр сито

кисть сантиметровая лента гаечный ключ

калькулятор гиря указка

6. Викторина «Угадай профессию».

1) Кто пашет, сеет, хлеб убирает? (Хлебороб.)

2) Кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)

3) Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)

4) Одевает кто нас модно?

Кто костюм шьет выходной?

Всем известно - он... (портной).

5) К нам приходит с письмом прямо в дом - кто же он? (Почтальон.)

6) Вот на краешке с опаской он железо красит краской;

У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (Маляр.)

7) Ночью, в полдень, на рассвете службу он несет в секрете,

На тропе, на берегу, преграждая путь врагу. (Пограничник.)

8) Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,

А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (Космонавт.)

9) Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

10) Служит дорогой Отчизне старший брат.

Охраняет наши жизни, он - ... (солдат).

11) Заболело ухо у кота, поднялась в доме суета.

Дед ворчит, сестренка хнычет,

Суп в кошачьей миске стынет.

Что мне делать? Как мне быть?

Где котенка полечить? (У ветеринара.)

12) Расплакалась лягушка: пятнышко на брюшке,

Пятнышко на ножке - будьте осторожны!

У кого будем лечить эту болезнь? (У дерматолога.)

13) Попала соринка на лету в глаз красавцу-журавлю.

Ребята, к какому врачу обратиться журавлю? (К окулисту.)

14) Родилась сестренка Даша - радость наша, горе наше.

Хлеб не ест, плюется кашей,

К кому идти с сестренкой Дашей? (К педиатру.)

15) Сидит девица на железной птице,

Стрелы опускает, грузы поднимает. (Крановщица.)

7. Конкурс «Знаток технологии».

На столе под определенными номерами находятся изделия, полученные путем сгибания, резания, склеивания, выпиливания, сшивания, вязания и т. д. Учитель называет технологический процесс, а учащиеся должны выбрать соответствующее ему изделие.

8. Конкурс «Найди лишнее».

На доске или на карточке крупными буквами написаны слова. Необходимо вычеркнуть «лишнее» слово, не относящееся к данному технологическому процессу. Например: игла, нитки, гвоздь, сантиметровая лента, наперсток. (Лишним является слово «гвоздь», так как он не используется при работе с тканью.)

1) Кисть - клей - линейка - спица - ножницы.

2) Пряжа - нож - спицы - ножницы.

3) Кастрюля - ложка - терка - крючок.

Музыкальная пауза.

Частушки:

Мы трудиться очень любим,

Нам трудиться нравится.

Каждый сладит с трудным делом,

С любой работой справится.

Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж.

Моя мама боевая,

Ну а я тогда в кого ж?

Сам почистить раз в году

Я решил сковороду.

Но потом четыре дня

Не могли отмыть меня.

Ира, Оля, Катерина

Загорелись вышивать,

Во всю прыть они старались

Заказов больше принимать.

Говорят — умелая

Девочка несмелая.

Но любую я работу

До конца доделаю.

Мы частушки все пропели -

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали!

III. Итог игры.

Заключительное слово учителя . Молодцы, ребята! Вы сегодня свои умения и знания по технологии показали, о профессиях разных много рассказали.

Как видите, дети, профессий немало - такую себе выбирай,

Чтоб делом всей жизни твоей она стала,

Чтоб честным трудом ты прославил свой край.

Выбор профессии - важное жизненное решение. Для успешности в современном обществе человеку необходимо проявить свои силы, склонности, способности, образованность и компетентность. Только в процессе творческого применения своих знаний человек получает удовлетворённость. А неправильный выбор профессии может привести к проблемам со здоровьем: стрессу, депрессии, нервным заболеваниям. Считаем данную тему актуальной, потому что уже в начальной школе перед детьми встаёт вопрос «Какую выбрать профессию?»

Идея проблемы - учащиеся знают мало профессий, относящихся к группам «человек - человек», «человек - техника» и совсем не знают профессий группы «человек - природа».

Просмотр содержимого документа
«Профориентационный проект в начальной школе "Разнообразен мир профессий"»

    Паспорт проекта

    Актуальность (проблема)

    Цели и задачи проекта

    Участники и их роль в реализации проекта

    Средства реализации проекта

    Технологичность проекта

    План реализации проекта

    Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.

    Приложение

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Номинация проекта

«Профориентационный проект в начальной школе»

Тема проекта

«Разнообразен мир профессий»

Руководители: учителя начальных классов Болховская Евгения Владимировна, Швец Ирина Николаевна;

Место реализации проекта

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 2»

Проблема, на решение которой направлен проект

Низкий уровень знаний детей о множестве профессий, относящихся к группам «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек».

Цель проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Задачи проекта :

Сроки реализации проекта

Сентябрь - октябрь 2016 года

Ожидаемые результаты

    активное повышение самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

    приобретение знаний и представлений о профессиях;

    желание задуматься о выборе будущей профессии, о важности и необходимости каждой профессии

Родители:

Педагоги:

    Повысится профессионально-личностный потенциал, уровень квалификации и профессионализма педагога,

    Повышение имиджа МБОУ

Актуальность. Выбор профессии – важное жизненное решение. Для успешности в современном обществе человеку необходимо проявитьсвои силы, склонности, способности, образованность и компетентность. Только в процессе творческого применения своих знаний человек получает удовлетворённость. А неправильный выбор профессии может привести к проблемам со здоровьем: стрессу, депрессии, нервным заболеваниям. Считаем данную тему актуальной, потому что уже в начальной школе перед детьми встаёт вопрос «Какую выбрать профессию?» Очень важно, чтобы человек нашёл дело по душе, сделал правильный выбор. Так как правильный выбор профессии определяет жизненный успех. А фундамент знаний о мире профессий закладывается, именно, на начальной ступени образования.

Идея проекта возникла при обнаружении проблемы – учащиеся знают мало профессий, относящихся к группам «человек - человек», «человек – техника» и совсем не знают профессий группы «человек – природа».

Цель проекта: формирование и развитие широких познавательных мотивов, ознакомление с наиболее доступными профессиями группы «человек – природа»: садовник, ветеринар, кинолог, флорист; «человек – техника»: водитель, электрик, строитель, лётчик, инженер; «человек – человек»: парикмахер, фармацевт, врач.

Задачи:

Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с миром профессий;

Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием сюжетно-ролевых игр, познавательных мероприятий и различных предметов;

Создать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности учащихся младшего школьного возраста;

Способствовать формированию готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы.

Целевая группа (участники проекта)

Участники проекта

Роль участников

Учащиеся 1 «А» класса

Потребность в знакомстве с различными профессиями.

Родители

Включённость родителей в процесс добывания информации.

Разнообразить знания детей о многообразии профессий

Педагоги

Повышение профессионального уровня педагогов за счет введения проектного метода обучения

Администрация

Проектный метод позволит выявить команду квалифицированных педагогов

Технологичность проекта

Пошаговые действия (описание проекта)

Первый этап - подготовительный.

Выбор творческой группы по реализации проекта, распределение обязанностей между членами творческой группы. Разработка проекта, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Руководители проекта создают условия для инновационных процессов во время творческой деятельности. В их обязанности входит: консультирование членов творческой группы, рецензирование информационных материалов для реализации проекта, контроль за внедрением проекта, обеспечение материально-технических условий. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Второй этап – основной .

На данном этапе осуществляется моделирование, проектирование проекта, разрабатывается план использования материально-технической базы, содержание мероприятий, сотрудничество с родителями (представителями профессий «человек - человек», «человек – природа», «человек – техника»). На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы по составлению занимательного толкового словаря профессий, вырабатывается общий подход, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта, проводится итоговый мониторинг (анкетирование учащихся 1 «А» класса по проблеме проекта)

Третий этап – заключительный.

Подводится результат проектной деятельности (публикации на сайте МБОУ). Итог проектной деятельности оформляется в виде презентации занимательного толкового словаря профессий.

План реализации проекта

Мероприятия

Подготовительный

Сентябрь 05.09. – 09.09.2016.

Постановка проблемы,

Выбор названия проекта,

Определение целей и задач проекта

Изучение методической литературы по данной теме;

Подбор наглядных пособий.

Викторина «Мир профессий» 12.09.2016.

14.09.2016.

Основной

Сентябрь

Классный час «Профессии моей семьи» 19.09.2016.

Выставка рисунков «Я в будущем» 22.09.2016.

Интервью с представителями профессий («человек – человек» - фармацевт; «человек – природа» - лесничий; «человек – техника» - водитель грузового транспортного средства) 26.09.2016, 28.09.2016, 30.09.2016.

Октябрь

Игра – путешествие «Мой выбор» 05.10.2016.

Выставка творческих работ из пластилина «Азбука профессий» 10.10.2016.

Выставка рисунков «Головной убор моей профессии» - 14.10.2016.

Во время реализации проекта оформляется занимательный толковый словарь «Разнообразен мир профессий», накапливается материал для интерактивной презентации «Игра в профессии».

Анкетирование учащихся 1 «А» класса 28.10.2016.

Заключительный

Презентация занимательного толкового словаря «Разнообразен мир профессий», интерактивной презентации «Игра в профессии» 31.10.2016.

Методы проекта

Метод на этапе

Формы работы

Подготовительный этап

Активный словесный метод

Исследование

Викторина.

Анкетирование учащихся 1 «А» класса

Основной этап

Креативный

Активный словесный метод

Игра

Поисковый

Исследование

Выставки рисунков,

выставка творческих работ из пластилина.

Интервью с представителями профессий

Игра - путешествие

Работа с информацией (поиск, изучение, отбор, исследование)

Анкетирование учащихся 1 «А» класса.

Заключительный этап

Словесный метод

Презентация занимательного толкового словаря, интерактивной презентации «Игра в профессии»

Эффект реализации проекта

У учащихся 1 «А» класса

    Активное повышение самооценки. Участвуя в проекте, дети ощущали себя значимыми в группе сверстников, видели свой вклад в общее дело, радовались своим успехам.

    Приобрели знания и представления о многих профессиях.

    Задумались о важности и необходимости каждой профессии.

    Возникло желание задуматься о выборе будущей профессии.

Родители:

    Родители становятся активными участниками образовательной деятельности.

    Сближаются позиции МБОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

Педагоги:

    Реализации индивидуальных скрытых возможностей, творческого потенциала всех участников проектной деятельности.

    Повышение имиджа МБОУ

В мониторинговом исследовании участвовали 25 учащихся 1 «А» класса. В подготовительном этапе 28% учащихся класса могли назвать 1 – 2 профессии группы «человек – природа», по реализации проекта в завершении основного этапа 68% учащихся класса могут назвать 7-8 профессий группы «человек – природа». В начале проекта 36% учащихся класса могли назвать 3 – 4 профессии группы «человек – техника», в завершении основного этапа 72% учащихся класса могут назвать 8-9 профессий группы «человек – техника». В завершении проекта 100% учащихся 1 «А» класса могут назвать 10 профессий группы «человек – человек». 76% учащихся класса смогли сделать и обосновать выбор профессии.


Подписи к слайдам:

Профориентацияв начальной школе
Составила:Приходько Т.Ю. МОУ СОШ № 6, Г.Копейск
Основная идея: Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене.
Цели: ознакомление учащихся с миром наиболее привлекательных для детей профессий (содержание, требования);создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Задачи:Проанализировать возрастные особенности младших школьников;С помощью методики «Кем быть?» (Н.С. Пряжников) определить круг профессий, наиболее актуальных для современных детей младшего школьного возраста;Подобрать формы и методы профориентационной работы во внеурочное время
Сроки выполнения проекта:Февраль-апрель, 2014 года.Участники проекта: Учащиеся 3А класса (30 человек)МОУ СОШ №6 г.Копейска
Содержание проекта:Профориентационная работа – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании ими вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы и учреждениях профессионального образования. Ее главные направления: помощь школьнику в выборе направления и места дальнейшего обучения; повышение готовности детей к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
Возрастные особенностиПовышенная чувствительность к внешним воздействиям;Ведущая деятельность – учебная;В учебе руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
Возрастные особенности4. Недостаточно развита волевая сфера,мышление носит наглядно-действенный характер;5. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых;6. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

Методика «Кем быть» (Н.С. Пряжников) Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Результаты методики «Кем быть» (Н.С. Пряжников)

Формы и методы профориентационной работы в начальной школе во внеурочное времяИгры и упражнения;Конкурсы и конференции проектных работ;;Организация работы клубов и кружков;Оформление уголка по профориентации“В мире профессий”;Экскурсии
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии Например: - «Угадай профессию по жестам», - «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», - «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией»
Игры и упражнения
Конкурсы и конференции проектных работ
Тематика: «Моя профессия - профессия будущего»; «Хочу быть…и буду»; «Защищаю профессию…»; «Быть мне…»;«Профессия моих родителей - моя профессия»;«Труд парикмахера» и др.
Конференция «Все профессии хороши, выбирай на вкус»
«Приглашаются люди разных профессий, которые рассказывают о своей профессии. Ученикам дается возможность задавать интересующие их вопросы о специфике той или иной профессий.Приглашаются люди не только предпочитаемых детьми профессий, но и тех, о которых дети мало знают либо вообще не знают.
Использование конструктора LEGO
Городские жители. DUPLOТематический набор, иллюстрирующий профессиональные принадлежности городских жителей. В наборе 20 фигурок людей, одетых в спец. одежду, свидетельствующую о профессии или роде деятельности персонажа.
Использование конструктора LEGO
Грузовой и пассажирский транспорт. LEGO
Большой базовый набор иллюстрирует способы грузовых и пассажирских перевозок. Огромное количество стандартных и специальных элементов позволит моделировать работу воздушного, наземного и водного транспорта
Использование конструктора LEGO
Железная дорога. DUPLO
Традиционно любимая всеми Железная дорога. В наборе - 2 товарных поезда, рельсы, пересечение железнодорожных путей, железнодорожный мост и переезд, а также фигурки машинистов и стандартные кирпичики для конструирования станции.
Пожарная станция. DUPLO
Тематический набор, иллюстрирующий работу пожарной команды. В наборе 129 элементов: две пожарные машины, вертолет, фигурки пожарных, а также элементы, имитирующие огонь и воду, и стандартные кирпичики для конструирования пожарной станции.
Полицейский участок. DUPLO
Тематический набор для конструирования и сюжетно-ролевой игры, позволяющий разыграть историю поимки преступников полицейскими.
Рабочие и служащие. LEGO
Более 30 миниатюрных ЛЕГО - человечков, представители различных коммунальных служб, содержит тематический набор для расширения знаний об общественно полезных профессиях.
Транспорт муниципальных служб. DUPLO
Тематический набор для конструирования содержит машины муниципальных служб, фигурки в униформе и дорожные знаки.
Организация работы клубов и кружков
Научно-техническая направленность Кружок авиамодельный, технического моделирования,радиоэлектроники, юных космонавтовЭколого-биологическая направленность Кружки юных цветоводов, зоологов, Клуб "Юный эколог"
Художественно-эстетическая направленность Кружок макраме, кулинарии, художественной вышивки, вязания и др.Музыкальное творчество:Фольклорный кружок, хоровой кружок и др.Социально-педагогическая направленность Кружок юных корреспондентов, Клуб «Юный пожарный», Клуб "Я выбираю профессию…"
Оформление уголка по профориентации“В мире профессий”
В этом уголке могут находиться книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией.В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.
Организация экскурсионной работы
Экскурсия на почту;Экскурсия в магазин;Экскурсия парикмахерскую;Экскурсия на предприятие;Экскурсия на фабрики (ОАО «ЧТЗ-Уралтрак, ОАО «Копейский машиностроительный завод», ОАО «Завод «Пластмасс», ОАО «Птицефабрика «Челябинская», МУП «Копейский хлебокомбинат», Группа компаний «Джемир», ООО Ламинат. Мебель. Комплект, Фабрика «УралЭкспрессФудс»)Экскурсия в библиотеку;Экскурсия в 36 ПЧ Копейского гарнизона пожарной охраны;
Эта книга поможет педагогам воспитать в детях живой интерес к миру разных профессий. Ее цель - через сказки, беседы, игры, вопросы и творческие задания о профессиях и мастерах привести детей к осознанию, что на земле нет ненужных профессий, что люди, вкладывающие всю душу в свой труд – Великие Мастера.Лопатина Александра, Скребцова Мария «Секреты мастерства»

Управление образования администрации города Осинники

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

Профориентационная работа в начальной школе

Методическая разработка

Выполнил:

учитель начальных классов

Полевщикова Лариса Александровна

Осинники 2016

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3- 5

ГЛАВА I………………………………………………………………… 6- 11

1.1.Сущность профориентационной работы……………… 6

1.2. Возрастные особенности младших школьников……… 7- 8

1.3.Формы и методы профориентационной работы ……… 9- 11

ГЛАВА II. Профориентационные занятия в нашей школе……… 12- 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………………………………………...14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………………………...15-16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……….…………………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………18-23

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………24

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………25

ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………….26

Введение

Если Вы не знаете, в какую гавань держите путь,

То никакой ветер не будет Вам попутным.

Сенека

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, предусматривает профильное обучение, целью которой является самоопределение обучающихся, формирование адекватного представления о своих возможностях.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

Обучение в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, з акладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, родственников, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Обратим внимание на то, что с каждым годом появляются всё новые профессии. Надо готовить детей к тому, что им придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает их ценными специалистами, востребованными на рынке труда. Престижность профессии должна учитываться – но после учёта интересов и способностей обучающихся. Электромонтёр или слесарь не менее полезен для общества, чем экономист и юрист. Главная задача педагога - помочь обучающимся выявить круг своих интересов по отношению к будущей профессии, которая должна не только приносить им чувство удовлетворения, но и чувство полезности, создание нужного и важного для своей Родины, для государства.

Таким образом , возникает необходимость в предпрофильном обучении и воспитании младших школьников, которое выполняет подготовительную функцию, и является подсистемой профильного обучения.

Цель исследования :

развитие познавательных способностей обучающихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи исследования :

    формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

    познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

    воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;

    развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Объект исследования: знакомство с миром профессий

Предмет исследования: формы и методы профориентационной работы

5

Гипотеза исследования : создание условий для реализации личности обучающихся, расширение его кругозора по отношению к миру профессий способствует осознанному первичному профессиональному самоопределению.

Глава I

1.1 Сущность профориентационной работы

Профессия (от лат. «professio» – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация – умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

Профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

1.2 Возрастные особенности младших школьников

Для младших школьников профориентационных занятия направлены на создании у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников.

Восприятие детей 2–4-го классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, необходимо продолжать использовать в работе упражнения на сравнение двух схожих объектов, явлений, слов, значений, ситуаций и т.д. Очень важно во 2–4-м классах развивать способность к интерпретации (объяснению). Если в первом классе некоторым детям сложно перечислить и объяснить, что изображено на картинке, то во втором-четвертом нам необходимо развивать умение детей описывать , какие события изображены на картинке и оценивать происходящее на ней. Если у дошкольников и первоклассников наблюдение носит целостный (нераздельный, недифференцированный) характер, то во 2–3-м классе взрослому необходимо развивать умение устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, умение сравнивать ситуации, явления, предметы между собой. По-прежнему важно развивать у детей умение аргументировать свою точку зрения.

Если первоклассники могут сохранять внимание в течение лишь 30–35 минут, то во 2–4-м классах это время увеличивается до 40–45 минут. К окончанию 3–4-го классов школьники должны уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Также важно развивать умение распределять внимание . Эта способность развивается при использовании

парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям начальных классов легче в парах.

По-прежнему активно развивается воображение детей, которое необходимо использовать для развития пространственного мышления, стратегического мышления и прогностичности.

Третий класс - переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии. Становится устойчивой самооценка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

1.3 Формы и методы профориентационной работы .

Основой этой формы работы является собственно проведение самого профориентационного занятия. Но дополнительными структурными элементами могут быть:

Беседы с приглашенными специалистами . Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.

Оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

Организация экскурсий на предприятия города или области. В проведении экскурсии главное - сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий. Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.

Ведение школьниками « Профессионального портфолио ». В которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы.



Формирование представлений младших школьников о профессиях осуществляется в процессе обучения при помощи различных методов и средств обучения. При проведении профориентационных занятий включаю различные психологические игры. (Приложение 3 ).

Рассказ, беседа, дискуссия, наглядные методы обучения, иллюстративные пособия, плакаты, таблицы, картины, и т.п., что позволит обучающимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое их ожидает.

Мини-лекция о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы. Лучше, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда получается по объективным причинам, то мы должны представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5–7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Рекомендуется представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: условия труда, орудия труда, история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.), ограничения при работе по этой профессии, интересные случаи. Эта информация может быть разделена на отрывки и рассказываться фрагментами.

Методика неоконченных предложений. Обучающимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности.

Таким образом , одна из целей предпрофильной подготовки - дать ребёнку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. Разнообразие своего опыта, увлечений, дел позволяет ребёнку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, не интересно или получается не очень хорошо. Такое самопознание необходимо для того, чтобы подросток мог уже осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

ГЛАВА II

Профориентационные занятия в нашей школе.

В начале учебного года было проведено обследование обучающихся по их интересам и склонностям к разному роду деятельности. Психолог на основе анкетных данных сделал вывод: из 28 обучающихся выделилось 6 групп. I - склонность к работе с людьми – 42%; II - склонность к исследовательской деятельности – 20%; III - склонность к практической деятельности – 38%; IV - склонность к эстетическим видам деятельности – 34%; V - склонность к экстремальным видам деятельности – 29%; VI - склонность к планово-экономической деятельности – 13%.

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать» , а склонности – формулой «хочу делать» . Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет.

Были даны рекомендации учителю и родителям обратить внимание на их интересы и склонности. Также на родительском собрании было проведено анкетирование, где выяснилось, что родители советуют своим детям выбрать такую профессию, которая им нравится. Интересно, что для многих родителей вопрос о выборе профессии был один из самых трудных в их жизни. В результате рекомендаций психолога, родителей, желания самих

детей мной разработана рабочая программа для 3-го класса, которая была утверждена на школьном методическом объединении. Профориентационные мероприятия включены (в Приложение 4 ). Эта программа направлена на развитие у обучающихся основ позитивного отношения к профессиям и первичной заинтересованности в тех или иных профессиональных областях.

В ноябре запланирована экскурсия на предприятие ООО «Осинникихлеб», где ребята сами понаблюдают за особенностями профессии на производстве.

В настоящее время возрастает роль социального партнёрства школ и учреждений дополнительного образования. Такие занятия как: театральная студия, ритмопластика, этика, хоровой класс способствуют раскрытию и развитию творческих способностей обучающихся нашего класса. На Станции юных техников ребята с1-го класса обучаются по специальной программе, главной целью которого является развитие технического мышления. В Доме детского творчества ребята обучаются шахматному мастерству, различным прикладным искусствам, которые способствуют развитию логического мышления и коммуникативных функций.

В результате на профориентационных занятиях ребята получат знания о мире профессий; познакомятся с наиболее популярными профессиями нашего города (есть вероятность, что ребята выберут профессию в нашем городе); формируют положительное отношение к трудовой деятельности; обогащаются представления младших школьников о качествах, необходимых им в труде, понимание общественной значимости труда. Таким образом, к концу 3 класса ребята моего класса не только познакомятся с миром профессий, но и смогут сделать первые пробы выбора.

Заключение

Профессиональное самоопределение личности – сложный длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Психологические особенности младшего школьника особенно благоприятны для развития у него первых профессиональных интересов, и чем глубже и шире будет осуществляться этот процесс в младших классах, тем эффективнее будет формирование профессионального самоопределения в старших классах.

Таким образом, обучающиеся получают возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. Это поможет осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

Список используемой литературы

1. Антоненко, А. А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. - 1996. - № 4. - С. 48-59.

2. Васильева, Т.В. Путешествие по городу мастеров: Экспериментальная программа. III класс [Текст]/Т.В. Васильева. – Кемерово: ОблИУУ, Институт общего среднего образования, 1996. – 83 с.

3. Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] /Т.Л. Денисова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.34-36

4. Елькина О.Ю. «Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии» [Текст]/О.Ю. Елькина. – Кемерово, 1997. – 46 с.

5. Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]/Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12. – С. 40-43

6. Игумнова, Е.Л. Банкир, фермер иль портной... Кто же я буду такой? [Текст]/Е.Л. Игумнова. – Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с.

7. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст]/Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.

8. Кочетов, А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников [Текст]/А.И. Кочетов. – Минск, 1984. – 160 с.

13. Ожегов, С.А. Словарь русского языка: около 57 000 слов [Текст]/под ред. Чл.-корр АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.

14. Осовская, С.Н. Город мастеров [Текст]/С.Н. Осовская// Школьный психолог. – 2006. -№ 13. – С. 12-15

15. Пряжников, Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст]/ Н.С. Пряжников // Педагогика. – 1993. - № 5. – С. 33 – 37.

Интернет ресурсы

    ?

    http://www.google.ru/search?

Приложение 1

Анкета для родителей

    Как вы готовите себя к выбранной профессии?

    Знали ли вы, где можно было получить подготовку к выбранной профессии?

    Где вы читали о выбранной профессии?

    С кем беседовали о выбранной профессии?

    Когда вы выбрали профессию?

    Происходили ли изменения в вашем выборе?

    Кто на вас оказал наибольшее влияние при выборе профессии?

    На что вы ориентировались, выбирая профессию?

    Ч то, по вашему мнению, необходимо, чтобы быть хорошим специалистом?

    Какую профессию вы бы хотели определить для своего ребёнка?

Приложение 2

Профессиональные склонности

Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов и отметьте его в бланке.

I

II

III

IV

V

VI

Сумма баллов

    Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на

сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.

    В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.

    Меня больше обрадует Нобелевская премия

а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.

    Я скорее соглашусь стать

а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.

    Будущее людей определяют

а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.

    Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.

    На технической выставке меня больше привлечет

а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

    В людях я ценю, прежде всего

а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.

    В свободное время мне хотелось бы

а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.

    В заграничных поездках меня скорее заинтересует

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.

    Мне интереснее беседовать о

а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

    Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

    В школе следует обратить особое внимание на

а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.

    Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

15.Мне хотелось бы работать

а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.

    Школа в первую очередь должна

а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.

    Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.

    Государство должно в первую очередь заботиться о

а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.

    Мне больше всего нравятся уроки

а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.

    Мне интереснее было бы

а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.

а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

    Свободное время я люблю

    Больший интерес у меня вызовет сообщение о

а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.

    Я предпочту работать

а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

Обработка результатов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

I - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми, понимать их состояние, знать и помнить их особенности.

23
II - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Такие люди отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

III - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

IV - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость.

V - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.

VI - склонность к планово-экономической деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Приложение 3

Профориентационные игры

Игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов.

Пример:

Какой современный профессионал соответствует старинному названию «ростовщик»?

а) овощевод, б) банкир, в) воспитатель.

Дерево ценят по плодам, а человека по …

а) деньгам, б) делам, в) глазам.

Какое профессионально важное качество необходимо бухгалтеру?

А) музыкальный слух, б) ловкость рук, в) аккуратность .

«Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.

Приложение 4

Тематическое планирование занятий

Дата

Тема занятия Кол-во

часов

Основное содержание

Ответственные

Введение в мир профессий 5 ч

Зачем человек трудится?

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Психолог

Какие профессии ты знаешь?

Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ обучающихся о некоторых профессиях.

Игра «Угадай профессию!»

Кл. руководитль

Мир интересных профессий

Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Кл. руководитель

Чем пахнут ремесла?

Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Библиотекарь

Кем я хочу стать?

Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Кл. руководитель

Профессии моих родителей 2 ч

Кем работают мои родители?

Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»

Обучающиеся,

Родители

Встреча с родителями

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»

Кл. руководитель

Итоговые занятия 2ч

Викторина «Что мы узнали?»

Разминка. Викторина «Что мы узнали?»

Библиотекарь

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Кл. руководитель

26

Приложение 5

Выступление на педагогический совет

Скрябина Л.А.

Профориентация в начальной школе

В настоящее время всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания.

Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.

Цель данного направления: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

Развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической.

Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, уже в начальной школе надо его познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Первые профессии, о которых узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни. Ребёнок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребёнка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Внешняя сторона деятельности взрослых остаётся для детей более существенной, чем её смысл.

Слова «работать, работа, на работе» - одно из первых в словаре ребёнка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают всё, необходимое для жизни: еду, одежду, лекарства и т. д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.

Часто бывает так, что ребёнок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители – «рабочая династия». С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых.

Задумывалась ли я, учитель начальных классов о важности данной проблемы? Нет. Но интуитивно работу в данном направлении все равно проводила и провожу, и достаточно регулярно.

Знакомство с профессиями в своём классе я начинаю с 1 класса. В работе по профориентации я использую самые разнообразные формы: встречи с родителями, с людьми интересных профессий, мастер – классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины и другие виды работы.

1кл. Кл.час «Радуга профессий», разговор о разных профессиях, конкурс рисунков «Радуга профессий» - кем я хочу стать; экскурсия в музей Пожарной безопасности, кл.час «Огонь - друг, огонь - враг» знакомство с профессией пожарный; интересные встречи - рассказ дедушки Волкова В.А. о профессии военного летчика.

2 кл. Кл.час «Я талантлив», групповой проект «Что я умею делать лучше всего». На уроках окр.мира идет знакомство с профессией геолога, сельскохозяйственными профессиями, говорим о «Труд людей осенью», «Весенние работы в саду, огороде, поле». В апреле 2016 года к нам в гимназию приезжал Виктор Игоревич Васильев, актер и председатель Союза кинематографистов Республики Беларусь. Ребята увидели анимационные фильмы «Аист» и «Глупая пани и разумный пан», а также поиграли и смогли почувствовать себя на настоящей съемочной площадке.

3 кл. В рамках интересные встречи – мастер- класс от родительницы Месенгисер Н.С. врач-стоматолог. Рассказала детям о зубах их строении, учила почему надо беречь зубы и как за ними ухаживать.

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Написание сочинения «Кем я хочу стать, когда я вырасту». Вашему вниманию, я представляю выдержки из этих сочинений.

Готовясь к этому педсовету, я стала другими глазами смотреть на данное направление в воспитании наших детей, осознала важность этого момента и теперь пересмотрю план воспитательной работы класса на следующий год