Сжатое изложение онлайн с проверкой. Тексты изложений огэ по русскому языку. В современном мире нет человека

  • 24.12.2021

В задании 1 вам требуется написать сжатое изложение, сохранив авторские микротемы. При этом важно передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Важно не забыть использовать способы сжатия текста. Но обо всем по порядку.

Что такое микротема?

Микротема - это маленькая часть общей темы, иначе - тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца. Таким образом, все предложения абзаца должны быть связаны одной микротемой. А все микротемы должны подчиняться общей теме текста. Например, темой всего текста является осень. Но в первом абзаце автор может рассказывать о бабьем лете в сентябре, во втором автор будет говорить о золотой осени, которая наступает в октябре, а в третьем - описывать холодную ноябрьскую осень. Тему и микротемы текста такого типа можно представить в виде следующего плана:

Осень

1. Прекрасная пора - бабье лето!
2. Пушкинская пора - золотая осень.
3. Осень - время подготовки к зиме.

Имея такой план, легко представить содержание всего текста в целом, однако Вашей задачей на экзамене будет услышать все микротемы, а их, как и здесь, будет ровно три в любом читаемом тексте. Это гораздо сложнее. Стараясь не упустить важного, девятиклассник пытается записать каждое слово, а этого делать не нужно, так как уже при первом прослушивании, владея приемами сжатия текста, можно отличить главное от второстепенного.

Способы сжатия текста

Известны три основных способа сжатия текста:


При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);
  • убрать детали;
  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
  • объединить существенное;
  • составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ :
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

ПРИМЕР:
до сжатия
радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

ПРИМЕР:
до сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:

  • вычленить единичные факты;
  • подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
  • ​составить новый текст.

ПРИМЕР:
до сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

При УПРОЩЕНИИ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную.

ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина , то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия
Читая дневник Никитина , чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

  • замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
  • ​замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

до сжатия
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц , устраивающих утренний концерт Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц , отдыхаешь по-настоящему.
после сжатия
Слушая утренний концерт птиц , я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Источник информации - Левченко О.С., Тишина Т.Н. "Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс" Омск 2009

Итак, девятиклассники понемногу начинают волноваться. Русский язык – непростой экзамен, ведь кроме знания правил, нужно уметь писать изложения, понимать главную мысль текста, четко излагать свои мысли и подбирать правильную аргументацию в развернутых ответах на вопросы по тексту.

В нашей первой статье, посвященной ОГЭ, мы попробуем дать несколько полезных советов по подготовке к первой части экзамена по русскому - изложению. В марте уже пора начинать активно тренироваться.

1. Фокус на главном!

Изложения в школе пишут в каждом классе, поэтому часто школьники считают, что здесь проблем возникнуть просто не может. С одной стороны, тренировка всегда помогает, с другой – есть несколько моментов, на которые имеет смысл обратить пристальное внимание.

На экзамене в первом задании требуется написать сжатое изложение.

При сжатом изложении не нужен подробный пересказ текста. От школьника требуется другой важный навык – понять основное содержание и ключевые моменты, поддерживающие главную мысль. Все остальное не только можно, но и нужно опустить.


Чем меньше вы растекаетесь мыслью по древу, чем четче формулируете, тем лучше. Главное в формате сжатого изложения – ясно передать ядро текста с авторскими аргументами и примерами (их называют микротемами). Вот именно в этом направлении и нужна тренировка. Тексты для прослушивания есть в открытом доступе на сайте ФИПИ. Как же с ними работать?

2. Первое прослушивание = план

Включите аудиозапись, внимательно прослушайте текст. Записывать во время чтения ничего не надо! Попытка стенографирования – большая ошибка школьников. Часто при таком подходе ускользает смысл текста, пропущенные куски очень трудно восстановить, ведь они пролетели мимо ушей.

Попробуйте просто сосредоточиться и понять, о чем вам рассказывают. Сразу схватите главную тему, обратите внимание на аргументы или примеры автора. И обязательно – на стиль!

Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный на деловой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.


После того, как вы прослушали текст, запишите основную тему и важные моменты, которые вы отметили. То есть составьте краткий план работы. Так у вас перед глазами появится схема, на которую вы будете опираться.

3. От второго прослушивания к черновику

А вот во время второго прослушивания работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.

Совет – пишите не подряд, оставляйте между намеченными абзацами достаточно места, чтобы вписать туда по памяти недостающее.

Итак, у вас есть план изложения и намеченные абзацы. Теперь пишем черновик. Не торопитесь, не бойтесь что-то упустить. Тексты для изложений по силам каждому школьнику. Пишите по абзацам, вспоминая услышанное. Старайтесь сохранять авторский стиль, не допускать отсебятины.


Написав черновик, обязательно сверьте свой первоначальный план с получившимся текстом. Подумайте, все ли вы учли, «прокрутите» текст в голове. Раскрыли ли вы тему? Соответствует ли написанное авторской логике? Достаточно ли внятно изложены микротемы и ведут ли они к главной мысли, высказанной в тексте? Если вы удовлетворены работой, переходите к проверке орфографии и пунктуации.

4. Проверяем себя

Уровень грамотности во время экзамена также оценивается, а баллы за ошибки снижают. Но вы пишете не диктант, а изложение, этот формат работает на вас. При любых сомнениях в написании слова вспоминайте синонимы. Меняйте слова, словосочетания, даже предложения, если не уверены в правильности орфографии и пунктуации. В изложении важно не использование точных авторских слов, а передача смысла.


Но помните, что писать телеграфным стилем позволено или Хэмингуэю, или ученику начальной школы. От девятиклассника все же ждут развернутых предложений, поэтому не нужно хитрить в надежде избежать ошибок, это может обернуться против вас.

5. Как понять, что все получилось

Итак, вы тренируете свои навыки, но как понять, что все получается? Во-первых, можно для начала потренироваться на печатных текстах. Так вы лучше будете видеть соответствие изложения и оригинала. Попробуйте прочитать текст самостоятельно вслух, убрать текст, записать план. Прочитайте второй раз, уберите, запишите план по абзацам. Напишите черновик. Проверьте грамотность. А потом сверьте оба текста.

Во-вторых, можно привлекать родителей и друзей – пусть прочитают вам текст, а вы действуйте по вышеизложенной схеме. С друзьями тренироваться очень удобно – можно читать по очереди и проверять работы друг друга.

Ну, и в-третьих, если вы чувствуете неуверенность, еще есть время прокачать свои навыки на курсах или с помощью репетиторов.


Изложение – это, прежде всего, анализ текста, быстрое понимание главной мысли. Этому можно научиться даже если до экзамена осталось всего ничего.


Удачи в подготовке к экзаменам!

– сжатое изложение текста, который дважды прослушивается в аудиозаписи. Вам придётся не только «включить» память, но и продемонстрировать умение перерабатывать полученную информацию, выделяя в ней самое главное, существенное.

Что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение — текст в сокращении, без мелких подробностей и второстепенной информации. Это что-то вроде грамотно составленного конспекта (очень хорошо, кстати, если правильно писать конспекты вас научили на уроках литературы, истории или географии).

Сжатым считается текст, сокращённый на 1/3. Однако на ОГЭ требования несколько другие. В демоверсии ОГЭ 2015 года в тексте для прослушивания 152 слова, а требуемый объём изложения — от 70 слов (это чуть больше, чем треть исходного текста).

Оптимальное количество слов в изложении ОГЭ — 70-90 (служебные слова и междометия также входят в подсчёт). Многие учителя-эксперты полагают, что изложение большего объёма уже не является сжатым и нещадно снижают баллы за работы, где слов слишком много. Так что не рискуйте — пишите от 70 до 90 слов, не больше и не меньше.

Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?

Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ, а о том, как и кто проверяет экзаменационные работы, почитайте .

Разберёмся с каждым критерием в отдельности.

Критерий 1. Содержание.

От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста — и выставляет соответствующий балл.

Что такое микротема?

Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема — это то, о чём говорится в тексте). Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца . (Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения).

Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.

Нужен конкретный пример? В одной из статей на нашем сайте такой пример есть — перейдя по ссылке, вы сможете .

Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь понять, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.

Критерий 2. Сжатие текста.

При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.

Что такое приёмы сжатия текста?

При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.

Текст сокращается по правилам. Одно из них – использование определённых действий, которые называются приёмами сжатия (их также называют языковыми приёмами компрессии текста ). Если вы владеете этими приёмами, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме.

Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.

Основные приёмы сжатия текста:

1. Исключение.

Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?

Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию – рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!

Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?

Исключаем повторы. Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.

Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример: Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились . – Глаза мальчика засияли.

Исключаем уточнения, пояснения : Сестра жила неподалёку, на соседней улице . – Сестра жила неподалёку.

Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений , заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.

2. Обобщение.

Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков . – Мы нарвали цветов (разных цветов).

Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.

3. Упрощение.

Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).

Возможна замена сложноподчинённого предложения простым : Авиамодели, которые имеют электродвигатели , участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями , участвуют в спортивных состязаниях.

Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной . Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут ». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут .

В 2019-2020 учебном году ФИПИ принял решение НЕ МЕНЯТЬ изложения.

На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.

Как же обидно бывает, когда на экзамене по русскому языку в 9 классе вы, ребята, не получаете "4" или "5" только потому, что допустили больше орфографических ошибок, чем разрешено! А все почему? Изложения слушаем, пишем и сокращаем, тест решаем, сочинения создаем, а о практической грамотности не задумываемся! Предлагаю, друзья мои, выполнять в день по одному заданию, и тогда у вас появится шанс повысить балл за работу.

Текст изложения

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

(По С.Л. Львову)

Образец сжатого изложения

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд. Все ищут объяснений. Вернее, оправдания. Винят семью, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать о важнейшей части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, своим планам и действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка. Только умение адекватно себя оценивать позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

Хотя перспектива увеличения количества обязательных испытаний ОГЭ более чем реальна и активно обсуждается, в 2017-2018 учебном году их количество останется неизменным. Выпускникам 9-х классов предстоит сдать 5 экзаменов, 2 из которых будут обязательными (математика и русский язык), а 3 можно будет выбрать из широкого круга предметов.

Первый и основной экзамен ОГЭ 2018 – русский язык, при сдаче которого школьникам предстоит: ответить на вопросы тестовой части билета, написать краткое изложение, а также сочинение на морально-этическую тему. Обязательной с этого года станет и устная часть, которую выпускники будут сдавать отдельно в начале февраля.

В этом году экзамены по русскому языку для 9-х классов пройдут по такому расписанию:

Структура письменной части ОГЭ по русскому языку в предстоящем 2018 году не получит существенных изменений и будет включать в себя: изложение, тестовые задания и написание сочинения.

  • Изложение – это сжатый пересказ услышанного текста. Учитель дважды прочитает текст, объем которого не превышает 200 слов, а экзаменуемым необходимо будет в письменном виде пересказать текст, уложившись при этом в 70-100 слов.
  • Тестовые задания будут с кратким ответом и потребуют от девятиклассников уверенного владения правилами из области лексики, грамматики, морфологии и других тем, изученных на уроках языка.
  • Итоговое сочинение на морально-этическую тему в 2017-2018 году станет наиболее сложным испытанием для школьников, ведь если 1 задание (изложение) позволяет передать чужую мысль, то в сочинении необходимо грамотно оформить собственные взгляды на непростые для подростка вопросы.

Как писать сжатое изложение?

Изложение станет первой задачей для всех девятиклассников, сдающих ОГЭ по русскому языку в 2018 году. За первое задание можно набрать максимум 7 баллов.

Оценивается изложение по специальным критериям, которые были разработаны ФИПИ для ОГЭ 2018 года:

Критерии

Критерий №1

Содержание передано точно.

Отражены все микротемы.

Содержание передано точно.

Пропущена либо добавлена 1 микротема.

Критерий №2

Сжатие исходного текста

Сжатие присутствует по всех микротемах.

Применены приемов сжатия (1 или более).

Сжатие присутствует только в 2 микротемах.

Применены приемов сжатия (1 или более).

Сжатие присутствует только в 1 микротеме.

Критерий №3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Текст целостный, связный, изложен последовательно. Правильно разделен на абзацы. Логические ошибки в тексте отсутствуют.
Текст целостный, связный, изложен последовательно.

Есть 1 ошибка в делении на абзацы или 1 логическая ошибка.

Как видите, а отличие от изложений, которые ребятам приходилось писать на уроках в средней школе, экзаменационное задание имеет ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание. В процессе написания изложения необходимо:

  • Выделить важную и второстепенную информацию.
  • Разделить текст на три логических блока.
  • Применить различные приемы сжатия.
  • Грамотно написать новый текст.

В результате сжатия текст получится несколько сухим, ведь из него придется убрать большую часть сложных конструкций, придающих эмоциональную окраску.

Важно! Сжатие должно быть равномерным по всем блокам текста. Необходимо сладить, что бы в процессе преобразования в тексте не появилась новая информация, которой не было у автора.

В ходе написания изложения используют такие приемы сжатия:

Суть приема

Исключение

Метод предполагает удаление из текста компонентов и конструкций, без которых не пострадает смысловая нагрузка. Убрать можно:
  • повторы;
  • однородные члены предложения;
  • вводные слова;
  • рассуждения и пояснения;
  • цитаты.

Обобщение

Обобщить можно:
  • различные факты, выделив у них общее;
  • части одного предложения;
  • несколько предложений в одно.
Заменить можно:
  • сложное предложение коротким простым;
  • прямую речь в тексте косвенной;
  • однородные члены предложения (обобщающим словом);
  • часть текста одним предложением.
  • Слушая текст первый раз важно выделить основные блоки (микротемы), а также выписать ключевые слова и фразы, по которым после будет просто построить новый текст.
  • Слушая текст повторно необходимо обозначить участки сжатия, записав в черновике обобщающие слова или предложения, которыми можно заменить фрагменты текста.

Как писать итоговое сочинение?

Третьим задание ОГЭ по русскому языку будет написание короткого сочинения на морально-этическую тематику.

В 2017-2018 учебном году на ОГЭ выносятся такие темы:

  • Язык человека – это его мировоззрение.
  • Доброта.
  • Во благо народа.
  • Будущее на нашей планете зависит от каждого из нас.
  • Внешность человека как состояние его души.
  • Жизненно необходимая цель.
  • Исправить человечество нельзя.
  • Ода языку. Есть много прекрасных языков.
  • Предпочитаемый вид искусства.
  • Какие книги будут цениться в будущем.
  • Книжная культура.
  • Какие книги не стареют.
  • Если бы вы были художником.
  • Мир увлечений.
  • Мы и музыка.
  • Память.
  • Удивительный уголок природы.

Требования к сочинению хорошо известны каждому школьнику – это грамотность, раскрытие темы, а также связное и логичное изложение мыслей.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения для ОГЭ 2018:

  • Внимательно прочитать и вникнуть в предложенную тему.
  • Выделить ключевое слово и определить его лексическое значение.
  • Сформулировать тезисы.
  • Вспомнить произведения, которые могут послужить опорой для дальнейших рассуждений.
  • Составить вступление, используя типовые клише.
  • Привести 1-й аргумент, подкрепляя его примерами из истории и литературы.
  • Привести 2-й аргумент, подобрав к нему примеры.
  • Сформулировать вывод.
  • Вычитать текст и исправить возможны ошибки.
  • Аккуратно переписать чистовик.

Формат проведения устной части

С 2018 года говорение станет обязательным компонентом ОГЭ и неким допуском к выпускным экзаменам для выпускников 9-х классов. Пройдет это первое и достаточно важное испытание во вторую среду февраля.

В 2017 году устная часть успешно прошла апробацию в Татарстане, Чеченской республике и Москве. Тестировались два формата проведения экзамена:

  • Полностью соответствующий устной части экзамена по иностранным языкам (с использованием технических средств).
  • Экзамен в формате «вопрос – ответ» и живое общение с экспертом.

Также смотрите видео о нововведениях ОГЭ 2018: