Чему учит народная мудрость. Чему учат детей

  • 28.01.2023

Предварительный просмотр:

Игра-викторина

«Чему учит народная мудрость».

Цель: способствовать развитию познавательной активности учащихся, расширению кругозора, развитию мышления и речи.

Пословицы и поговорки многообразны, они находятся как бы

вневременного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящимися всегда к месту. В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает неповторимое своеобразие и выразительность.

У каждой пословицы есть своя задача.

Викторина

Викторина будет проходить в довольно быстром темпе.

Она чем-то напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях - кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы оценит компетентное жюри... Итак, мы начинаем!

1 . Конкурс « Продолжи пословицу»

Пословица - ритмизированное высказывание, несущее обобщённую мысль, поучительный вывод.

Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Задание для 1 команды:

Куй железо,

ни сил, ни жизни не жалей.

Один в поле

век учись.

Что посеешь,

пока горячо!

Век живи

год кормит.

Вешний день

то и пожнешь.

Для Родины своей

не воин.

Задание для 2 команды:

Задание для 3 команды:

При солнышке тепло,

вода не течёт.

Красна птица опереньем,

слова не выкинешь.

Сам умирай,

один раз отрежь.

Семь раз отмерь,

а человек уменьем.

Из песни

а при матери добро.

Под лежачий камень

а товарища выручай

2.Конкурс (объясните пословицу)

Задание для 1 команды:

Краткость - сестра таланта. –

Лучше поздно, чем никогда. –

He откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. –

Задание для 2 команды:

В гостях хорошо, а дома лучше. –

Время творит чудеса. –

Честность - лучшая политика. –

Задание для 3 команды:

Здоровье дороже богатства.-

Утро вечера мудренее.-

Учиться никогда не поздно.-

3.Конкурс

Сказки

А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь.

Кто-то за кого-то ухватился цепко, Ох, никак не вытянуть, ох,

Засела крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд

Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки.

(«Репка»)

Колотил да колотил По тарелке носом, Ничего не проглотил И остался с носом. («Лиса и журавль»)

А дорога далека, А корзинка нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок! («Маша и медведи»)

Ах ты, Петя, - простота, Оплошал немножко,

Не послушался кота Выглянул в окошко. («Петушок - золотой гребешок»)

Нет ни речки, ни пруда, Где воды напиться,

Очень вкусная вода В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

- Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

4.Конкурс

Загадки

Начинаем наше соревнование. Кто знает, что такое загадка? - Голубой платок, Алый клубок

По платку катается, Людям улыбается. (Солнце.)

- Двенадцать братьев Друг за другом ходят,

Друг друга не находят. (Месяцы.)

Пришёл волк - Весь народ умолк, Ясен сокол пришёл -

Весь народ пошёл. (Ночь и день.)

- Поднялись ворота - Всему миру красота. (Радуга.)

Старик у ворот Тепло уволок, Сам не бежит

И стоять не велит. (Мороз.)

Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает. Зимой согревает. (Лес.)

Стоит городок - Сколько стареньких домков,

Сколько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

- У матери двадцать деток,

Все детки - однолетки. (Наседка и цыплята.)

Бел, как снег, В чести у всех, В рот попал -

Там и пропал. (Сахар.)

И языка нет,

А правду скажет. (Зеркало.)

Утка ныряла - ныряла

И хвост потеряла. (Иголка и нитка.)

Сидит Пахом

На коне верхом,

Книги читает,

А грамоты не знает. (Очки.)

Без крыльев, А летит.

Без языка,

А говорит. (Письмо.)

Под землёй Птица гнездо свила,

Яиц принесла. (Картофель.)

Белый тулупчик Сшит без рубчика. (Яйцо.)

- Маленький Иван - Костяной кафтан. (Орех.)

Без ног, а хожу, Без рук, а указываю. (Часы.)

Легко, кругло,

А за хвост не поднять. (Клубок.)

А всё расскажет. (Книга.) Ведущий: Ребята! Справились с загадками!

5. Конкурс

Особенности русского быта.

Ведущий: Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях быта. Итак, приготовились. Вопросы:

1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, рубашка, кокошник, сапожки.)

8. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9. Какое национальное дерево России? (Берёза.)

10. Какой русский город назвали городом мастеров? (Тулу.)

11. Чем был знаменит Нижний Новгород? (Ярмарками.)

12. Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)

13. Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)

14. Какой русский царь любил плотничать? (Пётр 1.)

6 . Конкурс

« Вставь слово»

Вставьте в названия сказок пропущенные слова.

  1. Поди туда – _______________, __________ то – не знаю что.
  2. Сестрица __________ и братец____________.
  3. Иван – ________________ и ___________волк.
  4. У страха _________ велики.
  5. Финист - _______________ сокол.
  6. _________ из топора.
  7. Никита __________.
  8. Летучий _____________.

7. Конкурс

«ВОПРОС–ОТВЕТ».

Командам задаются вопросы, каждый правильный ответ – плюс один балл команде.

  1. Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец )
  2. Злодей. Свистел по – соловьиному, кричал по – звериному, шипел по - змеиному. (Соловей – разбойник )
  3. Побратим Ильи Муромца победивший Змеинище – Грынище о трёх головах, о двенадцати хоботах с погаными крыльями. (Добрыня Никитич )
  4. Что должен был взять, а чего не должен был трогать Иван – царевич из сказки «Иван – царевич и серый волк». (Взять птицу и коня, а не трогать клетку и уздечку )
  5. Как поступили братья с Иваном – царевичем? (Убили его, а всё добро забрали )
  6. Кто и в какой сказке говорил: «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой»? (Иванушка в сказке «Сивка – бурка» )
  7. Какая сказка заканчивается словами: «Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле»? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка )
  8. Кого родители благословляли такими словами: «Поезжай, наше дитятко милое, в чисто поле, из чиста поля в славный Киев – град. Низко кланяйся князю с княгинею, войску русскому, богатырям – товарищам. Обходись с ними вежливо». (Илью Муромца )
  9. Кто из былинных персонажей жил у речки Смородины, на горе Сорочинской? (Соловей – разбойник, Змей – Горыныч )

III. Подведение итогов, награждение команд.


июня 11 2010

В раннем детстве мы впервые знакомимся с книгой. Первые , стихи, рассказы нам читают родители. А потом мы и сами учимся понимать печатное слово. Книга появилась потому, что люди всегда стремились сохранить и передать для потомков свою мудрость, знание, красоту художественного слова. Из истории знаем, что сначала писали на глиняных табличках, папирусе, пергаменте. Лишь со временем изобрели бумагу и начали печатать книги. Первые книги были рукописными. Их создание занимало немало времени и сил. Истоки отечественной рукописной книги начинаются со времен Киевской Руси. Благодаря летописям, которые создавались в монастырях, мы сегодня имеем возможность знать о том, как жили наши предки. Наиболее детальный летописный свод заключен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Называется он « временных лет» и рассказывает о расселении славян, об образовании государств, о первых русских князьях. Рукописной книгой есть также одна из древнейших памяток украинской письменности - «Слово о полку Игоревом».

Рукописные книги всегда ценились очень дорого и пользоваться ими могло ограниченное количество людей. Доступнее книги стали с того времени, когда их начали печатать. Первопечатниками были Иван Федоров, Франциск Скорина, Елисей Плетедкий. Книгопечатанья начиналось из первых несмелых попыток, а потом этот процесс усовершенствовался. Книг становилось все больше и они были лучшего качества. Сегодня тяжело вообразить нашу без книг. Они помогают нам приобретать образование, узнавать больше об окружающем мире, жизни других людей. Печатное слово нередко становится советчиком в разных жизненных ситуациях.

Книги - это настоящая копилка мудрости. Недаром издавна люди собирали книги, создавали библиотеки, чтобы сохранить ту информацию, которая содержится в книгах. Во Львове на одном из помещений местной библиотеки сделана надпись латинским языком: «Здесь мертвые живут и немые проговаривают». Так как и в самом деле, в книгах остаются жить мысли, стремление, мечты не только наших современников, а и представителей прошлых поколений.

В России книгу уважали издавна, еще со времен Киевской Руси. Книжная наука в нашей Родине началась во времена княжения Владимира. Еще большего расцвета получила при Ярославе Мудром. В одном из тогдашних летописей отмечается, что князь любил церковные уставах, часто читал их днем и ночью. Он собрал много писарей, которые переводили книги с греческого языка на славянский. Ярослав Мудрый не только сам любил книги, был просвещенным. Он заботился и о развитии образования в государстве. Один исторический факт свидетельствует, что в Новгороде Ярослав собрал триста детей старост и священников и велел учить их. Народная мудрость говорит, что книга учит, как на миру жить. И это действительно так. Она раскрывает нам интересный мир, помогает странствовать через столетия и лучше понимать настоящее.

Все мы с детства знаем много пословиц. Некоторые из них часто удается вставить в речь, другие используются редко. Благодаря крылатым выражениям получается расширить свой словарный запас и придать речи интересную витиеватость. Чему учат пословицы и фразеологизмы? Давайте разберемся.

Чему учат детей

Пословицы играют важную роль в жизни любого человека. Благодаря им человек может быстро запомнить и понять житейские премудрости и простые истины. Чему учат пословицы детей? В первую очередь родители читают чадам пословицы и поговорки о дружбе и любви. Благодаря крылатым фразам малышам проще запоминать народную мудрость. Например, как быстро донести до юного создания, что врать плохо? Можно прочитать часовую лекцию, которая все равно не дойдет до сознания ребёнка.

А можно сказать: "Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят". Краткое изречение быстро помогает донести тот смысл, что если ребенок будет лгать, то ему не будут верить ни друзья, ни родители. А может случиться и такое, что близкие люди просто отвернутся.

Благодаря крылатым выражениям можно заложить в сознание ребенка и моральные нормы. Например, стоит объяснять детям, что, общаясь с людьми, нужно уметь подбирать слова. Нужно рассказать, что иногда можно сильно обидеть человека, сказав ему что-то не то. В этом случае отлично подходит пословица «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Такие краткие изречения дети запоминают лучше, чем длинные непонятные тирады. И даже если смысл высказывания до вашего чада не дойдет сразу, не переживайте, время сделает свое дело.

Как научить ребенка читать с помощью пословиц

Многие родители переживают, что их чадо не интересуется книгами. Но оказывается, есть быстрый способ научить ребенка читать. Если родители занимаются со своим чадом, то к 5 годам девочки и мальчики уже будут знать много пословиц. И как же эти знания применять на практике? Нужно найти детское произведение, в котором есть крылатое выражение. Не нужно заставлять ребенка читать всю страницу. Необходимо поставить цель найти нужную фразу. Такая задача для ребенка выглядит более привлекательной. Ведь ему предстоит поиск, а не скучное чтение. Но любой грамотный родитель понимает: чтобы найти кусок текста, придется потрудиться и прочитать как минимум полстраницы. Ребенок будет рад одержанной победе, а родители счастливы, что нашли нетривиальный способ заставить свое чадо грызть гранит науки.

Чему учат взрослых

Люди развивают свой интеллект всю жизнь. Нельзя сказать, что учеба заканчивается, когда человеку дают диплом о высшем образовании. А учиться на скучных курсах и лекциях неинтересно не только детям. Намного проще прививать любовь к чему угодно посредством поговорок. Чему учат пословицы людей? Любви к своей родине, помощи другим, уважению и смирению. Многие могут сказать, что это то же самое, чему обучают детей. Но ведь не каждый ребенок воспринимает все, что ему говорят взрослые. Иногда приходится уже в зрелом возрасте наверстывать упущенное. Разберем на примере.

Чему учат пословицы о родине? Любви к своей отчизне, своему дому и краю. Разве может ребенок осознать всю глубину пословицы «Родной край - сердцу рай»? Конечно, нет. Нужно пожить за границей или в другом городе, чтобы понять, что нет ничего лучше, чем отчий дом.

Пословицы в литературе

Русские классики любили придавать своим произведениям яркость за счет образности языка. И в этом им помогали пословицы. Чему учат эти короткие народные высказывания? Чести, долгу, морали, любви и верности. Доносить любую мораль лучше в форме сжатого выражения. С этой задачей поговорки справлялись превосходно. Например, посмотрим, как вставил в свою повесть «Капитанская дочка» А. Пушкин такое выражение: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь... и помни пословицу: "береги платье снову, а честь смолоду"».

Некоторые писатели пошли дальше и сами начали создавать фразы, которые впоследствии стали крылатыми. Так, А. Грибоедов на страницах «Горе от ума» изрек: «Счастливые часов не наблюдают». Сегодня эту фразу можно слышать повсеместно, так же как и цитату из «Онегина»: «Любви все возрасты покорны».

Зачем пользоваться пословицами

Поговорки помогают людям лучше понимать чувства друг друга. Иногда бывает сложно описать свое состояние, и фраза «У меня кошки на душе скребутся» может в полной мере выразить тревогу и страх человека. Также многие люди на пословицах учатся. Чему? Верности, преданности, любви к родине и ближним. Нет надобности говорить, что благодаря крылатым выражениям наш лексикон становится богаче. Ведь русский по праву считается самым литературным языком в мире.

Можно ли обходиться без пословиц и поговорок

Раньше люди жили и без языка и как-то справлялись. Существовать можно и без пословиц, поговорок и фразеологизмов. Но насколько скучна будет речь. Истории, которые рассказаны сухим языком, слушать неинтересно. Люди любят преувеличивать, преуменьшать и домысливать. Это все отражается в народной мудрости, которая одновременно и поучает, и смешит. Убрать из языка пословицы - это значит лишить страну ее культурного наследия. Люди веками вкладывали мудрость в книги и киноленты. И квинтэссенцией всех этих знаний по праву считаются именно пословицы и поговорки. Чему учат эти выражения? Ну конечно, жизни.

Как правильно учить пословицы

Лучший способ что-либо запомнить - это создавать привязки к контексту. Если вы думаете, какие пословицы учить с детьми, то просто мысленно представьте ситуацию, в которой это выражение может пригодиться. Лучший способ - это рассказывать умную мысль ребенку к месту.

Например, ваше чадо совершило досадный промах. Не нужно ругаться, можно просто сказать: «На ошибках учатся». Таким образом, ребенок не только сделает вывод из сложившейся ситуации, но и обогатит свой словарный запас полезной пословицей. Этот способ подходит и для взрослых. Правда, не всегда с вами будет рядом опытный наставник, который поможет подобрать уместную фразу. Но у каждого современного человека в кармане лежит смартфон с доступом в Интернет. И всегда можно попросить "Гугл" найти что-нибудь подходящее. Таким образом будет легче отпустить неприятную ситуацию и пополнить копилку своих знаний.

Социальное познание.10класс. Профильный уровень. Обществознание. 1. Утверждение «Археологи установили, что древние славяне жили в домах-землянках с

двускатными крышами, обложенными дерном» является примером 1)научного знания 2)житейского знания 3)народной мудрости 4)мифологического знания 2. Верны ли следующие суждения об объекте познания? А. Объектом познания может быть весь окружающий мир. Б. Процесс познания может быть направлен на изучение особенностей отдельного человека. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 3. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс бессмертен» является примером: 1)представления 2)восприятия 3)понятия 4)умозаключения 4. Обыденное (житейское) знание основано на 1)осмыслении жизненного опыта 2)отображении мира в художественных образах 3)выдвижении научных гипотез 4)представлениях о прекрасном и безобразном 5. Социальное познание, в отличие от иных видов познавательной деятельности, характеризуется 1)использованием специальных приемов исследования 2)совпадением субъекта и объекта познания 3)стремлением к установлению истины 4)соответствием познаваемой реальности 6. Установите соответствие между методами и уровнем научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго. МЕТОДЫ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) А)теоретический Б)эмпирический 1)выявление общих и особенных качеств явления 2)проведение лабораторного опыта 3)выдвижение гипотезы 4)установление характера взаимодействий внутри системного объекта 7. Найдите в приведенном списке черты, характерные только для социального познания, 1) объект и субъект познания совпадают 2) ограниченные возможности для экспериментов 3) фиксация обобщений в виде законов 4) получение количественных данных об изучаемом объекте 5) направлено на изучение человека и общества 6) объяснение существующих взаимосвязей

Теорема+Пифагора - одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии.C устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника.

запишите цифры под которыми они указаны

1) Она сложна для самостоятельного изученья.

2) Её открытие произошло на основе наблюдений.

3) Она изложена специальным языком математики.

4) Для подтверждения её истиности предложено доказательство опирающееся на опытно установленные данные.

5) ДЛя ее описания использован метод теоретического объяснения

6) её истиность была усановлена обобщения народной мудрости

верны ли следущие суждения об отклоняющемся поведении?

а.отклоняющеечя поведение может иметь не только негативные последствия
б.одна из психологических причин отклоняющегося поведения подростка-нежелание отставать от других,стремление войти в привлекательную в его глазах группу.
1)верно только а
2)верно только б
3)оба суждения верны
4)оба суждения неверны

Родители учат сына:"всегда выполняй свои обещания".родители сообщают сыну:
1)народную мудрость
2)правовые нормы
3)нормы морали
4)правила этикета

Семья, в отличии от других малых груп характеризуется:
1)групповыми нормами
2)общими увлечениями
3)общностью быта
4)единством взглядов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Научно-практическая конференция МКОУ СОШ п. Мизур.

Направление: русский язык и литература

Название работы

Народная мудрость в пословицах и поговорках.

Зангиева Лана , 5 класс

Место выполнения работы

МКОУ СОШ п. Мизур

Научный руководитель

Кочиева З.А., учитель русского языка и литературы

п. Мизур

2015-2016

Содержание

    Введение …………………………………………………… .. 3

    1. Обоснование темы и актуальность

      Цели исследования

      Задачи исследования

      Объект исследования

      Предмет исследования

      Гипотеза

      Методы и приёмы исследования

II . Основная часть ……………………………………………… 4-8

2.1 Вступительное слово

    1. Историческая справка

2.3

2.4 Различия между поговорками и пословицами

2.5 Сравнительный анализ русских и зарубежных пословиц и поговорок

    Заключение……………………………………………………9

    Список литературы………………………………………….. 10

Введение.

Обоснование темы и а ктуальность:

С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «мал золотник, да дорог», «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Поступив в школу, на уроках чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки . А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни? Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила выбрать для проекта тему:

«Народная мудрость в пословицах и поговорках»

Знать много пословиц и поговорок и уметь их использовать в своей речи - очень актуально , так как они украшают нашу речь, делают её более выразительной, образной, обогащают словарный запас.

Цели:

Осмысление содержания пословиц и поговорок;

Применение пословиц и поговорок в разных жизненных ситуациях.

Задачи:

    Выяснить откуда появились пословицы и поговорки в фольклоре.

    Определить что называют «пословицами» и «поговорками».

    Найти различия между поговорками и пословицами

    Провести сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками.

    Пополнить свой активный словарный запас.

Объект исследования: устное народное творчество – малые жанры фольклора.

Предмет исследования: пословицы и поговорки.

Методы исследования: наблюдение, анализ, беседа.

Методы и приёмы исследования: чтение и анализ научной и художественной литературы, наблюдение, анализ, беседа.

Гипотеза исследования

Пословицы живут в нашей речи, делают её яркой, образной, интересной.
Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет огромную роль во всестороннем развитии.
Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, также добросовестности и трудолюбия.

Основная часть

Вступительное слово

Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.

Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют фольклором. Слово фольклор английского происхождения folk lore . Оно значит народная мудрость, народное знание.

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора . Пословицы и поговорки порождаются устным народным творчеством, они обобщают мудрость и опыт человека, помогают жить, учат трудиться, дружить. Этот вид фольклора стал самым необходимым и стойким в нашем быту.

Историческая справка:

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно одно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Это короткие, простые, но богатые изречения. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота.

Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. В.И. Даль писал, что пословицы – это « цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной.

Работа по собиранию пословиц начинается с 17века – это были рукописные сборники. Их собирали многие поэты и писатели. Наиболее крупным был сборник Даля (1862 г.), куда вошло свыше 30 тысяч пословиц.

Опыт поколений в поговорках, пословицах

Пословицы были придуманы в разные времена, при разных обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за историю его существования и развития. Почему люди поступают так, а не иначе. Откуда взялись основные манеры поведения и многое другое.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о том, откуда они и какие между ними различия?

В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости.

Возраст пословицы можно рассмотреть «между строк». Так, например, выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» говорит о том, что оно было придумано сравнительно недавно, поскольку рубль – не самая старая валюта по мировым меркам. Более устаревшее денежное название в поговорке «Мал золотник, да дорог!». Множество пословиц и поговорок имеют многовековую историю и возраст. Об этом говорят устаревшие слова, встречающиеся в них. «Беречь, как зеницу ока», «Кто старое помянет, тому глаз – вон!»

Какие между ними сходства и различия?

В народе говорят: «Пословица» и «поговорка» «ходят вместе». А еще говорят:

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

То есть:

Заключение.

При написании работы была дана характеристика происхождения пословиц и поговорок, было проведено сравнение между ними, также провела сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками. Но актуальность пословиц и поговорок заключается в том, что благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Обращая внимание на пословицы, можем быть уверены, что поступаем правильно. Пословицы и поговорки были придуманы давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так, как велит народная мудрость, сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то, что говорит пословица или поговорка. Можно сказать, что их не вспоминают без повода и причины. Они всегда приходят нам на память при разговоре, к случаю.

В ходе исследования я расширила свои знания о пословицах и поговор ках.

Выводы:

Итак, пословицы и поговорки делают нашу речь яркой, образной, делают нас воспитанными.

Прекрасны пословицы и поговорки!

Наш долг - беречь этот мудрый чистый родник!

Читайте жанры устного народного творчества!

Уважайте мудрость предков!

Список литературы:

    Словарь русских пословиц и поговорок В. П. Жуков Издательство Москва 2001г.

    К мудрости ступенька В. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские народные пословицы поговорки, загадки. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские пословицы А. С. Спирин. Издательство Ростовского университета, 1985 г.

    Русское народное творчество. Издательство Высшая школа Москва 1966 г.

    Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В. П. Аникина.

    Народная мудрость в пословицах и поговорках. Н.А.Сытова Издательство Москва, 1985 г

    Интернет ресурсы