Как сложилась семейная жизнь матери татьяны лариной. Цитаты. Трагедия великой актрисы

  • 17.05.2020

Вяземский Ю.П. От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах /Юрий Вяземский. - Москва.: АСТ, 2013

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».

Вопрос 1

Но боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Сколько дней Онегин сидел со своим умирающим дядей?

Ответ

Но, прилетев в деревню дяди,

Его нашёл уж на столе,

Как дань, готовую земле.

Вопрос 2

Была ли у Евгения Онегина собственная карета?

Ответ

Нет, он пользовался «ямской каретой» (глава 1, строфа XXVII).

Вопрос 3

Брат Пушкина, Лев Сергеевич, писал, что в Михайловском образ жизни Александра Сергеевича весьма походил на деревенскую жизнь Онегина. В чём именно?

Ответ

«Зимою он, проснувшись, также садился в ванну со льдом, а летом оправлялся к бегущей под горой реке, также играл в два шара на бильярде, также обедал поздно и довольно прихотливо», - писал Лев Пушкин.

Вопрос 4

Как Пушкин назвал свою главную героиню в первоначальной редакции романа? И почему изменил её имя?

Ответ

В первоначальной редакции романа Пушкин назвал свою героиню Наташей. Но затем заменил её имя на Татьяну, заметив, что впервые вводит в роман одно из «сладкозвучных греческих имён, каковы.. употребляются у нас только между простолюдинами».

Вопрос 5

Какое время года любила Татьяна Ларина?

Ответ

Татьяна (русская душою),

Сама не зная, почему

С её холодною красою

Любила русскую зиму.

Вопрос 6

Как Татьяна гадала на Крещение? В этом гадании, между прочим, ей была точно предсказана её судьба.

Ответ

Из люда, полного водою,

Выходят кольца чередою;

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней:

«Там мужички-то всё богаты,

Гребут лопатой серебро;

Кому поём, тому добро

И слава…».

Вопрос 7

Как звали любимую куклу Татьяны?

Ответ

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала…

Вопрос 8

Татьяна Ларина. А как её по отчеству?

Ответ

Дмитриевна

Вопрос 9

Как звали мать Татьяны Лариной?

Ответ

По-французски: Пашетт.

Вопрос 10

Какие награды имел отец Татьяны Лариной?

Ответ

Очаковскую медаль

Вопрос 11

С кого Пушкин писал Ольгу Ларину? Что он сам говорит в романе по этому поводу?

Ответ

… но любой роман

Возьмите и найдёте верно

Её портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Вопрос 12

Ольга с Ленским иногда играли в шахматы.

Они над шахматной доской,

На стол облокотясь, порой

Сидят, задумавшись глубоко,

И Ленский…

Какой ход делал Ленский?

Ответ

И Ленский пешкою ладью

Берёт в рассеянье свою.

Вопрос 13

Кто из соседей Лариных попал в плен к французам, в пьяном виде свалившись с коня?

Ответ

Зарецкий

Вопрос 14

Своё знаменитое письмо к Онегину Татьяна писала по-французски. Пушкин пишет:

Когда б ещё ты был со мной,

Я стал бы просьбою нескромной

Тебя тревожить, милый мой:

Чтоб на волшебные напевы

Переложил ты страстной девы

Иноплемённые слова…

К какому поэту обращены эти строки? Кого Пушкин хотел пригласить в переводчики?

Ответ

Евгения Баратынского

Вопрос 15

Кто передал письмо Татьяны Онегину?

Ответ

Татьяна - няне: «Пошли же внука своего».

Вопрос 16

Кто на именинах Татьяны первым пригласил Ольгу, а кто - Татьяну?

Ответ

Подходит к Ольге Петушков,

К Татьяне Ленский.

Вопрос 17

Какого числа и какого месяца Ленский стрелялся с Онегиным?

Ответ

Вопрос 18

С какого расстояния стали сходиться на дуэли Онегин и Ленский? С какого расстояния Онегин выстрелил в Ленского?

Ответ

Стали сходиться с расстояния в тридцать два шага. Онегин выстрелил с четырнадцати шагов.

Вопрос 19

Кто такой Лепаж?

Ответ

Лепаж - имя оружейного мастера. Из пистолета его работы Онегин убил Ленского.

Вопрос 20

Какие наручные часы были в особенной моде в пушкинскую эпоху? Как они звонили?

Ответ

Пока недремлющий бреге

Не прозвонит ему обед.

Замечательные часы парижского мастера Бреге. Знаменитый брегет! Брегет был снабжён механизмом, который, если надавить на специальную пружину, «отзванивал» время. То есть время можно было узнать, не открывая крышки. К тому же Бреге никогда не производил двух одинаковых часов.

Вопрос 21

В Петербурге Онегин мог встретить на улице другого пушкинского героя, мог обратить внимание на его яркую наружность. Про этого человека говорили, что у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Кто это?

Ответ

Германн из «Пиковой дамы»

Вопрос 22

Что видели Евгений Онегин на пробке из-под шампанского и Пьер Безухов на Пречистенском бульваре?

Ответ

Комету 1812 года

Вопрос 23

Цимлянское несут уже;

За ним строй рюмок, узких, длинных,

Подобно талии твоей…

Чьей талии?

Ответ

В «Онегине» - Зизи, в жизни Пушкина - Евпраксии Вульф.

Вопрос 24

Многие пушкинские стихотворные строки стали крылатыми выражениями. Но когда мы берём из художественного произведения одну-две строчки и делаем из и некие аксиомы, не искажаем ли общую картину? Например: «Чем меньше женщину мы любим, тем …». Правильно! «Тем легче нравимся мы ей». И вот многие теперь говорят: Пушкин так сказал. Но этими строками начинается строфа, а как она заканчивается?

Ответ

Но эта старая забава

Достойна старых обезьян

Хваленых дедовских времян…

Вопрос 25

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума…

А теперь давайте вспомним: какую надпись читал Пушкин на лице этих самых холодных красавиц, над их бровями?

Ответ

И, мнится, с ужасом читал

Над их бровями надпись ада:

Оставь надежду навсегда.

Вопрос 26

Кого ж любить? Кому же верить?

Как на эти вопросы отвечает нам Пушкин?

Ответ

Любите самого себя, достопочтенный мой читатель!

Вопрос 27

Когда бедная Татьяна Ларина приехала в Москву, эти молодые дипломаты чопорно на неё глядели и между собой неблагосклонно про неё говорили. Кто такие?

Ответ

«Архивные юноши», служащие архива Коллегии иностранных дел. В их числе могли быть Веневитинов, Одоевский, Иван и Пётр Киреевские.

Вопрос 28

В каком московском здании Татьяна Ларина впервые увидела своего будущего мужа, генерала? Помните, у Пушкина?

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц лёгкие уборы…

Что за здание?

Ответ

Дом Благородного собрания. Потом Дом Союзов, Колонный зал.

Вопрос 29

Какое психологическое объяснение даёт Пушкин, описывая внезапное увлечение Онегина некогда отвергнутой им Татьяной? Напомню вам начало: «О люди! все похожи вы…»

Ответ

О люди! все похожи вы

На прародительницу Эву;

Что вам дано, то не влечёт,

Вас непрестанно змий зовёт

К себе, к таинственному древу;

Запретный плод вам подавай,

А без него вам рай не рай.

Вопрос 30

По четырём рифмам попробуйте воспроизвести слова Онегина:

… измерен

… моя

… уверен

… я.

Ответ

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я.

Вопрос 31

А теперь по шести рифмам попробуйте восстановить ответ Татьяны Онегину:

… изувечен

… двор

… позор

… замечен

… принесть

… честь?

Ответ

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Вопрос 32

Татьяна любит Евгений, а тот «видела вдруг женщину в новой блестящей недосягаемой обстановке, - да ведь в этой обстановке-то, пожалуй, и вся суть дела… Ведь этой девочке… теперь поклоняется свет… вот почему он бросается к ней ослеплённым». Кто поставил такой диагноз Онегину?

Ответ

Достоевский

Вопрос 33

По одному из свидетельств, судьбу Онегина решил какая-то свадьба, состоявшаяся в январе 1828 года в Петербурге. Пушкин после этой свадьбы сказал венчавшейся: «Ты мне испортила моего Онегина: он должен был увезти Татьяну, а теперь… этого не сделает». Как звали женщину, «испортившую» Онегина?

Ответ

Ольга Пушкина, сестра поэта, которая вышла замуж за Павлищева.

Вопрос 34

Летом 1825 года Пушкин подарил одному человеку печатный экземпляр 2-й главы «Онегина», а в нём на почтовой бумаге были рукописные стихи. Какие стихи?

Ответ

«Я помню чудное мгновенье…»

Вопрос 35

Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…

Эти стихи могли погибнуть. Какая опасность им угрожала?

Ответ

Пушкин чуть было не проиграл 5 главу «Евгения Онегина» в карты.

Вопрос 36

Пушкин обиделся на одну из своих возлюбленных и решил высмеять её в «Евгении Онегине»:

Тут … дочь его была,

Уж так жеманна, так мала,

Так неопрятна, так писклива,

Что поневоле каждый гость

Предполагал в ней ум и злость.

Но потом Пушкин одумался и стихи в произведение не включил. Как звали девицу?

Ответ

Анна Оленина

Вопрос 37

Закончив работу над «Борисом Годуновым», Пушкин хлопал в ладоши и восклицал: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!». А в тот день, когда Пушкин закончил роман «Евгений Онегин», он написал стихотворение «Труд». О чём там говорилось?

Ответ

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Няня и семья Татьяны Лариной. Цитатная характеристика
Краткая характеристика
Семья Татьяны Лариной играет важную роль в романе "Евгений Онегин" Пушкина.
Евгений Онегин приезжает в деревню своего дяди. Здесь Онегин знакомится со своими соседями по имению - Владимиром Ленским и семьей Лариных.
Членами семьи Татьяны Лариной являются следующие герои: покойный отец Дмитрий Ларин, мать Полина (Прасковья) Ларина, сестра Ольга Ларина, няня Филипьевна.
Отец Татьяны Лариной - Дмитрий Ларин. Отец Татьяны умер, вероятно, несколько лет назад (до знакомства Лариных с Онегиным). Известно, что господин Ларин умер, будучи пожилым человеком: "...И так они старели оба. / И отворились наконец / Перед супругом двери гроба..."
Дмитрий Ларин был добрым человеком и хорошим барином для своих крепостных: "...Отец ее был добрый малый, / В прошедшем веке запоздалый..." "...Он был простой и добрый барин... Смиренный грешник, Дмитрий Ларин..."
По словам автора, Дмитрий Ларин был разумным человеком: "...Разумный муж уехал вскоре / В свою деревню..."
Господин Ларин когда-то был бригадиром (военный чин 5-го класса): "...Господний раб и бригадир..."
Дмитрий Ларин очень любил свою жену и во всем ей верил: "...Но муж любил ее сердечно, / В ее затеи не входил, / Во всем ей веровал беспечно..."
Мать Татьяны Лариной - Полина (Прасковья) Ларина. Её зовут Pachette (Пашенька), то есть Полина, или Прасковья: "...«Княжна, mon ange!» – «Pachette!» – «-Алина»!..."
В юности мать Татьяны была влюблена в одного сержанта. Но ее выдали замуж за Дмитрия Ларина - будущего отца Татьяны: "...Но, не спросясь ее совета, / Девицу повезли к венцу..." Госпожа Ларина сначала не любила своего мужа (Дмитрия Ларина) и даже хотела развестись с ним: "...Рвалась и плакала сначала, / С супругом чуть не развелась..." Однако со временем их жизнь наладилась.
Госпожа Ларина научилась управлять своим добрым мужем и зажила счастливо: "...Открыла тайну, как супругом / Самодержавно управлять, / И всё тогда пошло на стать..."
Онегин знакомится с Лариными, когда мать Татьяны - это уже не молодая женщина, "старушка": "...Ларина проста, / Но очень милая старушка..."
Сестра Татьяны Лариной - Ольга Ларина. В отличие от Татьяны, Ольга всегда весела: "...Всегда как утро весела..."
Няня Татьяны Лариной – Филипьевна. Этобрая старушка-крестьянка: "...Уж ей Филипьевна седая / Приносит на подносе чай..." "...С платком на голове седой, / Старушку в длинной телогрейке..."
Няня Филипьевна вышла замуж совсем девочкой - в 13 лет (об этом она рассказывает Тане в одной из бесед): "...Мой Ваня / Моложе был меня, мой свет, / А было мне тринадцать лет..." Она вышла замуж не по любви, как и многие крестьянки, которых выдавали замуж насильно: "...В эти лета / Мы не слыхали про любовь..."
Княжна Алина и московские родственники. Княжна Алина - это кузина (двоюродная сестра) старушки Лариной, то есть двоюродная тетя Татьяны Лариной. Именно у этой тетки Ларины останавливаются в Москве, когда приезжают на "ярмарку невест": "...К старой тетке, / Четвертый год больной в чахотке, / Они приехали теперь..."
Приехав в Москву. Татьяна и ее мать посещают своих многочисленных московских родственников. Родня помнит Татьяну еще ребенком: "...И вот по родственным обедам / Развозят Таню каждый день / Представить бабушкам и дедам..." "...Родне, прибывшей издалеча, / Повсюду ласковая встреча..." (о Татьяне и ее матери)
Владимир Ленский. Одним из членов семьи Лариных можно считать Владимира Ленского. Владимир знает Лариных с детства. Еще ребенком он играл с маленькой Ольгой и сидел на коленях у отца Лариных: "...Он на руках меня держал. Как часто в детстве я играл / Его Очаковской медалью!..." (об отце Лариных)

Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует ее. Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все.
В них она искала соответствий своим переживаниям и поэтому:
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Татьяна таким образом создала в своем воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного. Именно таким и явился в ее глазах Онегин.
Татьяна близка к русской природе:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод.

Отношение к природе помогает глубже раскрыть характер героини. От природы она одарена:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.

Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Татьяна мечтала о человеке, который бы внес в ее жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание. Будучи «законодательницей зал» в Петербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность. Так, она заявляет Онегину:

Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.

Душевные качества Татьяны раскрываются еще глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над ее чувством:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Типичными являются и образы Ольги и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное. С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна, с другой - мать-Ларина - крепостница, «открывшая тайну, как супругом самодержавно управлять», а Ольга быстро забывает убитого Ленского, выйдя замуж за проезжего улана.

Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Ее выдали замуж, «не спросясь ее совета». Она «рвалась, и плакала сначала», потом «хозяйством занялась», привыкла и «довольна стала»:
Привычка усладила горе.
Она вела жизнь типичной русской барыни:

Брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.

Но вместе с тем она - хранительница «привычек милой старины», столь дорогих автору:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели.

Также с известной долей иронии начертан образ Ольги. Пушкин рисует портрет красавицы:
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге...

Но одновременно с этим автор подчеркивает типичность ее образа и так выражает к нему отношение:
...но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил;
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

«Не долго плакала» Ольга после смерти Ленского. Автор осуждает это непостоянство Ольги:

Увы! Невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье…
Улан умел ее пленить.

В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых «прочили за полурусского соседа». Сатирически изображена и московская «ярманка невест». Особо следует отметить и образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.
Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа. Кроме того, женские образы имеют вполне самостоятельное значение. Они дополняют «картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития».

Татьяна не единственный женский персонаж в романе, но благодаря силе и глубине ее натуры этот образ выходит на первый план в произведении и вокруг него выстраивается вся система женских образов. В противопоставлении и сопоставлении Татьяны с матерью, сестрой, московской княжной Алиной и няней раскрываются две основные темы и антитезы романа: «Национальное и европейское», «Город и деревня». Для формирования такого характера, как у Татьяны Лариной, недостаточно влияния семьи. Для этого основа человека должна отличаться исключительными, индивидуальными качествами. И это автор подчеркивается, вводя еще один женский образ - сестры Татьяны Ольги.

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила... –

таков легкий характер сестры Татьяны. Ольга естественна и «резва», но в целом она слишком обыкновенна и поверхностна: благосклонно принимает ухаживания Ленского, но при этом, не задумываясь, кокетничает с Онегиным, что приводит впоследствии к смерти ее жениха, которого она совсем недолго оплакивает:

Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить
Улан любил ее душою...

И даже когда она «любит», вся ее любовь выражается в улыбке. «Улыбкой Ольги ободренный,» - вот единственное, что позволяет Ленскому почувствовать ответную любовь Ольги. Ее обычность и заурядность подчеркнута портретом:

Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан...

Татьяна полностью противопоставлена Ольге, сравнением двух сестер в романе поэт подчеркивает глубину характера Татьяны, ее неординарность и серьезность. Сопоставление же ее с няней и анализ их взаимоотношений показывает их душевную близость, близость дворянки и крестьянки, но и одновременно указывает на их различия.
Татьяна пытается поговорить с няней как с самым близким ей человеком о своей любви, о чувствах, но няня ее просто не понимает. С одной стороны, это свидетельство чрезмерного увлечения Татьяны романтическими мечтами. Но с другой стороны, их диалог демонстрирует разницу между дворянством и крестьянством вообще.

Как показал исследователь Ю.М. Лотман в комментариях к роману, Татьяна и няня вкладывают принципиально разное значение в слово «любовь»: для Татьяны это высокое романтическое чувство, а для простой крестьянки - грешная любовь к мужчине.
Сопоставление женских образов играет большую роль не только в обрисовке характеров героев, но и в раскрытии важных тем романа: «Город и деревня», «Национальное и европейское». Достигается эта цель за счет явных и скрытых противопоставлений персонажей. Так сравниваются Татьяна и Ольга. Татьяна, несомненно, героиня национальная. Она «русская душою», по выражению Пушкина; любит природу России, се традиции и фольклор. Ольга же никак не связана с национальной темой в романе. Хоть косвенно, но автор подчеркивает ее «иностранность»: у нее есть «уездной барышни альбом» на французский манер, ее жених - оторванный от реальности молодой человек, учившийся в Германии и в деревне считавшийся «полурусским соседом». Она равнодушна к природе, и об отношении ее простому народу не сказано ни слова, хотя очевидно, ее тоже воспитывала няня.

Противопоставлена также мать сестер Лариных самой себе, только юной, московской барышне, причем явно не в пользу последней. Судить об авторской позиции а вопросе о том, что лучше: национальное или европейское, - можно по оценке поэтом отдельных персонажей. Татьяна - его «милый идеал», а ее мать намного более счастлива, будучи русской помещицей, нежели если бы она осталась в деревне «московской барышней».
Образ матери Татьяны работает также и на раскрытие темы «Город и деревня». В деревне Прасковья Ларина имеет семью, занимается хозяйством, а ее московская кузина Алина, ни капли не изменившись (при их встрече последняя чуть ли не сразу начинает говорить о давно забытом Лариной общем знакомом), по видимости, не имеет семьи и, тем более, своего дела, что явно говорит не пользу городской жительницы.

Эта же идея подтверждается при сопоставлении Татьяны и московских барышень, Татьяны и петербургских красавиц. Татьяна с ее чтением книг, любовью к природе и серьезностью характера кажется на порядок выше столичных обитательниц, даже столь блестящих, как «Клеопатра Невы» Нина Воронская. Что и говорить о московских девушках, которые только и заняты тем, что

поверяют нараспев
Сердечны тайны, тайны дев,
Чужие и свои победы,
Надежды, шалости, мечты.

Но все же категорично судить о том, что для Пушкина лучше или хуже, нельзя, так как система женских образов - лишь один из инструментов для выражения авторской мысли, а «Евгений Онегин» - произведение многосторонне, сложное и неоднозначное.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин поставил в центр сильный женский образ, сосредоточив на нем решение главных нравственно-философских задач, и наделил свою героиню национальными, русскими чертами. Новаторство поэта оказало огромное влияние на литературу всего XIX века и положило начало традиции реализма в России, определило особенности создания женских образов и их специфическую роль в произведениях последующих русских писателей. И конечно, можно лишь согласиться со словами Белинского, который сказал: «Едва ли не весь подвиг поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».

Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует ее. Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все.

В них она искала соответствий своим переживаниям и поэтому:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Татьяна таким образом создала в своем воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного. Именно таким и явился в ее глазах Онегин.

Татьяна близка к русской природе:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод.

Отношение к природе помогает глубже раскрыть характер героини. От природы она одарена:

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Татьяна мечтала о человеке, который бы внес в ее жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание. Будучи «законодательницей зал» в Петербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность. Так, она заявляет Онегину:

Сейчас отдать я рада,

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище.

Душевные качества Татьяны раскрываются еще глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над ее чувством:

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Типичными являются и образы Ольги и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное. С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна, с другой - мать-Ларина - крепостница, «открывшая тайну, как супругом самодержавно управлять», а Ольга быстро забывает убитого Ленского , выйдя замуж за проезжего улана.

Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Ее выдали замуж, «не спросясь ее совета». Она «рвалась, и плакала сначала», потом «хозяйством занялась», привыкла и «довольна стала»:

Привычка усладила горе.

Она вела жизнь типичной русской барыни:

Брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -

Все это мужа не спросясь.

Но вместе с тем она - хранительница «привычек милой старины», столь дорогих автору:

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели.

Также с известной долей иронии начертан образ Ольги. Пушкин рисует портрет красавицы:

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Все в Ольге...

Но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет: он очень мил;

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

«Не долго плакала» Ольга после смерти Ленского. Автор осуждает это непостоянство Ольги:

Увы! Невеста молодая

Своей печали неверна.

Другой увлек ее вниманье…

Улан умел ее пленить.

В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых «прочили за полурусского соседа». Сатирически изображена и московская «ярманка невест». Особо следует отметить и образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.

Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа. Кроме того, женские образы имеют вполне самостоятельное значение. Они дополняют «картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития».

Татьяна не единственный женский персонаж в романе, но благодаря силе и глубине ее натуры этот образ выходит на первый план в произведении и вокруг него выстраивается вся система женских образов. В противопоставлении и сопоставлении Татьяны с матерью, сестрой, московской княжной Алиной и няней раскрываются две основные темы и антитезы романа: «Национальное и европейское», «Город и деревня». Для формирования такого характера, как у Татьяны Лариной, недостаточно влияния семьи. Для этого основа человека должна отличаться исключительными, индивидуальными качествами. И это автор подчеркивается, вводя еще один женский образ - сестры Татьяны Ольги.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила... –

таков легкий характер сестры Татьяны. Ольга естественна и «резва», но в целом она слишком обыкновенна и поверхностна: благосклонно принимает ухаживания Ленского, но при этом, не задумываясь, кокетничает с Онегиным, что приводит впоследствии к смерти ее жениха, которого она совсем недолго оплакивает:

Другой увлек ее вниманье,

Другой успел ее страданье

Любовной лестью усыпить,

Улан умел ее пленить

Улан любил ее душою...

И даже когда она «любит», вся ее любовь выражается в улыбке. «Улыбкой Ольги ободренный,» - вот единственное, что позволяет Ленскому почувствовать ответную любовь Ольги. Ее обычность и заурядность подчеркнута портретом:

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Татьяна полностью противопоставлена Ольге, сравнением двух сестер в романе поэт подчеркивает глубину характера Татьяны, ее неординарность и серьезность. Сопоставление же ее с няней и анализ их взаимоотношений показывает их душевную близость, близость дворянки и крестьянки, но и одновременно указывает на их различия.

Татьяна пытается поговорить с няней как с самым близким ей человеком о своей любви, о чувствах, но няня ее просто не понимает. С одной стороны, это свидетельство чрезмерного увлечения Татьяны романтическими мечтами. Но с другой стороны, их диалог демонстрирует разницу между дворянством и крестьянством вообще.

Как показал исследователь Ю.М. Лотман в комментариях к роману, Татьяна и няня вкладывают принципиально разное значение в слово «любовь»: для Татьяны это высокое романтическое чувство, а для простой крестьянки - грешная любовь к мужчине.

Сопоставление женских образов играет большую роль не только в обрисовке характеров героев, но и в раскрытии важных тем романа: «Город и деревня», «Национальное и европейское». Достигается эта цель за счет явных и скрытых противопоставлений персонажей. Так сравниваются Татьяна и Ольга. Татьяна, несомненно, героиня национальная. Она «русская душою», по выражению Пушкина; любит природу России, се традиции и фольклор. Ольга же никак не связана с национальной темой в романе. Хоть косвенно, но автор подчеркивает ее «иностранность»: у нее есть «уездной барышни альбом» на французский манер, ее жених - оторванный от реальности молодой человек, учившийся в Германии и в деревне считавшийся «полурусским соседом». Она равнодушна к природе, и об отношении ее простому народу не сказано ни слова, хотя очевидно, ее тоже воспитывала няня.

Противопоставлена также мать сестер Лариных самой себе, только юной, московской барышне, причем явно не в пользу последней. Судить об авторской позиции а вопросе о том, что лучше: национальное или европейское, - можно по оценке поэтом отдельных персонажей. Татьяна - его «милый идеал», а ее мать намного более счастлива, будучи русской помещицей, нежели если бы она осталась в деревне «московской барышней».

Образ матери Татьяны работает также и на раскрытие темы «Город и деревня». В деревне Прасковья Ларина имеет семью, занимается хозяйством, а ее московская кузина Алина, ни капли не изменившись (при их встрече последняя чуть ли не сразу начинает говорить о давно забытом Лариной общем знакомом), по видимости, не имеет семьи и, тем более, своего дела, что явно говорит не пользу городской жительницы.

Эта же идея подтверждается при сопоставлении Татьяны и московских барышень, Татьяны и петербургских красавиц. Татьяна с ее чтением книг, любовью к природе и серьезностью характера кажется на порядок выше столичных обитательниц, даже столь блестящих, как «Клеопатра Невы» Нина Воронская. Что и говорить о московских девушках, которые только и заняты тем, что

поверяют нараспев

Сердечны тайны, тайны дев,

Чужие и свои победы,

Надежды, шалости, мечты.

Но все же категорично судить о том, что для Пушкина лучше или хуже, нельзя, так как система женских образов - лишь один из инструментов для выражения авторской мысли, а «Евгений Онегин» - произведение многосторонне, сложное и неоднозначное.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин поставил в центр сильный женский образ, сосредоточив на нем решение главных нравственно-философских задач, и наделил свою героиню национальными, русскими чертами. Новаторство поэта оказало огромное влияние на литературу всего XIX века и положило начало традиции реализма в России, определило особенности создания женских образов и их специфическую роль в произведениях последующих русских писателей. И конечно, можно лишь согласиться со словами Белинского, который сказал: «Едва ли не весь подвиг поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».